Другое теоретическое исходное положение теории эстетического 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Другое теоретическое исходное положение теории эстетического



воспитания состоит в признании непреходящего значения и ду­ховной ценности для человека возвышенного, прекрасного, изящного.

Третье теоретико-методическое положение заключается в необ­ходимости гармоничного решения комплекса задач в процессе пре­подавания искусства детям: художественно-эстетического и идей­но-нравственного воспитания; обучения умениям и навыкам, обес­печивающим возможность вовлечения учащихся в активную худо­жественно-творческую деятельность; развития физических и духов­ных сущностных сил и творческих способностей. Цель эстетиче­ского воспитания — формирование у школьников нравственно-эс­тетического гуманистического идеала всестороннего развития лич­ности, умения видеть, чувствовать, понимать и творить красоту. Ее достижение обеспечивает художественно-эстетическое развитие детей, становление их подлинно художественного вкуса, продук­тивного образного мышления. В художественном образе как форме мышления сосредоточивается богатая информация о природе, об­ществе, общественных отношениях, общественном сознании. С по­мощью художественных образов человек мыслит, приходит к но­вым обобщениям и заключениям, хранит идейно богатую инфор­мацию.

Эстетическое воспитание детей осуществляется путем разреше­ния объективных противоречий и субъективных несоответствий. Основное противоречие обусловлено тем, что природа с рождения закладывает в ребенка задатки и возможности постижения кра­соты, эстетического отношения к действительности и искусству. Вместе с тем эти задатки и возможности в полной мере могут быть реализованы только в условиях целенаправленного, органи­зованного художественно-эстетического образования и воспитания. Пренебрежение целенаправленным эстетическим развитием детей оставляет их глухими к подлинным духовным художественно-эсте­тическим ценностям. Поток художественно-эстетической, а вместе с ней и антихудожественной информации захлестывает необразо­ванных молодых людей. Они оказываются неспособными разо­браться в качестве этой информации, дать ей критический анализ и правильную оценку. Одновременно обнаруживается несоответст­вие между необходимостью осуществления всеобщего эстетическо­го воспитания и слабостью материальных и кадровых возможно­стей школы.

Противоречия и несоответствия снимаются в результате все­сторонней организации и осуществления системы эстетического воспитания. Основными механизмами, приводящими в действие эту систему, являются развитое эстетическое восприятие и позна­ние художественно-эстетических явлений; духовное общение на ос­нове произведений искусства; художественно-творческая деятель­ность, развивающая способности детей и формирующая у них художественное видение мира.

В основе организации системы эстетического воспитания лежит ряд принципов. Всеобщность эстетического воспитания и художе­ственного образования обусловлена тем, что взрослые и дети по-

стоянно взаимодействуют с эстетическими явлениями в духовной жизни, повседневном труде, общении с искусством и природой, в быту и межличностном общении. Везде и всегда сопровождает их красота и безобразное, трагическое и комическое. Из этого сле­дует, что не может быть всесторонне, гармонично развитого чело­века без эстетической грамоты, идеалов, эстетического развития и художественной образованности, без умения в работе доводить качество продукции до эстетического совершенства. Поэтому все­общность и обязательность эстетического воспитания и развития буквально всех детей является важнейшим условием формирова­ния социально активной личности в детском возрасте, ее подго­товки к духовной жизни и труду.

Организация системы эстетического воспитания основывается также на принципе комплексного подхода ко всему делу воспита­ния. В эстетическом воспитании школьников различные виды ис­кусства взаимодействуют между собой, комплексно воздействуют на ребенка. Это взаимодействие осуществляется в результате тес­ных межпредметных связей в преподавании литературы, изобра­зительного искусства и музыки. Эстетическое воспитание осуще­ствляется комплексно также за счет раскрытия красоты науки, труда, физической культуры, эстетики отношений и быта.

Система эстетического воспитания опирается на принцип орга­нической связи всей художественно-эстетической деятельности де­тей с жизнью, практикой обновления общества, с процессом фор­мирования мировоззрения и нравственности школьников. Демокра­тизация общества — источник красоты и нравственности. Эстети­ческие явления подлинно человеческой жизни и высокого искус­ства, органично связанные с преобразуемой жизнью, формируют эстетическое отношение к действительности. Принципом системы эстетического воспитания является идея сочетания классных, вне­классных, внешкольных занятий, различных форм воздействия ис­кусством через средства массовой информации. На уроках по пред­метам эстетического цикла учащиеся усваивают лишь самые об­щие основы искусствоведческих знаний и приобретают первона­чальные навыки художественно-творческой деятельности. Урок искусства в школе дает направление, определяет основные линии идейно-художественного воспитания и творческого развития ребен­ка. Параллельно с классными занятиями дети получают художе­ственную информацию из средств массовой коммуникации; имеют широкие возможности творческой самодеятельности и самовыра­жения. Эффективное использование всех источников и спонтанных интересов школьников в целях эстетического воспитания возможно тогда, когда программы внеклассной работы, формы и методы их свободно избранной художественной деятельности тесно смыкают­ся по целям и содержанию с программами урочных занятий.

Органическая взаимосвязь эстетического и общего становления личности ребенка обусловливает необходимость принципа единства художественного и общего психического развития детей. Художе­ственно-эстетическая деятельность школьников обеспечивает ин-

тенсивное развитие их воображения, эмоциональной сферы, образ­ной и логической памяти, речи, мышления. В процессе занятий искусством ребята приводят в движение все умственные силы и применяют образующиеся и крепнущие способности в учебной, трудовой, игровой и любой другой деятельности. В свою очередь способности, приобретаемые учащимися в общественно полезной, умственной, физической работе, широко используются в области художественно-эстетической.

Действенность эстетического воспитания прямо зависит от со­блюдения принципа художественно-творческой деятельности и са­модеятельности детей. Хоровое пение, народные танцы, игра на инструментах, сочинение песен, стихов, рассказов, очерков, рецен­зий знакомит детей с произведениями искусства, шлифует испол­нительские навыки, становится содержанием духовной жизни, средством художественного развития, индивидуального и коллек­тивного творчества, самовыражения детей. Это достигается, когда художественная самодеятельность является не репродуктивной, не подражающей западным образцам, а тесно связанной с активным. художественным творчеством на народной основе.

Принцип эстетики всей детской жизни требует организации отношений, деятельности, общения школьников по законам красо­ты, приносящей им радость. Для ребенка все имеет воспитатель­ное значение: убранство помещений, опрятность костюма, форма личных отношений и общения с товарищами и взрослыми, условия труда и характер развлечений, При этом важно вовлечь всех детей в активную деятельность по созиданию и сохранению красоты собственной жизни. Красота, в созидании которой ребенок прини­мает участие, кажется ему особенно привлекательной, становится чувственно осязаемой, делает его ревностным ее защитником и пропагандистом. Поддержание красоты во всем, ставшее в кол­лективе прочной традицией, является условием не только эстети­ческого, но и воспитания в целом.

Система эстетического воспитания учащихся общеобразова­тельной школы строится на основе принципа учета возрастных психолого-педагогических особенностей детей.

Важную роль в системе эстетического воспитания играет труд. Производство, особенно в условиях радикальной экономической реформы, не может игнорировать растущие эстетические потреб­ности и вкусы людей. Не отвечающие эстетическим требованиям товары морально-эстетически устаревают еще в процессе произ­водства, залеживаются в магазинах, на складах, превращаются в недвижимый, омертвелый капитал, лишающий предприятие воз­можности существовать на основе хозрасчета и самофинансирова­ния. Затоваривание связано также и с тем, что некоторые ориги­нально исполненные изделия прикладного искусства— керамиче­ские вазы, женские украшения, ковры, посуда — не привлекают внимания покупателей из-за обедненности их собственных художе­ственных представлений и воображения. Органическая взаимо­связь труда и красоты, производства и потребления требует вов-

лечения школьников в труд, отвечающий современным эстетическим критериям. В таком труде осуществляется художественно-эстетиче­ское воспитание будущего участника рыночного производства, потре­бителя товаров и духовно-эстетически развитого члена общества.

Большое место в эстетическом воспитании школьников занима­ет красота природы. Заинтересованное отношение к ней появля­ется у детей, когда они обретают способность любоваться и оча­ровываются ее красотой. В процессе эстетического переживания ребята самозабвенно и глубоко отдаются этому удивительному состоянию восторга и благоговейного умиления.

Эстетическое, духовное отношение школьников к природе рож­дает и развивает у них нравственное отношение к ней. Дети по­степенно приходят к пониманию того, что доброе отношение к природе заключается в сохранении и преумножении ее богатства и красоты. Нанесение природе ущерба, загрязнение окружающей среды, расхищение ее богатств—есть величайшее зло. Природа способствует пробуждению у ребенка высокой нравственности, связывая в его сознании образ Родины с неповторимой красотой родной земли. Так, эстетическое отношение к природе развивает в детях нравственность, а нравственное отношение к ней обогащает их духовный мир.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.249.105 (0.006 с.)