Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основной вектор развития деонтологии↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 26 из 26 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Деонтология как учение о долге и должном поведении пока еще один из самых «молодых» разделов научного знания в области этики. Анализ ее нынешнего состояния показывает, что множество ее вопросов требует если не разработки, то доработки и уточнения. То же самое можно сказать и о деонтологии социальной работы как центральной части профессионально-этического учения. Предстоит решить множество теоретических и практических задач в области деонтологии вообще и деонтологии социальной работы в частности. Необходимость более глубокого осмысления и уточнения компонентов ее структуры задает основной вектор ее развития. Анализ факторов, детерминирующих развитие деонтологии, позволяет сделать вывод о наличии определенных тенденций в ее развитии. С одной стороны, деонтология как учение о долге будет неизменно развиваться в сторону фундаментализации и систематизации своего содержания, поскольку это соответствует общим тенденциям в развитии научного знания. С другой стороны, в уточнении нуждаются и прикладные аспекты деонтологии социальной работы, и в частности содержание долга и ответственности специалиста. К сожалению, реализация данных тенденций может быть затруднена неоднозначным восприятием деонтологии специалистами, тем более членами общества. Поэтому не менее важной является пропаганда этических ценностей в обществе и профессиональной группе с целью повышения значимости профессионального долга и ответственности, что необходимо в условиях дегуманизации общественных отношений, эгоизации населения страны. Можно предположить, что решение этой задачи окажет положительное влияние на общее качество кадров социальных служб и социальное и профессиональное самочувствие специалистов. Однако повышение значимости долга и ответственности специалиста в профессиональной деятельности не должно трансформироваться в гиперболизацию этого значения и подмену в практике социальной работы долга и ответственности государства перед обществом и человеком долгом и ответственностью перед ними социального работника. Поэтому одной из задач деонтологии становится обоснование пределов долженствования и ответственности. Обретение деонтологией высокого научного статуса, несомненно, окажет влияние и на деонтологическую практику. Вместе с тем тенденции, уже в настоящее время проявляющиеся в развитии деонтологии социальной работы, несмотря на свою противоречивость, демонстрируют ее высокий созидательный потенциал. Являясь одним из действенных средств и условий формирования человека, в первую очередь его социальных качеств, социальная работа может оказать существенное влияние на направленность и темпы социального прогресса, качество социальных отношений. Усложнение жизни современного общества, перспективы его развития предъявляют все более высокие требования к качествам личности, содержанию и результатам ее деятельности. В этой связи деонтология социальной работы может оказать существенное влияние на развитие как социальной работы, так и через ее посредство — на развитие общества. Воздействие социальной работы на человека и отношения, в которые он вступает, значительно — однако, к сожалению, именно это, социальное, измерение социальной работы отражено в общественном сознании крайне слабо. Адекватное понимание социальной работы имеет место отчасти на теоретическом уровне, тогда как на практике социальная работа еще не раскрыла полностью своего созидательного социального потенциала и, соответственно, будучи оцениваемой обществом по результатам, не может приобрести в общественном сознании статуса ценности высокого уровня. Вследствие этого ее этика и ее часть — деонтология пока еще не рассматриваются общественным и профессиональным сознанием как фактор общественных отношений. Деонтологии социальной работы еще только предстоит обрести в сознании теоретиков и практиков ту ценность, которая объективно присуща ей. Немаловажным в этом отношении является отношение социальных работников к своей профессии вообще, своему профессиональному долгу и ответственности в особенности. Опыт деятельности Международной федерации социальных работников свидетельствует о том, что на смену национальным нормам и ценностям социальной работы приходят общие для социальных работников всех стран подходы к пониманию их целей и задач, общие ценности, единое содержание долга и ответственности. Несмотря на разницу в условиях, статусе, возможностях национальных моделей социальной работы, основой взаимопонимания специалистов разных стран становится диалог свободных, равноправных и заинтересованных друг в друге субъектов социальной работы, в процессе которого происходит совершенствование их этических взглядов и вырабатывается единая позиция в отношении основных элементов профессиональной этики. Эти процессы в международном профессиональном сообществе свидетельствуют о глубоком понимании специалистами разных стран их ответственности за судьбы человечества. Поэтому можно предположить, что тенденция к повышению значимости деонтологии в теории и практике социальной работы, приобретение ею статуса фактора повышения эффективности деятельности и, следовательно, преобразование личности, общества и их разнообразных взаимосвязей в их интересах в ближайшее время проявится лишь в незначительной степени. Однако в немалой степени это зависит от того, насколько специалисты готовы выполнить свой долг и нести ответственность за результаты своей деятельности. Это требует разработки определенной программы действий, направленной на решение основных вопросов в области долга и ответственности социальных работников. Основой данной программы может стать понимание социальной работы как средства социальных преобразований в интересах человека, предложенное Международной федерацией социальных работников. Такое понимание социальной работы является, с одной стороны, долгом социального работника, а с другой — накладывает на него дополнительные обязательства и ответственность перед обществом и профессией. Лишь на основе единого понимания и выполнения всеми специалистами своего долга возникает возможность реального согласования действий национальных ассоциаций социальной работы. Развитие деонтологии как учения о долге и должном поведении в конечном итоге определяется объективными законами развития и функционирования общества. Если позиция социальной или профессиональной группы отражает прогрессивные тенденции развития общества и интересы большинства населения, она, оставаясь формально групповой позицией, вносит свой вклад в моральный прогресс общества в целом и участвует в формировании элементов общественной морали. Это в полной мере может быть отнесено к этике профессиональной социальной работы и в особенности к ее деонтологии. Однако если на уровне обыденного сознания долг и должное поведение представляют собой прежде всего феномен повседневности, проявляющийся в поведении, действиях и отношениях членов общества, то на теоретическом уровне происходит выявление и уточнение онтологических оснований деонтологии, социокультурных и профессиональных аспектов долженствования. Раскрывая истоки долженствования, заключающиеся в наличии у личности, группы, общества противоречивых интересов, деонтология способствует устранению этих противоречий. Деонтология раскрывает общие корни эгоизма и альтруизма, обосновывая выбор между общим и частным необходимостью их частичного сочетания в каждом конкретном случае таким образом, чтобы обеспечить в конечном итоге их единство. Достижение этой цели является этическим оправданием самопожертвования, необходимость в котором возникает в противоречивых и кризисных ситуациях. Таким образом может быть реально обеспечена практическая реализация идей гуманизма в социальной работе и совокупной деятельности общества. Изучение деонтологии помогает человеку выявить свои интересы в структуре общественных, увидеть свою зависимость от общества и зависимость общества от своих решений и действий. Осознание себя членом общества может стать одним из значимых факторов обеспечения стабильности общества и его прогрессивного развития. Таким образом, решение проблем долженствования и ответственности в деонтологии социальной работы имеет не только теоретическую значимость. Устранение противоречий между общим и частным в рамках деонтологии является объективно необходимым для общества и профессии и, что очень важно, объективно возможным. Это и определяет основной вектор развития деонтологии социальной работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальная работа относится к видам деятельности, в которых человеческий фактор играет огромную, порой решающую роль. От того, насколько тщательно социальный работник выполняет свои служебные обязанности, зависит успешность его профессиональной деятельности в целом. Но формальное выполнение обязанностей далеко не всегда гарантирует получение оптимального результата. Поэтому долг специалиста рассматривается в числе факторов, существенно влияющих на эффективность деятельности, благополучие клиентов и всего общества. Этим обусловлена необходимость изучения специалистом и будущим специалистом такого раздела этического учения, как деонтология. Деонтология — это естественный и правомерный продукт развития философского, и в частности этического, знания. Научное знание, как известно, развивается неравномерно, что обусловлено множеством внешних и внутренних причин. Интерес к деонтологии на переломном этапе развития общества и социальной работы неслучаен. Усиление интереса к ней происходит в кризисный момент жизни российского общества, когда с особой силой проявляются противоречия между общественно необходимым и лично желаемым. В условиях современной России, когда приоритет в индивидуальном сознании получают приватные ценности, долг может стать одним из значимых механизмов, противодействующих центробежным силам, разрушающим российское общество. Долг является результатом общечеловеческого, прежде всего морального, опыта, обладающего естественно присущим ему многообразием, объективным релятивизмом, открытостью для анализа, подтверждения, опровержения и дальнейшей проверки в самом процессе жизни человека и человечества. Поэтому долженствование естественно для человека вообще, поскольку человек — существо общественное, живущее среди людей, не считаться с которыми он объективно не может. Долг и ответственность — основы совместного бытия и деятельности человека и общества. В отсутствие долженствования невозможны были бы человеческие отношения и совместная деятельность людей. Поэтому, видимо, уместно сказать, что долг и ответственность — это тот фундамент, на котором только и возможно построение общества, а отношение к долгу и ответственности является значимой характеристикой личности, показателем ее социальной зрелости. В любой сфере деятельности человека долг и ответственность становятся базовым условием достижения положительных социально значимых результатов. Практически каждая профессия, сформировавшая и кодифицировавшая собственную профессионально-этическую систему, осмысливает одновременно с этим и содержание профессионального долга и ответственности специалиста, профессиональной группы, профессии в целом. В этом отношении социальная работа не является исключением. Как официально признанный вид профессиональной деятельности, она не достигла пока полного расцвета; отчасти поэтому и ее профессионально-этическая система пока еще не достигла завершенности. Профессионально-этическое учение социальной работы находится пока еще в стадии разработки; то же самое можно сказать и о его центральной части — деонтологии. Целый ряд вопросов требует более глубокой и тщательной проработки. В частности, необходимым представляется более подробное исследование влияния типа личности специалиста на долженствование, уточнение содержания категорий и понятий, содержание долга и ответственности специалиста. Вместе с тем предлагаемое пособие может облегчить специалистам и будущим специалистам осознание содержания и пределов профессионального долга и ответственности. Деонтология социальной работы как учение о долге специалиста, обосновывая и формируя представления об объективно необходимых поступках, действиях и отношениях специалиста, способствует тому, что эффективность социальной работы повышается, а деятельность конкретных специалистов и их коллективов приобретает более нормативный и упорядоченный характер. Вместе с тем деонтология социальной работы является частью общего философского учения о долге; между долгом специалиста как работника социальной службы или иного учреждения и его общественным и гражданским долгом нет непримиримых противоречий. Поэтому деонтология социальной работы способствует формированию специалиста в области социальной работы как гражданина, социально зрелой личности, ответственно относящейся к своим обязанностям члена общества. Внешняя заданность долга как необходимости в определенном поведении, действиях, деятельности не снимает проблему выбора специалистом поведения в целом и в конкретной ситуации. Профессиональный долг специалиста отражает те требования, которые общество, профессия, трудовой коллектив социальной службы, клиенты и он сам предъявляют к его поведению, отношениям и действиям. Долг специалиста представляет для него моральную необходимость действия. Действовать в соответствии с требованиями профессиональной этики означает выполнять свой долг. С другой стороны, выполнить свой профессиональный долг — значит поступить в соответствии с требованиями профессиональной этики. Долг специалиста включает в себя необходимость получения социально значимого конечного результата деятельности, т.е. то, в чем он сам испытывает потребность и за что несет ответственность как представитель профессии. Поэтому для специалиста важно не столько запомнить содержание изложенных в пособии подходов к решению деонтологических проблем и разрешению конфликтов, сколько получить навыки деонтологического анализа этих проблем и конфликтов и выработки решений на основе усвоения основных деонтологических принципов, понимания сущности долга и ответственности. Одна из практических задач деонтологии состоит в том, чтобы содействовать осуществлению идеи долженствования и ответственности в практике социальной работы. Это представляет особую важность, так как чем более глубоким становится осознание специалистом своего долга и ответственности, тем в большей степени он регулирует свою деятельность не на основе внешних факторов, а на основе собственных этико-аксиологических предпочтений и приоритетов. Чем более высокий ранг в иерархии ценностей специалиста имеют долг и ответственность, чем в большей степени подверглись интерио-ризации принципы деонтологии, тем более высокую социальную и профессиональную ценность имеет его должное поведение. Поэтому каждый специалист несет ответственность не только за исполнение своего долга в условиях, когда положительные профессиональные и социальные последствия этого не вызывают сомнения, но и за то, чтобы оставаться верным своему долгу даже тогда, когда положительный результат неочевиден. Это становится возможным, если социальный работник работает над собой, стремясь постичь не только и не столько формальные аспекты долженствования, сколько его смысл и социальную и профессиональную значимость. Одна из задач деонтологии состоит в том, чтобы превратить идеи и принципы теории долга в повседневный образ жизни и деятельности, создать личности условия для должного и ответственного отношения к деятельности. Становление человека как личности неразрывно связано с долженствованием и развитым чувством ответственности за себя и за свое окружение, за порученное дело, за общество в целом. Долженствование как отражение сущности человека связано с принципами самосохранения и воспроизводства человеком самого себя. В этом смысле уровень готовности личности к выполнению своего долга и ответственности, даже если они не связаны с соображениями рациональности, представляет собой индикатор жизненных сил человека и общества, показатель его стабильности и целостности. Соответственно, повышение или понижение этого уровня может рассматриваться как показатель благополучия или неблагополучия общества или профессии. В сфере долженствования и взаимной ответственности может и должно происходить объединение усилий индивида и общества в гуманизации общественных отношений. Деонтология социальной работы в действительности является интеллектуальной, моральной и социальной силой. Она имеет все основания стать для социального работника методологической, идейной и ценностной базой, не претендуя при этом на роль некоего окончательного рецептурного мировоззрения. Вместе с тем деонтология учит искусству объединения общественных и личных интересов. Деонтологию, несмотря на ее значимость для этической теории и жизнедеятельности личности, нельзя пока считать учением, полностью получившим завершенный вид. Многие научные и практические проблемы еще только предстоит решить. В этом смысле развитие деонтологии социальной работы может оказаться определенным вкладом в развитие деонтологии вообще. Глубокая проработка категорий и понятий, раскрытие механизма долженствования, должной мотивации может не только способствовать формированию должного поведения специалиста и повышению уровня его ответственности за результаты своей деятельности, но и содействовать решению научных проблем и целого ряда практических проблем социальной работы и общества. В настоящее время в российском обществе можно наблюдать смену поведенческих стереотипов. Исследователи уделяют внимание и ценностному конфликту, отражающему перемены, происходящие в экономической и социальной жизни нашей страны. Это свидетельствует о необходимости радикальной моральной модернизации российского общества, в том числе его духовной сферы. Усвоение членами общества в довольно вульгарном варианте постмодернистской идеи освобождения от долга и ответственности не может не оказать влияния на теорию и практику социальной работы, привнося в них элементы не столько толерантности, сколько безразличия к человеку. В этой связи развитие деонтологии и деонтологии социальной работы, выявление ею и объяснение противоречий между сущим и должным, между общим и частным и формулирование предложений по их разрешению может стать одним из факторов, обусловливающих развитие социальной работы, человека и общества. Основной стратегической целью развития общества на ближайшие годы провозглашено преодоление социально-экономического и духовного кризиса, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности; восстановление статуса России в мировом сообществе как великой державы; восстановление позиций в сфере образования, культуры, науки, высоких технологий и экономики; создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России. Достижение этой цели не представляется возможным без должного отношения каждого члена общества к своей деятельности, в том числе профессиональной. Использование потенциала деонтологии и профессионального долга для расширения возможностей социальной работы может существенно повысить ее эффективность и укрепить место и роль в обществе.
[1] Здесь и далее в данной главе использованы: История этических учений / под ред. А.А.Гусейнова. — М.: Гардарики, 2003; Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. — М.: Мысль, 1987; Разин А. В. Этика: история и теория. — М.: Академический проект, 2002; Иванов В. Г. История этики Средних веков. — СПб.: Изд-во «Лань», 2002; а также работы античных, средневековых и современных философов. ! Под легальностью поступка И. Кант понимал выполнение этого поступка в силу соподчиненное, под влиянием предъявляемых к человеку внешних требований. [3] См.: Аристотель. Большая этика. Сочинения: в 4 т. Т. 4 / общ. ред. А. И.До-ватура. — М.: Мысль, 1983; Никомахова этика. Сочинения: в 4 т. Т. 4 / общ. ред. А.И.Доватура. - М.: Мысль, 1983. [4] См.: Цицерон Марк Туллий. Об обязанностях. — М.: ООО ACT, 2003. [5] Братусь Б. С. Нравственное сознание личности. — М.: Знание, 1985. [6] Союз «и» является соединительным, а соединять можно лишь то, что существует по отдельности. Например), нелепым было бы выражение: «Человек и его сердце», — поскольку сердце — орган человеческого организма; в естественных условиях ни сердце без человека, ни человек без сердца существовать не могут. Деонтология — «сердце» этики, поэтому раздельно этика и деонтология не существуют. [7] См.: Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества. [Электронный ресурс] - URL: http://ihtika.net/qwe/Iff/ filein/362702.html. [8] Замараева 3. П Система социальной защиты: особенности институционального анализа // Социальная жизнь России: теории и практики. — М.: Союз, 2005. — С. 79-81. [9] См. подр.: Зиновьев Л. Психическая атака на русский характер. [Электронный ресурс] — URL: http://www.ihtika.net. [10] См.: Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. — Гл. 2, 3. [Электронный ресурс] — URL: htlp:// www.nietsche.ru. ' См.: Апресян Р. Г. Идеи морали и основные нормативно-этические программы // Социальная философия и философская антропология: Труды и исследования. — М.: Ин-т философии РАН, 1995. - С. 208. [11] См.: Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. — ML: ТОО «Транспорт», 1995. — С. 38.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 803; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.78.12 (0.012 с.) |