Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Закономерности и принципы эстетического воспитания.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Закономерности эстетического воспитания школьников. Эмоциональное (эстетическое) воспитание - еще один базовый компонент цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников. Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на две группы - приобретение теоретических знаний и формирование профессиональных У и Н. Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая - активного включения в эстетическую деятельность. Задачи приобщения: - формирование эстетических знаний;- воспитание эстетической культуры;- овладение эстетическим и культурным наследием прошлого;- формирование эстетического отношения к действительности;- развитие эстетических чувств;- приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде;- развитие потребности строить жизнь и деятельность по законам красоты;- формирование эстетического идеала;- формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, делах, движениях, поступках, внешнем виде.Задачи включения в эстетическую деятельность предполагают активное участие каждого воспитанника в созидании прекрасного своими руками; практические занятия живописью, музыкой, хореографией, участие в творческих объединениях, группах, студиях и др. (И.П. Подласый, 2000). ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПИТАНИЯ Что же следует понимать под закономерностями воспитания? Это понятие означает устойчивые, повторяющиеся и существенные связи в воспитательном процессе, реализация которых позволяет добиваться эффективных результатов в развитии и формировании личности. 1. Характер воспитания на всех исторических этапах определяется объективными потребностями производства и интересами общества, что, безусловно, является его существенной закономерностью. 2. Следует указать и другую важную закономерность: единство целей, содержания и методов воспитания. 3. Неразрывное единство обучения и воспитания (в узком смысле) в целостном педагогическом процессе, которое также следует считать из закономерностей воспитания. 4. Воспитание личности происходит только в процессе включения ее в деятельность. Поэтому С.Т. Шацкий и А.С. Макаренко с полным основанием определяли воспитание как содержательную организацию жизни и деятельности воспитанников. 5. Воспитание есть стимулирование активности формируемой личности в организуемой деятельности. Первопричиной активности человека являются те внутренние противоречия между достигнутым и необходимым уровнем развития, которые он переживает в различных жизненных обстоятельствах и которые побуждают его к деятельности и к работе над собой. Искусство воспитания в этом случае состоит в том, чтобы педагог умел создавать педагогические ситуации для возбуждения у учащихся подобных внутренних противоречий и таким образом стимулировал их активность в различных видах деятельности. На основе переживания этих внутренних противоречий у личности формируются потребности, мотивы и установки, стимулы ее активной деятельности. Только развивая потребностно-мотивационную сферу личности и создавая необходимые условия для формирования у нее здоровых потребностей, интересов и мотивов деятельности (поведения), предоставляется возможным стимулировать ее активность и добиваться надлежащего воспитательного эффекта. 6. В процессе воспитания необходимо проявлять гуманность и уважение к личности в сочетании с высокой требовательностью. Психологической основой этой закономерности является то, что характер отношений педагога и воспитуемой личности вызывает у последней определенные внутренние (эмоционально чувственные) переживания и непосредственно сказывается на ее деятельности и развитии. Если эти отношения проникнуты взаимным уважением, доверием, доброжелательностью и демократизмом, носят гуманный характер, то воспитательное влияние педагога, как правило, будет вызывать у учащихся положительную реакцию и стимулировать их деятельность. В тех же случаях, когда отношения между педагогом и воспитанником несут на себе печать негативности, авторитарности, воспитательное влияние педагога вызовет у последнего отрицательные переживания и не будет иметь положительного воспитательного эффекта. 7. В процессе воспитания необходимо открывать перед учащимся перспективы их роста, помогать им добиваться успехов. Если эти цели и намерения реализуются, личность переживает внутреннее удовлетворение, радость от достигнутых успехов. В тех случаях, когда намеченные цели не реализуются, она испытывает внутреннее беспокойство, чувство неудовлетворенности и психическое напряжение. Нетрудно понять, что повторение подобных неудач парализует деятельность личности, и она перестает работать над собой, теряет всякую активность. Например, учащийся, отставший в учебе, совсем перестает учиться. 20. Своеобразие реализации дидактических принципов в процессе художественного образования. В современном понимании дидактика представляет собой важнейшую отрасль научного знания, которая изучает и исследует проблемы обучения и образования. Впервые это слово появилось в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (Ратихия) для обозначения искусства обучения. В том же значении употребил это понятие и чешский педагог Ян Амос Коменский. Неизменными со времен Ратихия остаются и основные задачи дидактики – разработка проблем: чему учить и как учить; современная наука интенсивно исследует также проблемы: когда, где, кого и зачем учить. Дидактические исследования своим объектом делают реальные процессы обучения, дают знания о закономерных связях между различными его сторонами, раскрывают сущностные характеристики структурных и содержательных элементов процесса обучения. В этом заключается научно-теоретическая функция дидактики. Полученное теоретическое знание позволяет решать многие проблемы, связанные с обучением, а именно: приводить в соответствие с изменяющимися целями содержание образования, устанавливать принципы обучения, определять оптимальные возможности обучающих методов и средств, конструировать новые образовательные технологии и т. д.Разделение концепций на три группы производится на основе того, как понимается процесс обучения. В традиционной системе обучения доминирующую роль играет преподавание, деятельность учителя.Дидактика Гербарта характеризуется такими понятиями, как управление, руководство учителя, регламентации, правила, предписания. Главный вклад Гербарта в дидактику состоит в вычленении этапов (ступеней) обучения. Его схема такова: ясность – ассоциация – система – метод. Процесс обучения протекает от представлений к понятиям и от понятий к умениям теоретического характера. Практика в этой схеме отсутствует. Эти формальные уровни не зависят от содержания обучения, определяют ход учебного процесса на всех уроках и по всем предметам.К началу XX в. рождаются новые подходы. Традиционная система подверглась критике за авторитарность, книжность, оторванность от потребностей и интересов ребенка, за то, что данная система обучения лишь передает ребенку готовые знания, но не способствует развитию мышления, активности, творчества, подавляет самостоятельность ученика.В основе педоцентрической концепции – деятельность ребенка, главная роль отводится учению.Дьюи предлагал строить процесс обучения исходя из потребностей, интересов и способностей ребенка, стремясь развивать умственные способности и разнообразные умения детей, обучая их в «школе труда, жизни», когда учеба носит самостоятельный, естественный, спонтанный характер, получение знаний учениками происходит в ходе их спонтанной деятельности, т. е. «обучение через делание».Абсолютизация такой дидактики приводит к переоценке спонтанной деятельности детей, к утрате систематичности обучения, к случайному отбору материала, к снижению уровня обучения. Современную дидактическую концепцию создают такие направления, как программированное, проблемное обучение, развивающее обучение (П. Гальперин, Л. Занков, В. Давыдов), гуманистическая психология (К. Роджерс), когнитивная психология (Брунер), педагогическая технология и педагогика сотрудничества. Цели обучения в этих современных подходах предусматривают не только формирование знаний, но и общее развитие учащихся, их интеллектуальных, трудовых, художественных умений, удовлетворение познавательных и духовных потребностей учеников. Педагогическое сотрудничество – это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей и педагогов на основе взаимопонимания, проникновения в духовный мир друг друга, коллективного анализа хода и результатов этой деятельности.
21. Углубленное изучение искусства в художественных школах и студиях: цели, содержание, методические особенности. Студия Отличительные признаки: 1. Профиль деятельности (содержание) имеет принадлежность к определенному виду искусства или творчества (изобразительное, театральное, хореографическое искусство, литературное творчество и т.д.). 2. Основной целью деятельности является развитие художественных и творческих способностей детей, выявление ранней творческой одаренности, ее поддержка и развитие. 3. Углубленное изучение содержания образования. В основе содержания – доминирующий, основной предмет, вокруг которого «выстраиваются» смежные, сопряженные с ним. 4. Сочетание экспериментальных (поиск эффективных методик развития творческих способностей детей, изучение и использование новых приемов в искусстве) и практических (показ спектаклей, оформление выставок, проведение конкурсов и пр.) педагогических задач и форм работы с коллективом. 5. Система деятельности по демонстрации детских практических достижений. 6. Высокое качество творческого «продукта» детей. Возможные характеристики: 1. Специальные условия набора в студию с предварительным выявлением задатков и склонностей детей. 2. Ступени обучения, завершенные по содержанию и времени (подготовительные группы, младшие, старшие группы). 3. Общественный орган студии по оценке качества творческих достижений: к примеру, художественный совет. Возможные подходы к классификации студий:1. По масштабу содержания обучения: а) Однопредметные (студия эстрадного танца);б) Полипредметные (комплекс смежных предметов, к примеру, музыкально-хоровая студия). 2. По структурному оформлению: а) Студия как первичный коллектив в составе какого-либо подразделения, учреждения. б) Студия как структурное подразделение учреждения. Школа Отличительные признаки: 1. Наличие концепции школы, представленной в проекте (уставе, положении) и программе деятельности (образовательной программе) школы. 2. Комплексность, сложность, масштабность педагогических целей и задач. 3. Приоритет обучения при многообразии видов и направлений деятельности детей. 4. Комплекс учебных предметов (не менее трех). 5. Образовательный процесс организуется педагогическим коллективом, а не одним педагогом. 6. Ступенчато-преемственный характер обучения: наличие логически выстроенных, содержательно и организационно оформленных ступеней, стадий обучения. 7. Система педагогического контроля, анализа и оценивания образовательных результатов. 8. Четко обозначенные условия набора и обучения в школе. 9. Вручение сертификата об окончании школы. 10.Наличиеоицензиина право ведения образовательной деятельности. Подходы к классификации: 1. По степени выраженности профиля деятельности: а) профильные (школа юного модельера, например); б) не профильные: не имеющие четко обозначенного профиля, учебного предмета, направления деятельности (школа нравственности); в) многопрофильные (к примеру, школа «Творчество» с преподаванием нескольких, не связанных между собой тематически предметов; школа раннего развития). 2. По приоритету педагогических задач: а) школы образовательные, т.е. решающие в приоритете образовательные задачи: профессиональной и допрофессиональной подготовки, ориентации на определенные профессии, довузовской подготовки и т.д.: б) школы общей ориентации на различные виды творческой деятельности, где главным результатом работы педагогов является выбор ребенком определенного занятия (самый распространенный пример – школы творческой ориентации); в) школы воспитывающего характера, т.е. решающие в приоритете собственно воспитательные задачи (школа этикета); г) школы социальной направленности, т.е. решающие прежде всего задачи социальной адаптации, социальной защиты и реабилитации (к примеру, школа мужества, школа выживания). 3. По особенностям развития учащихся школы (по особенностям контингента): возможны школы для одаренных детей, школы для детей с ослабленным здоровьем (например, школа коррекции осанки) и т.д. 4. По структурному оформлению (статусу): а) школа – первичный коллектив подразделения, учреждения; б) школа – самостоятельное структурное подразделение учреждения. 22. Современная система эстетического воспитания и общего художественного образования в РБ. Основные требования к планированию деятельности учреждений культуры и искусства по эстетическому воспитанию населения. Современная система эстетического воспитания и общего художественного образования в РБ. Система художественного образования в Республике Беларусь создавалась и совершенствовалась на протяжении многих столетий. Особую роль в этой эволюции сыграл советский период, когда в качестве обязательных предметов в учебные планы общеобразовательных школ были включены изобразительное искусство, музыка, а в самом конце 80-х годов мировая художественная культура. Был создан единый учебно-воспитательный цикл «Искусство», что позволяло обеспечивать элементарное приобщение школьников к эстетическим ценностям на протяжении всего периода обучения: с 1 по 11 класс. В 90-е годы на волне либерализации всех сфер общественной жизни в несколько раз по сравнению с советским периодом увеличилось число школ с художественными уклонами. За два неполных десятилетия сложилась мощная традиция художественного образования и эстетического воспитания в таких школах, сформировался штат умелых опытных преподавателей, были разработаны оригинальные учебные планы, программы преподавания спецдисциплин. Таким образом, школы с художественными уклонами стали обеспечивать не просто общее эстетическое воспитание учащихся, но глубокую предпрофессиональную подготовку одаренных школьников, организованную на принципах академической системы обучения. Прежде, в советский период, академизм художественного образования был свойственен лишь художественным и музыкальным школам, действовавшим в системе Министерства культуры, и таким уникальным учебным заведениям, как школа-интернат им. Ахремчика для художественно одаренных детей. В связи свышеизложенным, представляется необходимым уточнить понятия академической и досуговой форм организации учебного процесса (см. таблицу). Академические предполагают строго очерченные содержание, сроки его реализации, формы и требования к контролю за усвоением знаний, стандарты требований к выпускнику, тип юридического документа, подтверждающий успешное окончание образования и дающий право на работу или продолжение образования определенного профиля. Досуговые более или менее строго очерчивают лишь содержание образования. Остальные требования носят весьма свободный характер (например, вместо зачетов и экзаменов – концерты, выставки), либо имеют стимулирующие формы (вместо юридически правомерных аттестатов почетные дипломы, грамоты и т.п.). В советский и постсоветский период досуговые формы художественного образования и эстетического воспитания (кружки, студии) работали в школах, внешкольных и клубных учреждениях. Причем уже к началу 2000-х гг. было ясно, что уровень профессионализма педагогов и подготовки учащихся в досуговых формах обучения как правило отстает от академических аналогов, где объем учебного времени, дифференциация занятий по предметам, внимание всех субъектов учебно-воспитательного процесса (педагоги, родители, администрация школ) к поддержанию дисциплины обеспечивали качество овладения основами художественного творчества. Неслучайно, выпускники школ и классов с художественным уклоном составляли около половины абитуриентов вузов культуры и искусств, наряду с выпускниками школ искусств, находящихся в ведении Министерства культуры. В 2008 году в процессе отмены планировавшегося перехода на 12-летнее общее образование были внесены изменения в базовый учебный план и учебные планы школ с углубленным изучением предметов, в том числе школ с художественным и эстетическим уклоном. В результате по формировавшейся на протяжении полувека системе эстетического воспитания и художественного образования школьников был нанесен чувствительный удар. Потери можно рассмотреть по двум направлениям. Первый и наиболее болезненный пробел состоит в том, что общеобразовательные школы Республики Беларусь лишились системы первичного приобщения учеников к миру эстетических ценностей, поскольку предметы «музыка» и «изобразительное искусство» преподаются теперь лишь до 5 класса, а предмет «мировая художественная культура» переведен в разряд факультатива и фактически не изучается в подавляющем большинстве школ. К тому же, уровень преподавания даже тех предметов, которые остались в учебных планах, невысок, поскольку специалисты, получившие художественно-педагогическое образование уходят из школ, не имеющих возможности обеспечить учителя достаточным объемом педагогической нагрузки. В сущности, школы скатываются на уровень художественного образования, характерный для 50-х годов минувшего века. Необходимо признать, что накопившийся к ХХI веку опыт преподавания предметов эстетического цикла в общеобразовательных школах был далеко не всегда продуктивным. Это во многом объясняется уровнем подготовки преподавательских кадров и программно-методических материалов по указанным предметам. Стремление преподавать искусство не как погружение в сферу особой, связанной с досугово-рекреационными задачами деятельности, а как науку об искусстве, привело к тому, что предметы «музыка», «изо» и «МХК» оказались в самом конце школьного рейтинга. Знание центристский подход, с которым давно и не слишком успешно борются в системе Министерства образования, и здесь взял верх. Между тем, кадры квалифицированных преподавателей искусства, подготовленные в учебных заведениях Министерства культуры, нередко не находили работы в школе, поскольку представителя школьной администрации привыкли «догружать» предметами эстетического цикла учителей иных предметов. Второй аспект проблемы состоит в том, что система школ с художественным уклоном, которая развивалась и совершенствовалась на протяжении более чем 20 лет, в считанные месяцы была уничтожена. Перевод специальных творческих дисциплин в положение факультативов привел к сокращению отпущенных на их изучение часов, утрате форм контроля и возможности документального подтверждения освоения определенных объемов содержания образования. Это негативно повлияло на мотивацию учебной деятельности и дисциплину учеников. Академизм исчез, а вместе с ним из школ стремительно стали исчезать лучшие достижения в предпрофессиональном освоении искусства. С 1 сентября 2011 года эти, утраченные общеобразовательными школами черты академизма, обрели внешкольные учреждения, получившие статус учреждений дополнительного образования. Казалось бы, все хорошо: появилась возможность хотя бы отчасти использовать накопленный опыт и кадры, умеющие работать с художественно одаренными детьми, в иных, подотчетных Министерству образования структурах. Но тут возникает другая несообразность. В новом статусе учреждения дополнительного образования составляют непродуктивную конкуренцию школам искусств, подотчетным Министерству культуры.
23. Современная многоуровневая система профессионального художественного образования в РБ: достижения, проблемы, пути развития. Структуру художественного образования в стране можно представить в виде своеобразной пирамиды. В ее основании - начальное звено (более 500 учебных заведений); затем идут средние специальные учебные заведения (25 училищ, лицеев, колледжей, гимназий); на вершине пирамиды функционируют три высших учебных заведения (Белорусская государственная академия музыки, Белорусская государственная академия искусств и Белорусский государственный университет культуры и искусств).Начальное звено системы охватывает целую сеть детских школ искусств различной направленности: музыкальные, художественные, хореографические, фольклорные и др. Несмотря на то, что в последние годы произошла определенная структурная перестройка (выявляется тенденция перепрофилирования детских музыкальных школ в школы искусств, где осуществляется комплексное эстетическое обучение и воспитание), уменьшилось количество музыкальных и увеличилась численность школ художественного и хореографического профилей, существующая сеть учебных заведений начального звена не совсем соответствует потребностям общества. В РБ исторически сложилась система с очевидным "уклоном" в сторону музыкального образования. Ввиду этого работа на современном этапе должна быть направлена на развитие хореографии и театроведения. Аналогичные тенденции свойственны и сети учебных заведений среднего звена художественного образования. Сегодня эта сеть характеризуется следующими количественными показателями:1) музыкальное образование предоставляют 9 училищ, 3 колледжа, 1 лицей музыки и хореографии, 1 комплекс "гимназия-колледж"; обучается в них 51% от общего количества учащихся ССУЗ;2) образование с профилем изобразительного искусства предлагают 2 училища, 1 лицей, 5 отделений в училищах искусств; обучается здесь 9% соответствующего контингента;3) хореографическое образование можно получить в 1 колледже, на 4-х отделениях училищ искусств, 1-м отделении колледжа искусств; число учащихся составляет 10%;4) театральное образование представлено на 3-х отделениях училищ искусств, 2-х - в музыкальных колледжах и 1-м отделении в училище культуры; обучается здесь 2% от общего количества учащихся. Следует обратить внимание на то, что данные нашего исследования относительно намерений учащихся детских музыкальных школ о продолжении своего образования в музыкальных училищах дают основание строить предположения о возможном снижении количества тех, кто будет поступать в эти учебные заведения. Только 15,5% опрошенных выпускников детских музыкальных школ однозначно ориентированы на поступление в училища. Противоположная тенденция прослеживается в художественном образовании среднего звена. 52,7% учащихся детских художественных школ и детских школ искусств намерены поступать в художественные училища, что в два раза превышает общее количество учащихся на художественных отделениях средних учебных заведений. Для хореографических отделений это число достигает 59,1%, что также превышает возможности существующих сегодня учебных заведений данного профиля. Приведенные данные совокупно с другими факторами служат основанием для реформирования не только начального, но и среднего звена художественного образования в сторону увеличения удельного веса учебных заведений художественного и хореографического профилей, а также профилей народного и театрального искусства, интерес к которым значительно возрос в последние годы. Цели учебных заведений системы художественного образования определены и зафиксированы в специальных документах - положениях, уставах, на которых основываются учебный и воспитательный процессы, научно-методическая работа. В соответствии с этими документами основной целью начального звена является создание максимально благоприятных условий для всестороннего развития личности, всемерного раскрытия ее способностей. Главная задача среднего звена - формирование специалиста современного типа с развитым творческим мышлением. Для изучения того, насколько объявленные цели совпадают с теми, которые реально детерминируют деятельность учебных заведений, нами был проведен опрос преподавателей, руководителей школ и средних специальных учебных заведений, педагогов системы художественного образования. Были выявлены следующие установки: ориентация на подготовку будущих профессионалов; общеэстетическое развитие личности; поиск, отбор и обучение художественно одаренной молодежи; подготовка будущих педагогов для системы художественного образования. Показательно, что иерархия целей не изменилась на протяжении последних семи лет. Это свидетельствует, с одной стороны, о стабильности и преемственности приоритетов деятельности учебных заведений, с другой - об определенном консерватизме образовательной стратегии и стереотипном представлении о желаниях учащихся получить художественное образование. Мы можем отметить существующее несоответствие в системе среднего звена образования на уровне определения целей и реальной практики. Такая важнейшая цель, как подготовка будущих педагогов для системы художественного образования, реально становится наименее значимой по сравнению с другими в организации учебного процесса, в то время как основная специальность выпускников по диплому - педагог. Содержательный аспект этого несоответствия требует специального анализа на уровне программ, планов и методик обучения. Показателем наличия существенных проблем является то, что значительная часть самих преподавателей (62,4%), в прошлом - выпускников отечественных учебных заведений культуры и искусства, до сих пор ощущают недостаток именно педагогических и психологических знаний. К сожалению, отмеченные выше различия в целевых ориентациях никак не учитываются в нормативных документах (действует единое Положение о школе искусств системы Министерства культуры). Так, данные опроса 1997 г. свидетельствуют о том, что в наименьшей степени на искусство как предмет своей будущей профессии ориентированы дети, которых обучают музыке. Только для 25,2% учащихся детских музыкальных школ и 34,9% - музыкальных отделений детских школ искусств стремление стать музыкантом-профессионалом является значимым. Несколько иные устремления и намерения у детей, обучающихся изобразительному искусству и хореографии. Так, 53,3% учащихся детских художественных школ и 87,9% слушателей лицея изобразительного искусства и хореографии ориентированы на профессиональную деятельность в сфере искусства. Численность тех, кого эти виды искусства в профессиональном плане не привлекают, достигает только 9%. Таким образом, речь идет о том, что уже на начальной ступени художественного образования фиксируются различия в целевых ориентациях учащихся, что, в свою очередь, ставит под сомнение правомерность стремлений отдельных исследователей, а также органов управления сформулировать единые цели деятельности для учебных заведений одного звена, унифицировать стандарты и методики обучения. Эффективность работы учебных заведений культуры и искусства определяется (наравне с другими показателями) степенью достижения поставленных целей и решения задач. По мнению как учащихся, так и их родителей, реализовать собственные цели в процессе обучения удается далеко не всем. По самооценке учащихся начального звена, получить всестороннее эстетическое развитие в полной мере удается 69,7% респондентов. У родителей такая оценка встречается в 60% случаев. Эти показатели характерны для всех видов учебных заведений и не зависят от вида искусства, которому обучаются дети. 27,5% считают, что этого удается достичь в определенной степени, 2,8% - ни в коей степени. Что касается профессиональной исполнительской подготовки, то только 27% учащихся и 32,3% родителей считают, что достичь цели в этом направлении удается в полной мере; цель реализуется частично по мнению 62,9% учащихся и 60% родителей; 10,2% учащихся считают, что стать профессионалом-исполнителем им вообще не придется. Зафиксированы различия в оценках своих возможностей получить профессиональную подготовку в зависимости от вида искусства. Наивысший уровень притязаний у 15,5% тех, кто занимается музыкой, 39,7% - изобразительным искусством, 22,7% - хореографией. Противоречия между поставленной целью обучения и возможностью ее достижения наблюдаются и в среднем звене художественного образования. Фактически ССУЗы должны выпускать квалифицированных специалистов - или профессионалов-исполнителей, или профессионалов-педагогов, в том числе хорошо подготовленных к поступлению в вузы. По мнению обучающихся, достичь этой цели в полной мере смогут только 35% выпускников музыкальных училищ, 19,1% - художественных, 34,4% - хореографических училищ или колледжей. Что касается общеэстетического развития, то уровень реализации этой цели не превышает 55%.Приведенный анализ дал нам возможность доказательно обосновывать необходимость корректирования целей и задач обучения в соответствии как с общественно значимыми потребностями государства в квалифицированных кадрах в сфере художественной культуры, так и с мотивацией учащихся и реальными возможностями учебных заведений обеспечить адекватный учебно-воспитательный процесс. Одно из основных направлений государственной политики в реформировании системы художественного образования - совершенствование учебного процесса. Оно предусматривает работу по нескольким направлениям.1. В последнее время в программное и методическое обеспечение учебного процесса достаточно активно внедряются новые нормативные документы, основные отличия которых от прежних сводятся к использованию дифференцированного подхода к обучению, гибких сроков и активных методов обучения, внедрению новых педагогических технологий и стандартов. В 2000 - 2003 гг. только Белорусским государственным институтом проблем культуры были разработаны более 175 учебных программ и 23 учебно-методических пособия. Вместе с тем, уровень обеспеченности учебного процесса методическими материалами, по мнению педагогов, остается низким.2. Обоснованием необходимости предпринять определенные меры по корректированию норм и структуры учебной нагрузки могут служить данные о причинах отсева учащихся из учебных заведений и оценка самими учащимися наиболее характерных трудностей на первых порах обучения. Причины отсева распределяются следующим образом:- ухудшение общего состояния здоровья детей, повышение их утомляемости;- падение престижа художественного образования;- несовпадение интересов и мотивов учащихся с теми целями, которые ставятся учебным заведением;- усложнение обучения в общеобразовательных школах: на художественное образование не остается ни сил, ни времени;- несоответствие программ и методик ожиданиям и интересам учащихся;- недоступная стоимость инструментов, материалов, оборудования;- устаревшие программы и методики обучения;- бытовые причины, например, переезд родителей;- отдаленность учебного заведения от места проживания;- высокий уровень платы за обучение;- недостаточная специальная подготовка преподавателей. В среднем звене художественного образования особое значение приобретают занятия по специальности. Это очевидно, если исходить из целей и задач обучения. Вместе с тем, наше исследование показало, что одной из наиболее характерных трудностей, с которой сталкиваются учащиеся на первых порах после поступления в средние специальные учебные заведения, является слабый уровень собственной подготовки по избранному предмету, специальности. В 1977 г. это отметили 29,4% учащихся музыкальных училищ, 31,9% - художественного училища и 35,4% - хореографического колледжа [1, с. 12]. В 2004 г. этот показатель уменьшился в музыкальном образовании - на 15%, в художественном - на 5%, в хореографическом - на 6%.3. Основными причинами, обусловившими изучение работы учебных заведений сферы культуры по поиску и отбору художественно одаренной молодежи, явились показатели качества контингента учащихся, динамика его развития, а также рост потребности населения в художественном образовании. Следует отметить определенную положительную динамику в оценках качества контингента учащихся. Если в 1997 г. 33,9% опрошенных преподавателей и руководителей учебных заведений культуры и искусства отметили, что за 3 - 5 лет, предшествовавших году опроса, качество контингента ухудшилось, то в 2004 г. этот показатель снизился до 25,9%. Качество контингента не изменилось по мнению 25,9% опрошенных в 1997 г. и 35,9% - в 2004 г.; изменилось в лучшую сторону - соответственно 19,3% и 20,5%. Вместе с тем более половины преподавателей все еще не удовлетворены существующим положением. Кадровый потенциал системы художественного образования достаточно высок. Об этом свидетельствуют различные показатели, в том числе образовательный уровень преподавателей. Например, среди педагогов начального звена 41% имеют высшее образование; в художественных школах этот показатель достиг 76%, в музыкальных - 43%.Средний стаж работы преподавателей в учебных заведениях культуры и искусства, где проводился опрос, - около 16 лет, что свидетельствует о стабильности кадрового состава, высокой степени адаптации специалистов к своей среде. Однако недовольство уровнем заработной платы выразили 68,1% преподавателей школ и 75,6% - училищ. Среди самых распространенных причин неудовлетворенности работой - плохая методическая обеспеченность учебного процесса, а также падение престижа профессии в обществе, ухудшение качества контингента учащихся. Безусловно, для решения этих проблем недостаточно усилий Министерства культуры и Министерства образования. Но то, что в их компетенции, необходимо делать. В частности, можно вести речь об изменении норм учебной нагрузки для преподавателей (полную или частичную неудовлетворенность по этому вопросу выразили 33,4%); о необходимости улучшения условий труда (45,4%); об усовершенствовании системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров и др.Целый комплекс проблем связан с материально-техническим и финансовым обеспечением учебного процесса, а также с обстоятельствами общегосударственного развития страны. Но даже самые активные меры, которые будут приняты в отмеченных выше направлениях, не достигнут цели, если не будет разработана принципиально новая концепция развития художественного образования, основанная на современных принципах взаимоотношений "учащийся - предмет культуры - преподаватель". Необходимы новые подходы к содержанию образования, активное использование современных педагогических технологий.
24. Педагогические требования к явлениям искусства и художественной. В школе преподают не искусство: не литературу, музыку, изобразительное искусство, как таковые, а учебные предметы по искусству, решающие задачи всестороннего развития и воспитания школьников, объединяющие в себе элементы собственно искусства, науки о нем и навыки практической деятельности. Литература включает в себя искусство художественного слова, историю литературы, науку о литературе - литературоведение и навыки литературной художественно-творческой деятельности. Музыка как интегративный предмет органически вбирает в себя изучение собственно музыкальных произведений, историю, теорию музыки, а также простейшие навыки исполнительства в области пения и игры на музыкальных инструментах. Изобразительное искусство как комплексный предмет объединяет познание самих художественных произведений, элементы искусствознания, теории изобразительной деятельности, освоение навыков практического изображения, изобразительной грамоты и творческого самовыражения. Рассмотрим воспитательно-образовательные возможности каждого из элементов, составляющих содержание школьного учебного предмета по искусству. Основным и главным элементом литературы как учебного предмета является, конечно, само искусство — произведения художественного слова. В процессе занятий литературой ребенок совершенствует и навыки чтения, учится эстетическому освоению художественных произведений, усваивает их содержание и развивает свои психические силы: воображение, мышление, речь. Развитие навыков чтения, способности эстетического восприятия, аналитического и критиче
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 817; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.41.111 (0.019 с.) |