Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этика гуманистическая и авторитарнаяСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В зависимости от целей и задач морального регулирования, а также использования адекватных им методов и средств исполнения этого регулирования, в этике можно выделить две тенденции её исторического развития: этику гуманистическую и этику авторитарную. Содержание этих тенденций определяется признанием, либо игнорированием значимости интересов каждого отдельного человека в осуществляемом при помощи морали регулировании общественной жизни. Глубокий анализ сущности и содержания этих двух тенденций исторического развития этики дан в работе Эриха Фромма «Человек для самого себя». Гуманистическую этику Э. Фромм рассматривает как прикладную науку «искусства жить», основанную на теоретической «науке о человеке». Чтобы понять, в чём состоит искусство жить, нужно понять природу человека и его характер, которые, в свою очередь, определяют цель и смысл человеческой жизни. Если считать, что родовую природу человека составляет свободная сознательная деятельность, то задача этики состоит в том, чтобы научить его возможно более полному раскрытию в процессе этой деятельности своих природных сил и способностей. Реализация этих сил должна осуществляться в соответствии с законами человеческой природы и законами того природного и социального мира, в котором человек, утверждая себя, преобразует и себя, и мир по законам красоты и гармонии. Э. Фромм считает, что человек как разумное существо способен самостоятельно различать добро и зло, а также давать этические оценки столь же правильно, как и все прочие оценки, совершаемые разумом. Принципиальная позиция гуманистической этики заключается в том, что она рассматривает человека в его телесно-духовной целостности, полагая, что цель человека - быть самим собой, а условие достижения этой цели - быть человеком для себя. Поэтому высшие ценности гуманистической этики ориентированы на утверждение истинно человеческого «Я» в человеке на основе актуализации его природных способностей. Соответственно, Э.Фромм формулирует основные положения гуманистической этики, соблюдение которых в совокупности и позволяют человеку: а) актуализировать свои природные способности и б) утвердить себя в обществе как социально значимую личность. Основные положения гуманистической этики: 1. Добро - это утверждение жизни, раскрытие человеческих сил, что позволяет человеку наиболее полно выразить себя в процессе своей жизни. 2. Добродетель - это ответственность человека по отношению к своему собственному существованию. 3. Зло - это то, что является помехой развитию социально значимых человеческих способностей. 4. Порок - это безответственность человека по отношению к самому себе. 5. Долг человека - стать самим собой, развить свои способности до зрелого состояния, сформировать себя как личность. И в этой сложной работе, целью которой является формирование своей личности, человек должен опираться, прежде всего, на самого себя, на свои глубокие теоретические знания о природе человека и его возможностях, а также выработать у себя практические умения и навыки, позволяющие ему моделировать себя как личность в соответствии с заданными им самим параметрами. Гуманистическая этика антропоцентрична в том смысле, что все ценностные суждения человека она усматривает в особенностях его существования. С позиций гуманистической этики высшей ценностью является сама человеческая жизнь, в которой человек должен достойным образом себя выразить. Но сделать это он может только во взаимосвязи с окружающим его природным и социальным миром, другими людьми, вне общения с которыми его собственная жизнь теряет смысл. Связывает же человека с окружающим его миром – любовь. «Любовь не высшая сила, нисходящая на человека, и не возложенный на него долг: это его собственная сила, благодаря которой он роднится с миром и делает мир по-настоящему своим». (Э. Фромм) Противоположностью гуманистической этике является этика авторитарная. Если в гуманистической этике человек сам и творец, и исполнитель нравственных норм, ибо он сам их формирует в соответствии со своей человеческой сущностью и осознанно их выполняет, то в авторитарной этике необходимость соблюдения нравственных норм навязывается человеку извне. Здесь внешний авторитет определяет, в чём благо человека, и он же устанавливает законы и нормы поведения. Термин «авторитет» (нем. Autorität – власть, влияние) служит для обозначения: 1) общепризнанного значения, влияния; 2) того, кто пользуется общим признанием, влиянием. Употребляя термин «авторитет» для обозначения осуществляющей властные функции персоны, различают власть авторитета и авторитет власти. Власть авторитета базируется на носителе властных функций, если он имеет необходимые для осуществления властных функций знания и навыки. Такой авторитет заслуживает уважение и может быть определен как рациональный. Э. Фромм применяет термин «рациональный авторитет» для обозначения человека, включенного в систему моральных отношений и выступающего при осуществлении моральной оценки авторитетом для других людей. И в то же время такой человек открыт для критики со стороны других людей, в том числе и тех, которые его авторитет признают. Второй тип авторитета – иррациональный. Его источником всегда служат, с одной стороны, власть над теми людьми, кого принуждают выполнять социально-этические нормы и принципы, отвечающие интересам власть предержащих, но не всегда отвечающие их собственным интересам. А с другой стороны, - страх тех, кого принуждают. Таким образом, иррациональный авторитет основан на насилии, принуждении и страхе. Авторитарная этика базируется на иррациональном авторитете, который характерен для тоталитарных и антидемократических режимов. Однако, авторитаризм в осуществлении морального регулирования может иметь место в любом обществе, в том числе и демократическом, если на каком-либо из уровней его организации, например, в семье или трудовом коллективе третируют интересы личности, или используют её возможности для решения проблем тех персон, которые держат рычаги управления в своих руках, а потому присваивают себе право решать от имени коллектива, что есть нравственно и что - безнравственно. Проблема формирования личности и её ценностных ориентаций во все эпохи занимала важное место в духовной культуре каждого народа. Но особенно она обостряется в те исторические моменты, когда общество переживает кризис, и нужны новые идеи и новые люди, способные взять на себя ответственность и за себя, и за будущее своей страны. И в этом плане идеи гуманистической этики, разработанные Э. Фроммом в его трактате «Человек дня самого себя. Введение в психологию этики», могут помочь студентам, изучающим гуманитарный курс «Этика и нормы морали», понять, как писал Э. Фромм, что «цель человека - быть самим собой, а условие достижения этой цели - быть человеком для себя». И можно согласиться с этим проницательным учёным и глубоким психологом, что наша основная моральная проблема заключается в нашем безразличном отношении к самим себе, что не позволяет нам осознать свою ответственность как за себя и свою судьбу, так и за судьбу той страны, в которой нам довелось родиться и жить - за судьбу России. ВЫВОДЫ: 1. Этимология термина этика ориентирует человека на понимание того, что предметом ее исследования является практическое поведение людей, а также выявление и обоснование норм и принципов поведения, обеспечивающих людям достойную жизнь и стабильность общества. Для обозначения совокупности норм и принципов, ориентирующих людей в рамках совместной деятельности на следование общим интересам (что необходимо для обеспечения стабильности общества) употребляется понятие мораль. Соответственно, этика является философским учением о морали, которое объясняет мораль и учит морали. 2. В этике выделяют три уровня исследования: ♦ уровень эмпирического исследования нравов; этот раздел определяется как дескриптивная (описательная) этика, изучающая происхождение и сущность нравов, обычаев, традиций и механизмы, осуществляемой ими социальной регуляции; ♦ теоретико-методологический уровень этических исследований; в этом разделе обосновываются возможные пути и принципы исследования морали; выстраиваются теоретически и логически обоснованные моральные системы; ♦ нормативный уровень, на котором этика выступает в качестве ценностно-ориентирующего фактора и берет на себя функции самой морали. 3. В этике выделяют две тенденции её исторического развития: ♦ этика гуманистическая (антропоцентрическая по своей сути), поскольку она исследует механизмы морального регулирования с позиции самого человека как субъекта моральных отношений и нравственной деятельности, призванного на основе собственных усилий развить свои сущностные силы и стать морально ответственным человеком; ♦ этика авторитарная, которая базируется на иррациональном авторитете, присущем тоталитарным и антидемократическим режимам. Каждый из этих типов морального регулирования исторически и социально обусловлен, понимание чего позволяет правильно их оценивать и должным образом использовать в социальной практике.
Вопросы и задания: 1. Что определяет содержание терминов: этика, мораль, нравственность? В чём состоит их различие? 2. В чём состоит нравственная мотивация поступка? 3. Что такое «человеческая субъективность» и какое значение она имеет в осуществлении человеком нравственного выбора? 4. Какую роль играет этика в формировании и развитии нравственной жизни общества? 5. В чём сущность гуманистической этики? Какие последствия для человека имеет его безразличное отношение к самому себе? 6. Что такое авторитет и какие формы авторитета существуют? Роль рационального и иррационального авторитетов в системе морального регулирования.
Список литературы: 1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: учебник. - М.: Гардарика. -1998.- С. 9 - 40. 2. Дробницкий О.Г. Понятие морали: Историко-критический очерк. – М., 1974. - C. 14 -63; С. 330 -374. 3. Кондрашов В.А., Чичина Е.А. Этика: История и теория. Эстетика: Особенности художественных эпох и направлений. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – С. 13-16. 4. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // К. Маркс, Ф.Энгельс. Собр. соч. – 2-е изд. - Т. 42. - С.86 -99. 5. Разум сердца. Мир нравственности в высказываниях и афоризмах. - М., 1990. - 605 с. 6. Словарь по этике. - М., 1983. - 445 с. - Понятия: «Этика», «Аксиология», «Деонтология», «Дескриптивная этика». 7. Фромм Э. Человек для самого себя. Введение в психологию этики. // Психоанализ и этика. / Э. Фромм. – М.: Республика, 1993. - С. 22-33. (См. приложение к главе 1 учебного пособия).
ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ МОРАЛИ. ЕЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ
Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне. И. Кант Нравственности предшествует принуждение, позднее она становится обычаем, еще позднее – свободным повиновением, и, наконец, почти инстинктом – тогда она, как и все привычное и естественное, связана с удовольствием и называется добродетелью. Ф. Ницше1
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 2413; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.224 (0.007 с.) |