Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принцип сочетания и развития у детей в учебно-воспитательном процессе всех типов мышления: эмпирического и абстрактного сСодержание книги
Поиск на нашем сайте
его разновидностями (формально-логического, диалектического, конкретно-исторического, а также образно-эмоционального). Ребенку предстоит соприкоснуться в жизни не только с наукой, техникой, искусством. Она будет наполнена и дружеским общением, и бытовым трудом, и взаимодействием с природой. Дети готовятся к богатому и многостороннему общению на разных уровнях с помощью различных типов мышления. В разнообразной практической деятельности, в общении с природой и сверстниками ребенок получает наибольшее удовлетворение, прибегая к услугам эмпирического мышления. Общение с искусством, глубокое проникновение в ткань художественного произведения требует от него развитости образно-эмоционального мышления. Решению его жизненно-практических или нравственно-правовых проблем содействуют умения и навыки формально-логического мышления. В процессе жизненного и научного познания дети постоянно пользуются абстрагированием. Изучение целостных явлений природы и общества во всей их сложности и противоречивости приводит их к необходимости овладения диалектическим мышлением. Все типы мышления не являются взаимоисключающими, гармонически дополняют друг друга. Овладение в ходе обучения и воспитания разнообразными типами мышления вооружает детей всем арсеналом средств разностороннего познания мира, духовно богатого общения и творческой деятельности. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе учебно-воспитательной работы. В процессе обучения и воспитания постоянно возникает необходимость учета как общевозрастных, так и сензитивных периодов развития детей, особенности формирования их общечеловеческих и индивидуальных задатков. Различие возрастных периодов в самой общей форме заключается в обращенности младшего школьника к внешнему миру в целях накопления необходимого жизненного опыта; в активизации внимания подростка к самому себе, своему внутреннему миру и осмыслению своего места в обществе; в настойчивом самоутверждении юношей своей индивидуальности. Обучение и воспитание призваны помочь детям на разных этапах их становления обеспечить формирование неповторимой активно творческой индивидуальности. Индивидуальность представляет собой своеобразие личности, неповторимость проявления ее способностей и дарований в выборе деятельности и в манере исполнения. Учет возрастных индивидуальных особенностей, сензитивных периодов развития детей в обучении и воспитании обеспечивает одновременное становление личности и индивидуальности, общего и особенного, единичного, уникального, присущего человеку. Принцип последовательности и систематичности в обучении и воспитании. Систематичностью усвоения научных и идейно-нравственных знаний, умений, навыков во многом обусловлена эффективность их практического применения. Принцип систематичности и последовательности в обучении и воспитании является отражением структурно-системного подхода в науке. В соответствии с таким подходом весь материал, подлежащий изучению, необходимо представить в обоснованной структуре, системе и последовательности. Суть системности в педагогическом процессе состоит также в четкости структуры каждого звена системы: занятия, организованного вида деятельности, мероприятия. Принцип наглядности. Какой бы степени развития логического мышления ни достигли учащиеся, наглядность всегда будет важнейшим средством их обучения. Основания к этому заложены в самой природе человеческого мышления и в способах освоения мира объективной реальности человеком: от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному. Человек мыслит одновременно понятиями и образами. И понятие, и образ—суть мыслительные обобщения. Современная педагогическая теория выводит наглядность на уровень самостоятельного мыслительного процесса: углубленного анализа как равноправного с понятием обобщения. Такой подход ориентирует педагога на использование наглядности не только как средства иллюстрации, но и на самостоятельную работу с образом, особенно художественным, как источником информации, содержащим в себе и общее, и единичное, особенное, индивидуальное. Такая работа с наглядностью обостряет внимание учащихся, развивает аналитичность мышления, умение достигать образного выражения разнообразных технических и общественных задач. Принцип доступности. Его значение в воспитании и обучении обусловлено возрастными особенностями детей. Педагогу необходимо знать особенности школьников: их образовательный уровень, степень воспитанности, характер их жизненного опыта, уровень их развития. В зависимости от этого он осуществляет подбор содержания обучения и воспитания, определяет структуру построения, способы подачи материала и дальнейшего его закрепления. В изложении материала, в целях обеспечения его доступности детям возможны пути: от абстрактного к конкретному (от изложения общих положений к конкретному рассмотрению в практическом фактическом материале) и от конкретного примера, факта, образа к обобщениям абстрактного уровня. Рекомендуются также пути от известного к неизвестному, от изложения материала знакомого, близкого детям, к незнакомому, который легко присоединяется к имеющемуся багажу знаний. Хороший педагогический эффект дает выполнение и такого правила, как движение от простого к сложному, от близкого к далекому. Постоянное движение вперед, нарастание сложности в усвоении материала позволяет поддерживать высокую степень активности и глубокую сознательность учащихся. Принцип прочности. Прочность знаний, умений и навыков имеет принципиально важное воспитательное значение. Знание фактов, их правильная оценка, умение их анализировать и использовать в жизни — составляет существенную основу структуры личности. Знания в современных условиях приобретаются детьми не только через педагогически организованные формы, но и из средств мас- совой информации. Это требует от учащихся серьезных самостоятельных умений по отбору фактов, их анализу, усвоению и оценке. Самостоятельная работа школьников над учебным материалом — один из важнейших факторов прочности знаний. То, что самостоятельно переработано, наиболее прочно оседает в сознании и имеет тенденцию переходить в убеждения. Для упрочения знаний в памяти важное значение имеет их практическое применение в самых разнообразных формах: обсуждениях и дискуссиях, в доказательных и аргументированных самостоятельных выступлениях и рефератах. Прочным достоянием памяти становятся те знания, в которых учащиеся испытывают постоянную потребность, нужду, которые стремятся применить в своей практической деятельности. Важное значение имеет и эмоциональный фон, сопровождающий изучение и усвоение материала. Таким образом, принципы учебно-воспитательного процесса являются его закономерностями, отражающими реальные зависимости и связи между педагогическими явлениями. Педагогические принципы не являются раз навсегда данными и неизменными. Развитие жизни, изменение характера общественных отношений, достижения науки и педагогической практики влекут за собой как появление новых принципов, отвечающих требованиям современности, так и внутреннее движение, изменение существа традиционных принципов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.212.27 (0.011 с.) |