Методы организации и самоорганизации детского воспитательного коллектива, повседневного общения, взаимодействия, самодеятельности и педагогического воздействия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы организации и самоорганизации детского воспитательного коллектива, повседневного общения, взаимодействия, самодеятельности и педагогического воздействия



Общая функция методов первой группы состоит в развитии и воспитании детского коллектива как педагогической целостности, детской коллективной самодеятельности и самоорганизации.

Коллективная перспектива как метод представляет собой от­даленную во времени цель, порождающую стремления и добро­вольную увлекательную деятельность коллектива. Она бывает близкой, средней и дальней, характеризуется педагогической це­лесообразностью и романтичностью. При выборе перспективы учи-

тываются особенности детского возраста, ее способность удовлет­ворить коллективные и личные потребности и интересы детей. Перспектива реализуется в форме коллективного похода, празд­ника, торжества, представления, торжественного отчета. Ее осу­ществление организационно укрепляет коллективные связи и за­висимости, порождает психологическую атмосферу оптимизма, стремления к завтрашней радости, уверенности детей в себе и своем будущем. У детей развивается коллективизм и целеуст­ремленность, формируется эстетическое отношение к общественной деятельности как к прекрасному и возвышенному. Реализация перспектив дает педагогу обильную информацию о состоянии духа и настроениях ребят, их стремлениях, интересах, мечтах, об уровне и качестве их общественно-ценных ориентаций.

Коллективная игра как метод воспитания способствует орга­низации жизни и деятельности детей путем вовлечения их в ус­ловные увлекательные события, ситуации, исполнение ролей. В коллективной игре воспроизводятся обстоятельства, правила по­ведения, которые отвечают детским потребностям, интересам и добровольным стремлениям, обогащают нравственный опыт школь­ников, развивают эстетическое отношение к действительности. Иг­ра может быть использована в любом виде детской деятельности:

учебной, трудовой, творческой, организационной, бытовой. Она об­легчает сложный и трудный процесс овладения детьми знаниями, умениями и навыками труда, творчества в различных видах дея­тельности, Одновременно игра удовлетворяет потребности детей в увлекательной деятельности. Воспитатели, учителя либо использу­ют готовые игры, либо импровизируют вместе с детьми: обсуждают сюжет, распределяют роли, обговаривают правила, формы и спо­собы взаимодействия, подведение итогов, поощрения победителей. Игра вовлекает детей в свободную творческую деятельность, обес­печивает устойчивую добровольную дисциплину, возбуждает дет­скую психическую активность, доставляет духовно-нравственное удовлетворение. Она формирует заинтересованность в коллектив­ных делах, раскованный творческий подход к любой деятельности, общительность, ощущение красоты коллективной жизни. Игровая деятельность, свободное проявление сущностных сил детей в иг­ровом творчестве дают педагогу возможность увидеть проявление их индивидуальности и способностей. В игре обнаруживается ак­тивность, инициативность, самостоятельность, справедливость, кол­лективизм одних ребят и пассивность, индивидуализм, конформ­ность — других.

Коллективные единые требования как метод организации и самоорганизации детской жизни являются формой педагогического выражения общественных норм поведения. Они способствуют вов­лечению школьников в обязательную общественно необходимую деятельность, систему отношений, накоплению опыта сознательной общественной дисциплины и культуры поведения. Система единых требований, адаптированная к особенностям конкретной школы, охватывает организацию ученья, труда, творчества, досуга, пове-

дения в школе, общественных местах, в семье. Их воспитательный результат проявляется в состоянии порядка в школе, четкости исполнения школьниками дежурства, в рациональном и эффектив­ном использовании детьми учебного и внеурочного времени. У уча­щихся формируется организованность, дисциплинированность, при­вычки культурного, эстетического поведения. В процессе реализа­ции единых требований педагог получает четкие представления о состоянии сознательной дисциплины школьников, их умении само­стоятельно устанавливать порядок.

Коллективное самоуправление школьников — метод доступной детям самоорганизации, включения каждого члена коллектива в общественную деятельность. С его помощью учащиеся готовятся к участию в управлении делами общества, трудового коллектива. Организационная структура ученического самоуправления вклю­чает в себя общешкольные собрания, исполнительный орган — ученический комитет, институт ответственных за различные на­правления коллективной работы. Оно строится на основе принци­пов демократии, учебы актива, проведения отчетных собраний и конференций, налаживания связей с трудовыми и другими школь­ными коллективами. Участие детей в самоуправлении укрепляет их веру в свои силы, создает условия для разрешения любого вопроса, проблемы, конфликта. Оно питает чувство хозяина, за­щищенности, заботы и ответственности за коллектив, формирует коллективистические качества, организаторские способности, ис­полнительность, активную жизненную позицию. Ученическое само­управление представляет педагогу возможность сквозь призму реальных поступков детей установить степень сформированности у них важнейших для обновляющегося общества гражданских ка­честв.

Коллективное соревнование как метод организации и воспита­ния коллектива отвечает особенностям детской природы, активи­зирует и стимулирует общественно полезную деятельность школь­ников путем сравнения и оценки ее результатов. Школьники со­ревнуются в отдельных видах учебной работы, общественно полез­ном труде, быту, физкультуре и спорте, технической, научной, художественной самодеятельности. Организация соревнования тре­бует четкой постановки целей, широкого оглашения условий, пе­редовой организации труда, обмена опытом и взаимопомощи, глас­ного подведения итогов и сравнения результатов, подробного ос­вещения хода соревнования, награждения победителей. Воспита­тельные результаты соревнования проявляются в повышении продуктивности, производительности и организованности труда, удовлетворении детей достигнутым успехом, в активизации духов­ных и физических сил. Соревнование дает педагогу информацию о степени развития активности, требовательности детей к себе и товарищам, духе соревновательности, о формирующихся коллекти­вистических качествах взаимопомощи, организованности, заботы о коллективе. Ему становится очевидным развитие у некоторых ребят самомнения, чрезмерного честолюбия, стремления быть пер-

вым во что бы то ни стало, пренебрежительного отношения к побежденным.

Коллективное самообслуживание является методом развития трудолюбия, умений и навыков по обслуживанию бытовых нужд личных, близких людей, коллектива. Оно охватывает школьный и домашний быт, организацию учебных занятий на уроке, в ла­боратории, кружках, секциях, во время походов и экскурсий. Ре­зультаты самообслуживания проявляются в зримой чистоте поме­щений, гигиене быта, в развитии у детей привычного сознания необходимости личного бытового труда, чистоплотности, эстетиче­ского оформления окружающей среды. В ходе самообслуживания педагог узнает о степени сформированности у школьников трудо­вых навыков, эстетических вкусах ребят, их организаторских уме­ниях.

Методы повседневного общения, делового, товарищеского, до­верительного взаимодействия и взаимовоздействия. Каждый метод второй группы, из исходного, разового делового и нравственно-пси­хологического контакта, постепенно расширяется и превращается в способ повседневного взаимодействия и общения. Общая функ­ция и тенденция развития методов взаимодействия в том, чтобы от исходных педагогических способов отношений перейти к всеобъ­емлющей гуманистической системе человеческого сотрудничества, сотворчества, взаимопомощи, сопереживания, взаимной требова­тельности. Система этих отношений и является питательной средой, формирования подлинно человеческой сущности детской личности.

Метод уважения детской личности (одновременно принцип и условие нормального воспитания) постепенно трансформируется во взаимоуважение детей и воспитателей. В повседневных отноше­ниях уважение проявляется в содержательности, заботливости, до­брожелательности, вежливости, требовательности, искренней заин­тересованности жизнью ребенка. Она основывается на бережном отношении к чувствам чести, достоинства, самолюбия, к самооцен­ке детей. Уважение к ребенку охватывает и пронизывает всю систему отношений и общения с ним, формирует личность, испол­ненную человеческого достоинства, гуманистическим сознанием, привычками вежливого, культурного, уважительного отношения к другим людям. Уважение воспитателя к детям реализуется в пе­дагогической культуре отношений: проявлении внимания, терпели­вом выслушивании детей; привлечении их к обсуждению и приня­тию важных решений, учете детских настроений и мнений, предо­ставлении самостоятельности. Недопустимы высокомерие, униже­ние ребенка, оскорбление самолюбия. Уважение формирует спокойный, доброжелательный, эстетически привлекательный тон и стиль отношений, оптимистическую, мажорную нравственную атмосферу в коллективе. В диагностическом плане развитие ува­жения в общении обнаруживает для педагога состояние уважи­тельности школьников к людям, навыков и умений содержатель­ного, культурного, эстетического поведения.

Педагогическое требование как метод отношений постепенно

перерастает во взаимную требовательность детей и педагогов, в их сознательную саморегуляцию. Требовательное взаимодействие побуждает ребенка к исполнению общественно необходимых норм, правил, обязанностей, деятельности, укрепляет в его сознании об­щественно ценные установки. Требование используется для орга­низации ведущих и обязательных видов детской деятельности: учеб­ной, трудовой, общественной, эстетической, физкультурной, а так­же в сфере нравственно-эстетических отношений. Оно воспитывает дисциплинированность, ответственность, силу воли, способность са­морегуляции. В отношениях друг с другом дети используют такие формы требования как общественное поручение, задание, запрет, систематическая проверка и оценка исполнения, распоряжение органов самоуправления и его представителей. Система педагоги­чески обоснованных требований развивает у детей сознание неиз­бежности, долга, необходимости выполнения общественно важных дел и норм, требовательности к самому себе. Отношение детей к требованиям ярко проявляет степень воспитанности у них ответ­ственности, исполнительности, навыков общественной сознательной

дисциплины.

Убеждение трансформируется в сознательность детей и их убеж­денность. Оно основной способ доказательства с помощью убеди­тельных аргументов и фактов истинности идей, положений, оценок, поступков, взглядов. Убеждение обеспечивает духовное движение ребенка от сознания истинности тех или иных идей к развитию собственной сознательности. Оно широко применяется в целях формирования мировоззренческих, нравственных, правовых, эсте­тических представлений, определяющих выбор поступков и поведения.

Убеждение формирует у детей уверенность в правоте и истин­ности принятых взглядов, готовность к их защите, активность в их пропаганде. А это развивает у них сознательность, самосознание, способность нового политического и нравственного мышления. Спе­циальные и возникающие по ходу жизни беседы, диалоги, обсуж­дения, споры, дискуссии, обмены мнениями, диспуты представляют собой многообразные формы и приемы убеждения. Диагностиче­ское значение метода убеждения в том, что его использование обнаруживает состояние способности детей самостоятельно мыс­лить, отстаивать свои взгляды, активно убеждать своих товарищей,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 389; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.79.135 (0.018 с.)