Обращение к страху и бесстрашию, отвращению и брезгливости 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обращение к страху и бесстрашию, отвращению и брезгливости



как метод воздействия опирается на естественные человеческие чувства. Ребенок переживает страх перед опасностью, отвращение по отношению к безобразному и отвратительному. Педагог стре­мится помочь детям воспитать в себе смелость, преодолеть тру­сость как одно из самых унизительных и постыдных чувств. Вместе с тем он, опираясь на инстинкт самосохранения, возбуждает у школьников чувство страха за свою жизнь перед такими отвра­тительными явлениями, как наркомания и токсикомания, алкого­лизм и курение, преступность и проституция. Эмоциональное, ин­стинктивное неприятие социальных зол вырабатывает в ребенке иммунитет против них. Злоупотребление устрашением развивает комплекс страха, особенно в подростковом возрасте. Воздействие страхом позволяет выявить состояние нервной системы, психиче­ского здоровья ребенка, его нравственной воли, способности пе­реходить от страха к преодолению и разумному волевому дей­ствию.

Третья группа методов педагогического воздействия — обра­щение к воле и поступку. Требование есть способ прямого воздей­ствия на сознание и волю ребенка с целью организации или координации его поведения и деятельности. Оно понуждает к обя­зательному исполнению разумной, жизненно оправданной, педаго­гически целесообразной воли воспитателя, коллектива, его дове­ренного лица, воспитывает способность предъявления требований к себе. Его действенность и сила опираются на полномочия и авторитет воспитателя и коллектива. Этим обеспечивается право педагога, воспитанника, организатора отдавать распоряжения, до­биваться исполнения поручения, используя приказ, настойчивый совет, убедительную просьбу, укор, упрек, угрозу наказания. Ре­зультаты требования проявляются в деловитости и исполнитель­ности детей, развитии у них понимания необходимости, обязатель­ности, привычности исполнения общественного долга и обязанно­стей. Требование формирует дисциплинированность и исполнитель­ность как качества личности, умение быть распорядителем, сочетать свои интересы с коллективными. Абсолютизация автори­тетного требования как способа взаимодействия с детьми либо порождает в них упрямство, сопротивление авторитарному давле­нию, либо парализует их волю, ведет к равнодушию, безразличию, безынициативности. Расчетливое использование педагогом требо­вания дает возможность получить информацию о характере ребен­ка: его «сопротивляемости», отношении к обязанностям, бездумном или творческом исполнении долга.

Внушение как метод воздействия есть способ манипулирования детским сознанием. Оно достигается с помощью психологических средств возбуждения страстей, навязывания мыслей и образов, введение в заблуждение, подавления чувств, запугивания, духов­ного возвышения или унижения личности, переоценки или недоо­ценки ее физических и нравственных сил. Чаще всего внушение применяется в воспитательных отношениях с педагогически запу­щенными детьми. В общественной и воспитательной практике ис-

пользуется и коллективное внушающее воздействие на' детей мас­совых общественных мероприятий, возбуждающих чувства челове­ческого единения, энтузиазма или гнева, возмущения, протеста. Действенными средствами внушения детям определенного образа мыслей и поведения являются: индивидуальная обработка созна­ния, музыка, театрализованные представления, гала-концерты, шоу, массовые шествия, торжественные исполнения ритуалов, об­рядов. Реакция коллектива и отдельных ребят на внушающее воздействие дает информацию о степени их конформности, по­дверженности психологии толпы, «митинговым страстям» и о их способности разумно оценивать внушаемое, относиться к нему кри­тически и бороться против него.

Упражнение как метод воспитания обеспечивает вовлечение детей в систематическую, специально организованную общественно полезную деятельность, способствующую выработке навыков, при­вычек, умений культурного поведения, разнообразной деятельно­сти, общения в коллективе, качеств прилежания, усидчивости в учебе и труде. Упражнения организуются как активные, ритмично повторяющиеся действия, приемы, способы или как система отре­гулированного поведения детей в типичных ситуациях, образую­щего у них привычное нравственное сознание, действия и поступки. Упражнения упорядочивают систему деловых отношений, форми­руют психологию устойчивого, размеренного образа жизни и тру­довой деятельности, укрепляют положительные черты характера и волю. Формальная отработка умений и навыков, особенно в области спортивной борьбы, без соединения с духовными ценно­стями ведет к возникновению двойной морали, безнравственному использованию приобретенного опыта. Вовлечение детей в пове­денческие упражнения раскрывает степень их воспитуемости, спо­собности включаться в процесс самовоспитания.

Поощрение есть метод внешнего активного стимулирования, побуждения ребенка к положительной, инициативной, творческой деятельности. Оно осуществляется с помощью общественного при­знания успехов ребят, награждения, поочередного удовлетворения их духовных и материальных потребностей. Используя поощрения в учебной, трудовой, игровой, общественной, бытовой деятельности школьников, педагог добивается повышения эффективности и ка­чества их труда, способствует самоутверждению личности. По­ощрение возбуждает положительные эмоции, оптимистические пси­хические состояния, развивает внутренние творческие силы ребят, активную жизненную позицию. Поощрение, особенно незаслужен­ное, подпитывает чрезмерное честолюбие некоторых ребят, их стре­мление добиться успеха только ради награды и любыми средст­вами. Система поощрения, по мере нравственного созревания уча­щихся, развивается от преимущественно материальных стимулов к преимущественно моральным. Реакция поощрения дает педагогу информацию относительно состояния самолюбия и честолюбия де­тей, их отношения к делу, к наградам, а также о подлинных мотивах деятельности и направленности личности,

Наказание представляет собой способ конфликтного торможе­ния, приостановления сознательно совершаемой детьми вредной, безнравственной, правонарушительской, противоречащей интере­сам коллектива и отдельной личности деятельности. Оно не пре­следует цели причинения провинившемуся физического или нравст­венного страдания, но сосредоточивает сознание на переживании вины. Наказание используется в форме осуждения нарушителя норм поведения общественным мнением, выражением ему недо­верия, недовольства, возмущения, отказа в уважении. Наказание не только восстанавливает порядок, авторитет нравственных норм и правил поведения, но и развивает у детей самоторможение, внутренний самоконтроль, сознание недозволенности попрания ин­тересов личности и общества. Одновременно углубляется способ­ность нравственного переживания- общественного осуждения, са­мооценки, самоосуждения. Злоупотребление наказаниями, исполь­зование антипедагогических средств морально подавляет ребенка, лишает его уверенности в себе, рождает переживание чувства неполноценности, комплекс озлобления и активного сопротивления воспитанию. Реакция на наказание обнаруживает черты харак­тера ребенка, особенности его поведения в экстраординарных си­туациях, что помогает педагогу в выборе средств взаимодействия с детьми.

Таким образом, система методов и приемов воспитания в це­лостном педагогическом процессе трансформируется, воплощается в реальные отношения, которые и образуют высокоэффективную воспитательную среду.

СИСТЕМА МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ЦЕЛОСТНОМ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Методы организации жизни и деятельности детского воспитательного коллектива как всеобщей формы и содержания целостности педагогического процесса

Личная групповая коллектив­ная пер­спектива   Коллек­тивная игра   Коллектив­ные единые требования   Коллектив­ное само­управление   Коллективное соревнование   Коллективное самообслужи­вание  

Методы повседневного систематического целенаправленного и свободного общения, делового, товарищеского, доверительного взаимодействия в обыденных и экстремальных ситуациях

Методы детской самодеятельности

Самоорганизация духа   Самоорганизация чувства и разума   Самоорганизация воли и поведения  

Самосовершенствование   Самообразование   Самодисциплина  

Методы педагогического и психологического прикосновения воспитателя к личности ребенка в целях коррекции его сознания и поведения, стимулирования или торможения деятельности, обращения к личности в жизненных ситуациях

Обращение к сознанию   Обращение к чувству   Обращение к воле и поступку  
Пример. Разъяснение. Ожидание радости Актуализация мечты Снятие напряжения   Совести, достоинству, самолюбию и чести Любви Эстетическому чувству Состраданию Стыду   Требование Внушение Упражнение Поощрение Наказание  

 

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ

Общение — важнейшая среда духовного, общественного и лич­ностного проявления человека, средство достижения взаимопони­мания между людьми. Социально-психологическая сущность обще­ния состоит в том, что оно представляет собой живой и никогда не прекращающийся процесс взаимодействия людей, человека с самим собой и миром. Общение обеспечивает все многообразие жизнедеятельности, отношений, самопроявления и самоутвержде­ния индивидов с помощью языка или сленга, таких способов пере­дачи информации, как мимика, поза, движение тела, жесты, изображение, символы, звуковые сигналы, условные знаки. По­требность в общении закладывается в человеке изначально, гене­тически, как естественное условие существования человека обще­ственного и разумного. Общение обеспечивает обмен информацией, взаимопонимание, деловое сотрудничество, творчество между людьми, развивает их психику, обогащает сознание.

Общение в жизни общества выполняет ряд важнейших функций. Среди них коммуникативная —обеспечение связи между людьми;

информативная — способствование духовному обогащению людей знаниями, умениями и навыками; психотерапевтическая — пред­ставление возможности одним, одаренным и подготовленным инди­видам, оказывать на других оздоровляющее влияние; педагогиче­ская — формирование сознания, организация деятельности и отно-

шении детей и молодежи; гедонистическая — введение человека в процессе общения в состояние духовного удовлетворения, наслаж­дения; нравственно-эстетическая — умиротворение тревожного чув­ства совести человека, удовлетворение духа гуманными поступками, переживание чувства красоты; религиозная —обеспечение коллек­тивного и личностного взаимодействия с Богом на основе не­ограниченной веры в бессмертие, надежды на спасение и потреб­ности любви к ближнему.

В классификации общения по видам вычленяется прежде все­го внешнее межличностное, групповое, коллективное, массовое об­щение. Это либо свободное или обусловленное деловой необходи­мостью общение между двумя или несколькими индивидами, либо групповое взаимодействие — общение по интересам в кружке, не­формальном объединении, либо коллективное взаимодействие объ­единенных общей целью личностей в процессе совместного труда, общественно полезной деятельности. В процессе внешнего общения между людьми достигается взаимопонимание, содействие, сочувст­вие, противодействие, борьба.

Внутреннее общение представляет собой взаимодействие челове­ка с самим собой, внутренний диалог со вторым «я», а также с воображаемыми образами других людей, созданий искусства, с фан­тастическими идеальными существами типа добрых и злых богов или дьяволов. Внутренний диалог есть индивидуально-личностный, замкнутый в себе процесс духовной жизни и взрослого человека, и ребенка. Внутренняя духовная деятельность обеспечивает процесс самовоспитания, самосовершенствования, формирования свободной нравственной воли, внутреннего человека, укрепляющего позиции своего духовного самостояния. Развитость внутреннего общения обе­спечивает глубокое восприятие искусства, воссоздание в сознании, памяти, воображении его идей и образов, картин. Внутренний моно­лог и диалог являются формой осуществления нравственной борьбы мотивов и выбора поведения. Приведение их в активность делает духовную жизнь богатой, возбуждает интерес человека к самому себе, делает занимательным пребывание в своем собственном обще­стве. Отсутствие у индивида способности внутреннего содержатель­ного духовного общения с собой свидетельствует об убогости духов­ного мира, о жизни лишь в калейдоскопическом и хаотическом потоке внешних, возникающих и безвозвратно утрачиваемых впечат­лений. Такой индивид подвержен конформности, манипуляциям с его сознанием, соблазнам буржуазной массовой культуры, кайфово-одуряющим действиям табака, алкоголя, токсико- и нарковеществ. Развитие же внутреннего монолога и диалога, столкновение двух «я», их борьба между собой обеспечивают интенсивное развитие духовности и становление убеждений нравственной личности.

Содержанием внутреннего диалога может быть общение с Бо­гом, воображаемыми людьми, героями произведений искусства, с друзьями, любимыми существами или врагами. Внешнее общение, перенесенное во внутренний мир, становится более глубоким и осмысленным.

Наконец, еще один вид человеческого общения — духовное вза­имодействие людей с живой и неживой природой, животными, предметами, вещами. Оно осуществляется на потребностно-практической и духовно-эстетической основе. Общение с природой со­ставляет фундамент познавательной и трудовой деятельности че­ловека. Он получает нравственное удовлетворение и эстетическое наслаждение от созерцания величия, загадочности и красоты при­роды, совершенства и гармонии ее форм, красок, звуков, компо­зиций. Общение с животными, растениями, забота о них делают человека нравственнее, гуманнее и одухотвореннее. Общение с предметами, вещами нередко проявляется в том, что люди фети­шизируют их, придают им символическое значение, наделяют осо­бым, таинственным смыслом.

Собственно педагогическим общение становится тогда, когда обу­словлено целями, заранее специально осмысливается и програм­мируется воспитателями. Педагогическое общение характеризуется целенаправленностью, сознательной постановкой цели, стремлением педагога решить в процессе и в результате общения определенные учебные, образовательные, развивающие и воспитательные задачи. Оно становится живой тканью учебно-воспитательного процесса, целенаправленным духовным взаимодействием педагогов и воспи­танников, организованным движением духа. В современных услови­ях изобилия информации и ее источников общение становится главным механизмом обучения: получения, анализа, отбора, пере­работки и усвоения знаний и навыков. Педагогическое общение занимает одно из приоритетных мест и среди механизмов воспита­ния. С его помощью в процессе делового взаимодействия обнару­живаются особенности восприятия ребенком окружающей среды, которые закрепляются в системе отношений и проявляются в свойст­вах и качествах личности. В целом подвижная, изменчивая, проти­воречивая, управляемая сфера общения, состоящая из обмена мыслями, чувствами и переживаниями, отношениями, является, тем не менее, духовно-психологической основой педагогического процесса, той главной сферой, в которой и через которую реали­зуются законы и принципы, правила воспитания, активно работа­ют механизмы формирования личности, обучения и образования.

Успех целенаправленного и организованного общения зависит от целого ряда условий. Необходимо глубокое знание учителем-воспитателем особенностей социального, психического, возрастно­го, индивидуального развития детей, понимание их эмоционально-психологических состояний на момент вовлечения в общение. Со­держание общения становится педагогически оправданным, когда обогащает, развивает, одухотворяет детей, возбуждает их инте­ресы, стимулирует деятельность. Воспитательно эффективный про­цесс общения соответствует принципам нравственного воспитания, базирующегося на системе форм и методов педагогического воз­действия и взаимодействия. Организация общения результативна, если превращает его в область применения педагогического ис­кусства и мастерства.

 

 

Педагогическое общение полноценно выполняет свои функции, если ребенок выступает в нем не как пассивный объект воздей­ствия воспитателя, а как его активный творческий субъект, обла­дающий знаниями, позицией, наделенный способностью самостоя­тельного мышления и внутренней нравственной волей. Самостоя­тельная субъектность детей, их общительность постоянно и спон­танно проявляются в повседневных жизненных отношениях как естественная потребность. Одновременно в семье, в детском саду, школе они вовлекаются в педагогически целесообразное и орга­низованное общение — взаимодействие. Сочетание спонтанного и организованного общения образует в детской личности стремление и способность к сознательному самостоятельному взаимодействию с миром, создает основу для формирования в ней культуры обще­ния.

Объем понятия культуры общения включает в себя: образо­ванность, духовное богатство, развитое мышление, способность ос­мысливать явления в различных областях жизни, разнообразие форм, типов, способов общения и его эмоционально-эстетические модификации: прочную нравственную основу, взаимное доверие субъектов общения; его результаты в виде усвоения истины, сти­мулирования деятельности, ее четкой организации. Культура об­щения складывается и совершенствуется как органически взаимо­связанная культура воспитанников и педагогов.

Основой всякого общения является содержание деятельности и взаимодействия, а педагогического общения — содержание учебно-воспитательного процесса. В него входят разнообразные виды об­щественно ценной и личностно значимой деятельности, которые определяют направленность личности, интерес ребенка к обще­ственной и личной жизни, к окружающим людям и самому себе, формируют мышление, характер и тип общения. Такими видами, прежде всего, являются учебная, трудовая производительная и иная общественно полезная и общественно организационная дея­тельность. Это сфера прямого и непосредственного приобщения ребенка к общественной жизни. В процессе интенсивных органи­зованных педагогических отношений, деятельности, общения мыш­ление приобретает гибкость, постоянную готовность к активной творческой деятельности, к анализу, обобщению, способность к нестандартным решениям.

Другая группа видов деятельности, требующая и создающая своеобразный, отличный от делового, тип общения, связана с сфе­рой свободного времени, обеспечивает свободное, самодеятельное самовыражение детской личности. К этой группе относятся: тех­ническое и художественное творчество, разнообразные физкультурно-спортивные занятия, взаимодействия в неформальных груп­пах, коллекционирование и иные увлечения. Общение детей между собой и со взрослыми в этих сферах деятельности носит непри­нужденный, свободный, раскованный характер. Ребенок чувствует себя раскрепощенным и выступает как самоуправляемая, непо­средственно проявляющаяся, адекватная самой себе личность.

В процессе духовно-деятельностного общения в этих видах дея­тельности дети стремятся одновременно к самоуправлению, само­выражению и нравственному самоутверждению. В этой деятельно­сти и отношениях наиболее ярко проявляются и укрепляются ин­тересы, наклонности, зарождающиеся способности ребят.

Еще одна группа видов деятельности относится в основном к интимной сфере человеческой жизни, которая придает общению эмоционально-доверительный характер. Речь идет о деятельности и общении, порождаемых дружбой, заинтересованным, бескорыст­ным взаимодействием; любовью, симпатией, эмпатией; родствен­ными отношениями, включающими обмен внутрисемейной, клановой информацией, взаимопомощь, родственно-коллективное мнение и кодекс поведения. В этой сфере общения формируются наиболее тонкие и сложные движения души, человеческого нравственно-эс­тетического отношения к жизни, что делает ее предметом особого, деликатного педагогического внимания. Многие современные дети испытывают острый дефицит родственной любви, заботы, довери­тельности, что способствует очерствлению их души, проникновению в нее безнравственности, цинизма, равнодушия, отчуждению от культуры, накоплению опыта правонарушения.

Было бы ошибкой обойти вниманием такой важнейший вид духовной деятельности, как внутренняя нравственно-эстетическая и творчески поисковая работа. Ребенок способен разнообразно проявляться вовне, вступать в многообразное общение и отноше­ния. Но усваивает он, превращает в свойства, качества, убеждения собственной личности только то, что проходит через его личный опыт, пропускается сквозь сито сознания, чувств, осмысливается и перерабатывается во внутреннем диалоге. Наедине с самим собой, в своем сознании и воображении ребенок способен со­вершать творческий поиск, личное переоткрытие мира, познание законов его развития и эстетических свойств, формирование миро­воззрения: идеалов, взглядов, убеждений.

Воспитательно-психологически внутренняя духовная деятель­ность необходима для ребенка как труд души, как нескончаемый диалог с совестью, формирующий нравственную сущность лично­сти, самостоятельность, ответственность, ее свободную нравствен­ную волю. Внутренняя духовная работа детской души педагогиче­ски направляема и управляема через внешние виды деятельности. Внутренний духовный диалог может заглохнуть, совесть — умолк­нуть под влиянием асоциального окружения и разлагающего воз­действия среды. Но питаемый общественными идеалами, достиже­ниями духовной культуры, нравственной ответственностью перед людьми и самим собой; ребенок будет полнокровным, способным к самоанализу, самооценке, самостимулированию.

Наконец, совершенно особенное значение, неоценимое для вос­питания и обучения детей, имеет их деятельность в природе, об­щение с лесом, полем, горами, растениями, птицами и особенно с животными. Школьники занимаются в природе общественно по­лезным трудом, учатся экологической ответственности, ухаживают

 

 

за растениями и животными. Природа, в свою очередь, открывает ребятам мир прекрасного, развивает в них человеческую способ­ность эстетического общения с прекрасными природными явлени­ями. Одухотворяя природу, дети ощущают себя ее неотъемлемой частью, стремятся к ее наиболее полному и глубокому познанию. Особенно много дает ребятам общение с домашними животными, птицами, декоративными рыбками, цветами. Помимо эстетического наслаждения, такое общение формирует совершенно уникальный мир нравственных отношений. Непосредственность животных, их открытость и благодарность в ответ на добро и внимание вызы­вают в детях чувство любви и радости, побуждают к одушевлению в своем воображении меньших братьев, к заботе о них. Такое общение имеет и целебное, психотерапевтическое свойство, снима­ет нервные напряжения, ликвидирует последствия стрессов. О со­стоянии нравственного здоровья ребенка во многом можно судить по его отношению к животным и характеру общения с ними.

В результате педагогически организованного общения детей во всех сферах жизни и деятельности, они познают других людей, отражают в своем сознании проявление свойств и качеств их личности. Одновременно ребята познают самих себя, осмысливая реакции своих товарищей, взрослых людей на свое поведение, формы и способы общения. Это дает им возможность сравнивать собственные представления о самих себе с представлениями о них других людей. Одни ребята на этой почве переосмысливают, ме­няют к лучшему свое поведение и отношение к миру. Другие, полагая, что именно они всегда правы и что их поведение не­справедливо оценивается окружающими, замыкаются в себе, всту­пают в конфликт с товарищами, коллективом и даже с обществом. Оценку личности ребенка коллективом в процессе общения педа­гогу следует воспринимать критически и, в то же время, широко использовать в целях углубления познания детьми самих себя.

Наряду с организованным и духовно богатым содержанием важным элементом культуры педагогического общения является отвечающая воспитательным требованиям форма его проявления. Теоретически допустимо различать педагогическую и психологиче­скую формы общения, которые в действительности существуют в органическом единстве. К педагогическим, внешним формам об­щения и организации детской жизни относятся формы обучения, труда, физкультуры и спорта, отдыха, воспитательной работы, объединений по интересам. В их рамках общение осуществляется с помощью таких способов, как диалог, беседа, дискуссия, обсуж­дение, обмен информацией компьютеров и других технических средств. Однако воспитательная эффективность общения зависит не столько от внешних педагогических форм и методов взаимодей­ствия детей и взрослых, сколько от внутреннего духовного состо­яния общающихся, от их психологической совместимости, нрав­ственно-эстетической взаимной притягательности. Как педагогам, так и воспитанникам для расширения диапазона общения и бо­гатства самовыражения личности в нем необходимо овладеть всем

многообразием средств и способов духовного взаимодействия:

культурой и выразительностью речи, жеста, мимики, позы, движе­ния тела.

Огромное значение имеет форма — психологическое, эстетиче­ское, этическое оформление диалога-общения. В подлинно воспи­тательное общение с детьми вступает тот педагог, который умеет создавать атмосферу доверительности, вызывать к себе симпатию, будить потребность обмениваться с собой сокровенной информа­цией. Поднимает воспитательную эффективность взаимодействия проявление демократизма, создание реального ощущения социаль­ного и психологического равенства, товарищества, дружества, со-исполнительства, сотрудничества, сотворчества. Образование та­кой обстановки в воспитательном коллективе требует от педагога развития у себя умения проявлять активный интерес к делам и переживаниям ребят, обладания чувством эмпатии.

Принципиальное значение организованного педагогического об­щения состоит в том, что только через него и с его помощью достигается реализация технологических систем воспитания и обу­чения, содержания педагогического процесса. Критерием эффек­тивности педагогического общения является, в конечном итоге, качество обученности и воспитанности школьников, их способность к образовательно-воспитательному самодвижению.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.201.64.238 (0.057 с.)