Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 1. Предмет, задачи и методы тифлопсихологии↑ Стр 1 из 37Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Оглавление От автора Раздел 1. Общие вопросы тифлопсихологии ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ТИФЛОПСИХОЛОГИИ §1. Роль зрения в жизнедеятельности человека и последствия ее нарушений §2. Предмет тифлопсихологии §3. Задачи тифлопсихологии, ее значение и связь с другими науками §4. Методы тифлопсихологического исследования §5. Развитие психики при глубоких нарушениях зрения §6. Нервно-психические нарушения при слепоте и слабовидении §7. Характеристика психического отражения при дефектах зрения Вопросы и задания Литература ГЛАВА 2. СТАНОВЛЕНИЕ ТИФЛОПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ §1. Возникновение тифлопсихологии как самостоятельной отрасли психологической науки §2. Основные направления тифлопсихологии копия XIX - качала XX вв. §3. Тифлопсихология в дореволюционной России §4. Становление отечественной тифлопсихологии §5. Отечественная тифлопсихология на современном этапе Вопросы и задания Литература ГЛАВА 3. КОМПЕНСАЦИЯ СЛЕПОТЫ И СЛАБОВИДЕНИЯ §1. Понятие о дефекте и компенсации §2. Принципы и физиологические основы компенсации §3. Физиологические механизмы компенсации §4. Биосоциальная природа компенсаторного приспособления §5. Критика биологизаторских и социологизаторских теорий компенсации. Вопросы и задания Литература Раздел II. Личность и деятельность при дефектах зрения ГЛАВА 4. ЛИЧНОСТЬ СЛЕПЫХ §1. Проблема личности в тифлопсихологии §2. Активность личности при слепоте §3. Межличностные отношения при глубоких нарушениях зрения §4. Социально-психологическая адаптация и реадаптация инвалидов по зрению §5. Социальная перцепция и установки на общение Вопросы и задания Литературе ГЛАВА 5. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ ДЕФЕКТАХ ЗРЕНИЯ §1. Деятельность и компенсация §2. Социально-трудовая реабилигация инвалидок но зрению Вопросы и задания Литература ГЛАВА 6. ВНИМАНИЕ СЛЕПЫХ §1. Внимание и его роль при дефектах зрения §2. Особенности внимания слепых Вопросы и задания Литература ГЛАВА 7. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЛЕПЫХ §I. Понятие о речи и ее функциях §2. Особенности развития речи при слепоте §3. Особенности речевого общения слепых Вопросы и задания Литература Раздел III. Психические процессы и состояния при слепоте и слабовидении ГЛАВА 8. ОЩУЩЕНИЯ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ §1. Сенсорная организация человека при дефектах зрения §2. Критика знаковой теории ощущения §3. Проявление психофизических закономерностей ощущения при слепоте и слабовидении §4. Виды ощущений и их роль в жизнедеятельности слепых и слабовидяших §5. Зрительные ощущения частичнозрячих и слабовидящих §6. Использование зрения частичнозрячих и слабовидящих в процессе учебной деятельности §7. Слуховые ощущения слепых §8. Тактильные ощущении слепых §9. Кожно-оптическое чувство §10. Кинестезические ощущения слепых §11. Вибрационные ощущения незрячих §12. Хеморецепция слепых §13. Статические ощущения слепых Вопросы и задания Литература ГЛАВА 9. ВОСПРИЯТИЕ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ §I. Восприятие, его типы и механизмы при нарушениях зрения §2. Сравнительная характеристика зрительною и осязательного восприятия §3. Особенности зрительного восприятия слабовидящих и частичиозрячих §4. Природа, формы и способы осязательного восприятия §5. Осязательное восприятие пространства §6. Роль осязания в детальности слепых §7. Приборное восприятие Вопросы и задания Литература ГЛАВА 10. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ §1. Основные особенности образов памяти слепых и слабовидящих §2. Формирование представлений при дефектах зрения §3. Зрительные представления ослепших §4. Критика знаковых теорий представлений Вопросы и задания Литература ГЛАВА 11. ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТАЦИЯ СЛЕПЫХ §1. Понятие об ориентации в пространстве § 2. Роль органов чувств в ориентировке слепых § 3. Топографические представления Вопросы и задания Литература ГЛАВА 12. ПАМЯТЬ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ § 1. Проблема памяти в тифлопсихологии § 2. Специфические особенности памяти слепых и слабовидящих Вопросы Литература ГЛАВА 13. МЫШЛЕНИЕ СЛЕПЫХ §1. Мышление и его роль в компенсации слепоты §2. Теории мышления в тифлопснхологии §3. Мыслительные операции §4. Формы и виды мышления Вопросы и задания Литература ГЛАВА 14. ВООБРАЖЕНИЕ СЛЕПЫХ Вопросы и задания Литературе ГЛАВА 15. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА СЛЕПЫХ §1. Особенности эмоций и чувств слепых §2. Эмоциональные состояния и внешнее выражение эмоции §3. Воля слепых Вопросы и задание Литература
От автора В планах подготовки тифлопедагогов дошкольных учреждений, учителей и воспитателей школ слепых и слабовидящих, раабилитологов кабинетов и школ восстановления трудоспособности взрослых инвалидов по зрению на дефектологических факультетах значится курс "Тифлопсихология" (психология слепых и слабовидящих). В целях облегчения усвоения студентами этого курса нами в 1972 г. была издана книга "Очерки психологии слепых и слабовидящих", а 1985г. - учебное пособие "Тифлопсихология". Работая над этим изданием, мы исходили из того, что за последние годы дифектология, и тифлопсихология в частности, заметно продвинулись вперед. За это время был собран новый обширный фактический материал, раскрывающий особенности развития психики аномальных детей, психологических особенностей лиц, утративших зрение в зрелом возрасте, существенно пополнились наши знания об особенностях поведения в условиях социальной и зрительной депривации (ограничения), путях методах их коррекции. Тем самым была создана предпосылка для дальнейшего углубления теории развития в условия сенсорной недостаточности. Кроме того, на смену процессуальному пришел новый, личностный подход, при котором психические процессы и состояния рассматриваются не изолированно друг от друга, не абстрактно, а как структурные компоненты личности. Накопление новых экспериментальных фактов и их теоретическое обобщение выдвинули психологию в первые ряды педагогических наук. Успехи дифектологии признаны не только в нашей стране, о чем свидетельствует, например, присуждение Государственной премии А.И. Мещярикову и И.А. Соколянскому за работы по вопросам воспитания и обучения слепоглухонемых, но и во всем мире. И задача, которая стояла перед автором при работе над данным учебным пособием, заключалась в том, чтобы отразить в нем современное состояние одной из отраслей дефектологии - психологии слепых и слабовидящих, вооружить будущих тифлопедагогов тифлопсихологическими знаниями, сведениями о состоянии науки на сегодняшний день, так как без этого немыслима подготовка высококвалифицированных специалистов-дифектологов. (стр. 3) В настоящее время перед психологией слепых и слабовидящих среди ряда задач на первый план выступает подготовка проблемы управление психическим развитием аномального ребенка. До недавнего времени вопросы развития аномальных детей решались преимущественно в плане коррекции и компенсации дефекта. На современном уровне развития тифлопсихологии и тифлопедагогики во главу угла следует, очевидно, ставить задаче управление развитием личности аномального ребенка в целях предупреждения возникновения вторичных дифектов. Такое управление, как показывают многочисленные исследования, вполне возможно. Разумеется, такая постановка вопроса не снимает проблемы коррекции и компенсации нарушенных функций, однако в случае успешного решения проблемы развития аномального ребенка центр тяжести коррекционно-компенсаторных воздействий может переместиться в область первичных дефектов, значительно облегчив тем самым работу педагогов, так как спонтанное влияние соматического дефекта (нарушение зрительного анализатора) будет в значительной части блокировано. И, что еще более важно это поможет сблизить, свести пути развития аномального и нормального ребенка. Такой подход будет способствовать реабилитации инвалидов по зрению, их интеграцию в обществе зрячих. В основе такого утверждения лежит высказанная еще в начале века идея известного русского дифектолога Г. И. Трошина, согласно которой между нормальными и аномальными детьми нет принципиальной разницы. Развитие тех и других подчинено одни и тем же закономерностям, разница заключается в способе развития. Хотя, как отмечалось выше, за последнее десятилетие психология слепых и слабовидящих сделала значительный шаг вперед. некоторые ее вопросы нуждаются в дальнейшей разработке, что и обусловило разную полноту освешения в разделах учебного пособия отдельных структурных компонентов психики слепых и слабовидящих. К таким разделам относятся, прежде всего, устойчивые психические свойства личности и эмоционально-волевая сфера психики инвалидов по зрению. Эти разделы тифлопсихологии, нуждаются в дальнейшей разработке. Слабовидение является пограничным состоянием между нормальным зрением и слепотой. Поэтому во многих проявления психической деятельности слабовидящие практически от нормы (стр. 4) ничем не отличаются. В связи с этим отдельные разделы и главы учебного пособия посвящены исключительно психике слепых. Особо следует отметить. что при изложении программного материала мы исходили из того. что курс специальной психологии базируется на ряде ранее изучавшихся студентами дисциплин, в связи с чем формулировки определений, описания сущности физиологических механизмов тех или иных явлений даются в крайне сжатом и обобщенном виде. Иными словами, учебное пособие расчитано на студентов, хорошо усвоивших анатомию, физиологию и потологию органов зрения, физиологию высшей нервной деятельности. основные закономерности развития и проявлений психики в норме. Усвоение общеи тифлопсихологических знаний позволит студентам - диффектологам сознательно усвоить теорию воспитания и обучения методики преподавания в специальной школе и специальных дошкольных учреждениях, овладеть необходимыми практическими навыками, стать знающими, понимающими и любящих свих воспитанников педагогами. (стр. 5) Раздел 1. Общие вопросы тифлопсихологии Предмет тифлопсихологии Тифлопсихология (от греческого typhus - слепой) в буквальном переводе - психология (psyche - душа, logos - наука) слепых, однако в настоящее время значение этого термина значительно расширилось, и тифлопсихология обозначает психологию не только слепых, но и слабовидящих. Таким образом, объектом современной тифлопсихологии являются лица с нарушениями зрительных функций в диапазоне остроты зрения от 0 (тотальная или абсолютная слепота) до 0,2 включительно на лучше видящем глазу (верхняя граница слабовидения), а также лица с резко суженным полем зрения (до 10°). Тифлопсихология - это самостоятельная отрасль психологической науки. Как любая наука, тифлопсихология имеет свой предмет, которым является психика лиц с глубокими нарушениями зрения (слепых и слабовидящих). Необходимо отметить, что на первых этапах развития тифлопсихологии предметом ее изучения является психика тотально слепых. В настоящее время центр тяжести исследования перемещается на частично зрячих и слабовидящих. Это вызвано сокращением абсолютно слепых и относительно увеличением числа частично зрячих и слабовидящих. Психика слепых и слабовидящих является, как и в норме, единством субъективного и объективного. В ней отражается объективная действительность, специфически преломляющаяся и сознании каждого индивида. Действительно, любое событие, любая мысль, любое чувство преломляются в сознании людей по разному, субъективно, и зависимости от опыта, знаний, установок, потребностей, психического и физического состояния. И в то же время возникающие в сознании образы, мысли, чувства отражают более или менее адекватно объективную реальность. Изучение психики слепых и слабовидящих осложняется по сравнению с изучением психики нормально видящих тем, что, помимо общечеловеческой субъективности ее проявлений, на закономерности формирования психических функций и личностных особенностей влиянию нарушения зрения, которые маскируют и искажают ход развития. Особенно осложняется процесс выявления общих закономерностей и специфических особенностей психики слепых и слабовидящих при осложнении дефектов зрения цитологическими изменениями в других частях организма. Среди дефектов, сопутствующих слепоте и слабовидению, широко распространены нарушения двигательной системы, снижение остроты слуха и осязания, нарушения речи. У слепых и слабовидящих достаточно часто встречаются также грубые нарушения интеллекта, нервно-психические отклонения, психофизический инфантилизм. При этом, в процентом отношении, число случаев слепоты и слабовидения, осложненных другими дефектами, имеет тенденцию к повышению. Это объясняется сокращением числа случаев нарушения функции зрения в результате травм и ряда общих и инфекционных заболеваний. С другой стороны, оно обусловлено относительным увеличением случаев нарушений зрительной функции вследствие различных заболеваний центральной нервной системы, врожденной и наследственно обусловленной патологии зрения. В настоящее время врожденные и наследственные формы патологии зрения являются причиной слепоты примерно в 90% случаев. Сложность изучения психики слепых и слабовидящих заключается также и в том, что контингент лиц, подпадающих под данное определение, весьма разнообразен как по характеру заболеваний, так и по степени нарушения основных зрительных функции (острота зрения, ноле зрения и др.). Под остротой зрения, подразумевается способность глаза видеть раздельно две светящиеся точки при минимальном расстоянии между ними. За нормальную остроту зрения принимается способность различать детали объекта под углом зрения, равным одной минуте. В зависимости от степени снижения остроты зрения на лучше видящем глазу при использовании обычных средств коррекции (очки) выделяются: 1) слепые - острота зрения от 0 до 0,04 включительно; 2) слабовидящие - острота зрения от 0,05 до 0,2. Среди лип, относящихся к категории слепых, принято выделять: 1) абсолютно или тотально слепых; 2) частично или парциально слепых, имеющих либо светоощущение (способность различать свет и тьму), либо форменное зрение (возможность различения форм, то есть выделения фигуры из фона), острота которого варьируется от 0,005 до 0,04. Другим важнейшим условием нормального видения является поле зрения, то есть пространство, все точки которого видны одновременно при неподвижном взгляде. В норме поле бинокулярного Зрения для белого цвета по горизонтали равно 180°, а по вертикали - 110°. Для красного, синего и зеленого цвета поле зрения постепенно сужается, еще большее его сужение наблюдается при предметном зрении. Обычно резким снижениям остроты зрения сопутствует нарушение поля зрения, однако и самостоятельные серьезные нарушения ноля зрения ведут к слепоте и слабовидению. Например, лица с сужением поля зрения до 10° относятся к практически слепым (инвалиды 1 группы), так как этот дефект существенно затрудняет их деятельность. Большое значение для развития психики имеет время наступления слепоты. Временной параметр настолько важен, что слепые дифференцируются по нему на две группы: слепорожденные и ослепшие. К первой группе относят лиц, потерявших зрение до становления речи, то есть приблизительно до трех лет, и не имеющих артельных представлений, ко второй - ослепших в последующие периоды жизни и сохранивших в той или иной мере зрительные образы памяти. Совершенно очевидно, что, чем позже нарушаются функции зрения, тем меньшим оказывается влияние аномального фактора на развитие и проявление различных сторон психики. Но вместе с тем изменяются, ограничиваются в связи с возрастным снижением пластичности и динамичности центральной нервной системы возможности компенсаторного приспособления (стр.12). Из сказанного видно, насколько сложен предмет тифлопсихологии, поэтому подлинно научное, объективное изучение психики слепых и слабовидящих возможно лишь при подходе, учитывающем всю совокупность факторов, влияющих на психическую жизнь человека. Литература 1. Дети с глубокими нарушениями зрения / Под ред. М.И. Земцовой и др. - М., 1967. Гл. I-III. 2. Зотов А.И. Итоги и задачи комплексного изучения познавательной деятельности аномальных школьников // Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. - Л., 1970. C. 420. 3. Лингмейер И., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. - Прага, 1984. С. 9-24, 206-208. 4. Литвак A.Г. Тифлология как система наук // Наша жизнь 1979. № 7. 5. Литвак A.Г. Теоретические вопросы тифлопсихологии. - Л., 1973. Гл. 1. 6. Лубовский В.И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей //Дефектология. 1971. №6. 7. Матвеев В.Ф. Психические нарушения при нарушениях зрения и слуха. - М.: Медицина, 1987. Раздел 1. Литература 1. Власова Т.А. Основные направления и задачи дальнейшего развития научных исследований в дефектологии // Дефектология, 1975. № 5. 2. Дьячков А.И. Развитие советской дефектологии за 40 лет // Советская педагогика. 1958. № 2. 3. Литвак А.Г. Вопросы психологии слепых в русской дореволюционной периодике //Дефектология. 1969. № 4. 4. Литвак А.Г. Теоретические вопросы тифлопсихологии. - Л., 1974. Гл. I. 5. Хрестоматия по истории тифлопедагогики / Сост. В.А. Феоктистова. - М.: Просвещение, 1987. 6. Ярошевскнй М.Т. История психологии. - М., 1985. Литература 1. Агеев Е.Д. Система реабилитации слепых. - М.: ВОС, 1981. 2. Акимушкин В.М., Моргулис И.С. Трудовая реабилитация инвалидов но зрению. - Киев: Радяньска школа, 1983. Гл. I-IХ. 3. Анохин П.К. Общие принципы компенсации нарушенных функций и их физиологическое обоснование. - М., 1963. 4. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М., 1960. С 55-57. 5. Земцова М.И. Пути компенсации слепоты. - М., 1956. Гл. I и IX. 6. Литвак А.Г. Теоретические вопросы тифлопсихологии. - Л., 1973. Гл. III. 7. Скороходова О.И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. - М., 1978. (стр.77) ГЛАВА 4. ЛИЧНОСТЬ СЛЕПЫХ Литературе 1. Буткина Г.А. Некоторые виды затруднений социально-психологической реабилитации взрослых слепых // Дефектология 1977. №6. 2. Бюрклен К. Психология слепых. - М.: Учпедгиз, 1934 3. Залюбовский П.М. Сенсорные предпосылки общения человека в условиях слепоты // Дефектология. 1981. №. 2. 4. Синева Е.П. Психологическое изучение взаимоотношений слепых в производственном и школьном коллективах // Дефектология. 1980. № 1. 5. Силкин Л:И. Психологическая диагностика личности и психотерапия инвалидов по зрению. - М: Изд-во ВОС, 1984. 6. Черанев В.И. Психологические аспекты реабилитации ослепших в зрелом возрасте // Особенности учебной и трудовой деятельности при глубоких нарушениях зрения / ЛГПИ им. А.И. Герцена. - Л., 1983. (Стр.103) Деятельность и компенсация Человек как существо сознательное сформировался и выделился из животного мира в процессе трудовой деятельности, совместного изготовления и использования орудии труда, общения, в ходе которого от поколения к поколению передавался накопленный опыт. Развитие в условиях сенсорной недостаточности подчинено тем же закономерностям, что и развитие в норме. Выработка компенсаторных приспособлений, благодаря которым восстанавливаются или замещаются нарушенные или утраченные функции, является лишь частным проявлением рефлекторной деятельности человека. С помощью компецсаторных приспособлений осуществляется восстановление нарушенного равновесия между человеком, природой в социальной средой, приходят п норму смещенные или нарушенные связи и отношения. Благодаря этим приспособлениям инвалид приобщается к деятельности. Развитие или восстановление активности, проявляющейся в деятельности, одна из важнейших задач реабилитационной работы. Одновременно деятельность выступает как непременное условие компенсации дефекта. Участие в деятельности необходимо для восстановления утраченного слепым равновесия со средой, адаптации или реадаптации к условиям жизни без зрения. Обычно взаимодействие оказывается эффективным при определенном (нормальном) психофизическом состоянии. Любой соматический дефект, а тем более стойкие необратимые анатомические изменения, особенно затрагивающие центральную нервную систему, что имеет место при слепоте, препятствуют нормальной деятельности человека, снижают его активность и нарушают ход психического развития. Уже давно стало аксиомой положение о социальной обусловленности психического развития человека Давно доказано, что, хотя каждая функция является продуктом деятельности определенного органа, подлинно человеческие психические функции складываются в онтогенезе, в течение всей его жизни, причем решающими условиями усвоения опыта являются активность и адекватность действий в форме совместной деятельносш и речевого общения. (стр.104) Отсюда следует, что компенсация и доразвитие психических функций (как частный случай развития) возможны лишь при возобновлении деятельности в ноных условиях. Роль деятельности в компенсации дефектов неоднократно подчеркивалась многими учеными, причем наиболее отчетливо ее значение было впервые показано в культурно-исторической теории Л.С. Выготского. Впоследствии зависимость компенсаторного приспособления от характера деятельности была подтверждена физиологическими исследованиями, показавшими, что избирательное развитие компенсаторных процессов определяется требованиями, которые предъявляются индивиду жизнью. Включение в деятельность в изменившихся условиях (при полном или частичном нарушении возможности зрительной перцепции) приводит к формированию нового способа поведения. Например, компенсаторцыс приспособления, обеспечивающие ориентацию в пространстве, возникают в тех случаях, когда слепой активно и самостоятельно овладевает пространством. Практика показывает, что у инвалидов по зрению, постоянно пользующихся услугами сопровождающих, ориентировочные навыки не формируются. Кроме того, включение в деятельность приводит к функциональным изменениям, обеспечивающим комненсаторное приспособление (например, к снижению различительных порогов сохранных анализаторных систем). Среди большого количества работ, посвященных исследованию роли деятельности в компенсации дефектов зрения, особое место занимает монография М.И. Земцовой “Пути компенсации слепоты”. В ней экспериментально подтверждено, что деятельность в различных ее вилах является решающим условием как для преодоления преград, встающих на пути психического развития при ранних нарушениях зрительных функция, так и для предупреждения дегенеративных изменений, распада психики при поздней слепоте. М.И. Земцова приводит яркие примеры положительного влияния включения слепых в интересный общественн полезный труд. “Наши наблюдения, - пишет М. И. Земцова, - показывают, что когда ослепшие включаются в интересующий их общественный труд, то их самочувствие заметно улучшается. Их охватывает чувство радости, бодрости, удовлетворенности успехами труда, у них укрепляется вера в свои возможности и силы, постепенно сглаживаются и ослябевают болезненные проявления нервной системы, обусловленные утратой зрения и реакцией личности на слепоту”. (стр.105) Далее она подчеркивает, что “осознание своей работы как социально значимой части общенародного дела расширяет творческие возможности, таящиеся в организме человека, и оказывает решающее влияние на процессы компенсации”. (Замцоаа М.Й. Пути компенсации слепоты. - М., 1956. С. 419.) Включение и деятельность слепорожденных или рано потерявших зрение также благотворно влияет на компенсаторное приспособление. Участие в игровой, а затем учебной н трудовом деятельности повышает их активность, развивает мотивационную сферу, стаибилизирует чувствительность сохранных и нарушенных анализаторных систем, положительно сказывается на развитии высших психических функции. Раннее включение слепых детей в познавательную деятельность способствует коррекции и компенсации нарушенных функции. Известно, что развитие компенсаторных приспособлений часто начинается спонтанно и происходит стихийно. Однако наиболее благоприятной повной для их развертывания служит выполнение какой-либо деятельности. В этой связи интересным представляется выделенный С.Г. Геллерштейном вопрос о роли трудовой терапии в реабилитационной работе с инвалидами по зрению. В.М. Коган показал, что выработанные стихийно компенсаторные приспособления не обнаруживают тенденций к переносу и обобщению. Более того, спонтанное развитие компенсаторных приспособлений сопряжено с известным риском появления псевдокомпенсаторных приспособлений. Например, при ориентации в пространстве тотально слепые резко откидывают голову назад, предохраняя ее от возможных ушибов при столкновениях с находящимися на пути предметами, а частичнозрячче с выпадением нижних половин полей зрения, наоборот, резко наклоняют голову вниз. То и другое способствует ориентировке, но вместе с тем ведет к деформации шейных отделов позвоночника. В то же время в ходе управляемой ориентации можно сформировать приемы ориентировки в пространстве, исключающие появление неблагоприятных последствий. Не изменяя своей сущности, сохраняя основные формы (игра, учение, труд и др.), деятельность как проявление внутренней и внешней (психической и физической) активности человека при глубоких нарушениях зрения приобретает дополнительную компенсаторную функцию. Одновременно слепота и слабовидение (стр.106) обусловливают определенную специфику деятельности и вносят в нее некоторые ограничения. Специфика деятельности при глубоких нарушениях зрения заключается прежде всего в изменении характера сенсорного контроля. В норме движения и действия первоначально контролируются визуально. Только по мере автоматизации навыка контроль начинает осуществляться при помощи мышечною чувства. При глубоких нарушениях зрения зрительный контроль оказывается недостаточным. При тотальной слепоте он вообще отсутствует. Иными словами, в структуре действия, включающей исполнение, контроль и регулирование, страдает среднее звено. В результате компенсаторного приспособления рука слепого начинает выполнять не только рабочие функции, но и функции контроля. При наличии форменного зрения контроль в зависимости от характера операции и объекта деятельности может осуществляться либо гаптически (осязательно), либо визуально, а в ряде случаев при совместной деятельности зрения и осязания. Кроме того, дефекты зрения существенно ограничивают сферу приложения человеческих сил, поскольку многие операции и виды деятельности требуют постоянного зрительного контроля (вождение автомобиля, занятия живописью и т.п.). Одновременно следует помнить, что существует большое количество операций, осуществление которых возможно без зрительного контроля, но противопоказано инвалидам по зрению. К ним относятся трудовые операции, неблагоприятно влияющие на кожномехакическую и слуховую чувствительность (например, металлоштамповка и др.). Выполнение таких операций частичнозрячими и слабовидяшими потребовало бы от них большого напряжения зрения. Чрезвычайно важно при включении инвалидов но зрению в деятельность учитывать их повышенную утомляемость, а также часто сопутствующие нарушениям зрения многочисленные дефекты (заболевания центральной нервной системы, нарушения опорнодвигательного аппарата и др.). Тем не менее многие виды физического и интеллектуального труда могут выполняться при отсутствии зрения или его глубоких нарушениях. В связи с тем, что контингент слепых и слабовидяших чрезвычайно разнообразен как по состоянию зрительных функций, так и ло общесоматическоиу состоянию, при включении в деятельность должна учитываться их работоспособность. Знание возможностей (стр.107) слепых к слабовидящих позволяет своевременно предупреждать утомление, развивать выносливость, подбирать соответствующие виды физического и интеллектуального труда, т.е. правильно вести работу по профориентации и профотбору. Под работоспособностыо понимается потенциальная возможность результативно действовать в дозированный временной интервал. Одновременно работоспособность является процессом, характеризующимся фазами вырабатываемости (повышение производительности), устойчивого уровня и падения продуктивности (утомление). Для учебно-трудовой деятельности школьников с поражением зрительной сферы особое значение приобретают частные виды работоспособности: зрительная и интеллектуальняя. Зрительная работоспособность определяется как способность к выполнению деятельности, протекающей под неослабным зрительным контролем, длительность и продуктивность такой работы обусловливают возможности учащихся в осуществлении заданий, связанных с интенсивным включением зрительной системы. Интеллектуальная работоспособность предполагает определение возможностей в выполнении мыслительной деятельности, исключающей участие зрения или сводящей его участие до минимума. Соотношение указанных видов работоспособности, наряду с офтальмологическими характеристиками, является определяющим фактором при подборе оптимальных режимов и видов работы для слепых и слабовидящих. Включение в деятельность является основным условием компенсации и реабилитации инвалидов по зрению, тем необходимым фоном, на котором проявляются и становятся действенными многочисленные психологические и социальные факторы их адаптации к новым условиям жизни. Литература 1. Акимушкин В.М., Моргулис К.С. Трудовая реабилитация инвалидов по зрению. - Киев, 1983. 2. Зайцева М.И. Пути компенсации слепоты. - М., 1956 Гл. IX. 3. Зрительная и интеллектуальная работоспособность слепых и слабовидящих школьников младших классов: Метод, рекомендации / Сост. В.П. Жохов, А.Г. Литвак и др. - Л., 1986. 4. Коваленко Б.Н. Возвращение ослепших к трудовой жизни - М., 1945. 5. Кондратов А.М- Восстановление трудоспособности слепых - М., 1976. 6. Пути совершенствования социально-трудовой реабилитации инвалидов гю зрению: Метод, рекомендации /Сост. В.П. Жохов, А.Г. Литвак и др. - Л., 1988. ГЛАВА 6. ВНИМАНИЕ СЛЕПЫХ Особенности внимания слепых Всматриваясь, вслушиваясь, напряженно обдумывая или припоминая что-либо, человек внешне выражает состояние внимания мимикой и пантомимикой - выразительными движениями лица и тела. Выразительные движения формируются на основе зрительного восприятия и подражательной деятельности и зависят от того, насколько отчетливо и осмысленно они воспринимаются ребенком от взрослых. При наиболее глубоких нарушениях зрения визуальное восприятие выразительных движений взрослых затрудняется или становится невозможным, вследствие чего полностью или частично исчезает потребность в подражании. То, что выразительные движения есть результат подражательной деятельности, хорошо иллюстрируется отсутствием или слабым развитием мимики у нормально видящих детей, воспитанных слепыми родителями. При тотальной слепоте типичные для состояния внимания позы и сокращения мышц лица - нахмуривание бровей, наморшивание лба, фиксация взгляда, поворот к объекту, на который направлено внимание, и т.п. - отсутствуют или проявляются в очень ослабленном виде. Для слепого в состоянии внимания характерны маскообразное выражение лица и такое фиксированное положение головы и тела, которое способствует наиболее отчетливому слуховому восприятию. Например, часто можно наблюдать, как слепые, вслушиваясь в чью-либо речь, поворачиваются к говорящему вполоборота. В тифлопсиходогии известны многочисленные, по неудачные попытки обучения слепых мимическому выражению внимания. Однако элементарные проявления сосредоточения внимания, например, поворот головы в сторону говорящего, легко усваиваются слепыми и должны у них формироваться в процессе воспитания и обучения. (стр.115) Внимание не имеет собственного содержания и проявляется внутри различных психических процессов. Отсутствие зрения, обусловливая при известных условиях компенсаторное развитие слухового и осязательного восприятия, соответственно требует развития слухового и осязательною внимания. Однако вопрос о преобладании того или иного типа внимания не может бьпь решен однозначно, так как их развитие как у слепых, так и у нормально видяших зависит не только и даже не столько от состояния анализаторов и уровня чувствительности, сколько от характера деятельности индивида. Например, при ориентации слепых в большом пространстве внимание проявляется преимущественно внутри слухового восприятия, а при предметопознавательной деятельности - в осязании. Поэтому имеющие место в тифлопсихологии попытки охарактеризовать внимание слепых как акустическое несостоятельны и порочны в своей основе, так как нацеливают процесс обучения на применение исключительно вербальных (словесных) методов. Внимание характеризуется рядом свойств (объем, концентрированность, устойчивость, отвлекаемость и т.д.), проявление и развитие которых у слепых имеют некоторые особенности. Например, затруднения в сфере восприятия отрицательно сказываются на объеме, переключаемости и устойчивости внимания. Замедленное и недостаточно полное восприятие ограничивает разнообразие впечатлений и действий, что является одним из важнейших условий устойчивости внимания; скорость переключения внимания связана со скоростью и точностью восприятия; такая же зависимость наблюдается между качеством восприятия и объемом внимания. Специфичным для слепых является также значение некоторых свойств внимания для деятельности. Так, при ориентировке в большом пространстве необходима хорошая распределяемость внимания, тогда как его концентрация, широко представленная в аналогичных процессах у зрячих, для слепых попросту вредна. Действительно, выпадение зрительных ощущений может быть компенсировано только при условии рецепции всех остальных раздражителей, сосредоточение же сознания только на каком-либо одном виде раздражителей не может дать целостного образа, в результате чего снижается точность ориентировки. В заключение следует заметить, что слепота вносит некоторые специфические особенности в развитие и проявление внимания. Однако в целом развитие внимания слепых подчиняется тем же (стр.116) закономерностям, что и у нормально видящих, и может достигать такого же уровня развития. Это обусловлено тем, что внимание, не будучи связано с каким-либо определенным психическим процессом и тем более с функционированием какого-либо анализатора, формируется в деятельности и зависит от приобретенных волевых, интеллектуальных и эмоциональных свойсгв личности, от активности человека. По этой же причине воспитание внимания и формирование внимательности как свойства личности у детей с дефектами зрения осуществляется на той же основе и теми же способами, что и в массовой школе. Вопросы и задания 1. Дайте характеристику внимания и внимательности. 2. Изменяется ли роль внимания в деятельности человека при нарушениях зрения? Если да, то в каком плане? 3. Какие особенности в сройствах внимания возникают при слепоте? 4. Охарактеризуйте особенности внешнего проявления состояния внимательности при слепоте. Возможна ли коррекция возникающих в этой области отклонений? Литература 1. Бюрклен К. Психология слепых. - М., 1934. С. 137-189. 2. Фомича Л.А., Румянцева П.М. Слуховое и тактильное внимание слепых детей // Ученые записки ЛГПИ им
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 1336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.12.88 (0.018 с.) |