Общая характеристика содержания и форм организации жизни 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика содержания и форм организации жизни



детского коллектива. Школьники овладевают пониманием законо­мерности и необходимости современного обновления общества, развивают в себе чувство дружбы и единства с народами братских суверенных государств и всех стран. Они познают подлинную ис­торию отечества, проявляют глубокое уважение к Государствен­ному гербу, гимну, флагу своей республики.

Ведущей и основной содержательной формой целостности учеб­но-воспитательного процесса, решающим фактором, условием, сред­ством целесообразной организации жизни является детский вос­питательный коллектив, система коллективистически воспитываю­щих отношений в нем. Сущность детского воспитательного коллек­тива характеризуется единством целей, общей организацией труда и общественной деятельности, наличием органов самоуправления и органической связью с жизнью.

Формирование духовных и материальных потребностей, соци­ально ценных мотивов деятельности школьников.

Через детский воспитательный коллектив школьники включа­ются в систему совершенствующихся общественных отношений. Общественно ценные мотивы деятельности детей в коллективах могут основываться только на добровольном, внутренне созревшем желании приносить пользу людям, на сознательном подчинении себя требованиям и законам этих организаций. В качестве стимула добровольности выступает присущее детям стремление проявлять собственную инициативу и активность в коллективах, обществен­ных делах. Важное значение имеют такие мотивы и стимулы со­знательной деятельности, как чувство коллективной чести, товари­щества, гордости за свой коллектив.

Самодеятельное участие школьников в работе коллектива, об­щественных организаций формирует важные духовные потреб­ности:

— потребность в коллективной деятельности, труде на пользу об­ществу, коллективу, себе;

— потребность в организаторской деятельности;

— потребность в овладении современными знаниями, в само­образовании и самовоспитании;

— потребность в заполнении свободного времени научно-техниче­ским и художественным творчеством, физкультурой и спортом;

— потребность в содержательном духовном общении.

Комплексные взаимосвязи коллектива в целостном воспитатель­ном процессе.

Детский воспитательный коллектив органично взаимодействует в целостном педагогическом процессе на самодеятельных началах с педагогами, он включается в решение всех вопросов учебно-вос­питательной работы.

Диагностика и критерии успешности работы воспитательного

Коллектива.

Диагностика успешности воспитательной деятельности школь­ного коллектива осуществляется совокупностью социологических, психологических, педагогических методов изучения в соответствии

с установленными критериями: самодеятельность и инициатив­ность школьников в общественных делах и труде; многообразие и разнообразие коллективистических отношений, организованного общения, их эстетичность; развитость гласности и демократично­сти, общественного мнения, предъявление и исполнение единых требований; действенность соревнования и эффективность самооб­служивания; деловой стиль и мажорный тон отношений; наличие традиций коллектива, внешних связей с трудовыми коллективами, новизна форм; эстетика интерьера и внешнего вида школьников.

Типичные трудности и недостатки в жизни детских коллективов. Трудности возникают в результате несоответствия между возра­стающими духовными запросами, потребностями, изменяющимися интересами ребят и устаревающими формами труда и жизни. Педагоги не успевают своевременно реагировать на новые тенден­ции в детской и молодежной среде, придавать им нужную направ­ленность, не всегда бывают в курсе проблем, волнующих школь­ников. Излишняя регламентация и опека, педагогический кон­серватизм нередко приводят к тому, что новые задачи решаются старыми, шаблонными средствами, неизменными формами, всяко­го рода «мероприятиями», порождающими формализм. Это влечет за собой инфантилизм, трудовую и общественную пассивность, эгоизм, паразитизм, недисциплинированность, отход от воспита­тельного коллектива к неформальным объединениям.

б) Обучение как ведущий содержательно-организационный эле­мент целостного учебно-воспитательного процесса.

Задачи учебного процесса. Образовательные задачи состоят в передаче детям знаний основ наук, а также навыков и приемов интеллектуального труда, владение компьютерной техникой. Вос­питательные задачи включают формирование у школьников на основе научных знаний мировоззрения, системы взглядов на зако­ны развития природы, общества и мышления, способности отста­ивать свои убеждения. Они предполагают развитие школьников в процессе учебной деятельности трудолюбия, воли, настойчивости, целеустремленности, прилежания, сознательной дисциплины, уме­ния доводить дело до конца, честности, критичности в отношении самого себя, самостоятельности и ответственности. Развивающие задачи требуют интенсивного формирования у детей психических процессов (ощущения, восприятия, представления, мышления, во­ображения, чувств, воли, речи), теоретико-логического и образно-художественного типов мышления, творческого подхода к решению любых задач, культуры чувств и воли.

Общая воспитательная характеристика содержания ведущих форм и методов обучения. Содержание образования обогащает детей научными факторами и обобщениями, вооружает приемами самостоятельной деятельности, стимулирует непрерывное самооб­разование и интеллектуальное развитие. Каждый учебный предмет содержит в себе ведущие идеи, которые логично вплетаются в цельное материалистическое мировоззрение. Содержание учебного процесса обеспечивает детям возможность овладения различными

видами грамотности: речевой, визуальной, математической, компь­ютерной, графической, музыкальной, физкультурной. Мировоззрен­ческая картина мира представляет собой духовный стержень лич­ности, основу развития гражданского, духовно-ценностного и нрав­ственно-эстетического отношения школьников к миру.

Большое воспитательное значение имеют формы и методы обу­чения. Урок, лекция, экскурсия, практическое и семинарское за­нятия, бригадное задание, самостоятельная работа, конферен­ция — несут в себе такую организацию интеллектуального труда, которая позволяет включить детей в разнообразную учебно-прак­тическую деятельность. При ведущей роли урока решающее зна­чение для повышения воспитательной эффективности учебного про­цесса имеет использование всего разнообразия форм, соответству­ющих возрастным особенностям детей и характеру изучаемого материала. Форма учебных занятий организует труд, дисципли­нирует характер, обеспечивает условия познания и содержатель­ного духовного общения.

Воспитательное значение методов обучения состоит в том, что способы преподавательской деятельности учителя превращаются в способы познавательной деятельности самих детей. Активизация методов обучения означает активизацию воспитания у школьников любознательности, познавательной самостоятельности, творчес­кого отношения к работе, исследовательского подхода к изучае­мым явлениям. Реализация метода обучения развивает умствен­ные силы, формирует различные типы мышления (эмпирическое, абстрактно-логическое, теоретическое, диалектическое, художест­венное), обеспечивает свободное владение устной и письменной

речью.

Формирование духовных потребностей и социально-ценных мо­тивов учения. Процесс обучения оказывает решающее влияние на становление духовных потребностей и ценностных ориентаций юно­го человека, мотивов его отношения к учебному труду. Мотивы учения условно разделяются на естественные и формируемые. К числу естественных относятся любознательность, непосредствен­ный интерес и практическая нужда ребенка в тех или иных зна­ниях, умениях и навыках. На их основе образуются более сложные, социально значимые мотивы. К числу формируемых относятся воз­никающие профессиональные интересы, осознание нравственного долга перед самим собой, семьей, школой, Родиной.

На базе развития мотивационной сферы в учебном процессе формируются коренные духовные потребности, которые обладают свойством порождать у детей глубокий интерес к социально цен­ным видам деятельности и формам поведения. К числу таких ведущих потребностей относятся: познавательный интерес и любо­знательность, перерастающие в глубокую потребность в знаниях; потребность в чтении как источнике духовного удовлетворения; потребность в самообразовании; потребность в творческом освое­нии учебного материала; потребность в коллективной духовно-по­знавательной деятельности; потребность в духовном общении, об-

мене познавательной информацией; потребность в практическом применении знаний, умений и навыков.

Комплексные взаимосвязи в целостном учебно-воспитательном процессе. Обучение представляет собою содержательное ядро вос­питательного процесса. Оно органически связано со всеми другими видами воспитательной работы.

Политехнический характер обучения обусловливает его орга­ническую связь с трудовым воспитанием и производительным тру­дом. Благодаря образованию труд детей становится осмысленным и воспитательно эффективным. Трудолюбие, привычка к интеллек­туально-физическому напряжению переносится школьниками на общественно полезный, производительный труд. В процессе обуче­ния закладываются основы гражданского духовно-ценностного вос­питания. Гуманитарные предметы имеют решающее значение для нравственного просвещения. В процессе преподавания всех учеб­ных дисциплин реализуется эстетическое воспитание.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.144.95.36 (0.063 с.)