Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диагностика и критерии успешности воспитания в процессе обучения.Содержание книги
Поиск на нашем сайте Диагностика успешности воспитания в процессе обучения осуществляется с помощью повседневного наблюдения, заданий и тестов, решения игровых задач, выставления отметок, специальных ситуаций в соответствии с критериями: превращения знаний в убеждения, готовности их обоснования и защиты; развития способности самостоятельного мышления, творческого воображения, теоретического и художественного мышления, критического анализа, продуктивной мыслительной деятельности, устной и письменной речи; владения умениями и приемами умственного труда, практического приложения знаний; опосредования мотивов поведения убеждениями, приобретенными в процессе обучения; прилежания; культуры потребностей и интересов.. Типичные трудности и недостатки воспитания в процессе обучения. Сложность установления гармоничной взаимосвязи содержания обучения с жизненным опытом школьников. Неразрешенность противоречий приводит в сознании ребенка к разрыву между теорией и практикой, к формализму в знаниях, к чрезмерной интеллектуализации воспитания. Типичным недостатком воспитания в процессе обучения является недооценка развития эмоциональной сферы детей, их эстетической восприимчивости. «Бесчувственное», сухое, сугубо рациональное освоение учебного материала рождает у детей индифферентное отношений к нему, препятствует переходу знаний в убеждения. Затрудняет воспитательную работу на уроке перегруженность материала деталями, излишняя усложненность или, наоборот, его упрощенность, что лишает детей интереса к занятиям. К числу недостатков относится и недооценка организационных проблем урока. в) Общественно полезный и производительный труд как содержательная основа целостного учебно-воспитательного процесса. Задачи общественно полезного и производительного груда детей. Образовательные задачи состоят в передаче школьникам зна- ний об основных трудовых и технологических процессах, принципах организации и интенсификации современного производства. В формировании у учащихся умений и навыков обращения с простейшими орудиями производства, а также элементов профессиональных навыков. В осуществлении профориентации, подготовки почвы для сознательного выбора профессии. Воспитательные задачи заключаются в формировании творческого и добросовестного отношения к труду, трудолюбия, бережного отношения к средствам, ресурсам труда, природе; в укреплении сознания трудящегося человека, умеющего сочетать общественный, коллективный и личный интерес, руководствоваться требованиями сознательной дисциплины. Развивающие задачи ориентируются.на совершенствование физических сил, психических процессов, общих и профессиональных способностей, экономического мышления и эстетического отношения к процессу и результатам труда. г) Общая характеристика образовательно-воспитательного значения знаний об общественно полезном труде, организации производства, технологиях. Школьники узнают о труде как конституционном праве человека, о добровольном характере труда. Они получают информацию о роли научно-технической революции в современном производстве и общественной жизни, о комплексной механизации, автоматизации, роботизации, компьютеризации. Большое воспитательное значение для школьников имеет опыт практического участия в таких известных формах организации труда, как ученическая производственная бригада, строительный отряд, а также бригадный, арендный, семейный подряды, обеспечивающих психологическую готовность к труду в условиях экономической реформы. Наконец, учащиеся реально знакомятся с трудовыми коллективами на государственных, арендных, акционерных предприятиях, в кооперативах, что вводит их в новую атмосферу экономической жизни. Трудовые знания способствуют формированию профессиональных интересов, умений и навыков, способствуют самоутверждению школьников в жизни. Формирование духовных и физических трудовых потребностей, социально ценных мотивов труда. В труде ребенок учится преодолевать тяготы физического напряжения. В результате успешной творческой деятельности он испытывает желание больше работать ради поставленной цели. В этом процессе постепенно оформляются мотивы труда. Они в самой общей форме могут быть поделены на личностно значимые и общественно значимые. Важно, чтобы личные мотивы вплетались в общественно значимые, а общественные приобретали личностный смысл. Личностно и общественно значимыми мотивами и стимулами труда являются: интерес, связанный с удовлетворением личных потребностей; деловой интерес к процессу творческого труда; интерес к результатам труда; радость коллективной деятельности; трудовой успех; созидание красоты; моральное удовлетворение от созидания добра; сознание общественного долга и привычка к труду. Систематическое участие в педагогически организованном труде порождает и развивает органические и духовные потребности: в самопроявлении и самоутверждении в трудовой творческой деятельности; в коллективном общении в процессе труда; в получении эстетической радости и морального удовлетворения от процесса и результатов труда; в охране природы, сохранении ресурсов и общественного добра; в самообеспечении за счет личного труда; в саморазвитии лучших нравственно-эстетических качеств трудового человека. Комплексные взаимосвязи общественно полезного, производительного труда в целостном педагогическом процессе. Общественно полезный, производительный труд составляет материальный фундамент воспитательного процесса. Он обеспечивает общественную практику, реальное применение знаний, превращение их в убеждения. Необходимость самопреодоления в труде, соблюдения требований общественной дисциплины, проявления взаимопомощи — закрепляет лучшие нравственно-эстетические качества и привычки трудового человека. Творческий характер трудовых процессов совершенствует умственные способности детей. Включение организма в активную трудовую деятельность способствует физическому совершенствованию. Борьба за качество и высокие результаты труда наполняет духовную жизнь детских трудовых коллективов практическим смыслом, закрепляет их гражданские позиции. Четкая организация труда, художественное конструирование, дизайн напрямую связывают трудовое воспитание с эстетическим. Диагностика успешности воспитания в труде. Диагностирование трудовых процессов и состояния трудового воспитания обеспечивается анкетированием, тестированием, специальными заданиями, наблюдениями, изучением результатов детского труда. Об успешности воспитания в труде свидетельствуют: формирующееся самосознание рабочего человека; привычка к труду, перерастающая в трудолюбие как качество личности; психологическая готовность к выполнению трудового задания; быстрая адаптация к условиям труда; творчество и рационализация в организации, процессе труда и в совершенствовании технологических процессов; проявление чувства долга, ответственности, дисциплинированности, взаимопомощи в процессе трудовой коллективной деятельности; проявление эстетического вкуса в организации, результатах труда и их оценке. Типичные трудности и недостатки воспитания в процессе трудовой деятельности. Сложность создания постоянной современной материальной базы общественно полезного производительного труда. Ее.отсутствие толкает педагога к включению детей в случайные трудовые процессы, далекие по технике и технологии от современных требований, что приводит к отрицательным воспитательным результатам. Недостатком является отсутствие четких связей нравственного воспитания с системой трудовых отношений; эстетического— с задачами, организацией, продуктами трудовой деятельности. г) Внеучебная творческая деятельность как основа развития детской индивидуальности в целостном учебно-воспитательном процессе. Образовательные задачи. Расширение общего кругозора учащихся и углубление знаний посредством интересующей ребенка деятельности; обобщения, анализ и оценки свободно приобретаемой научной, художественной информации; формирование у школьников умений и навыков творчества в области науки, техники, искусства. Осуществление профессиональной профориентации. Воспитательные задачи. Формирование яркой индивидуальности, активной творческой направленности личности, умения творчески подходить к решению любой жизненной задачи; любви к творческому труду в коллективе в единстве с нравственно-эстетическим отношением к действительности и искусству. Воспитание подлинного художественного вкуса, критического отношения к безыдейности и пошлости, к буржуазной «массовой культуре». Развивающие задачи — в обеспечении условий и простора для проявления индивидуальных способностей и дарований детей; всех психических процессов, особенно воображения, нешаблонности мышления; в формировании специфических навыков творческой деятельности, высокого художественно-эстетического вкуса. Общая характеристика воспитательно-образовательного значения творческой деятельности. Школьники знакомятся с творческим трудом, творчеством в искусстве как основным двигателем прогресса. Они узнают о передовых и актуальных направлениях в науке, технике, искусстве. Они познают себя: направленность своих интересов и способностей, черты характера и свои возможности, приобретают первичные специальные знания и навыки. Они овладевают различными формами организации творческой деятельности по интересам: кружковой, студийной, бригадно-лабораторной, индивидуальной. Наконец, школьники знакомятся с людьми творческих профессий, новаторами, рационализаторами. Формирование духовных и физических потребностей, социально ценных мотивов деятельности в сфере свободного времени. Культура духовных потребностей и социально ценных мотивов интенсивно формируется в процессе увлекающей ребенка творческой деятельности. Велика в этом процессе роль мотивов творчества. Во внеучебной деятельности исходной точкой всегда должен быть свободный интерес, свободный выбор. В качестве мотивов творческой деятельности выступают любознательность, желание проявить себя, стремление получить удовольствие, удовлетворить свое самолюбие. Движущая сила развития детей в этих случаях состоит в преодолении противоречия между собственными желаниями и необходимостью проявления силы воли в активной творческой деятельности. Ребенок проходит путь: от любопытства и случайного интереса до общественно ценной потребности в творческой деятельности. Сопутствующими мотивами и стимулами выступают: радость творческого труда, стремление к воплощению своего эстетического идеала в реальных произведениях. Систематическое участие во внеучебной творческой, деятельно- сти развивает у детей духовные и физические потребности: в творческом самопроявлении посредством самодеятельности; в духовном удовлетворении и наслаждении результатами творчества; в творческом, с учетом эстетических требований, подходе к решению любой задачи; в самоутверждении посредством творчества. Комплексные взаимосвязи внеучебной творческой деятельности в целостном воспитательном процессе. Свободное творчество детей гармонизирует целостность процесса формирования личности. Оно высвечивает и оттачивает грани индивидуальности. Свободная творческая деятельность детей органически связана прямой и обратной связью со всеми основными видами учебно-воспитательной работы. Она облегчает учебный познавательный процесс, обеспечивает внесение элементов творчества в обязательный труд, оказывает огромное влияние на физическое воспитание детей. Очевидны связи свободного творчества с эстетическим воспитанием. Все дети участвуют в различных видах художественной деятельности, которая развивает эстетически, а эстетическая воспитанность стимулирует творчество. Наконец, свободная творческая деятельность формирует нравственность детей, побуждает к бескорыстному труду, полной творческой самоотдаче. Диагностика и критерии успешности внеучебной творческой деятельности. Изучение процесса детского творчества, выявление способностей и дарований школьников, формирования их индивидуальности осуществляется в процессе непосредственного наблюдения за проявлением склонностей, изучения результатов творчества, творческого общения и взаимодействия. Об успешности воспитания детей внеучебной творческой деятельностью свидетельствует: увлеченность свободно избранной деятельностью; способность переноса свободно приобретенных знаний, умений и навыков в учебный процесс; развитое критическое и творческое мышление, фантазия и воображение, способность отказаться от шаблонного решения в поисках оригинального; способность самостимулирования, самоорганизации и самопреодоления в процессе решения творческой задачи; умение вести творческую дискуссию, давать оценку творчества других; удовлетворительные результаты творчества в виде технических изделий, художественных поделок, актерских ролей, рисунков, хорового и вокально-инструментального исполнения, танцев, рецензий. Типичные трудности и недостатки воспитания в процессе внеучебной творческой деятельности. Нехватка квалифицированных кадров, робкое привлечение к творческой работе с детьми опытных рабочих, специалистов-родителей, актеров, студентов ВУЗов, членов творческих союзов. Слабость материально-технической базы: нехватка музыкальных инструментов, отсутствие помещений, красок, кистей, специальных творческих кабинетов. Недооценка значения творческой деятельности детей как органической неотъемлемой части целостного воспитательного процесса. д) Взаимодействие школы, семьи и общественности как средство достижения целостности учебно-воспитательного процесса. За- дачи воспитания в семье. Воспитательные задачи. Формирование основ характера ребенка, его исходных нравственных установок. Закладывание основ трудолюбия, стремления к общественно полезной деятельности, к порядку и дисциплине, соблюдению норм жизни общества. Образовательно-воспитательные задачи. Семья осуществляет нравственно-эстетическую подготовку к семейным отношениям; формирует чувства любви, доброжелательности, глубокого уважения к отцу и матери, сестрам и братьям; пестует чистое чувство уважения и любви к представителям другого пола, мужского достоинства и девичьей чести. Вооружает умениями и навыками организации быта, семейного досуга, ведения семейного хозяйства. Развивающие задачи. Создание условий для физического, нравственного, умственного, трудового, эстетического становления детей в процессе повседневной деятельности и общения. Общая характеристика знаний о семье и общественности. Дети в ходе жизни познают семью как важную ячейку общества, основанную на любви. Конституционной обязанностью является забота родителей о воспитании детей и забота детей о родителях. Семья формируется как дружный коллектив, живущий богатой духовной жизнью, организующий быт, удовлетворение разумных потребностей. Общественность осознается детьми благодаря членству в различных общественных организациях, взаимодействию семьи с ними. Формами и методами организации жизни являются семейный совет; бытовые поручения; обсуждения поведения членов семьи, семейных проблем, новостей, книг; совместные просмотры, прослушивания произведений искусства с последующим их анализом, заслушивание в рабочих коллективах родителей об опыте семейного воспитания. Формирование духовных и материальных потребностей, социально ценных мотивов деятельности детей в семье и в результате взаимодействия с общественностью. Семья играет определяющую роль в формировании потребностей и мотивов деятельности детей. В дошкольный, младший школьный периоды организация удовлетворения его естественных, материальных, духовных (игра) потребностей ведет за собой сознание и формирует его. Важно расширять диапазон мотивов деятельности детей, сочетая личные, общесемейные, общественные. В качестве мотивов деятельности детей на различных стадиях жизни семьи могут выступать личный интерес, любовь, желание сделать доброе дело, самолюбие, здоровое честолюбие, честь семьи. Педагогически грамотная организация жизни в семье формирует у ребенка полезные потребности: в самой семье, заботе о близких людях, любви к ним; в духовном общении и совместном переживании; в разумном потреблении материальных благ; в самовоспитании и самосовершенствовании, самостимулировании и самоторможении; в прямодушии,'честности, откровенности, правдивости; в исполнении по убеждению, привычке и чувству долга любого бытового труда. Комплексные взаимосвязи семьи и общественности в целостном воспитательном процессе. Сначала семья, а затем совместно семья и школа, составляют содержательно-организационное ядро целостного воспитательного процесса. Вокруг и внутри этого ядра концентрируются все другие воспитательные силы, образующие во взаимодействии целостность. От семьи зависит формирование основ личности, ее отношение к жизни. В свою очередь, эффективность семейного воспитания во многом зависит от связей родителей с детским садом и школой. Взаимодействие семьи, школы, общественности есть живой Процесс организации всей жизни детей. Диагностика и критерии успешности воспитания детей в семье. Изучение воспитательного потенциала семьи, общественности ведется всем коллективом учителей с помощью посещений на дому, родительских собраний, индивидуальных бесед. Такая диагностика органично связана с практической деятельностью педагогов по педагогическому просвещению родителей и оказанию им практической помощи. Об успешности воспитания детей в семье свидетельствует не только хорошая успеваемость (в чем некоторые родители усматривают основное мерило своих воспитательных усилий), но и степень проявления учащимися трудолюбия, творческого подхода к делу, здоровых интересов, общественной активности, физической закалки, развитого художественно-эстетического вкуса, дисциплинированности и силы воли. Важным показателем успешности семейного воспитания является также отсутствие в детях жадности, зависти, стремления к наживе, меркантильности, вещизма. Об успешности воспитания свидетельствует и умение школьника противостоять поветриям негативной моды, критически оценивать явления действительности, отстаивать свои взгляды и убеждения. Типичные трудности и недостатки семейного воспитания. Среди них — недостаточная педагогическая осведомленность родителей; нехватка времени для общения с детьми, непонимание того, что дело не столько в количестве, сколько в умелой организации жизни семьи, наличии общих интересов и желании содержательного общения. Осложняет дело одностороннее понимание родительской любви, подчас лишающей ребенка инициативы, самостоятельности. Серьезные трудности в воспитании создает противоречие между образом жизни семьи и общественными идеалами, реальным укладом семейной жизни и нравственными наставлениями. Такова общая содержательная характеристика основных структурных элементов целостного учебно-воспитательного процесса. Вопросы и задания: 1. Что такое целостность учебно-воспитательного процесса? 2. Раскройте основное противоречие целостного учебно-воспитательного процесса. 3. Дайте краткую содержательную характеристику основных структурных элементов целостного учебно-воспитательного процесса. 4. В ходе педагогической практики в школе проанализируйте учебно-воспитательный процесс с позиций его целостности, полноценности функционирования всех его элементов. Литература для самостоятельной работы: Бабанский Ю.К. Педагогический процесс.—В кн.: Педагогика/Под ред. Ю. К. Бабанского.— М.: Просвещение, 1983.— С. 73—90. Лекция VIII ДЕТСКИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ КАК ОСНОВНАЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ФОРМА ЦЕЛОСТНОГО УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ЯДРО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 414; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.108 (0.009 с.) |