Основные направления этических исследований. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления этических исследований.



 

В повседневной жизни понятия «мораль», «нравственность», «этика» обычно употребляются как синонимы, между ними, как уже говорилось, не делается различий Они бедны в смысловом отношении и в обыденной речи обозначают лишь нечто положительное, одобряемое, желательное в противоположность безнравственному, аморальному, осуждаемому, как правило, используются для выражения оценки и поэтому несут минимум информации.
Профессиональное этическое знание существует в трех основных формах (традициях) это теоретическая философская этика, объясняющая (и, соответственно, оправдывающая) мораль и пытающаяся дать определение морали; описательная, или дескриптивная, этика (иногда ее называют феноменологической), которая описывает явления морального сознания, поведения, речи; нормативная этика, предписывающая и обосновывающая определенные моральные стандарты, принципы, нормы, кодексы.
Этические исследования ведутся по трем основным направлениям, представляющим собой три различных способа мыслительного поведения:
объяснение, при котором «прожектор» нашего сознания направляется внутрь – попытайтесь объяснить кому-нибудь, что такое справедливость, любовь или честь;
описание – «прожектор» сознания направляется вовне – во внешний мир – попытайтесь описать себе или кому-либо особенности проявления справедливости, любви или чести у какой-то группы людей или отдельного человека;
предписание – «прожектор» сознания направлен в зону фантазии – попытайтесь потребовать от кого-либо, чтобы он (или она) был справедливым или следовал бы какому-нибудь определенному образцу любви или кодексу чести.
Философско-этическое (теоретическое) направление в основном разрабатывается профессиональными философами и писателями-моралистами и «живет» в текстах их сочинений. За долгую историю этики создано множество концепций, объясняющих мораль. Это и светские этические концепции Платона, Аристотеля, Эпикура, Канта, Гегеля, Фейербаха, Швейцера, Э. Фромма, и концепции религиозной этики христианства, ислама, буддизма. Едва ли можно однозначно сказать, что существует одна единственно верная теория (концепций) морали. Мир морали настолько сложен и многообразен, что только в совокупности философско-этические концепции способны передать наиболее адекватно ее сущность. Более того, для объяснения и решения этических проблем люди часто вынуждены обращаться к смежным областям знаний: психологии, экономике, истории, антропологии, социологии, биологии и пр.
В рамках теоретической философской этики выделяют два основных направления в способах объяснения морали. Первое направление – это этика абсолютизма, в рамках которой источником моральных требований считаются вечные неизменные начала: законы Вселенной, Божественные заповеди, абсолютные, существующие до всякого опыта (априорные) идеи (Сократ, Платон, Кант, Спенсер, христианская этика). Второе направление – это относительная этика, или этический релятивизм. Его сторонники считают, что нравственные принципы, понятия добра и зла носят не абсолютный, а относительный, условный характер, зависят от общественных условий, связаны с интересами, убеждениями, склонностями людей, временем и местом (софисты, Гоббс, Мандевиль, эмотивисты).
Помимо указанных направлений в объяснении морали существуют еще позиции нормативного этического релятивизма, описательного транскультурного релятивизма, морального плюрализма.
Специалисты выделяют несколько образцов суждений людей о морали, которые представляют собой их естественные (неосознаваемые, непреднамеренные) или принципиальные (осознаваемые, преднамеренные) установки:
1) мораль – дело чисто субъективное, личное. Я морален, потому что поступаю как должно. Мое действие правильно потому, что я считаю его нравственным. Все, что человек считает нравственным, таковым и является – это позиция этического релятивиста;
2) нравственные суждения, например «X – добрый человек», не являются ни истинными, ни ложными, ни правильными, ни неправильными, так как они являются выражениями – кон-статациями ощущений или эмоций. Эмоции не являются ни истинными, ни ложными. Если я сегодня оцениваю это действие, например, забастовку трудящихся, нравственно положительно, а завтра – нравственно отрицательно, то я просто выражаю разные эмоции и поэтому мои нравственные суждения всегда верны. Если два общества имеют разные нравственные представления об одном и том же, например забота о стариках, эти два общества могут быть правы – позиций сторонника нормативного этического релятивизма;
3) существуют различия в нравственных позициях людей, живших в разные эпохи и разных обществах и живущих внутри одного общества в данную историческую эпоху – позиция сторонника описательного релятивизма;
4) существуют вечные моральные ценности и вечные нравственные принципы, которые пригодны для всех времен и всех стран, – позиция сторонникаморального абсолютизма;
5) общество плюралистично, оно есть комбинация разных культур и традиций. Мораль не вечна, а идея абсолютного вечного нравственного принципа «составляет тот идеал, к которому стремится этика». Я довольствуюсь изучением различных моральных принципов, выдвигавшихся на протяжении истории человечества, и различных теорий этики, выработанных людьми, выясняю, какие теории лучше выдерживают критику, какие полезны, какие в большей степени соответствуют близким мне ценностям, – позиция морального плюралиста.

Позиция морального плюралиста является наиболее гибкой и демократичной, так как позволяет прощать людям их моральные предпочтения и исключить дискриминационный подход. В целом знание данных моральных установок людей и умение их различать (идентифицировать) помогает юристам проявлять толерантность планировать свои профессиональные коммуникации.
В современной литературе по деловой этике в рамках теоретической этики выделяют также аналитическое, или метаэтическое, направление, которое исследует моральные суждения людей, рассматривает вопросы принятия и обоснования этических решений, создает модели морального выбора.
Описательная, или дескриптивная (позитивная), этика сосредоточивает свои усилия на конкретно-социологическом и историческом анализе морали того или иного общества, группы, слоя, профессии, изучает и описывает реальные нравственные явления – феномены: обычаи, нравы, традиции, структуру морального сознания. С дескриптивной этикой можно познакомиться на примере книги польского философа и социолога – М. Оссовской «Рыцарь и буржуа» (М., 1987). Явления морали, считает этот автор, следует изучать таким же образом, как ботаник изучает растения, а специалист в области языкознания изучает язык. Моральные явления, например любовь, дружба, предательство, случаются, происходят, подобно тому, как дует ветер, идет дождь. Явления нравственного сознания общества настолько уникальны и разнообразны, что изучить закономерности их возникновения невозможно. Так же невозможно доказать или обосновать их правильность, например невозможно доказать что суждение «X является добрым человеком» – это правильное суждение. Если ваш собеседник считает, что X – злой человек, то никакими научными аргументами вы не докажете ему свою правоту.
Дескриптивная этика занимается также исследованием и описанием существующих этических норм, принятых на производстве, в рамках профессии, в различных культурах, сопоставлением различных моральных систем, индивидуальных и групповых стереотипов в различных культурах. Данный метод научного исследования используется при проведении социологических опросов. В частности, в 1993 г. было проведено сравнительное исследование правовой социализации (формирования в период детства и отрочества устойчивых индивидуальных систем представлений и установок по отношению к праву) среди школьников Москвы и Парижа, в рамках которого изучались их моральные и правовые высказывания по поводу вины и наказания, власти, свободы, равенства, закона, договора и т. д.

Нормативная, или прескриптивная (увещевательная), этика обосновывает и предписывает определенные моральные принципы и нормы. Назначение моральных принципов состоит в руководстве поведением, и именно это делает этику достойной изучения: вопрос «Что я должен делать?» чрезвычайно важен для каждого человека. Функции морального языка – влиять на выбор, давать рекомендации, советы, команды. Язык морали – это язык команд, предписаний, это один из видов прескриптивного языка.
Профессиональная этика в большей степени является именно нормативной, язык профессиональных этических кодексов – это язык прескрипций, предписаний.
Основную массу литературы данного направления составляют публикации в популяризаторском стиле, этические руководства, пособия по тренингам этичного поведения и др.

 

4. Деонтологический подход к анализу моральных проблем и принятию решений.

Рассматриваемый подход имеет две разновидности:

1) с позиции моральных прав (прав человека);

2) с точки зрения справедливости.

Деонтологический подход с позиции моральных прав.

Данный подход получил свое выражение в трудах И. Канта. Для человека, разделяющего взгляды Канта на мораль, быть нравственным означает то же самое, что быть разумным. Основу нравственности надо искать в человеческом разуме. Т ечеловека никто не может заставить быть нравственным, точно так же как быть разумным. Выделим основные 3 свойства присущих разумному человеку: 1 логическая последовательность. Нравственные поступки поэтому не должны быть внутренне противоречивы и не должны вступать в противоречие друг с другом.

 

2 универсальность разума, его всеобщность: разум един для всех, поэтому то, что разумно для меня, разумно для всякого.

3 Разум не зависит от опыта, его истинность не основывается на опыте.

Для того чтобы быть нравственным, действие должно обладать тремя формальными признаками.

-универсалность. Т е действие является правильным с точки зрения морали только в том случае, если вы хотите, чтобы все люди в подобной ситуации поступали так же. Пример:«Береги человеческую жизнь». Если это правило сделать универсальным, каждый будет беречь жизнь другого. Следование ему не ведет к его самоуничтожению: данное правило последовательно

-уважении разумных существ, имеющих цель в самих себе. Даже тогда, когда мы используем других людей как средство для собственных целей, например, когда мы их нанимаем на работу, мы не должны забывать, что они всегда остаются самоцелью.

- автономия и уважение автономии разумных существ. Люди могут с помощью разума контролировать свои чувства, инстинкты и представлять себе свои действия до того, как их выполнят, – и этим они отличаются от животных. Автономия понимается как 1) свобода в качестве способности человека решать, как ему действовать – нравственно или безнравственно; 2) свобода в форме способности людей самим себе предписывать нравственный закон; 3) свобода в форме способности людей самим вырабатывать для себя нравственный закон.

Деонтологический подход с точки зрения справедливости.

Одной из важных задач профессиональной этики юриста также является чувство справедливости-несправедливости. Понятие «юстиция» означает справедливость, таким образом, юрист выступает «представителем справедливости» и справедливость для него «есть нераздельный нравственный и служебный долг»

Выделяют несколько категорий справедливости:1) распределительная –справедливость. Блага и тяготы могут распределяться в обществе различными способами: по принципу равенства, в зависимости от потребностей, от затраченных усилий, от заслуг, от вклада; 2) ретрибутивная (карательная) справедливость – фокусируется на ответственности или наказании за неправильные поступки. 3) компенсаторная справедливость – сосредоточивается на возмещении убытков потерпевшей стороне в той мере, в какой ущерб поддается справедливой оценке;4) процедурно-правовая справедливость – термин, употребляемый для обозначения честно разработанных процедур, методов практической деятельности или честно достигнутых соглашений; 5) коммутативная (обменная) справедливость – относится к справедливости и честности сделок.

 

 

5.Утилитаристский подход к анализу моральных проблем и принятию решений.

Под утилитаризмом принято подразумевать такую этическую теорию, которая рассматривает в качестве основания нравственного долга пользу. Но для того чтобы конкретная концепция была признана утилитаристской, она должна совмещать в себе как минимум три свойства. Их очень удачную краткую характеристику предложил современный экономист и социальный философов Л. Сен.

Первым свойством утилитаристской этики является "консеквенциализм" (от англ. consequence - последствие). "Он означает, что о любом выборе (действий, правил, институтов и прочего) судят но его последствиям, то есть по порождаемым результатам.

Вторым свойством является "вэлферизм" (от англ. welfare - благосостояние). Целью морального субъекта является увеличение благосостояния тех людей, которые затронуты его поступками. Термин "благосостояние" является уточняющим синонимом слова "польза" (или "полезность"). Например, о любом поступке судят по последствиям, к которым он привел (с позиций консеквенциализма), а о последствиях судят по той полезности, которую они принесли (с позиций вэлферизма)".

Третьим свойством является "суммарная оценка", согласно которой "полезность отдельных индивидов просто складывается с целью определить их совокупное достояние, при этом не важно, каким образом эта сумма распределена среди индивидуумов (то есть находится максимальное значение суммарной полезности, невзирая на степень неравенства в распределении полезности)".

Итоговая формула утилитаризма, учитывающая все три его свойства, может быть представлена следующим образом: "О любом выборе судят по величине суммированного благосостояния, порожденного этим выбором".

 

6. Категории этики и их значения.

Категории этики – это основные понятия этической науки, отражающие наиболее существенные элементы морали. Категории этики – не только теоретические конструкции. То, что образует формальный аппарат теории, в то же время существует в стихийно формирующемся сознании общества. К примеру, категория справедливости, содержание которой получило истолкование еще у Аристотеля, существует в сознании каждого человека, сознании любого общества, социальной группы.

При всем разнообразии подходов к определению системы этических категорий можно выделить общепризнанные, наиболее важные в теоретическом и практическом отношении категории:

– добро и зло;

– благо;

– справедливость;

– долг;

– совесть;

– ответственность;

– достоинство и честь.

Добро и зло

Добро - категория этики, объединяющая все, имеющее положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности

Зло - категория этики, противоположная добру, которая в общем выражает представление о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения. Это общая абстрактная характеристика отрицательных моральных качеств.

Благо

В обыденной жизни благо - все, что служит удовлетворению материальных и духовных потребностей людей. Это и природные блага, и духовные. Полезность не всегда совпадает с благом. Например, искусство лишено утилитарной пользы; развитие промышленности, материального производства приводит человечество на грань экологической катастрофы. Добро - разновидность духовного блага. В этическом смысле понятие блага часто употребляется как синоним добра, так как разновидностью духовного блага является добро.

Справедливость

Справедливость - категория, означающая такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло, практической ролью разных людей и их социальным положением, правами и обязанностями, заслугами и их признанием.

Долг

Долг - отношение личности к обществу, другим людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях. Это личная задача конкретного лица в конкретной ситуации. Долг может быть:а)социальным: патриотический, воинский, долг врача, долг судьи, долг следователя и т. п.

б) личным: родительский, сыновний, супружеский, товарищеский и пр.

Совесть

Совесть - категория этики, характеризующая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения.Чувство совести ограждает человека от дурного, порочного, стимулирует благородство, ответственность - люди нередко апеллируют к собственной совести и к совести других, дают оценку себе и другим, используя понятия "чистая совесть", "нечистая совесть", "уснувшая совесть", "совестливый человек", "бессовестный", "угрызения совести" т. п.

Ответственность

Ответственность - категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному долгу, рассматриваемого с позиций возможностей личности.

Достоинство и честь

Достоинство - категория этики, означающая особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, основанное на признании ценности человека как личности.

Честь - моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих.когда моральная ценность личности связывается с моральными заслугами человека, с его конкретным общественным положением, родом деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами (например, честь офицера, честь судьи, честь ученого, врача, предпринимателя...).

Честь и достоинство тесно связаны. Однако в отличие от достоинства, основанного на признании равенства всех людей, честь оценивает людей дифференцированно.

У каждого человека имеется то или иное представление о благе, добре и зле, долге, справедливости, счастье, часто настолько смутное, что не всегда можно понять, что он под этим понимает. Однако это представление все же есть, и в своих конкретных действиях и поступках человек им так или иначе руководствуется.

7. Добро и зло. Справедливость.

Добро и зло - наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное.

Добро - категория этики, объединяющая все, имеющее положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности, служащее отграничению нравственного от безнравственного, противостоящего злу.

Религиозная этика видит добро как выражение разума или воли Бога. В различных учениях добро принято выводить из природы человека, из общественной пользы, из космического закона или мировой идеи и т. д. Само определение добра достаточно сложно. Некоторые ученые отказываются от попытки дать определение добра, указывая, что это верховная, исходная и конечная категория, которая не может быть охвачена какой-либо дефиницией

 

Зло - категория этики, по своему содержанию противоположная добру, обобщенно выражающая представление о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения. Это общая абстрактная характеристика отрицательных моральных качеств. Моральное зло следует отличать от социального зла (противоположности блага). Моральное зло имеет место тогда, когда оно - проявление воли определенного лица, группы лиц, социального слоя. Обычно как моральное зло оценивают отрицательные поступки людей.

Происхождение зла объясняется по-разному. В религиозных учениях зло - фатальная неизбежность человеческого существования. Французские просветители объясняли зло результатом непонимания человеком своей подлинной природы. Марксисты связывают зло с антогонистическим устройством общества. Понятия добра и зла, как и другие нравственные категории, всегда занимали умы.

С категорией добра связано и такое понятие, как добродетель - устойчивые положительные качества личности, указывающие на ее моральную ценность. Добродетели противостоит порок. Добродетельный человек не только признает положительные нравственные принципы и требования, но и творит добро, поступая в соответствии с ними (добродеять - делать добро). Представления о добродетели, как и о добре, исторически изменялись. Так, в Древней Греции в соответствии с учением Платона добродетель связывалась с такими нравственными качествами, как мужество, умеренность, мудрость, справедливость. Христианская вера в эпоху средневековья выдвинула три основные добродетели: веру, надежду, любовь (как веру в Бога, надежду на его милость и любовь к нему).

При всей изменчивости взглядов в разное время и в различных слоях общества честность, гуманность, мужество, бескорыстие, верность и т. п. оценивались и оцениваются положительно. Добродетели иногда связывают с определенным социальным положением личности. У средневековых рыцарей существовал целый культ "трудных добродетелей", среди которых на первом месте были храбрость и мужество, необходимые для защиты чести и достоинства. Рыцарь предпочитал скорее смерть, чем унижение

 

8. Честь и достоинство. Совесть.

Достоинство - категория этики, означающая особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, основанное на признании ценности человека как личности. Достоинство - выражение ответственности человека за свое поведение перед самим собой, форма самоутверждения личности. Достоинство обязывает совершать нравственные поступки. В то же время достоинство личности требует от других уважения к ней. Понятие достоинства личности опирается на принцип равенства всех людей, основывается на том что все люди имеют одинаковые права человека на уважение, запрет унижать его достоинство, независимо от того, какое социальное положение он занимает. Достоинство человека - одна из высших нравственных ценностей.

Честь как категория этики означает моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, когда моральная ценность личности связывается с моральными заслугами человека, с его конкретным общественным положением, родом деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами (например, честь офицера, честь судьи, честь ученого, врача, предпринимателя...). Честь в отличие от достоинства, основанного на признании равенства всех людей, оценивает людей дифференцированно(по отдельности). Честь обязывает человека оправдывать и поддерживать репутацию, которой он обладает лично и которая принадлежит социальной группе, коллективу, в котором он состоит.

Совесть это самооценивающее чувство, переживание. Совесть - категория этики, определяющая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль. Совесть - субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом, другими людьми и ответственность перед самим собой. Чувство совести ограждает человека от дурного, порочного, стимулирует благородство, ответственность - люди нередко дают оценку себе и другим, используя понятия "чистая совесть", "нечистая совесть", "уснувшая совесть", "совестливый человек", "бессовестный", "угрызения совести" т. п.

 

9. Долг. Ответсвенность.

Долг - категория этики, означающая отношение личности к обществу, другим людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях. Долг представляет собой нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Это личная задача конкретного лица в конкретной ситуации.

Долг может быть:

* социальным: патриотический, воинский, долг врача, долг судьи, долг следователя и т. д.;

* личным: родительский, сыновний, супружеский, товарищеский и пр.

Успешно выполнять свои функции работники судов и прокуратуры могут только тогда, когда они глубоко осознали социальное значение своей деятельности и обладают высоким чувством долга, готовы до конца, вопреки всем трудностям и препятствиям, его выполнить. Судья, прокурор, следователь не может мириться с нарушениями законов, прав человека, интересов общества и государства. Например: Судья, впервые избранный на должность, приносит присягу, в которой торжественно клянется быть беспристрастным и справедливым, как велят ему долг судьи и его совесть.

Ответственность - категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному долгу, рассматриваемого с позиций возможностей личности. Ответственность - обязанность и необходимость давать отчет в своих действиях, поступках, отвечать за их возможные последствия.

 

 

10. принцип гуманизма.

Гуманизм представляет собой наличие в обществе мировоззрения, выражающего необходимость духовного, нравственного и физического развития личности, создание ей необходимых возможностей для достижения благополучия и счастья, определяющего необходимость уважительного отношения к ее правам и личному достоинству.

Гуманизм предусматривает доброе, внимательное и сочувственное отношение к каждому человеку. Идеи гуманизма предусматривают, чтобы человек жил и развивался в среде, которая не наносит вреда его здоровьюПоэтому с гуманизмом связаны идеи бережного отношения к окружающей среде и доброе и заботливое отношение ко всему живому.

Но гуманизм – это не только философское мировоззрение, но и определенные правила жизни. Хоть, в мире существует зло, войны и катастрофы, человечество все же развивается на основах человеколюбия, во многих странах закрепляются принципы гуманизма и права человека. Необходимо также, чтобы каждый человек сознательно принял принципы гуманизма, осмыслил их и поставил перед собой определенные обязательства. К их числу относятся: определение смысла жизни, нравственные, интеллектуальные, правовые и экологические обязательства.

Согласно принципам гуманизма, каждая личность должна развиваться, получить набор соответствующих знаний и умений, которые она будет возвращать обществу через профессиональную и общественную деятельность, соблюдать правовые и моральные нормы общества, с уважением относится к основным общественным ценностям, сохранять экологическую обстановку и бережно относится к природе.

11. Золотое правило этики.

Золотое правило этики гласит – поступайте с другими так, как хотите, чтобы поступали с вами.

В разные эпохи этот принцип нашел свое отражение в христианстве, иудаизме, буддизме, исламе. По своей сути, это золотое правило является итогом, венчающим нравственные законы, определенные для человека, живущего в обществе.Из этого правила вытекают все повеления, касаемые, как любви человека к человеку, так и человека к Всевышнему. По сути, библейские заповеди любви исходят из этого правила.

 

Библейская любовь говорит что нужно с любовью относиться не только к своим ближним, но и к врагам.

В раннем детстве человек начинает понимать свое «Я», но через него он начинает понимать чувства и желания другого человека: стоит ущипнуть себя, как становиться понятно, как больно другому человеку. В жизни личности начинает действовать «Золотое правило»,которое у разных народов закреплено пословицами и поговорками. «Не рой другому яму – сам в не попадешь», «как аукнется, так и откликнется».

«Золотое правило» составляет общечеловеческую мировую ценность, без которой оно обречено на вымирание. Это подтверждает вся история развития человеческого общества, когда падали империи, попиравшие это правило. Его формирование, как нравственной ценности и идеала каждой личности является основной задачей этического воспитания.

12. Начала этики у Платона.

Согласно учению Платона, существуют сверхъестественный мир идей и мир чувственных вещей. Первичным он считал мир вечных, неизменных, идей-сущностей, а вторичным, производным - чувственный мир, отдельные предметы которого бледными копиями соответствующих идей: прекрасные вещи существуют потому, что есть идея прекрасного; благо существует, поскольку есть идея блага и т д

Мир идей для человека недоступен. Однако в нем существует бессмертная душа, будучи отягощенной неразумной частью, которая, сочетаясь с телом, становится его рабом, душа забывает о своем прежнем существовании в мире идей. Поэтому познание является напоминанием того, что заложено в человеке.

Признание врожденности качеств позволило Платону обосновать сословность морали. Основные добродетель, мудрость присуща философам, поэтому именно они способны эффективно управлять государствами. Храбрость, сила духа является врожденной добродетелью воинов, защитников государства. Земледельцам и ремесленникам, на его взгляд, присуща умеренность.

Справедливость он считал важнейшей добродетелью государства. Поэтому справедливость, согласно концепции Платона, значит " заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие". Переход из одного состояния в другое является крупнейшей вредом для государства и несправедливостью. Однако детей, которые имеют высокие задатки, надо переводить из нижнего состояния к воинам, и наоборот.

Чтобы сохранить государственное устройство и образ жизни, Платон рекомендовал ограничить общение с иностранцами, а гражданам своего государства запретить выезжать в другие страны. Особенно важно,чтоб все граждане мыслили одинаково. Рассуждать о государственных законах, создавать их, обсуждать и оценивать правила поведения граждан является правом и обязанностью мудрецов и правителей. Для сохранения покоя в государстве он советовал выслать за пределы страны без права возвращения поэтов, так как они склонны смущать умы сограждан, сбивать их с пути добродетели. Тех, кто впал в нечестие через непонимания, необходимо, по его мнению, отправлять в тюрьму на пять лет, а за повторную аналогичную вину - казнить, как и вольнодумце

13. Этическое учение Аристотеля.

В творчестве Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) античная тика достигла своего высшего развития. Заслуги Аристотеля в развитии этики чрезвычайно велики: он дал имя этой науке, ему принадлежит первый специальный этический груд «Этика к Никомаху», он впервые обозначил проблему самостоятельности этики, построил глубокую, теорию морали.

Этика, в понимании Аристотеля, — это особая, практическая наука о добродетели (нравственности), цель которой - научить человека, как стать счастливым. Этика должна помочь человеку осознать главные цели своей жизнедеятельности, решить вопрос о возможности воспитания в государстве добродетельных граждан, поэтому она, наряду с политикой, является очень важной практической наукой.

Наиболее значительные идеи Аристотеля можно обозначить в такой последовательности.

Учение о счастье. Высшим благом Аристотель признавал счастье (блаженство). Счастье — это особое состояние удовлетворенности, получаемое от добродетельной деятельности. Главными условиями счастья являются: нравственное и интеллектуальное совершенствование, здоровье и наличие внешних благ, активная гражданская позиция, дружба.

Учение о добродетели. В отличие от Платона, Аристотель отрицал врожденный характер добродетелей. Он считал что добродетель связана с общественно значимым действием а так же добродетель это не то, что дано от природы, а то, что должно быть воспитано. Аристотель предложил конкретный подход к определению меры добродетели. Например, понятие мужества зависит от того, о ком мы ведем речь — о младенце или атлете. А. обосновал идею о том, что каждая добродетель — это своего рода «золотая середина» между двумя крайностями. Например, мужество это середина между трусостью и «безумной отвагой».

Учение о дружбе. Аристотель предлагал классификацию различных видов дружбы, описывал её связь с добродетелью.

Аристоткльсчитал что дружба это самое необходимое для жизни, и никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если он будет иметь все остальные блага. Если в государстве дружелюбные отношения то уменьшаются случаи возмущений.

Большое значение для развития этики после Аристотеля имели и другие его идеи (о свободе выбора и ответственности в морали, о единстве этики и политики и др.). Многие положения этического наследия Аристотеля оказались «несвоевременными», т.е. не могли быть достаточно адекватно осознаны не только современниками, но и многими мыслителями более поздних времен.

Этика долга Канта



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1688; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.199.241.53 (0.09 с.)