Понятия «этика» и «мораль», их соотношение. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятия «этика» и «мораль», их соотношение.



Понятия «этика» и «мораль», их соотношение.

Этика – это философская дисциплина, объектом изучения которой является мораль.

Мораль — вся сфера морального сознания, включающая заповеди, нормы, кодексы и индивидуальные моральные убеждения.

В обычном общении люди часто не делают различия между понятиями «этика» и «мораль», но в философской, специальной и профессиональной литературе под ними понимаются разные вещи. Мораль – это то, что изучает этика, то, что она описывает и предписывает, это формы сознания людей, способы мироощущения, переживания и восприятия, которые являются ценными, уникальными и неповторимыми для каждого отдельного человека и доступны для понимания и обозрения только ему самому (любовь, дружба, братство, отношения с Богом, милосердие); это вид отношений в обществе и между людьми, а также отношения между общественными институтами и структурами и пр.

Этика - одна из древнейших теоретических дисциплин, возникшая как часть философии в период становления рабовладельческого общества. Термин "Э." был введен Аристотелем.

Этика делится на нормативную, ригористическую, цеоцентрическую и эволюционную.

Понятие мораль ввел Цицерон. Мораль – это предмет изучения этики; это нормы, правила и принципы, которыми люди руководствуются в своем поведении. М. регулирует поведение человека во всех без исключения сферах общественной жизни. мораль того или иного общества, прежде всего, предполагает определенное содержание поведения, то, как принято поступать, нравы. М. складывается из нравственной деятельности, поведения людей, поступков, особым образом мотивированных; моральных отношений людей. Нравственная деятельность и отношения отражаются и закрепляются в моральном сознании.

Исходя из вышенаписанного, можно сказать, что этика это наука о морали, а мораль это предмет изучения этики

 

Виды этического знания.

Этика делиться на:

- светскую и религиозную;

- универсальную и профессиональную;

- социальную (этика институтов) и индивидуальную.

 

Религиозная этика – моральные представления о поведении человека опирающиеся на божественные заповеди. Светская этика – это предмет изучения курса «Професиональня этика» т е это та этика которую изучаем мы в рамках данной дисциплины.

Универсальная этика регулирует действия людей независимо от их профессиональной принадлежности на основании общих норм поведения. Профессиональная этика диктует человеку правила поведения в зависимости от его сферы деятельности. Существует много противоречий между универсальной и профессиональной этикой, из-за которых возникают конфликты. Например – противоречие между заповедью универсальной этики «не убий» и воинской этикой, которая обязывает солдат защищать родину и в случае необходимости убить противника.

Индивидуальная этика основывается на личных, интимных, спонтанных непосредственных отношениях,которые не подчиняются никаким внешним правилам, порядкам. Эти отношения складываются на основе общности убеждений, дружбы, любви и тд. Эти отношения не оформляются законодательно.

Социальная (институциональная) этика основывается на отношениях подлежащих законодательному оформлению, когда на человека влияют какие-либо институты. Например институты семьи, брака, различные союзы, организации, предприятия, государственное устройство.

 

Непосредственно личные и институциональные отношения тесно переплетаются и в повседневной жизни.

Напрмер: Человек не загрязняет природу вокруг своего жилища, но при этом работает на предприятии, которое выбрасывает в воздух вредные отходы. Можно сказать, что реальное отрицательное воздействие на природу зависит не от индивидуальной моральной позиции этого человека, а от характера социальных институтов, в систему которых он включен.

 

Этика долга Канта

Этическая стратегия Канта ориентирована не на то, как должны вести себя индивиды в тех или иных ситуациях, не на конкретные добродетели, а на обязательства, которые сохраняются при всех обстоятельствах и применительно ко всем разумным существам. Канта интересует не высшее благо и этические добродетели, а нравственный закон и долг. Не поведение конкретного индивида в конкретной ситуации, не долг перед этим человеком, а долг человечества (человечности), воплощенный в нравственном законе и явленный с той безусловностью, которая одному этому закону только и свойственна – вот что является собственным предметом этики по Канту.

Человек обладает нравственным достоинством не сам по себе, не в эмпиричности своего единичного существования, а только в связи и в контексте всеобщего нравственного закона. Он является целью только в той части и мере, в какой он тождествен всем другим разумным существам – через нравственный закон как их родовой признак, через персонификацию этого закона. Два примера из сочинений Канта недвусмысленно иллюстрируют его позицию, они и были придуманы им в качестве такой иллюстрации. В маленьком эссе «О мнимом праве лгать из человеколюбия» задается следующая ситуация. Ваш друг, убегающий от разбойника, преследующего его с целью убить, находит убежище в вашем доме. Если разбойник спрашивает Вас, не в вашем ли доме скрылся человек, за которым он гонится, то Вы не можете (не должны!) солгать ему. Второй пример мы находим в «Метафизике нравов».

Если какой-либо островной народ, живущий своим государством, вдруг по какой-либо причине решил прекратить свое самостоятельное политическое существование и разойтись по миру в качестве частных лиц, и если при этом у него в тюрьме находится человек, приговоренный к смертной казни, то прежде чем разойтись, считает Кант, этот народ должен, согласно своему моральному долгу, привести в исполнение смертный приговор. Кант, конечно, не был бессердечным человеком. Он просто был последовательным мыслителем. Поскольку нравственность безусловна, есть всеобщее законодательство, то нет и не может быть случаев нравственно оправданного отступления от него. В связи с первым примером Кант делает пояснения, которые помогают понять строгое содержание его мысли. Допустим, говорит Кант, что желая спасти друга, мы солгали разбойнику. Он поверил нам и пошел дальше по улице искать того, кого он ищет.

А друг, делается другое допущение, в это время, услышав за дверями голос разбойника, покинул дом, спустившись на улицу через окно, и тут же наткнулся на разбойника, который по его предположению должен был искать его внутри дома. Получится, что мы своим обманом из-за якобы человеколюбивых соображений не помогли другу, а повредили ему. Кант этими на первый взгляд надуманными рассуждениями проводит одну простую и совершенно неопровержимую мысль, на которой держится вся его этическая теория: человеку не дано взять под полный, а тем самым и нравственно ответственный контроль поступки; единственное, за что он может отвечать – это принципы, которыми он руководствуется. И Кант исходит из ситуации поступка. Она характеризуется тем, что человек, осуществляющий нравственный выбор, сам является ее существенным элементом. Эта ситуация является принципиально неопределенной, непросчитываемой, поскольку ее ход и исход будет различным в зависимости от выбора того, кто совершает поступок. Кант связывает нравственный ответственный выбор не с конкретной материей поступка, а его общим основоположением.

Моральная ценность поступка зависит «не от действительного объекта поступка, а только от принципа воления» (с.235) [2]. Что может быть таким принципом, что есть нравственный закон – таков собственный предмет этики Канта. Кант начинает свою знаменитую этическую конструкцию с самоочевидности морального сознания, согласно которому закон тогда имеет моральную значимость, становится основой обязательности, когда он сопровождается абсолютной необходимостью. Нигде в мире и даже вне него, говорит он, нет ничего, что обладало бы такой абсолютностью и могло бы считаться добром без ограничения, кроме доброй воли. Добрая воля является таковой в качестве чистой воли, когда она свободна (чиста) от всего эмпирического, условного, от всяких расчетов на пользу. Добрая воля сама по себе обладает абсолютной ценностью. Когда в этом качестве она становится мотивом, она выступает как долг.

Долг и есть единственный нравственный мотив, состоящий в уважении к нравственному закону. Понятия доброй воли и разумной воли тождественны между собой.нравственный закон доброй воли в случае человека приобретает принудительную (точнее: самопринудительную!) форму категорического императива. Всеобщая формула категорического императива гласит: «Поступай по такой максиме, которая в то же время может сама сделаться всеобщим законом». Этика долга в кантовском понимании может быть только интенциональной, этикой убеждений. Из нее исчезает поступок в его особенном содержании и единичном проявлении, как действие данного конкретного индивида. Кант это ясно понимает.

Может быть, говорит он, в мире никогда не было ни одного примера поступка, совершенного ради долга. В тех же случаях, когда поступки сообразны долгу, т.е. не противоречат ему, хотя и совершаются в силу склонностей, всегда остается сомнение относительно их нравственной ценности. Отсюда – знаменитая формула противостояния долга склонностям, ибо, согласно Канту, только такое противостояние, когда действие совершается несомненно вопреки склонностям, может считаться признаком, удостоверяющим мотив долга.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 9324; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.12.222 (0.006 с.)