Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование зрения частичнозрячих и слабовидящих в процессе учебной деятельности

Поиск

Зрительные ощущения частичнозрячих и слабовидящих качественно отличаются от одноименных ощущений нормально видящих, что проявляется в понижении остроты зрения, световой и цветовой чувствительности, сужении поля зрения. Перед педагогом школы слепых и слабовидящих стоит ответственная задача охраны и развития нарушенных зрительных функций.

Тифлопедагогу следует знать, что охрану зрения нельзя представлять, как запрет им пользоваться. Полное его выключение при учебно-трудовой деятельности может повлечь за собой редукцию глубоко нарушенного зрительного восприятия. Вместе с тем использование поврежденного зрения не должно приносить дальнейшего ущерба. Рациональное включение остаточного зрения в деятельность не только не ухудшает состояние зрительных функций, а, наоборот, увеличивает скорость восприятия, улучшает различительную способность, цветовое зрение, способствует развитию дифференцированного зрительного восприятия. (стр. 149)

Исходя из рекомендаций офтальмолога, тифлопедагог должен использовать зрение учащихся в процессе обучения, так как эффект сенсибилизации, то есть устойчивое повышение чувствительности, можно получить только в результате включения анализатора в деятельность. Разумеется, зрительная нагрузка частичнозрячих и слабовидящих должна строго дозироваться соответственно степени и характеру нарушения зрительных функций и протекать в оптимальных для зрительной работы условиях, к которым относятся уровень освещенности рабочего места, использование средств оптической коррекции, разнообразные качества наглядных пособий (величина, контрастность, цветность), размер нагрузки и т.д.

Одним из важнейших условий для нормального протекания зрительной работы является уровень освещенности рабочего места. Согласно последним исследованиям минимально допустимой для лиц с дефектами зрения является освещенность, равная 500 лк, а верхней оптимальной границей - 1000 лк. Повышение освещенности до определенного уровня (1000-1500 лк) благотворно действует на зрительную чувствительность, снижая ее пороги. С повышением освещенности увеличивается скорость различения, улучшается видимость. Высокий уровень освещенности не противопоказан даже для лиц, страдающих светобоязнью, при условии использования дымчатых фильтров. Наличие среднего оптимального уровня освещенности отнюдь не исключает необходимости индивидуального подхода, при котором врачом должен быть подобран наиболее подходящий для данного ученика уровень.

Освещенность рабочего места необходимо устанавливать, исходя из зрительной патологии:

1. При близорукости 500 - 700 люкс;

2. При заболеваниях оптических сред: при афакии и помутнении роговицы 100-250 люкс; при катаракте 250-700 люкс;

3. При аномалиях рефракции и амблиопии 250-700 люкс;

4. При заболеваниях зрительно-нервного аппарата 250-700.люкс.

Учитывая, что заболевания глаз чаще всего носят комбинированный характер, наиболее приемлемой принято считать освещенность в 500-700 люкс.

Важным условием является, и соблюдение определенного расстояния от глаза до рассматриваемого объекта, которое может колебаться в пределах от 25 до 33 см. При снижении остроты зрения (стр. 150) указанное расстояние сохраняется за счет использования средств оптической коррекции.

Большое значение для успешной зрительной работы имеют качества предъявляемых объектов: размеры и контрастность изображения, его цветность и т.д. При подборе объектов для зрительной работы необходимо учитывать состояние всех зрительных функций.

Наиболее важной характеристикой является величина объектов. Предельно минимальные размеры объектов различения зависят от остроты зрения и составляют:

при 0,01-0,03 - 15 мм;

0,04-0,08 - 5мм;

0,09- 0,2 - 3 мм.

И, наконец, последним существенным условием является дозированне зрительной нагрузки. Критерием для определения зрительной нагрузки является утомление зрительного анализатора, возникающее на определенном этапе работы. Рекомендации в этом отношении даются врачом-офтальмологом. В настоящее время максимальной считается непрерывная зрительная нагрузка (чтение, письмо, рассматривание картин, рисование, просмотр телепередач и др.) для слабовидящих 15 минут, для частичнозрячих - 5 минут. Разумеется, эти показатели могут существенно варьировать и зависимости от состояния зрительного анализатора, характера заболевания и т.д. Так, по некоторым данным, зрительная нагрузка вызывает утомление у слабовидящих с атрофией зрительного нерва через 10 минут, а при близорукости и дальнозоркости - через 15 минут.

Однако упоминавшиеся выше нормативы в известной мере произвольны. Дело в том, и об этом уже неоднократно говорилось, что контингент учащихся школ слепых и слабовидящих очень разнороден по своему составу со стороны характера и тяжести глазных заболевании и соответственно по состоянию зрительных функций. Дозировка зрительной нагрузки, может быть объективно определена только в результате комплексного исследования всех зрительных функций путем использования многообразных методик. Это обусловлено тем, что у слабовидящих и частичнозрячих обнаружились различные взаимосвязи функций зрения с его острогой и характером заболевания. Например, цветоразличение зависит от заболевания, скорость зрительного восприятия - от остроты зрения и характера заболевания, критическая частота слития мельканий не коррелирует ни с тем, ни с другим и т.д. (стр. 151)

Вышеизложенное показывает, насколько сложна проблема дозировки зрительной нагрузки и дифференциации детей с дефектами зрения, однако обойти эту проблему нельзя, так как от правильности ее решения во многом будет зависеть успешность обучения аномальных школьников.

Таким образом, упоминавшиеся нормативы зрительной нагрузки являются пока только ориентировочными. Одновременно следует заметить, что непрерывные длительные зрительные нагрузки на уроках (как показывает хронометраж) имеют место лишь в отдельных случаях (диктанты, некоторые виды контрольных работ и т.д.).

Более того, как показывают наблюдения, непрерывной зрительной нагрузки в природе не существует. Глаз постоянно производит сканирующие и саккадическое движения при обследовании зрительных объектов. Кроме того, осуществляется мигание, прерывающее зрительное восприятие. Таким образом, речь может идти лишь об относительно непрерывной зрительной нагрузке. Относительность непрерывной зрительной нагрузки обусловлена также неустойчивостью внимания, с чем связано значительное число перерывов в зрительном восприятии.

Тем не менее в любом случае дозирование зрительной нагрузки должно исходить из состояния зрительного анализатора. Особенного внимания требуют школьники с прогрессирующими заболеваниями глаз (незаконченные воспалительные процессы зрительного нерва, пигментное перерождение сетчатки и др.). Нужно помнить также, что в некоторых случаях, например, при прогрессирующем снижении остроты зрения, зрительная работа может быть вообще противопоказана.

При соблюдении указанных условий зрительная нагрузка ведет к развитию зрительных функций, даст аффект сенсибилизации. Использование зрения существенно расширяет познавательные возможности частичнозрячих и слабовидяшнх. Вместе с тем оно оказывает положительное влияние на развитие всех других сторон их психической деятельности.

Слуховые ощущения слепых

Слуховые ощущения возникают в мозгу человека в результате воздействия звуковой волны на слуховой рецептор. При помощи слуха человек отражает такие качеств звука, как громкость, высота (стр. 152), тембр, устанавливает длительность звучания, локализует источник звука в пространстве.

Человеческий слух имеет социальный характер и существенно отличается от слуха животных - помимо шумов, человек различает речевые и музыкальные раздражители.

Будучи дистантным, слуховой анализатор на расстоянии отражает многочисленные пространственные и временные отношения. Кроме того, звук имеет предметный характер, то есть является признаком, присущим определенному предмету. “Подобно тому, как свет, освещая предметы внешнего мира, превращает их в сигналы для жизнедеятельности животных и человека, так и звук обнаруживает для организма на известных расстояниях от него существование определенных предметов и влияния внешнего мира”. (Ананьев Б.Г. Теория ощущений. - Л., 1961.С. 207.)

Из сказанного видно, что слух имеет огромное значение для человеческой практики. Нетрудно себе представить, насколько возрастает его значение при полной или частичной утрате зрительных функций, при сокращении или невозможности воспринимать мир визуально. При помощи слуха слепые люди ориентируются в пространстве, узнают предметы, людей. Для слепых имеют сигнальное значение весьма незначительные, порой незаметные для зрячих изменения звука. Например, по колебаниям тембра и громкости голоса, интонации слепые могут судить об изменениях в настроении собеседника. “Интонационные изменения голоса, - пишет В.С. Сверлов, - для слепых служат основным (часто единственным) критерием суждения о психических состояниях человека, о его характере, настроении, отношении к окружающему”2. (Сверлов К.С. Голос как важнейший критерий суждения слепых о внешности человека //V научная сессия по дефектологии. - М. 1967. С. 184.) Наконец, и это наиболее существенно, слух сохраняет для слепых возможность нормального общения с людьми, что является непременным и основным условием компенсации дефекта и его последствий.

Уже на заре возникновения науки о психике слепых было широко распространено мнение, согласно которому слуховой анализатор является ведущим во всех видах деятельности слепых. На этом основании слуху слепых приписывали особую изощрённость, автоматически возникающую и компенсирующую утраченное зрение.

Несмотря на различные объяснения причин повышения слуховой чувствительности (перераспределение энергетического фонда, (стр. 153) упражнения, интенсивность внимания), большая часть исследователей делала вывод, что именно слуху принадлежит ведущая роль в процессах познания и ориентации в окружающем мире. Такой точки зрения придерживались А.А. Крогиус, В И. Руднев, Г.И. Челпанов и др. Так, А.А. Крогиус с явным одобрением цитировал Р. Дюфо, который писал: “Обычно, если говорят о слепых, то отмечают, прежде всего, результаты, полученные ими с помощью осязания. Только после целого ряда внимательных наблюдений оценил я важность для слепых слуха и понял, что в громадном большинстве жизненных обстоятельств слух является для них тем же, чем для нас зрение”. ((Крогиус А.А. Иэ душевного мира слепых. Ч. I. - СПб., 1909. С. 40.)

Бесспорно, что роль слуха в жизнедеятельности слепых очень велика, особенно в процессах опосредствованного познания, пространственной и социальной ориентации. Однако до недавнего времени оставалась неясной его роль в процессах чувственного познания. В результате принижалась роль других органов чувств, неверную ориентацию на слуховые методы работы получала школа, искусственно ограничивались области профессиональной подготовки.

Развитие экспериментальной психологии дало возможность провести сравнительные исследования слуховых ощущений слепых и нормально видящих. Эти исследования убедительно показали необоснованность утверждений об изощренности слуха слепых. Разумеется, некоторые положительные изменения слуховой чувствительности при глубоких нарушениях зрения имеют место, но возникают они не в результате потери зрения, а как следствие более активного участия слухового анализатора в деятельности при изменившихся условиях жизни.

Слуховая чувствительность при слепоте изменяется так же, как и в норме, в результате выработки новых условнорефлекторных связей. Ощущение громкости, высоты, тембра звука у слепых не имеет никаких принципиальных отличий от нормы. Слуховая чувствительность слепых может достигать, как и у зрячих, очень высокого уровня развития. Известно, что при некоторых видах деятельности (летчик, врач, музыкант, радист и т.д.) возникает установка на прислушивание к звукам минимальной интенсивности, что ведет к понижению абсолютных порогов громкости. А так как некоторые из упомянугых профессий доступны слепым, то у них можно (стр. 154) наблюдать повышение слуховой чувствительности. Этому же способствует широкое использование слуха в пространственной ориентации. Аналогично с нормой происходит у слепых и повышение различительной чувствительности.

Особенности деятельности слепых способствуют снижению абсолютных порогов слуховой чувствительности, то есть повышению способности к тонкой дифференцировке звуков, особенно шумов, в связи с их ролью в пространственной ориентировке.

Важной функцией слуха является локализация источника звука в пространстве, то есть установление местонахождения источника звука. Способность локализовать звуки в пространстве развивается в процессе пространственной ориентировки. В силу своего дефекта слепым гораздо чаше, чем зрячим, приходится прибегать к помощи слуха при выполнении различных видов деятельности. Для них приобретает сигнальное значение гораздо большее количество звуков. А это не может не вызвать снижения порогов локализации звуков в пространстве.

То, что способность локализовать звуки в пространстве развивается в деятельности, хорошо доказывается данными, полученными при сравнительном исследовании локализации звуков слепыми и нормально видящими детьми и взрослыми. У слепых и нормально видящих младших школьников, имеющих недостаточный опыт пространственного различения и ориентации, различий в порогах не наблюдается. Они появляются у учащихся старших классов и с возрастом становятся все более значительными. Постоянные упражнения слепых в пеленгации звуков ведут к снижению порогов их локализации в пространстве.

Выше речь шла о повышении слуховой чувствительности слепых. Однако нужно иметь в виду, что при неблагоприятных условиях она может и понижаться. Продолжительное воздействие сильных звуковых раздражителей вызывает шумовую адаптацию - временное снижение слуховой чувствительности. Если человек подвергается воздействию сильных звуковых раздражителей постоянно, то у него может возникнуть стойкое снижение слуха - профессиональная тугоухость. В связи со значимостью слуховых ощущений для лиц с глубокими нарушениями зрения тугоухость осложняет деятельность и может привести к повторной дезадаптации. Поэтому для слепых необходимо подбирать такие виды деятельности, которые не сопряжены с вредными шумовыми воздействиями.

В общей психологии выделяют три вида слуховых ощущений:

речевые, музыкальные и шумы. При нарушениях зрения номенклатура слуховых ощущений не изменяется, так как человеческий слух сформировался в процессе общественно исторического развития и природе его одномоментно (в онтогенезе) измениться не может. Здесь об этом говорится в связи с тем, что в тифлопсихологии широко распространено мнение, согласно которому слепота влечет за собой ускоренное развитие музыкального слуха. Но исследования советских психологов, и в первую очередь Б.М. Тенлова, показали, что музыкальный слух есть особая форма человеческою слуха, развивающаяся в процессе обучения музыке. Поэтому нет никаких оснований, утверждать, что слепые обладают повышенным музыкальным слухом. Более того, поскольку музыкальный слух является одной из форм эстетического восприятия действительности, можно предположить, что при нарушениях зрения он будет развиваться медленнее, чем у нормально видящих. Дело в том, что полнота эстетического восприятия действительности страдает от выпадения или редуцированности зрительных впечатлений, оказывающих на человека самое сильное эмоциональное воздействие.

Итак, слух слепых развивается в целом нормально и при условии его интенсивного использования в деятельности сенсибилизируется. Это позволяет слепым при полном или частичном нарушении функции зрения успешно овладевать знаниями и реализовывать их на практике.

Тактильные ощущении слепых

Тактильные ощущения представляют собой сложный комплекс ряда ощущений - тактильных ощущении прикосновения и давления, температурных (тепловых и холодовых) и болевых. Эти ощущения возникают при соприкосновении наружных покровов тела с - поверхностью отображаемых объектов. Результатом этого соприкосновения является возникновение в мозгу ощущений, отражающих многообразные свойства и признаки предметов: величину, упругость, плотность, гладкость или шероховатосгь, тепло, холод и т.д. Механизмом кожных ощущений является деятельность кожно-механического анализатора. Кожные ощущения являются контактным видом рецепции. В совокуппости они образуют пассивное осязание. Первые исследования порогов кожной чувствительности слепых были крайне противоречивы. Одни исследователи отмечали (стр. 156) изощрение ощущений, высокое развитие кожной чувствительности (Г.П. Недлер, В.И. Суров и др.), другие - отсутствие каких бы то ни было различий (А.А. Крогиус), третьи - некоторое снижение чувствительности у слепых (А. В. Бирилев). Но независимо от результатов исследователи не смогли показать истинное значение этого вида чувствительности в составе осязания для познавательной деятельности слепых. Они считали, что тактильная чувствительность лает слепым принципиально иные знания о мире, нежели зрячим зрение, или в лучшем случае уступает но полноте, точности и целостности отражения не только зрению. Но и слуху, в связи с чем последний рассматривался как основное компенсирующее средство.

Только материалистическая психология смогла выявить роль кожных ощущений в процессе познания мира при отсутствии зрения. Они не только отражают механические, пространственные и временные признаки и свойства объектов, но и участвуют в образовании “схемы” тела. Кроме того, кожные ощущения, и это наиболее существенно, образуют сигнальную основу активного осязания - ведущего вида восприятия слепых.

Значимость ощущений прикосновения и давления для слепых определила направленность тифлопсихологичсских исследований преимущественно на этот вид чувствительности.

Тактильная чувствительность характеризуется абсолютными и пространственными различительными порогами ощущений. Абсолютный порог тактильной чувствительности есть едва заметное ощущение прикосновения при воздействии каким-либо предметом на определенный участок кожи. Абсолютная чувствительность измеряется при помощи набора волосков Фрея, имеющих различный диаметр и позволяющих определить давление на квадратный миллиметр кожи.

В связи с тем что кожно-осязательные рецепторы (тельца Мейснера, тельца Меркеля и др.) расположены в кожном покрове неравномерно, абсолютная чувствительность к прикосновению и давлению на разных участках тела различна. Наибольшей чувствительностью у нормально видящих обладают (в миллиграммах на квадратный миллиметр) кончик языка - 2, концы пальцев - 3, губы - 5; наиболее низкая чувствительность зафиксирована на поверхности живота - 26, пояснице - 48, плотной части подошвы - 250. (стр. 157)

Пространственный различительный порог тактильной чувствительности, или острота пассивного осязания, определяется по ощущению раздельного прикосновения двух раздражителей. Пространственный порог измеряется при помощи циркули Вебера и исчисляется и миллиметрах соответственно расстоянию между одновременно прикасающимися к коже ножками циркуля. Так же как и абсолютные, различительные пороги не однозначны для разных участков кожи. Наивысшей чувствительностью (в миллиметрах) обладают кончик языка - 1,1, концы пальцев -.2,2, губы - 4,5; наименьший ~ шея - 54,1, бедра и спина - 67,4.

Полная или частичная утрата зрения ведет к тому, что целый ряд предметов и явлений окружающего мира, в норме воспринимающихся визуально, становятся объектами осязательного восприятия, а их свойства и признаки превращаются в тактильные раздражители. В связи с этим резко повышается активность дистальных частей тела, особенно рук, в познавательной и трудовой деятельности слепых, что закономерно дает эффект сенсибилизации - повышение тактильной чувствительности.

Изменение (повышение) тактильной чувствительности происходит у слепых не равномерно на всех участках кожи, а лишь на тех, которые принимают активное участие в актах осязания. Наиболее отчетливо повышение кожной чувствительности проявляется на ладонной поверхности пальцев рук. Как показывают эстезио-метрические исследования, пространственный порог различения первой фаланги указательного пальца правой руки у слепых почти в два раза реже (1,2 мм), а чувствительность, следовательно, выше, чем у нормально видящих. Такой рост чувствительности на данном участке кожи объясняется специальной практикой слепых - чтением рельефно-точечного Шрифта Брайля, ведущую роль в котором играет указательный палец правой руки.

Однако повышение абсолютной и различительной чувствительности не может полностью объяснить тех замечательных успехов, которых слепые достигают в распознавании форм. Доказательством тому служит снижение остроты пассивного осязания правой руки слепых, по сравнению с левой, вызванное уплотнением кожи вследствие большей нагрузки на правую руку в процессах осязательного восприятия. Но это снижение остроты осязания не вызывает сколько-нибудь заметного ухудшения в распознавании различных свойств и качеств предметов. Напротив, в процессе (стр. 158) осязательного восприятия правая рука играет ведущую роль. Очевидно, что распознавание форм и предметов зависит не столько от абсолютных и различительных порогов кожной чувствительности, сколько от перестройки сенсорной организации и совершенствования навыков осязательного обследования объектов. Разумеется, это не значит, что работа по развитию остроты осязания в школах слепых не должна вестись. Полезность упражнений, направленных на развитие тактильной чувствительности, не вызывает сомнения, так как уровень чувствительности характеризует способность рецептора отражать воздействующие на него раздражители.

Поскольку осязание имеет существенное значение для деятельности слепых, необходимо помнить, что пороги кожной чувствительности подвержены серьезным колебаниям под влиянием окружающих условий. Одним из факторов, наиболее сильно действующих на остроту осязания, является утомление. По данным Гризбаха, пространственный порог указательного пальца правой руки у слепых повышается от 1,29 мм в нерабочее время до 1,49 мм после умственной работы и до 1,70 мм после работы физической. Причем, как установил Гризбах, утомление сильнее влияет на остроту осязания слепых, нежели зрячих.

Снижается острота осязания также под воздействием сильных температурных и механических раздражителей, вызывающих болевые ощущения. Кроме того, отрицательное влияние на кожную чувствительность оказывают наркотики и алкоголь.

Постоянное воздействие указанных раздражителей может привести к стойким снижениям остроты пассивного осязания.

Интересные данные приводит А.Ц. Пуни, исследовавший влияние производственного труда на кожную чувствительность и осязание в целом. Он обнаружил, что вначале, при производственном стаже от 1 до 5 лет, чувствительность повышается примерно в 1,5 раза, а затем начинается ее снижение. При стаже более 10 лет осязательная чувствительность слепых опускается ниже исходного уровня. Отсюда вытекают определенные рекомендации для профессиональной ориентации слепых. Согласно этим рекомендациям для слепых необходимо подбирать работы, не связанные с возможными микротравмами и огрублением кожных покровов рук.

Помимо повышения остроты осязания, у слепых наблюдается повышенная способность дифференцировать термальные (тепловые и холодные), болевые раздражители. Ощущения, возникающие при (стр. 159) воздействии данных раздражителей, развиваются, совершенствуются у слепых в процессе деятельности.

Температурная чувствительность довольно широко используется слепыми при ориентации в окружающем пространстве, в быту, реже в познавательной деятельности. Благодаря температурной чувствительности кожных покровов лица и рук слепые по теплоотдаче предмета могут судить о его местоположении (ощущать наличие препятствия), по теплопроводимости различать материалы, локализуя источник тепла (холода), определять уровень жидкости в сосуде, положение солнца и т.д.

Познавательное значение болевых ощущений для слепых, так же как и для нормально видящих, незначительно.

Тактильные, температурные и болевые ощущения крайне редко выступают изолированно. В процессе отражения физико-механических, пространственных и временных параметров объективного мира они объединяются в сложный комплекс, образуя пассивное, а при включении мышечно-суставных ощущений - активное осязание, которое будет рассмотрено в следующей главе.

Кожно-оптическое чувство

Среди сложного ансамбля кожных ощущений следует особо выделить кожно-оптическое чувство - способность кожных покровов реагировать на световые и цветовые раздражители. Феномен кожного “зрения” известен давно. Первые упоминания о способности человека различать при помощи осязания хроматические и ахроматические цвета относятся к началу XVIII в. Фрике, Шмидт, а затем в XIX в. Бачко, Цейне и др. пытались выяснить, действительно ли возможно осязательное различение разноокрашенных объектов слепыми и зрячими. Их многочисленные опыты из-за несовершенства методик (ощупывание разноцветных кусков бумаги, материи, ниток, различающихся по своей фактуре) привели к отрицанию возможности распознавания цвета при помощи осязания.

Однако многие исследователи, например В.М. Бехтерев в 1902 г., наблюдали проявление данного феномена, причем иногда в очень яркой форме. Так, пациентка В.М. Бехтерева не только различала хроматические и ахроматические цвета, но и распознавала несложные графические изображения. Наиболее ярко способность распознавать цвета спектра и ахроматические цвета при помощи кожной чувствительности проявилась у широко известной Розы (стр. 160) Кулешовой, которая была в состоянии читать руками (и не только контактно, но и держа руки на некотором расстоянии от объекта, И даже через различные фильтры, например, фольгу или копировальную бумагу) плоский шрифт различной величины, распознавать черно-белые и цветные рисунки.

Широкое исследование кожно-оптического чувства было начато в 30-ых годах советским психологом А.Н. Леонтьевым и продолжено в 60-ые годы А.С. Новомейским и другими исследователями.

Среди многочисленных попыток установить природу кожно-оптического чувства А.С. Новомейский выделяет три направления.

Первая, структурная теория утверждает, что различение цвета при помощи осязания осуществляется благодаря наличию структурных различий красящих веществ, то есть сводит кожно-оптическое чувство к тактильмо-кинестезическим ощущениям. Однако эксперименты показывают, что кожно-оптические ощущения возникают и при дистантном воздействии цвета, а также при рецепции через стекло и другие материалы.

Сторонники тепловой теории выдвигали тезис, согласно которому различение цвета осуществляется благодаря температурным ощущениям, возникающим под воздействием неравномерного теплового излучения от разноокрашенных поверхностей. Опыты А.Н. Леонтьева и других исследователей показали, что кожно-оптические ощущения возникают в условиях, исключающих температурное воздействие на поверхность кожи путем применения тепловых фильтров.

Наконец, третья, фоторецепторная теория предполагает наличие в коже специальных фоторецепторов. Гистологические исследования не подтвердили данную гипотезу. Эксперименты, проведенные А.С. Новомейским, показали, что в феномене кожного “зрения” проявляются особенности, не свойственные оптическому отражению. Это проявляется в возможности распознавания цвета через цветной фильтр или при цветном освещении, что свидетельствует об абсолютной константности восприятия цвета, которой лишено зрение...

На основе экспериментальных данных А.С. Новомейским выдвинуто предположение, согласно которому кожно-оптическое чувство является результатом воздействия электрических или электромагнитных колебаний. Имеющиеся в коже рецепторы отражают воздействие электрических или магнитных полей. В пользу этого (стр. 161) предположения свидетельствуют факты различения цветных поверхностен через не пропускающую цвет, но имеющую хорошую электропроводимость фольгу и снижение эффекта при заземлении металлической пластинки, накрывающей тест-объект. Согласно этой концепции облучение светом разноокращенных поверхностей создает различные электрические потенциалы, которые при ощупывании поверхностей вызывают сцепление с ними пальцев, причем сила сцепления зависит от величины потенциала. В результате сцепления возникают специфические кожно-оптические ощущения, отличающиеся от тактильных по своей природе и детерминации, но сходные с ними по качеству.

Совокупность возникающих в данном случае ощущений, по отчетам испытуемых, специфична для каждого цветового тона, благодаря чему и происходит их различение. По ощущениям, возникающим при различной силе притяжения, цветовые тона делятся на: 1) “гладкие”, “скользкие”, к которым относятся голубой и желтый; 2) “вязкие”, или “притягивающие”, “цепляющиеся” - красный, зеленый, синий; 3) “шероховатые”, как бы “тормозящие” движения рук, - оранжевый и фиолетовый. Среди ахроматических цветов наиболее гладким является белый цвет, а наиболее тормозным - черный. Серые тона в зависимости от их светлоты имеют различные степени вязкости. Следует отметить, что слепые определяют кожно-оптические признаки цветовых тонов так же, как зрячие.

Исследования показали, что феномен кожного “зрения” проявляется как у нормально видящих, так и у слепых (включая слепорожденных), причем почти 20% испытуемых показывают хорошие задатки, а 4-5% - высокую способность к кожно-оптическому различению. Наличие кожно-оптической чувствительности у столь широкого круга лиц как с нормальным зрением, так и при слепоте дает основание полагать, что этот вид чувствительности является одним из древнейших, широко прежде использовавшимся, но в связи с формированием других видов чувствительности утратившим свое значение.

Недостаточная изученность рассматриваемого феномена и его механизмов не позволяет в настоящее время определить даже приблизительно его практическую значимость для обучения слепые “рассматриванию” хроматических и ахроматических изображении (рисунков, чертежей, карт и т.п.) и чтению плоскопечатного шрита (стр. 162). Однако надо полагать, что дальнейшее изучение закономерностей проявления и развития и, главное механизмов кожно-оптической чувствительности раскроет сущность еще недавно загадочного, а многими даже отрицавшегося феномена кожного “зрения” и откроет возможности для его практического использования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 328; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.20.132 (0.011 с.)