Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Взаимосвязь эстетического и художественного в процессе формирования личностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Третий уровень связи эстетического и художественного — педагогический. Речь идет здесь не об узко понимаемой школьной педагогике, но обо всем многообразии форм и способов целенаправленной передачи накопленного человечеством опыта каждому вступающему в жизнь индивиду; эта деятельность начинается в семье, она продолжается в дошкольных воспитательных учреждениях, в начальной, средней и высшей школе и сопровождается различными средствами внешкольного образования, обучения и воспитания; она включает в себя, наконец, становящуюся все более важной и действенной в нашу эпоху ауто-педагогику — самообразование, самообучение, самовоспитание. Короче говоря, педагогическая деятельность в широком смысле слова есть осознанный и целеориентированный процесс приобщения человека к культуре, осуществляемый профессионально и самодеятельно в специально созданных для этого учреждениях и в семейном быту, в дружеском общении, во всех сферах практической деятельности людей и личности наедине с собою. Деятельность эта необходима и чрезвычайно важна социально — что уже отмечалось и объяснялось в первой части нашего курса, — так как у человека в отличие от всех животных программы поведения не передаются генетическим путем, они могут транслироваться только с помощью «механизма» внегенетического наследования — функционированием культуры. Для этого исторически сложились разные, хотя, разумеется, и взаимосвязанные средства, обусловленные своеобразием тех видов деятельности, плоды которых и методы которых нужно передавать из поколения в поколение: познание действительности, ее ценностное осмысление, проектирование будущего и целостное
воссоздание искусством реального бытия человека в мире. Соответственно в многовековой практике педагогической деятельности выкристаллизовались относительно самостоятельные ее формы, имеющие специфические цели и средства: — образование как способ передачи знаний; — воспитание как способ передачи ценностей; — развитие способности строить проекты несуществующего, но желанного, идеалы, «модели потребного будущего»; — обучение как специфический способ передачи обретенных людьми умений практически применять знания, ценности и проекты; — формирование потребности и способности общения — с другими людьми, с природой, с художественными образами. Такова общая структура педагогической деятельности, в ходе которой формируются эстетическое и художественное сознание, а значит, и стимулируемые ими способы деятельности и формы поведения. Эстетическое воспитание является целенаправленным формированием вкуса и установки на определенный уровень практической деятельности, т. е. одним из направлений «воспитания чувств», если воспользоваться удачным выражением Г. Флобера, тогда как художественное воспитание не сводится к формированию художественного вкуса (хотя и этот процесс своеобразен), но включает в себя и соответствующее образование, и специализированное обучение. Действительно, поскольку эстетическое отношение универсально, не существует какой-либо специальной «эстетической технологии», которой можно было бы обучить, а поскольку оно является формой внепонятийного переживания реальности, нет никаких «эстетических знаний», которые можно было бы передавать ученикам на соответствующих уроках; эстетическое отношение к миру — именно к миру, независимо от конкретной формы его бытия — природной, социальной, человеческой, культурно-предметной, — распространяет свое действие на все чувственно воспринимаемые (как мы помним, зримые, слышимые или воображаемые в этом их зримом или слышимом обличье) предметные реалии. Потому ни в семье, ни в школе, ни в университете, ни в доме культуры эстетическое воспитание не может быть специальным занятием, уроком в учебном плане, темой лекций, но может и должно быть стороной, гранью, аспектом всех форм общения с детьми, учениками, молодыми людьми — общения с ними их родителей и более эстетически развитых
друзей, учителей и наставников, писателей и художников. Суть эстетического воспитания состоит в том, чтобы показать, как общие законы красоты, величия, трагизма, комизма конкретно проявляются в данной области бытия, в данной сфере человеческой деятельности, в данном виде искусства, — ибо каждая эстетическая ценность остается сама собою во всех ее модификациях, но в реальном своем существовании она индивидуально своеобразна, уникальна, — так своеобразны красота ели, сосны и пальмы, красота орла, ласточки и чайки, красота автомобиля каждой марки и платья каждого фасона, красота звучания скрипки, гитары и трубы, красота танцевальных движений мужского и женского тела, красота древнерусского, готического и классицистического храмов... Воспитывать эстетический вкус значит не только культивировать заложенные в нем потребность общения с красотой и способность бескорыстного ее переживания, но и развивать его «мастерство» — вырабатывающееся в практике, в индивидуальном опыте личности ее умение опознавать эстетическую ценность в каждом особенном ее проявлении. Потому о человеке говорят, что либо он обладает развитым вкусом, либо вкус его примитивен, вульгарен, что проявляется и в том и в другом случае на всех направлениях его действия: в выборе одежды, обстановке жилища, в лексике, походке, художественных интересах. Иначе обстоит дело с формированием художественного сознания. Процесс этот гораздо более сложен по своей структуре — он включает в себя как необходимый компонент воспитание эстетического отношения к искусству, но никак к нему не сводится. Он выражается прежде всего в начальном художественном обучении ребенка — в семье, в различных кружках и студиях — владению средствами определенного вида искусства — музыкальным инструментом, кистью и красками, лепкой в пластелине или резьбой по дереву, движениями народного или классического танца; обучение практическому владению материалом, средствами, основами мастерства продолжается в школе на уроках пения, рисования, а иногда и на уроках труда, должно было бы входить и в программу преподавания литературы — нужно учить детей умению писать рассказы, сказки, фельетоны, скетчи, стихи и одновременно искусству исполнения литературных текстов — поэтических, прозаических и драматических. Цель такого обучения — не столько подготовка профессиональных или хотя бы самодеятельных художников, сколько развитие понимания искусства «изнутри «как деятельности, соединяющей творчество и ремесло, вдохновение и труд, объективное и субъективное, рациональное и эмоционально-интуитивное, традиционное и новаторское, общезначимое и индивидуально-неповторимое, вер-
бализуемое и не поддающееся осознанию и словесному формулированию, репродуктивное и импровизационное, рождающееся из взаимодействия природной одаренности и обретаемого в учении мастерства... Ибо понять эту противоречивую природу художественного творчества может лучше всего тот, кто сам, практически испытывает меру своей способности подлинно художественно мыслить и полноценно художественно созидать. Вместе с тем поскольку мировая история искусства накопила огромные запасы художественных ценностей, освоение которых требует знания этой истории как постоянной смены типов творчества, воплощавших различные методы образного воссоздания жизненной реальности, стилей и манер, постольку современный человек может овладеть всем этим замечательным наследием, лишь изучая его, обретая как можно более широкие и глубокие знания в данной области — знания истории художественной жизни общества в целом и развития каждого вида искусства как особого ее проявления. Такова необходимость введения в программу современной школы преподавания истории литературы и других видов искусства и обобщающего их предмета — истории мировой художественной культуры. Что же касается художественного воспитания как процесса целенаправленного формирования литературного, музыкального, живописного и других вкусов, то оно может и должно осуществляться в ходе художественного обучения и образования как необходимый компонент этих форм педагогической деятельности, потому что особенность данного рода умений и знаний состоит в превращении некоего сконструированного человеком объекта (артефакта, по современной терминологии) в носителя особого рода ценности; ее наличие или отсутствие и нужно уметь определять, для чего и выработан исторически такой духовный «прибор», как художественный вкус. Формирование, развитие, шлифовка вкуса требует как можно более широкого и стабильного непосредственного общения учеников с живыми плодами художественного творчества в его классических и современных проявлениях, ибо только в прямом чувственном соприкосновении с воплощенной в произведениях искусства художественной реальностью обретается ее понимание — подобно тому, как только жизненный опыт дает нам истинное понимание реальной жизни, бытийную мудрость. Учитель способен лишь тактично направлять этот процесс, помогать отличать подлинные ценности от мнимых, но суждение вкуса долж-но выноситься учеником самостоятельно, как осознание собственного переживания, а не подчинение авторитету педагога. Потому большая нагрузка — нередко решающая — в формировании художественного вкуса ложится на тот опыт общения мо-
лодого человека с искусством, который обретается им за пределами учебного заведения, — во впечатлениях, получаемых при восприятии телевизионных программ и видеофильмов, посещении кинотеатров, концертов, дискотек, выставок, чтении книг за пределами рекомендаций школьной и университетской учебных программ, наконец, художественно оформленной среды, городской и собственного жилья, которая оказывает повседневное и потому особенно сильное, хотя и остающееся чаще всего незаметным воздействие на формирующийся вкус входящих в жизнь молодых людей. В наших руководящих педагогических органах, да и в самих школах, укоренилось представление о преподавании художественной литературы и других искусств как о «предметах эстетического цикла», из чего следует (и практика показывает, что так обстоит дело в действительности), что уроки математики, физики, химии, биологии, родного и иностранных языков, физкультуры, труда и т. д. не имеют и не должны иметь никакого эстетического потенциала, что эстетические цели должны преследоваться только на уроках рисования, пения да и литературы в тех не слишком частых случаях, когда в ней видят искусство слова, а не иллюстрации к социально-историческим процессам. Если же наша педагогика поймет — и обучение будущих учителей в педагогических учебных заведениях реализует это понимание — возможность и необходимость выявления специфического эстетического потенциала в процессе преподавания всех без исключения дисциплин, то цель предметов художественного цикла можно будет увидеть более широко — в единстве художественного воспитания, художественного образования и художественного обучения. Широкие возможности открываются при дополнении художественного воспитания самовоспитанием, художественного образования самообразованием и художественного обучения самообучением. Дополнение это является осознанной и целенаправленной ориентацией деятельности личности, обладающей достаточно высоким уровнем интеллекта, духовных потребностей и исходного художественного тезауруса, для самостоятельных активных действий в данном направлении, с помощью учебных пособий, методических рекомендаций, книг научно-популяризаторского характера, регулярного посещения музеев, выставок произведений современного искусства, концертных филармонических программ, циклов лекций на историко-художественные темы, собирания собственной библиотеки, фонотеки, диатеки... Культурно-просветительная работа должна быть направлена на всемерное стимулирование самостоятельных действий все более широ-
кого круга людей в данном направлении и их обеспечение необходимыми, способствующими этому средствами. Обобщая все сказанное, уточню схему, иллюстрировавшую взаимоотношения эстетического и художественного в предыдущих изданиях «Лекций...», ибо речь идет не об однородных сферах культуры, накладывающихся друг на друга, а о взаимосвязи разномодальных систем: Теперь мы можем перейти к детальному анализу самой художественной деятельности, ее строения, функционирования и развития, ее места и роли в культуре и ее способности образовать в пространстве культуры особую область, именуемую художественной культурой.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.157.133 (0.007 с.) |