Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классно-кабинетная, урочно-полиморфная система обученияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Идея классно-урочной системы обучения была сформулирована великим чешским педагогом Я. А. Коменским. Ее прогрессивный потенциал не исчерпан до настоящего времени. Классно-урочной эта система называется потому, что дети объединяются в возрастные группы, весь учебный материал с учетом возраста распределяется по классам и годам обучения, занятия ведутся поурочно в специальных рабочих помещениях, с определенным количеством детей, в течение оптимального для эффективной умственной и физической работы отрезка времени. В современных условиях, под влиянием социального и научно-технического прогресса, развития педагогической науки и практики, классно-урочная система совершенствуется и трансформируется в классно-кабинетную, урочно-полиморфную. Эта тенденция активно проявляется в педагогическом творчестве таких передовых учителей, как Y. И. Гончарова, А. Б. Резник', одесский учитель химии Г. П. Гузик. Для обучения в условиях научно-технического прогресса характерно движение к оптимальному количеству учащихся в классе, превращение его в «учебную единицу», создающую возможность активного взаимодействия педагогов и школьников на сложной учебной материально-технической (ТСО, компьютеры, приборы) и производственной (станки, поточные линии) основе. Форма обучения в современных условиях характеризуется не столько совместным пребыванием детей в одном помещении, сколько их познавательной деятельностью и обучающим взаимодействием в специально оборудованных предметных кабинетах. Кабинетная система позволяет оснастить учебный процесс современными техническими средствами. Переход учащихся из одного учебного кабинета в другой дает возможность быстро произвести психологическую перестройку в сознании учащихся, создать у них установку на новый вид интеллектуального труда. Педагогический поиск.— М., 1987. Учебный класс — группа является одновременно объектом и субъектом обучения, основой обучающего взаимодействия учителя, коллектива и детской формирующейся личности. Класс как постоянная группа в системе обучения по мере расширения видов учебно-воспитательной деятельности и форм взаимодействия с обществом преобразуется в детский первичный воспитательный коллектив. С определенного момента в учебном процессе функционирует не просто класс-группа, «классно-кабинетная учебная единица», а качественно новое педагогическое образование — коллектив, усиливающий возможности эффективного обучения и воспитания. Урок из фетишизированной и изолированной формы обучения, усвоения отдельных частей материала превращается в основу обучающей системы неразрывно и органично связанных, сопутствующих форм, обеспечивающих целостное постижение темы, раздела, теории. Это и делает систему обучения полиморфной, т. е. многоформенной, разнообразной и многообразной по формам. Она акцентирует внимание учителя не на отдельных «кусочках» материала, которые надо «пройти» за урок, а на крупных его обобщениях, изучаемых в целостной системе. Урок как ведущая форма обучения, благодаря органической, содержательной связи с другими формами, образует вместе с ними эффективную полиморфную обучающе-воспитательную систему. Ее связующим смыслом, стержнем является идейное единое содержание, обеспечивающее систему знаний, умений, навыков и интеллектуальное развитие школьников. Становление классно-кабинетной, урочно-полиморфной системы обучения в условиях реформы школы диктуется прежде всего требованиями всестороннего развития детей. Специализацией современно оснащенных кабинетов обеспечивается многообразие видов деятельности школьников и глубина их индивидуального развития. Процесс обучения, наряду с учебной деятельностью, органично вобрал в себя труд, творчески-практические, спортивно-физкультурные занятия, обладающие специфической системой форм. Возрастает значение внеклассных мероприятий в развитии индивидуальности детей. Неизмеримо увеличилась информированность учащихся за счет средств массовой информации. Обогатились возможности оснащения учебного процесса разнообразными техническими средствами. Все это уже не укладывается в рамки отдельных классно-урочных занятий. Необходимость полиморфности системы обучения обусловлена также и психологически, поскольку однообразие формы организации учебной деятельности утомляет, угнетает детскую психику, вырабатывает в сознании школьников вредные привычные стереотипы поведения, возбуждения и спадов внимания, притупляет свежесть и активность восприятия и мышления. Существование и функционирование урока как единичной, универсальной и изолированной формы обучения в современных условиях исчерпало себя. Поиски его эффективности за счет внутренних резервов, структурной реорганизации не приносят сколько-нибудь значительного успеха. В практике многих передовых учителей-мастеров урок становится логическим стержнем микросистемы форм. Вокруг него, как центра изучения темы, группируются другие ведущие или сопутствующие, вспомогательные формы обучения. Например, урок — практическое занятие — экскурсия — кружок — телеклуб. Информация всех других форм в конце концов концентрируется, обсуждается, усваивается на уроке. Создание учителем микросистем, состоящих из основной и дополнительных форм получения и усвоения школьниками целостной информации, составляет самую суть полиморфности системы обучения. Конкретные микросистемы форм изучения целостного учебного материала—одно из важнейших направлений развития частных методик. В практике работы школы это потребует включения в расписание учебных занятий не только отдельного урока, но и других конкретных учебных форм, составляющих с ним единую систему изучения темы, раздела. Все дополнительные, связанные с уроком формы в усвоении материала учащимися выполняют функции ведущих, сопутствующих и вспомогательных, которые подразделяются на формы познавательной, трудовой и творчески-практической деятельности. Ведущими являются такие формы обучения, которые выполняют главную обучающе-образовательную функцию, обеспечивают прочное усвоение учащимися основных знаний, умений и навыков. К ним, кроме урока, относятся лекция, семинар, домашняя работа, экзамен. В трудовой деятельности — это групповое обучение, УПК, учхоз, производственная бригада, стройотряд. В творческо-практи-ческой деятельности—лабораторная работа, практическое занятие, кружковые и секционные объединения. Сопутствующими формами являются такие, с помощью которых дети приобретают дополнительные знания, умения и навыки, углубляющие познание основ наук, расширяющие кругозор, обеспечивающие более тесную связь с производительным трудом и практикой общественных отношений. К ним относятся производственная экскурсия, бригадно-лабораторные занятия, индивидуализированные занятия по продвинутым и вспомогательным программам, консультация, конференция. В трудовой деятельности — это семинары по обмену опытом, собеседования по теории, практические зачеты. В творческо-практической деятельности используются: защита положений доклада, ученический научный симпозиум, диспут по актуальной проблеме с привлечением самостоятельно добытой дополнительной информации. Вспомогательными формами обучения являются те, которые обеспечивают дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса, способствуют как преодолению отставания отдельных учащихся и их групп от требований единого уровня общего образования, так и ускоренному продвижению вперед успешно осваивающих программу школьников. К вспомогательным формам работы с отстающими относятся групповые и индивидуальные дополнительные занятия, группы выравнивания, репетиторство. По продвинутым программам организуются занятия в исследовательских группах, лабораториях «малых академий», на учебно-опытных участках и в экспедициях. Вспомогательными формами трудовой деятельности являются объединения рационализаторов, кружки юннатов, техников, работа в экспериментальных цехах, заводских лабораториях и КБ. Наряду с ними вспомогательная трудовая практика по отработке умений и навыков. В творческо-практической деятельности школьников вспомогательными формами являются различные объединения клубного типа, секции, студии, соревнования, конкурсы и олимпиады. Важнейшими характерными чертами любой формы организации процесса обучения являются: ее сущность и конкретное назначение, соответствие возрастным особенностям детей и содержанию учебной деятельности, основные структурные элементы, возможности деятельности и взаимодействия учителя и учащихся, взаимосвязь с другими формами обучения, противоречия формы, максимальные — обучающий, развивающий и воспитательный — результаты, достигаемые в рамках данной формы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.250 (0.007 с.) |