Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика и критерии успешности воспитания в процессе обучения.

Поиск

Диагностика успешности воспитания в процессе обучения осу­ществляется с помощью повседневного наблюдения, заданий и тестов, решения игровых задач, выставления отметок, специальных ситуаций в соответствии с критериями: превращения знаний в убеждения, готовности их обоснования и защиты; развития способ­ности самостоятельного мышления, творческого воображения, тео­ретического и художественного мышления, критического анализа, продуктивной мыслительной деятельности, устной и письменной речи; владения умениями и приемами умственного труда, практи­ческого приложения знаний; опосредования мотивов поведения убеждениями, приобретенными в процессе обучения; прилежания;

культуры потребностей и интересов..

Типичные трудности и недостатки воспитания в процессе обу­чения. Сложность установления гармоничной взаимосвязи содер­жания обучения с жизненным опытом школьников. Неразрешенность противоречий приводит в сознании ребенка к разрыву между теорией и практикой, к формализму в знаниях, к чрезмерной интеллектуализации воспитания. Типичным недостатком воспита­ния в процессе обучения является недооценка развития эмоцио­нальной сферы детей, их эстетической восприимчивости. «Бесчув­ственное», сухое, сугубо рациональное освоение учебного мате­риала рождает у детей индифферентное отношений к нему, пре­пятствует переходу знаний в убеждения. Затрудняет воспитатель­ную работу на уроке перегруженность материала деталями, из­лишняя усложненность или, наоборот, его упрощенность, что ли­шает детей интереса к занятиям. К числу недостатков относится и недооценка организационных проблем урока.

в) Общественно полезный и производительный труд как со­держательная основа целостного учебно-воспитательного процесса.

Задачи общественно полезного и производительного груда де­тей. Образовательные задачи состоят в передаче школьникам зна-

ний об основных трудовых и технологических процессах, принципах организации и интенсификации современного производства. В фор­мировании у учащихся умений и навыков обращения с простей­шими орудиями производства, а также элементов профессиональ­ных навыков. В осуществлении профориентации, подготовки почвы для сознательного выбора профессии.

Воспитательные задачи заключаются в формировании творче­ского и добросовестного отношения к труду, трудолюбия, береж­ного отношения к средствам, ресурсам труда, природе; в укреп­лении сознания трудящегося человека, умеющего сочетать обще­ственный, коллективный и личный интерес, руководствоваться тре­бованиями сознательной дисциплины.

Развивающие задачи ориентируются.на совершенствование фи­зических сил, психических процессов, общих и профессиональных способностей, экономического мышления и эстетического отноше­ния к процессу и результатам труда.

г) Общая характеристика образовательно-воспитательного зна­чения знаний об общественно полезном труде, организации произ­водства, технологиях. Школьники узнают о труде как конституцион­ном праве человека, о добровольном характере труда. Они полу­чают информацию о роли научно-технической революции в совре­менном производстве и общественной жизни, о комплексной меха­низации, автоматизации, роботизации, компьютеризации. Большое вос­питательное значение для школьников имеет опыт практического участия в таких известных формах организации труда, как учени­ческая производственная бригада, строительный отряд, а также бригадный, арендный, семейный подряды, обеспечивающих психо­логическую готовность к труду в условиях экономической рефор­мы. Наконец, учащиеся реально знакомятся с трудовыми коллек­тивами на государственных, арендных, акционерных предприяти­ях, в кооперативах, что вводит их в новую атмосферу экономиче­ской жизни. Трудовые знания способствуют формированию профессиональных интересов, умений и навыков, способствуют са­моутверждению школьников в жизни.

Формирование духовных и физических трудовых потребностей, социально ценных мотивов труда. В труде ребенок учится преодо­левать тяготы физического напряжения. В результате успешной творческой деятельности он испытывает желание больше работать ради поставленной цели. В этом процессе постепенно оформляются мотивы труда. Они в самой общей форме могут быть поделены на личностно значимые и общественно значимые. Важно, чтобы личные мотивы вплетались в общественно значимые, а обществен­ные приобретали личностный смысл. Личностно и общественно значимыми мотивами и стимулами труда являются: интерес, свя­занный с удовлетворением личных потребностей; деловой интерес к процессу творческого труда; интерес к результатам труда; ра­дость коллективной деятельности; трудовой успех; созидание кра­соты; моральное удовлетворение от созидания добра; сознание общественного долга и привычка к труду.

Систематическое участие в педагогически организованном труде порождает и развивает органические и духовные потребно­сти: в самопроявлении и самоутверждении в трудовой творческой деятельности; в коллективном общении в процессе труда; в полу­чении эстетической радости и морального удовлетворения от про­цесса и результатов труда; в охране природы, сохранении ресурсов и общественного добра; в самообеспечении за счет личного труда;

в саморазвитии лучших нравственно-эстетических качеств трудо­вого человека.

Комплексные взаимосвязи общественно полезного, производи­тельного труда в целостном педагогическом процессе. Общественно полезный, производительный труд составляет материальный фун­дамент воспитательного процесса. Он обеспечивает общественную практику, реальное применение знаний, превращение их в убеж­дения. Необходимость самопреодоления в труде, соблюдения тре­бований общественной дисциплины, проявления взаимопомощи — закрепляет лучшие нравственно-эстетические качества и привычки трудового человека. Творческий характер трудовых процессов со­вершенствует умственные способности детей. Включение организ­ма в активную трудовую деятельность способствует физическому совершенствованию. Борьба за качество и высокие результаты труда наполняет духовную жизнь детских трудовых коллективов практическим смыслом, закрепляет их гражданские позиции. Чет­кая организация труда, художественное конструирование, дизайн напрямую связывают трудовое воспитание с эстетическим.

Диагностика успешности воспитания в труде. Диагностирование трудовых процессов и состояния трудового воспитания обеспечи­вается анкетированием, тестированием, специальными заданиями, наблюдениями, изучением результатов детского труда.

Об успешности воспитания в труде свидетельствуют: форми­рующееся самосознание рабочего человека; привычка к труду, перерастающая в трудолюбие как качество личности; психологи­ческая готовность к выполнению трудового задания; быстрая адап­тация к условиям труда; творчество и рационализация в организа­ции, процессе труда и в совершенствовании технологических про­цессов; проявление чувства долга, ответственности, дисциплини­рованности, взаимопомощи в процессе трудовой коллективной деятельности; проявление эстетического вкуса в организации, ре­зультатах труда и их оценке.

Типичные трудности и недостатки воспитания в процессе трудо­вой деятельности.

Сложность создания постоянной современной материальной ба­зы общественно полезного производительного труда. Ее.отсутствие толкает педагога к включению детей в случайные трудовые процессы, далекие по технике и технологии от современных требо­ваний, что приводит к отрицательным воспитательным результа­там. Недостатком является отсутствие четких связей нравствен­ного воспитания с системой трудовых отношений; эстетического— с задачами, организацией, продуктами трудовой деятельности.

г) Внеучебная творческая деятельность как основа развития детской индивидуальности в целостном учебно-воспитательном процессе. Образовательные задачи. Расширение общего кругозора учащихся и углубление знаний посредством интересующей ребенка деятельности; обобщения, анализ и оценки свободно приобретае­мой научной, художественной информации; формирование у школь­ников умений и навыков творчества в области науки, техники, искусства. Осуществление профессиональной профориентации. Во­спитательные задачи. Формирование яркой индивидуальности, ак­тивной творческой направленности личности, умения творчески подходить к решению любой жизненной задачи; любви к творче­скому труду в коллективе в единстве с нравственно-эстетическим отношением к действительности и искусству. Воспитание подлин­ного художественного вкуса, критического отношения к безыдей­ности и пошлости, к буржуазной «массовой культуре». Развиваю­щие задачи — в обеспечении условий и простора для проявления индивидуальных способностей и дарований детей; всех психических процессов, особенно воображения, нешаблонности мышления; в формировании специфических навыков творческой деятельности, высокого художественно-эстетического вкуса.

Общая характеристика воспитательно-образовательного значе­ния творческой деятельности. Школьники знакомятся с творческим трудом, творчеством в искусстве как основным двигателем про­гресса. Они узнают о передовых и актуальных направлениях в науке, технике, искусстве. Они познают себя: направленность своих интересов и способностей, черты характера и свои возможности, приобретают первичные специальные знания и навыки. Они овла­девают различными формами организации творческой деятельно­сти по интересам: кружковой, студийной, бригадно-лабораторной, индивидуальной. Наконец, школьники знакомятся с людьми твор­ческих профессий, новаторами, рационализаторами.

Формирование духовных и физических потребностей, социально ценных мотивов деятельности в сфере свободного времени. Куль­тура духовных потребностей и социально ценных мотивов интен­сивно формируется в процессе увлекающей ребенка творческой деятельности. Велика в этом процессе роль мотивов творчества. Во внеучебной деятельности исходной точкой всегда должен быть свободный интерес, свободный выбор. В качестве мотивов творче­ской деятельности выступают любознательность, желание про­явить себя, стремление получить удовольствие, удовлетворить свое самолюбие. Движущая сила развития детей в этих случаях состоит в преодолении противоречия между собственными желаниями и необходимостью проявления силы воли в активной творческой де­ятельности. Ребенок проходит путь: от любопытства и случайного интереса до общественно ценной потребности в творческой дея­тельности. Сопутствующими мотивами и стимулами выступают:

радость творческого труда, стремление к воплощению своего эс­тетического идеала в реальных произведениях.

Систематическое участие во внеучебной творческой, деятельно-

сти развивает у детей духовные и физические потребности: в твор­ческом самопроявлении посредством самодеятельности; в духовном удовлетворении и наслаждении результатами творчества; в твор­ческом, с учетом эстетических требований, подходе к решению любой задачи; в самоутверждении посредством творчества.

Комплексные взаимосвязи внеучебной творческой деятельности в целостном воспитательном процессе. Свободное творчество детей гармонизирует целостность процесса формирования личности. Оно высвечивает и оттачивает грани индивидуальности. Свободная творческая деятельность детей органически связана прямой и об­ратной связью со всеми основными видами учебно-воспитательной работы. Она облегчает учебный познавательный процесс, обеспе­чивает внесение элементов творчества в обязательный труд, ока­зывает огромное влияние на физическое воспитание детей. Оче­видны связи свободного творчества с эстетическим воспитанием. Все дети участвуют в различных видах художественной деятель­ности, которая развивает эстетически, а эстетическая воспитан­ность стимулирует творчество. Наконец, свободная творческая де­ятельность формирует нравственность детей, побуждает к бес­корыстному труду, полной творческой самоотдаче.

Диагностика и критерии успешности внеучебной творческой де­ятельности. Изучение процесса детского творчества, выявление способностей и дарований школьников, формирования их индиви­дуальности осуществляется в процессе непосредственного наблю­дения за проявлением склонностей, изучения результатов творче­ства, творческого общения и взаимодействия.

Об успешности воспитания детей внеучебной творческой дея­тельностью свидетельствует: увлеченность свободно избранной де­ятельностью; способность переноса свободно приобретенных зна­ний, умений и навыков в учебный процесс; развитое критическое и творческое мышление, фантазия и воображение, способность отказаться от шаблонного решения в поисках оригинального; спо­собность самостимулирования, самоорганизации и самопреодоле­ния в процессе решения творческой задачи; умение вести творче­скую дискуссию, давать оценку творчества других; удовлетвори­тельные результаты творчества в виде технических изделий, худо­жественных поделок, актерских ролей, рисунков, хорового и во­кально-инструментального исполнения, танцев, рецензий.

Типичные трудности и недостатки воспитания в процессе вне­учебной творческой деятельности. Нехватка квалифицированных кадров, робкое привлечение к творческой работе с детьми опытных рабочих, специалистов-родителей, актеров, студентов ВУЗов, чле­нов творческих союзов. Слабость материально-технической базы:

нехватка музыкальных инструментов, отсутствие помещений, кра­сок, кистей, специальных творческих кабинетов. Недооценка зна­чения творческой деятельности детей как органической неотъем­лемой части целостного воспитательного процесса.

д) Взаимодействие школы, семьи и общественности как сред­ство достижения целостности учебно-воспитательного процесса. За-

дачи воспитания в семье. Воспитательные задачи. Формирование основ характера ребенка, его исходных нравственных установок. Закладывание основ трудолюбия, стремления к общественно по­лезной деятельности, к порядку и дисциплине, соблюдению норм жизни общества. Образовательно-воспитательные задачи. Семья осуществляет нравственно-эстетическую подготовку к семейным отношениям; формирует чувства любви, доброжелательности, глу­бокого уважения к отцу и матери, сестрам и братьям; пестует чистое чувство уважения и любви к представителям другого пола, мужского достоинства и девичьей чести. Вооружает умениями и навыками организации быта, семейного досуга, ведения семейного хозяйства. Развивающие задачи. Создание условий для физическо­го, нравственного, умственного, трудового, эстетического становле­ния детей в процессе повседневной деятельности и общения.

Общая характеристика знаний о семье и общественности. Дети в ходе жизни познают семью как важную ячейку общества, осно­ванную на любви. Конституционной обязанностью является забота родителей о воспитании детей и забота детей о родителях. Семья формируется как дружный коллектив, живущий богатой духовной жизнью, организующий быт, удовлетворение разумных потребно­стей. Общественность осознается детьми благодаря членству в различных общественных организациях, взаимодействию семьи с ними. Формами и методами организации жизни являются семей­ный совет; бытовые поручения; обсуждения поведения членов се­мьи, семейных проблем, новостей, книг; совместные просмотры, прослушивания произведений искусства с последующим их анали­зом, заслушивание в рабочих коллективах родителей об опыте семейного воспитания.

Формирование духовных и материальных потребностей, соци­ально ценных мотивов деятельности детей в семье и в результате взаимодействия с общественностью. Семья играет определяющую роль в формировании потребностей и мотивов деятельности детей. В дошкольный, младший школьный периоды организация удовлет­ворения его естественных, материальных, духовных (игра) потреб­ностей ведет за собой сознание и формирует его. Важно расширять диапазон мотивов деятельности детей, сочетая личные, общесемей­ные, общественные. В качестве мотивов деятельности детей на различных стадиях жизни семьи могут выступать личный интерес, любовь, желание сделать доброе дело, самолюбие, здоровое чес­толюбие, честь семьи. Педагогически грамотная организация жиз­ни в семье формирует у ребенка полезные потребности: в самой семье, заботе о близких людях, любви к ним; в духовном общении и совместном переживании; в разумном потреблении материаль­ных благ; в самовоспитании и самосовершенствовании, самости­мулировании и самоторможении; в прямодушии,'честности, откро­венности, правдивости; в исполнении по убеждению, привычке и чувству долга любого бытового труда.

Комплексные взаимосвязи семьи и общественности в целостном воспитательном процессе. Сначала семья, а затем совместно семья

и школа, составляют содержательно-организационное ядро цело­стного воспитательного процесса. Вокруг и внутри этого ядра концентрируются все другие воспитательные силы, образующие во взаимодействии целостность. От семьи зависит формирование ос­нов личности, ее отношение к жизни. В свою очередь, эффектив­ность семейного воспитания во многом зависит от связей родителей с детским садом и школой. Взаимодействие семьи, школы, обще­ственности есть живой Процесс организации всей жизни детей.

Диагностика и критерии успешности воспитания детей в семье. Изучение воспитательного потенциала семьи, общественности ве­дется всем коллективом учителей с помощью посещений на дому, родительских собраний, индивидуальных бесед. Такая диагностика органично связана с практической деятельностью педагогов по педагогическому просвещению родителей и оказанию им практи­ческой помощи. Об успешности воспитания детей в семье свиде­тельствует не только хорошая успеваемость (в чем некоторые ро­дители усматривают основное мерило своих воспитательных уси­лий), но и степень проявления учащимися трудолюбия, творческого подхода к делу, здоровых интересов, общественной активности, физической закалки, развитого художественно-эстетического вкуса, дисциплинированности и силы воли. Важным показателем успеш­ности семейного воспитания является также отсутствие в детях жадности, зависти, стремления к наживе, меркантильности, вещиз­ма. Об успешности воспитания свидетельствует и умение школь­ника противостоять поветриям негативной моды, критически оце­нивать явления действительности, отстаивать свои взгляды и убеж­дения.

Типичные трудности и недостатки семейного воспитания. Среди них — недостаточная педагогическая осведомленность родителей;

нехватка времени для общения с детьми, непонимание того, что дело не столько в количестве, сколько в умелой организации жизни семьи, наличии общих интересов и желании содержательного об­щения. Осложняет дело одностороннее понимание родительской любви, подчас лишающей ребенка инициативы, самостоятельности. Серьезные трудности в воспитании создает противоречие между образом жизни семьи и общественными идеалами, реальным ук­ладом семейной жизни и нравственными наставлениями.

Такова общая содержательная характеристика основных струк­турных элементов целостного учебно-воспитательного процесса.

Вопросы и задания:

1. Что такое целостность учебно-воспитательного процесса?

2. Раскройте основное противоречие целостного учебно-воспитательного процесса.

3. Дайте краткую содержательную характеристику основных структурных элемен­тов целостного учебно-воспитательного процесса.

4. В ходе педагогической практики в школе проанализируйте учебно-воспитатель­ный процесс с позиций его целостности, полноценности функционирования всех его элементов.

Литература для самостоятельной работы:

Бабанский Ю.К. Педагогический процесс.—В кн.: Педагогика/Под ред. Ю. К. Бабанского.— М.: Просвещение, 1983.— С. 73—90.

Лекция VIII

ДЕТСКИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ КАК ОСНОВНАЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ФОРМА ЦЕЛОСТНОГО УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ЯДРО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.192.174 (0.008 с.)