Сущность целостности учебно-воспитательного процесса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность целостности учебно-воспитательного процесса



Целостность объективно присуща вещам и явлениям реального мира. Понятие целостности характеризует явления, процессы, си­стемы с точки зрения наличия в них основных компонентов, обес­печивающих в единстве и взаимосвязи полноценное функциониро­вание. Общество как сложная социальная система представляет собой органическую целостность, состоящую из множества отдель­ных систем и подсистем: экономической, политической, культурной, нравственной, правовой, педагогической и многих других. В каж­дой целостной системе происходит бесконечное движение, преодо­ление противоречий, перегруппировка взаимодействующих сил, об­разование нового качества, возникновение систем более высокого порядка. Педагогическая система как целостность представляет собой организованную совокупность целей, содержания, условий, форм, методов, направляющих и преобразующих детскую жизнь. Она выстраивается с учетом возможно более полного воздействия на личность ребенка и взаимодействия с ней. Общая система учебно-воспитательной работы включает в себя функциональные, специального назначения педагогические подсистемы, направлен­ные на решение специфических воспитательных задач. Такими подсистемами, например, являются совокупность целенаправлен­ных мероприятий и видов деятельности по формированию трудо­любия, воспитанию патриотических и интернациональных чувств, эстетического вкуса, физической культуры, умственного развития. Важнейшим качеством научно организованной педагогической дея­тельности является целостность и системность, т. е. целесообраз­ность, последовательность, интегративность, взаимодействие под­систем в рамках общей системы.

Сложность педагогического процесса, неоднозначность его ре­зультатов, заключается в том, что ребенок воспитывается целостно в целостном жизненном потоке отношений, в то время как в организованной учебно-воспитательной работе внимание акценти­руется на отдельных специализированных подсистемах. В школь­ной практике нередко образуются отклонения от научного пони­мания подхода к воспитанию. Его противоположностью является функциональный подход. В отличие от понимания учебно-воспита­тельного процесса как целостности, единства и взаимодействия учебной, трудовой, физкультурной, технической и художественно-творческой деятельности детей, функционализм проявляется в пре­увеличении значения одних педагогических подсистем и.недооценке

других. Нередко вся воспитательная работа с детьми ограничива­ется уроком. Или во внеклассной деятельности внимание сосредо­точивается только на просветительстве в области искусства, мо­рали, права. Конечно, жизнь детей складывается из отдельных, имеющих свою специфику видов деятельности, в каждом из ко­торых решаются и прямые, и косвенные воспитательные задачи. Например, в туристской деятельности ребята не только удовлет­воряют свой интерес к романтике, путешествиям, но и узнают много нового, развивают в себе такие нравственные качества, как воля, накапливают эстетические впечатления. Однако, если недо­оцениваются, обделяются вниманием другие виды воспитания, на­пример, трудовое, физическое, эстетическое, то нарушается струк­тура целостного учебно-воспитательного процесса. А это неизбеж­но ведет к трудностям в осуществлении всестороннего развития детской личности. При гипертрофии функционального подхода всегда какая-то часть видов детской деятельности остается за пределами педагогической организации и подвергается неконт­ролируемым влияниям.

Преодоление функционализма и организация всего учебно-вос­питательного процесса как целостности достигается на основе кон­цепции целостно-функционального подхода к нему. В школьной практике целостность образуется в результате тесной взаимосвязи и гармонического единства всех видов деятельности и воспитатель­ных влияний. Ядром целостности педагогического процесса явля­ются ведущие направления воспитания. К ним относятся прежде всего гражданское, духовно-ценностное и нравственное воспитание, которые объединяют вокруг себя все другие конкретные виды воспитательной деятельности в единый поток взаимодействия и воздействия на детскую личность.

В каждом виде воспитания решаются не только прямые, но и косвенные задачи умственного, нравственного, эстетического, пат­риотического, физкультурного и других направлений педагогиче­ской деятельности. Например, решая задачи трудового воспитания, передавая детям знания, умения и навыки в области конкретной трудовой деятельности, опытный педагог одновременно осуществ­ляет их умственное воспитание, представляет ребятам возмож­ность творчески осмысливать, планировать работу, добиваться са­мостоятельных оценок результатов труда. Он осуществляет нрав­ственное воспитание путем одухотворения требования дисциплины, организованности, пунктуальности в работе, бережливости в отно­шении к инструментам и материалам. Он не упускает из вида и эстетическое воспитание, акцентируя внимание учащихся на гар­моничности отработанных трудовых операций, на красоте резуль­татов труда, проявлении творчества, доблести и добросовестности в труде. Исчерпывающее использование всех воспитательных воз­можностей специальных видов деятельности, функциональных под­систем, решение педагогом не только специфических, но и общих педагогических задач делает каждый конкретный вид воспитания важным составным элементом целостного педагогического процесса.

В результате полноценного использования педагогического по­тенциала отдельных конкретных педагогических подсистем, их вза­имосвязи и взаимодействия между собой постепенно образуется целостный воспитательный процесс. Трудовое воспитание тесно переплетается с гражданским, духовно-ценностным, умственным, эстетическим, нравственным. Физическое воспитание взаимодейст­вует с умственным, трудовым и эстетическим. Нравственное ста­новится на твердую почву трудовых отношений, глубокого пони­мания подлинной человеческой красоты. Воспитание становится одновременно функциональным и целостным. Общая атмосфера целостной организации детской жизни и деятельности формирует у школьников такие системные качества личности, как коллекти­визм, патриотизм, стремление к гуманистическим идеалам, соци­альная активность, единство слова и дела, уважительность и тре­бовательность, инициативность и дисциплинированность. Все спе­цифические виды направления воспитания раскрывают свои все­общие воспитательные возможности. Взаимодействуя между собой, дополняя и обогащая друг друга, они позволяют воспитательному процессу достигнуть высокого уровня полноты и целостности, ох­ватывать все стороны жизни детей.

Движущей силой развития и совершенствования целостного

учебно-воспитательного процесса являются противоречия. Основ­ное противоречие возникает между многообразием жизненных вза­имодействий ребенка и невозможностью абсолютного охвата всей детской жизни педагогическими влияниями. Постоянные измене­ния в общественной жизни, возникновение новых ситуаций, отно­шений, требований к детям делают невозможным создание раз навсегда данной и неизменной педагогической системы, абсолютно совершенной педагогической целостности. В этом вечном и беско­нечном процессе движения к возможно более полной, совершенной, всеохватывающей целостности, в невозможности ее достижения и заключается суть диалектики развития целостного процесса вос­питания.

Другое противоречие постоянно обнаруживается и воспроизво­дится между уровнем развития ребенка, состоянием его знаний, умений, навыков и возрастающими требованиями жизни. Оно пре­одолевается за счет непрерывного образования, интенсивного обу­чения, трудового, гражданского, духовно-ценностного, физического, нравственного, эстетического воспитания. Усложнение обществен­ной жизни, постоянный рост требований к объему и качеству обязательной информации, умений и навыков, которыми должны овладеть дети, порождает целый ряд сложностей, связанных с увеличением количества обязательных для изучения предметов, видов учебной, трудовой, физкультурной, общественной и иной деятельности. Образуется дефицит времени, возникают неизбеж­ные интеллектуальные, моральные, физические перегрузки. Это противоречие может разрешаться за счет интеграции смежных учебных предметов, создания синтетических курсов, значительного сокращения воспитательных мероприятий с одновременным усиле-

 

 

нием внимания к нравственному анализу педагогом с детьми са­мой жизни, проблем, ситуаций и конфликтов, возникающих не­посредственно в детской деятельности и отношениях: в учении, труде, игре, спорте, досуге, дружбе, повседневном общении.

Преодоление противоречий учебно-воспитательного процесса, обеспечение его высокой эффективности достигается за счет пол­ноценного функционирования основных содержательных элемен­тов, образующих его целостность. К таким слагаемым целостности учебно-воспитательного процесса относятся:

— детский трудовой воспитательный коллектив, разнообразные общественные организации как ведущие содержательные системы общественных отношений, основные формы целостности, факторы и условия воспитания;

— обучение как стержневой содержательный элемент целостности;

— общественно полезный, производительный труд как важнейшая основа целостности воспитания;

— внеучебная (внеклассная, внешкольная, по месту жительства) творческая деятельность как органический элемент целостности;

— воспитание в семье во взаимодействии со школой и обществен­ностью как условие объединения главных сил в целостном учеб­но-воспитательном процессе. Рассмотрим подробно и охаракте­ризуем содержательно каждый названный элемент целостности системы учебно-воспитательного процесса в их взаимосвязи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.154.178 (0.008 с.)