Деонтология как учение о долге и должном поведении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Деонтология как учение о долге и должном поведении



 

В настоящее время деонтология утвердилась в научном сознании как учение о долге и должном поведении, неотъемлемая составная часть этического учения.

Объектом изучения деонтологии является долг, ее предметом — структура и содержание долга и ответственности личности перед обществом и государством, перед группой, перед собой.

Главной целью деонтологии является изучение и обоснование долга и ответственности, основных законов и закономерностей долженствования, а ее главной задачей — формирование научной основы регуляции поведения личности в интересах общества (груп­пы) и самой личности.

Основными функциями деонтологии как учения о долге явля­ются:

гносеологическая, связанная с необходимостью изучения фе­номенов долга и ответственности, механизмов их воздействия на общественное и индивидуальное сознание и бытие:

онтологическая, заключающаяся в выявлении и обосновании места и роли долга и ответственности в бытии человека и общества, формировании и развитии общественных отношений;

методологическая, в соответствии с которой деонтология может выступать в качестве методологии познания мотивов и других элементов поведения личности или группы;

интеграционная, представляющая собой выявление и обосно­вание общих интересов личности и общества как основы объективно необходимых поступков, действий, отношений;

мировоззренческая, заключающаяся в формирующем воздей­ствии на индивидуальное и общественное сознание;

аксиологическая, включающая в себя оценку деятельности,

поступков, действий, отношений и выработку ценностного отно­шения к ним;

когнитивная функция заключается в содействии овладению профессиональным опытом, формировании единой направленности мыслей, воли и чувств членов общества, социальной или профес­сиональной группы;

праксеологическая, включающая в себя обеспечение социально значимых поступков, отношений и действий личности и содействие разрешению деонтологических конфликтов, возникающих вследствие ситуативных противоречий между долженствованием различного уровня;

адаптивно-корреляционная, заключающаяся в воздействии на моральное сознание личности и приведении его в соответствие с деонтологическими принципами, принятыми в обществе, социальной или профессиональной группе;

 

фасилитативная, которая основывается на способности де­онтологии усиливать и активизировать человеческую деятельность, связанную с долженствованием на основе изменений в мотиваци-онной сфере личности;

контролмю-санкционная, заключающаяся в воздействии на поведение личности с целью подчинения его интересам социального или профессионального сообщества с учетом возможности его ана­лиза и реализации санкций по его итогам;

прогностическая, заключающаяся в выдвижении, обосновании и доказательстве гипотез об общих тенденциях развития человека и общества в связи с феноменом долженствования.

Функции деонтологии диалектически взаимосвязаны; каждая из них предполагает остальные и так или иначе включает их в свое содержание. В совокупности функции деонтологии призваны осу­ществлять воздействие на сознание личности или группы с целью обеспечения формирования как образцов должного поведения, так и соответствующих структур морального сознания личности и форм ее реального поведения и таким образом оказывать влияние на обще­ственное и индивидуальное бытие и развитие.

Как разновидность этического знания деонтология оказывает влияние на сознание человека посредством формулирования и обоснования принципов, в которых отражены императивные тре­бования, оценки и идеалы, которые оказывают на сознание лич­ности мобилизующее и социально-интегрирующее воздействие. Принцип — основной элемент в структуре деонтологии, так как он определяет и доводит до сведения личности требования общества и группы к ее поведению, отношениям и действиям и одновремен­но служит эталоном, оценочным критерием при оценке реального поведения, отношений и действий. Деонтология включает в себя принципы:

социальной компетентности личности, в соответствии с ко­торым человек планирует и реализует социальную деятельность, не только ориентируясь на свои желания и предпочтения, но и с учетом реалий бытия, и в первую очередь — интересов всего общества;

организованности, дисциплины и личной ответственно­сти, которые, являясь следствием осознания личностью ее связей с обществом или группой, побуждают ее к упорядочению собственной деятельности и, с учетом наличествующих возможностей, повыше­нию личной активности, направленной на получение оптимального конечного результата;

рационального подхода к решению социально значимых задач, исключающего или минимизирующего ущерб от непродуманных, эмоционально мотивированных действий;

соответствия долженствования и ответственности, ко­торый формирует представление о мере ответственности личности с учетом содержания ее долга в целом и в конкретной ситуации;

нормативной регламентации деятельности, который ори­ентирует личность на соблюдение действующих в обществе норм — правовых, моральных, социальных и др. и формирует чувство от­ветственности за их выполнение;

социального контроля деятельности и жизнедеятельности, который побуждает личность формировать активную позицию в от­ношении всех отступлений от должного поведения и ответственности как ею самой, так и другими индивидами;

- инициативы и творческого подхода в решении социально значимых задач, которые необходимы для разрешения социальных противоречий и формирования положительных тенденций в раз­витии общества;

- критического подхода к оценке деятельности и ее резуль­татов, который ориентирует на адекватность в оценке личностью отношения к деятельности, своих заслуг, успехов, ошибок и, таким образом, формирует ее правильное понимание собственной роли и месте в обществе;

- санкционирования, который реализуется в первую очередь в форме морального поощрения и наказания и может выступать как внешнее санкционирование, так и внутреннее (аутосанкциониро-вание); и другие.

Как этическая концепция деонтология разрабатывает «идеальный» тип и содержание долга и ответственности, в той или иной степени соотнесенные с реально присутствующим в культуре феноменом долженствования и ответственности.

Структура деонтологии как раздела этического учения в основном определена. Современная деонтология включает в себя:

- теоретико-методологический раздел, включающий в себя формулирование и обоснование объекта и предмета деонтоло­гии, ее понятийно-категориальный аппарат, деонтологические принципы, анализ и объяснение механизма реализации долга как процесса, механизма формирования чувства ответственности и др.;

- прикладной раздел, включающий анализ и обоснование основ­ных ориентации личности и общества, детерминируемых долгом и ответственностью, и их содержание, исследование эволюции деон­тологии, основных тенденций ее развития, факторов, влияющих на долженствование и ответственность личности, и т.д.

В рамках деонтологии могут разрабатываться исторические и футурологические проблемы, связанные с эволюцией как дол­женствования вообще, так и деонтологии, проблемы отражения долга и ответственности в научной и художественной литературе, профессионально-этических кодексах, политических программах, связи деонтологической регуляции поведения и законодательства, влияния качеств и мировоззрения личности на ее чувство долга и ответственности и многие другие.

В рамках профессиональной деонтологии большой интерес пред­ставляет исследование влияния деонтологии и деонтологической регуляции поведения на эффективность профессиональной деятель­ности, удовлетворение потребности общества в конечных результатах профессиональной деятельности, а также влияние деонтологии на престиж и статус профессии в обществе и другие вопросы.

Исследования в области деонтологии осуществляются в соот­ветствии со следующими принципами:

- детерминизм, устанавливающий обусловленность всех яв­лений действием тех или иных причин, т.е. принцип причинно-следственных связей всех явлений действительности;

- системность, требующая трактовки всех явлений как вну­тренне связанных компонентов целостной системы, природной, социальной, психической;

-развитие, предполагающее признание непрерывного изме­нения, преобразования и развития всех предметов и явлений дей­ствительности, их перехода от одних форм и уровней к другим при одновременном сохранении их сущности;

- фалъсифицируемость, наиболее фундаментальный принцип, означающий, что должна иметься возможность представить дока­зательства, основания или условия, данные или признаки, которые доказывали бы несостоятельность или невозможность предлагаемого свидетельства или заявления;

- логичность: любой аргумент должен быть логически строгим; правила вывода должны соблюдаться корректно и последовательно, что предполагает хорошее знание предмета, о котором идет речь;

- всесторонность: свидетельства в качестве основания для за­явления должны быть исчерпывающими, т.е. учитывающими все доступные данные, а также противоречивые и отрицательные данные для проверки достаточности суждения;

- честность (искренность) предполагает свободу от самообмана, принятие отрицательных результатов, способность изменить точку зрения или позицию под давлением очевидных данных, противо­речащих первоначально высказанному суждению;

- воспроизводимость (повторение, репродукция) результата при соблюдении тех же условий эксперимента предохраняет от ошибок, упущений, обмана, совпадений и случайности;

- достаточность (достаточное основание) предполагает, что аргумент о том, что утверждение не было опровергнуто, не является доказательством его истинности. Отсутствия опровергающих факто­ров недостаточно, должны быть еще и подтверждающие свидетельства и допущения о возможности его опровержения.

Данные принципы научного исследования носят всеобщий, обще­научный характер, они применимы в любой сфере научной деятель­ности, поскольку ими выражаются устанавливаемые на философском уровне универсальные свойства природной и социальной действи­тельности.

Методология деонтологии как система определенных средств познания включает в себя целый комплекс конкретно-научных приемов исследования, которые в свою очередь преломляются во множество специальных процедур — методиках получения научных данных. Эта методология имеет различные уровни — философский, общенаучный, частнонаучный и представляет собой целостную систему методов и приемов. Ее основу составляют философские методы исследования: диалектический, метафизический, анали­тический, интуитивный, феноменологический, герменевтический (понимание) и др., а также общенаучные: моделирование, фор­мализация, идеализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод и общелогические методы: индукция, дедукция, анализ и синтез, аналогия, абстрагирование, обобщение, форма­лизация и др.

В современной этике, как и прежде, продолжаются дискуссии относительно места теории долга, т.е. деонтологии, в ее концеп­туальных построениях. Согласно одной из точек зрения, «долг» — исходное, фундаментальное понятие, из которого проистекает вся совокупность логико-понятийных, категориальных связей этики. Согласно второй — долг представляет собой лишь узкую сферу морали, не дающую основания для экстраполяции, выходящих за пределы реальной действительности. Однако значительная часть исследователей сходится во мнении, что долженствование является одной из важнейших основ человеческого бытия. Результаты их ис­следований убеждают, что деонтология как часть этического учения имеет большое значение, поскольку позволяет выявить содержание долга и ответственности, механизмы должного поведения и обосно­вывает уровень и качество влияния должного поведения наличность и общество, их бытие и развитие. Развитие и изучение деонтологии способствует пониманию места и роли долженствования в жизне­деятельности человека и общества и формированию чувства долга и ответственности личности как члена общества.

 

Глава 3

В настоящее время в деонтологии сложился собственный поня­тийно-категориальный аппарат. В его развитие внесли свой вклад в первую очередь Сократ, Аристотель, Цицерон, Сенека и другие античные философы, отразившие в своих трудах проблемы должен­ствования. Особая заслуга в развитии понятийно-категориального аппарата деонтологии принадлежит И.Канту и И.Бентаму. В наше время проблемы деонтологии и ее категорий рассматриваются в работах отечественных философов А. А. Гусейнова, Р.С.Апресяна, Б. В. Петровского и многих других ученых-философов, изучавших как общие, так и частные проблемы деонтологии и профессиональной деонтологии.

В настоящее время разработаны основные категории деонтологии. Вместе с тем деонтология позволяет установить соотношение таких категорий, долг, ответственность, обязанность, совесть, отражающих различные формы отношения личности к обществу, составляющих логический каркас любой этической системы и наполняющихся каждый раз специфическим содержанием.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1668; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.234.55.154 (0.097 с.)