Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Место и роль деонтологии в этике социальной работыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Виды профессиональной деятельности по своей социальной значимости, по характеру социальных последствий неравнозначны, вследствие чего и деонтологическая регуляция в них может быть представлена большей или меньшей долей в этической регуляции вообще. Можно отметить, что, как и этическая регуляция вообще, деонтологическая регуляция поведения, отношений и действий специалиста в наибольшей степени необходима в видах профессиональной деятельности, обладающих определенными признаками: —от результатов деятельности существенно зависят судьбы человека и общества, т.е. велика социальная значимость результатов деятельности; —взаимодействие производителя и потребителя конечного результата деятельности (например, услуг) происходит непосредственно, т.е. деятельность осуществляется в системе «человек —человек»; — специалист обладает значительной степенью автономности, и процесс его деятельности невозможно или крайне затруднительно проконтролировать с помощью формальных методов. Этими признаками в первую очередь обладают виды профессиональной деятельности, связанные с поддержанием безопасных условий бытия и деятельности общества, обеспечением социального и индивидуального благополучия личности. К их числу относится социальная работа. Практически каждая профессия, сформировавшая и кодифицировавшая собственную профессионально-этическую систему, изучает и формулирует одновременно с этим и содержание профессионального долга специалиста. Поэтому в целом ряде профессий известным и привычным для специалистов является словосочетание «профессиональная деонтология». Но чаще всего при этом изучение не затрагивает места и роли деонтологии в профессионально-этическом учении, проблем соотнесения долга и обязанностей, поскольку это скорее вопрос теории, а не практики профессиональной этики. Эта проблема — места и роли деонтологии в профессионально-этическом учении — все же должна быть решена в профессиональной этике, поскольку содержанием результата определяется допустимая степень самостоятельности специалиста, способы контроля его деятельности, взаимное доверие специалистов и их клиентов и т. п., неформальные возможности профессиональной деятельности и в конечном итоге — ее эффективность. Деонтология в каждом профессионально-этическом учении занимает центральное место, однако в зависимости от вида, содержания профессиональной деятельности и ее общественной значимости «доля» долженствования может быть различной. Очевидно, что чем большую социальную значимость имеют результаты профессиональной деятельности и чем больше влияние профессиональной деятельности на судьбу, благополучие общества и конкретных индивидов и их групп, тем большая часть поведения, отношений и деятельности специалиста может и должна регулироваться с помощью не общих этических, а деонтологических принципов. На объемы индивидуального профессионального долженствования оказывает влияние отношение специалиста к своей профессии: если профессия в целом нравится, то значительная часть профессиональных функций будет выполняться специалистом на этом основании с удовольствием, и самопринуждение будет применяться лишь в отношении незначительной части функций. Вместе с тем вышесказанное не означает, что та часть деятельности или та деятельность, которые могут регулироваться на основе деонтологии, всегда противоречат интересам, склонностям личности специалиста. Они могут совпадать, и должное поведение может не только своими итогами, но и самим процессом доставлять личности удовольствие. Социальная работа как вид профессиональной деятельности также не свободна от деонтологической регуляции. Подобно представителям других профессиональных групп, специалист в области социальной работы может чувствовать индивидуальную несклонность к выполнению ряда профессиональных функций, он может находиться в негативном физическом и психоэмоциональном статусе. Однако это не должно оказывать влияния на общие результаты его работы. В каком бы состоянии не находился специалист, его клиент должен получить всю адекватную его ситуации помощь. Поэтому специалисту приходится порой принуждать себя к выполнению всех или некоторых профессиональных функций. Вследствие этого деонтология социальной работы как учение о долге и должном поведении специалиста в области социальной работы является центром профессионально-этического учения, его «деонтологическим ядром». Деонтология как часть философской теории морали, профессиональная деонтология и деонтология профессиональной социальной работы соотносятся как общее, особенное и специфическое. Этим соотношением обусловлено то, что основные деонтологические принципы, функции деонтологии социальной работы представляют собой специализированную форму принципов и функций деонтологии профессиональной и деонтологии общей. К сожалению, довольно распространенным среди специалистов разных профессий является мнение, что деонтология представляет собой одну из медицинских дисциплин («Медицинская этика и деонтология»). Неверно уже то, что в названии этой учебной и научной дисциплины деонтология представлена как нечто, существующее отдельно от этики[6]. Неправильным также было бы: считать, что деонтология как учение о долге разрабатывается только в отношении медицинской практики и исследовательской деятельности. И, разумеется, неверно то, что долженствование присутствует только в медицине. Поэтому деонтология как учение о долге может и должна разрабатываться в рамках любого профессионально-этического учения, в том числе и в рамках профессионально-этического учения социальной работы. Деонтология социальной работы изучает смысл и сущность долга и ответственности в социальной работе, основное содержание долга и ответственности специалиста, влияние долга и ответственности на эффективность деятельности специалистов, сущность и содержание деонтологических конфликтов, содержание и значение деонтологического потенциала социальных служб и всей системы социальной работы и другие вопросы. Деонтология социальной работы включает в себя теоретико-методологический раздел, разъясняющий действие механизма формирования должного поведения и ответственности специалиста и включающий в себя понятийно-категориальный аппарат, функции и принципы деонтологии, взаимосвязь долженствования и типа личности. Этот раздел не имеет существенных отличий от теоретико-методологического раздела общей деонтологии. Прикладной раздел деонтологии социальной работы раскрывает основное содержание долга и ответственности социального работника. В целом содержательно деонтология социальной работы включает в себя систему смыслов, понятий, норм, установлений и предписаний о долге социального работника, коллектива социальной службы и совокупной профессиональной группы перед обществом и государством, социальной работой как специфическим видом профессиональной социальной деятельности и особым социальным институтом, перед коллегами (профессиональной группой), клиентами и их окружением и перед самим собой. Однако деонтология как часть профессионально-этического учения не может быть сведена к системе предписаний и норм. Деонтология социальной работы — это учение о долге и должном поведении специалистов и их объединений, и предписания составляют только лишь ее прикладную часть. Социальная работа как вид профессиональной деятельности в этом отношении имеет определенное сходство с другими видами деятельности, особенно с теми, которые связаны с непосредственным взаимодействием с людьми. Далеко не все профессиональные обязанности социального работника могут быть для него привлекательными. Специалист ситуативно может быть не склонен выполнять тот или иной вид работы, общаться с тем или иным клиентом или коллегой и т. п. Его склонностям может не соответствовать тот или иной вид действий из числа его повседневных обязанностей, и уже одно это порождает бесчисленные конфликты между «хочу» и «надо» — желанием уклониться от некоторых действий и объективной необходимостью их выполнить. Вместе с тем имеется и определенная специфика. Социальный работник имеет дело с личностью, неблагополучной во многих отношениях, и в силу этого способной вызывать не только положительные, но и отрицательные эмоции. Социальные работники в процессе профессиональной деятельности испытывают сочувствие, сострадание к своим клиентам, но также порой и отвращение, брезгливость и т. п. Исследования показывают, что наиболее негативное отношение к себе вызывают следующие типы клиентов: —клиенты, сами ставшие виновниками собственной трудной жизненной ситуации и при этом спровоцировавшие развитие трудных жизненных ситуаций членов своего окружения; —клиенты, пренебрегающие нормами этики и этикета, культуры поведения и общения; —клиенты, не способные или не желающие контролировать свои эмоции; —клиенты, сознательно избравшие для себя асоциальный образ жизни и навязывающие его другим; —клиенты, склонные обвинять в своих несчастьях кого угодно (в том числе и социального работника), только не себя; — клиенты с явными паразитарными установками; — клиенты, стремящиеся удовлетворить свои интересы любой ценой, в том числе за счет других людей и некоторые другие. Такие клиенты, как правило, субъективно ощущают себя жертвами людей и обстоятельств, а общество и свое окружение рассматривают как врагов или, по крайней мере, предельно равнодушных к себе и своим бедам людей. Интересы общества для них не имеют никакого значения, в то время как их собственные интересы для них всегда приоритетны. Агрессией в отношении социального работника они пытаются, как правило, компенсировать свою социальную несостоятельность. Несмотря на это, социальный работник должен со вниманием отнестись к каждому клиенту и в рамках действующего законодательства каждому оказать ту помощь, в которой тот объективно нуждается. Негативные эмоции, испытываемые в отношении клиентов и их поступков не должны влиять на качество и эффективность деятельности. Это значит, что регулирование поведения и деятельности личности в профессиональной сфере должно быть более жестким и масштабным, нежели в сфере обыденной, и поэтому деонтология в профессиональной этике приобретает большее значение, нежели в обшей этике. В этике социальной работы деонтология, как и в профессиональной этике, и этике философской, также занимает центральное место. Именно в деонтологии социальной работы наиболее ярко отражена сопряженность моральных и профессиональных компонентов в поведении и действиях специалиста, социальная значимость профессии. Очевидно, что ни клиент, ни профессия, ни коллеги, ни общество не должны зависеть от разного рода особенностей личности специалиста, его склонностей, состояния, настроения. Независимо от этих и подобных причин взаимодействие с каждым клиентом должно организовываться качественно и профессионально, быть максимально эффективным. Значит, в определенных ситуациях специалисту необходимо принуждать себя к деятельности или конкретным действиям, обращаясь к деонтологической регуляции. Должная (деонтологическая или деонтическая) регуляция в социальной работе может иметь место не всегда, а лишь тогда, когда специалист находится в состоянии выбора между различными вариантами поведения, действий, отношений, поступков. Например, эмоции, склонности, интересы личности могут сделать более привлекательным ненормативное поведение, сулящее большее удовольствие или меньшие индивидуально-эмоциональные переживания или, по крайней мере, некоторую эмоциональную разрядку, в то время как интересы дела настоятельно требуют, чтобы специалист подчинился им во что бы то ни стало. В этом отношении долг представляет собой механизм, включающий моральное сознание специалиста непосредственно в процесс выбора поступков и обусловливающий принятие такого решения, которое является оптимальным с точки зрения достижения социально и индивидуально значимых результатов социальной работы и не оставляет места негативной ненормативности. Должное поведение в профессиональной деятельности в первую очередь призвано обеспечить достижение социально значимого и значительного результата и только во вторую — способствовать достижению специалистом чувства удовлетворенности своей деятельностью, собой, в целом своей жизнью.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 2316; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.242.20 (0.008 с.) |