Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность, назначение, функции мировоззрения

Поиск

Научное мировоззрение представляет собой органическое един­ство конкретно-исторического содержательного взгляда на мир, научно обоснованных убеждений относительно законов развития природы и общества, социально-экономического уклада жизни, си­стемы общественно-политических отношений, определяющих актив­ную жизненную позицию человека. Мировоззрение формируется у школьников в результате последовательного овладения научно-фи­лософскими знаниями, современными научными достижениями, а также системой общих методов познания действительности.

Научное мировоззрение есть наиболее общая, высшая форма общественного сознания. Она включает систему философских, эко­номических и социально-политических взглядов. Мировоззренче­ские идеи пронизывают все другие формы общественного сознания, объединяют их в единую и целостно-ориентационную систему. Со­вокупность мировоззренческих идей, объясняющих сущность и за­коны развития природы, общества, мышления, оформляются в сознании школьников в виде взглядов, убеждений, предположений, гипотез, аксиом, ведущих идей и ключевых понятий той или иной науки, создающих научную основу объяснения различных естест­венных и общественных процессов, явлений.

Научное мировоззрение формируется не только в процессе ус­воения знаний, но и в результате преодоления ненаучных антина­учных штампов, шаблонных, примитивных, обыденных взглядов. Под влиянием обновления общества, развития общественных и естественных наук оно совершенствуется. Новые научные факты, открытия общественных и естественных наук, новый общественный

опыт обновления жизни дополняют, уточняют, изменяют сложив­шиеся взгляды и стереотипы мышления.

Мировоззрение как целостно-психологическое образование име­ет сложную и многоаспектную структуру. Его ядром являются взгляды и убеждения, которые органически связаны с развитой способностью теоретического мышления, проявления высоких ин­теллектуальных чувств, сознательной целеустремленной воли. Рас­смотрим каждое из этих понятий в системе мировоззрения. Взгля­ды — это принятые человеком в качестве достоверных идеи, зна­ния, теоретические концепции, предположения. Они объясняют яв­ления природы и общества, служат ориентирами в поведении, деятельности, отношениях. Убеждение — качественно более высо­кое состояние взглядов. Это такие знания, идеи,,концепции, теории, гипотезы, в которые человек верит, как в истину. Он считает их реализацию в жизни необходимым для людей благом и поэтому эмоционально отстаивает их, готов за них пострадать, стремится увлечь ими других людей, предпринимает волевые усилия и прак­тические действия в целях их осуществления. Органическим свой­ством убеждений являются чувства. Отстаивание, защита, вне­дрение убеждений в жизнь неразрывно связаны с эмоциональными переживаниями человека. Особенно значительны для него интел­лектуальные чувства, такие, как радость познания и вера в не­погрешимость истины, эстетическое наслаждение ее красотой и преданность ей, социальный оптимизм и целеустремленность. Не­преклонная воля — важный элемент мировоззрения. Убеждения побуждают человека к практическому действию. Научное миро­воззрение не ограничивается теоретическим сознанием, а объеди­няется с практическим сознанием и волевым действием. Теорети­ческое мышление как элемент мировоззрения представляет собой развитую человеческую способность творческого осмысления зна­ний, явлений действительности, совершенствования мировоззрения и направления воли на реализацию убеждений.

Мировоззрение выполняет ряд важных общественных функций. Просветительная функция состоит в том, что научное мировоз­зрение делает для человека понятным мир природы и общества, формирует просвещенное сознание, избавляет от социальных, по­литических, религиозных предрассудков и пережитков. Оно воору­жает методологией, совокупностью исходных философских прин­ципов и методов познания действительности, обогащает человека системой духовно-ценностных ориентаций. Воспитательная функ­ция мировоззрения реализуется в результате того, что принятые взгляды и убеждения требуют от человека формирования у себя определенных морально-волевых качеств и эстетического отноше­ния к действительности. Верность убеждениям, борьба за их про­ведение в жизнь предполагает твердость характера, идейную стой­кость, настойчивость и несгибаемую волю. Эти нравственные качества воспитываются в единстве с чувствами гуманизма, от­ветственности, долга, эстетическими идеалами общественной и личной жизни. Развивающая функция заключается в том, что

внутренняя духовная работа по усвоению содержания мировоз­зрения включает в активную деятельность мышление. В основе научного мировоззрения лежат принципы диалектического подхода к рассмотрению и освоению действительности, что делает мышле­ние гибким, творческим, изучающим явления в движении в взаи­мосвязи. Развивается способность к новым обобщениям, к творческому осмыслению явлений природы и общества. Организа­ционная функция мировоззрения проявляется в том, что оно яв­ляется исходной позицией в практической деятельности людей.

Научное мировоззрение, позволяющее освоить и принять новое политическое мышление, отказаться от застойных стереотипов является активным организующим началом в борьбе за мир и разоружение, в эволюционном преобразовании экономики, образа жизни людей. Прогностическая функция научного мировоззрения, основывающегося на знании законов общественного развития, про­является в научно-теоретическом и практическом осмыслении тен­денции, выдвижении идей по созиданию будущего в настоящем.

Мировоззрение как цельное личностно-психологическое образо­вание воспитывается у школьников в целостном педагогическом процессе, одновременно влияющем на развитие их сознания, чувств, воли и поведения. Цель мировоззренческого воспитания в форми­ровании устойчивого, надежного центрального звена структуры детской личности, определяющего понимание и отношение к приро­де, обществу и мышлению в единстве сознания, чувств, воли и поведения. В его задачи входит формирование научных взглядов и убеждений, объясняющих мир, критического отношения к анти­научным представлениям, обоснованных методологических подхо­дов к познанию и деятельности. Его неотъемлемой частью явля­ются интеллектуальные чувства, диалектическое мышление, уме­ние объективно оценивать явления природы и общества, исходя из научных данных, способность твердого проявления воли, реши­тельности при реализации своих убеждений. Эти задачи решаются в учебно-воспитательном процессе с помощью овладения наукой, а также в результате нравственного, культурологического, эконо­мического и экологического воспитания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.210.35 (0.007 с.)