Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объем учебного модуля и виды учебной работы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По дисциплине «эмбриология,органогенез и аномалии развития»
  (наименование дисциплины)
Для специальности 060101 Лечебное дело
(наименование и код специальности)
Факультет лечебный
  (наименование факультета)
Кафедра гистологии с эмбриологией
  (наименование кафедры)

 

Курс II

Семестр 3

Форма обучения__ очная _________

 

Общая трудоемкость дисциплины _____4 /742 _______(зачетных единиц, всего часов)

 

Итоговый контроль (экзамен, зачет) ____зачет _______

 

 

 

Рабочая программа учебной дисциплины «Эмбриология,органогенез и аномалии развития» по специальности 060101 Лечебное дело составлена на основании ФГОС-3 ВПО по направлению подготовки (специальности)060101 Лечебное дело (квалификация (степень) «специалист»), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «_8_» «ноября» 2010 г., № 1118 и учебного плана по направлению подготовки (специальности) 060101 Лечебное дело.

 

Разработчики рабочей программы:

           
Зав.кафедрой гистологии с эмбриологией, доктор медицинских наук, профессор   (подпись)     Г.М.Могильная  
           
Доцент кафедры гистологии, кандидат медицинских наук   (подпись)   А.А.Евглевский  
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры
 
название кафедры
«   »       г., протокол заседания №    
Заведующий(ая) кафедрой  
  Гистологии с эмбриологией
(профессор, доктор медицинских наук) (подпись) (Могильная Галина Михайловна)  
     
                                 

 

 

Рецензент   Проф.: А.Х.Каде

 

Согласовано:

Председатель методической комиссии ____________________ лечебного факультета

_______________________ (ФИО)

Протокол № ______ от «___»____ __ 2012 года

Вводная часть

2.1.Цели и задачи:

 

Цель – ф ормирование устудентов системы знаний, умений, навыков, относящихся к ранним этапам развития организма, включение их в состав компетенций выпускника
медицинского вуза.

Формирование научного миропонимания, естественнонаучной картины природы,
экологической, медико-профилактической и гигиенической грамотности как части общей
культуры человека с медицинским образованием.

Эти знания обеспечат базис для изучения клинических дисциплин и будут способствать формированию врачебного мышления.

Задачи:

1. Ознакомление студентов с периодизацией онтогенеза и сущностью критических
периодов развития плода.

2. Ознакомление студентов с возможными методами и способами профилактики грубых
нарушений внутриутробного развития плода и медицинскими способами диагностики и
предотвращения грубых врожденных аномалий.

3. Формирование у студентов представлений о роли эмбриологии в системе медико-
профилактического образования, перспективах развития эмбриологии, возможностях
использования ее достижений в практике репродуктологии.

4. Приобретение студентами знаний об:

а) основных стадиях эмбриогенеза и клеточных механизмах процессов, происходящих на
этих стадиях (прогенез, оплодотворение, дробление, имплантация, гаструляция,
нейруляция);

б) механизмах органогенеза различных систем организма - опорно-двигательной,
пищеварительной, дыхательной, выделительной, нервной, эндокринной, их сроках,
возможных нарушениях, ведущих к развитию врожденных аномалий развития;

5. Формирование у студентов интеллектуальных умений:

а) устанавливать причинно-следственные и межпредметные связи при объяснении
биологических процессов, протекающих в процессе эмбриогенеза;

б) классифицировать, систематизировать, дифференцировать эмбриологические факты,
явления, системы, методы.

6. Формирование у студентов навыков изучения учебной литературы и
информационного поиска.

2.2. Место учебной дисциплины в структуре ооп по направлению подготовки (специальности) 060101 Лечебное дело (квалификация (степень) «специалист.

2.2.1. Дисциплина «, относится к циклу математических, естественнонаучных дисциплин.

 

2.2.2. Межпредметная интеграция с другими дисциплинами.

 

Для изучения данной учебной дисциплины (модуля) необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами: биология, анатомия человека, нормальная физиология, химия, латинский язык.

_ биология__ ________________________________________________

(наименование предшествующей учебной дисциплины)

Знания: систематики, происхождения и особенностей организации эволюционных групп позвоночных, экологических проблемах.

Умения: работать с микроскопами.

Навыки: изготовления временных микроскопических препаратов.

 

_____________________анатомия _________________________________________________

 

Знания: анатомического строения всех органных систем человеческого тела.

Умения: препарирования и изготовления макропрепаратов.

Навыки: дифференцировки тканевых структур на макроскопическом уровне.

____________________химия______________________________________________________

Знания: общей и органической химии, техники безопасности при работе с агрессивными веществами.

Умения: приготовления растворов заданной концентрации.

Навыки: работы в химической лаборатории.

 

______________ ____латинский язык_______________________________________________

Знания: о сновных правил грамматики латинского языка и латинской терминологии, применяемой в медицине.

Умения: чтения и перевода латинских терминов.

Навыки: работы со справочной литературой.

2.2.3. Разделы учебного модуля и междисциплинарные связи с последующими дисциплинами

п/№ Наименование последующих дисциплин Раздела данной дисциплины, необходимые для изучения последующих дисциплин
             
  Топографическая анатомия и оперативная хирургия + + + +      
  Нормальная физиология     + + + +  
  Микробиология, вирусология + + + +      
  Иммунология     + + + +  
  Фармакология       + + +  
  Патологическая анатомия, клиническая патологическая анатомия     + + + +  
  Патофизиология, клиническая патофизиология     + + + +  
  Гигиена     + + + +  
  Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения     + + + +  
  Эпидемиология     + + + +  
  Медицинская реабилитация     + + + +  
  Клиническая фармакология     + + + +  
  Дерматовенерология     + + + +  
  Неврология, медицинская генетика     + + + +  
  Психиатрия, медицинская психология     + + + +  
  Оториноларингология     + + + +  
  Офтальмология     + + + +  
  Судебная медицина     + + + +  
  Пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика     + + + +  
  Факультетская терапия, профессиональные болезни     + + + +  
  Госпитальная терапия     + + + +  
  Инфекционные болезни     + + + +  
  Фтизиатрия     + + + +  
  Общая хирургия, лучевая диагностика     + + + +  
  Анестезиология, реанимация и интенсивная терапия     + + + +  
  Факультетская хирургия, урология     + + + +  
  Госпитальная хирургия     + + + +  
  Детская хирургия     + + + +  
  Онкология, лучевая терапия     + + + +  
  Стоматология     + + + +  
  Травматология, ортопедия     + + + +  
  Акушерство и гинекология     + + + +  
  Пропедевтика детских болезней     + + + +  
  Факультетская педиатрия, эндокринология     + + + +  
  Инфекционные болезни у детей     + + + +  

 

 

2.3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины

 

 

2.3.1. Перечислить виды профессиональной деятельности, которые лежат в основе преподавания данной дисциплины:

Диагностическая.

Профилактическая

Научно-исследовательская.

 

 

2.3.2.Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:

п /п № Номер / индекс компетенции Содержание компетенции (или ее части) В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:
Знать Уметь Владеть Оценочные средства
             
  ОК1 способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности   - правила техники безопасности в биологических лабораториях при работе с реактивами, приборами, животными; пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью интернет для профессио-нальной деятельности; -медико-анатомическим понятийным аппаратом; -опрос, тестирова-ние, рефераты
  ПК1 способности и готовности реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшем медицинским персоналом, взрослым населением и подростками их родителями   -знать деонтологические принципы общения с пациетами и основные аспекты взаимоотношений в трудовом коллективе мотивировать свои действия и решения -навыками устной речи и методами мотивированного убеждения -опрос, тестирова-ние, рефераты
  ПК2 способности и готовности выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности врача, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат   физико-химическую сущность процессов, происходящих в живом организме на молекулярном, клеточном, тканевом и органном уровнях -пользоваться физическим, химическим и биологическим оборудо-ванием;   -навыками микроскопирования и анализа гистологических препаратов и электронных микрофотографий; -опрос, тестирование, рефераты
  ПК3 способности и готовности к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности   -строение, топографию и развитие клеток, тканей и органов и систем организма во взаимодействии с их функцией в норме и патологии, особенности организменного и популяционного уровней организации жизни; работать с увеличи-тельной техникой (микро- скопы, лупы); - навыками постановки предварительного диагноза на основе результатов биохимичес-ких исследований биолгичес-ких жидкостей человека; -опрос, тестирование, рефераты    
  ПК-31 способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования   -способы поиска медицинской информации, элементы библиотечного дела и рубрикацию медико-биологических источников информации -пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью интернет для профессиональной деятель-ности; - медико-анатомичес-ким понятийным аппаратом; -опрос, тестирование, рефераты
  ПК-32 способностью и готовностью к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств в педиатрии, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований   -основные направления актуальных научных исследований в области нормы и патологии детского возраста - пользоваться современ-ными методами клинико-гистологического исследования -навыками работы в гистологичес-кой лаборатрии -опрос, тестирование, рефераты

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

3.2.1. Содержание учебных модулей дисциплины

Разделы учебной дисциплины и компетенции, которые должны быть освоены при их изучении

п/№ № компетен-ции Наименование раздела учебной дисциплины Содержание раздела в дидактических единицах (темы разделов, модульные единицы)
       
    ОК-1 ПК-2 ПК3 ПК31 ПК-12 ПК-32     ОК-1 ПК-2 ПК3 ПК31 ПК-12 ПК-32  
Введение в курс
эмбриологии,
органогенеза и
аномалий
развития.
Эмбриональный
этап развития заро-
дыша. Прогенез.

Эмбриогенез.Гистогенез.

Плодный этап
развития человека.
Органогенез.

Основные

врожденные
аномалии

развития.

Эмбриология млекопитающих как основа для понимания особен­ностей эмбрионального развития человека. Периодизация развития чело­века и животных. Представление о биологических процессах, лежащих в основе развития зародыша - индукция, детерминация, деление, миграция клеток, рост, дифференцировка, взаимодействие клеток, гибель клеток. Особенности эмбрионального развития человека. Критические периоды в развитии. Нарушение процессов детерминации как причина аномалий и уродств. Прогенез. Сперматогенез. Овогенез. Особенности структуры по­ловых клеток. Оплодотворение. Биологическое значение оплодотворения, осо­бенности и хронология процесса. Дистантные и контактные взаимодейст­вия половых клеток. Преобразования в спермии: капацитация, акросомальная реакция, пенетрация спермием прозрачной зоны и плазмолеммы овоцита, сброс цитоплазматической оболочки спермия, поворот спермия, формирование мужского пронуклеуса. Преобразования в овоците: рассеивание клеток лучистого венца, кортикальная реакция, выброс ферментов кортикальных гранул, преобразование прозрачной зоны (зонная реакция), активация цитоплазматических процессов, окончание мейоза, полярные тельца. Мужской и женский пронуклеусы, распад их оболочек, установ­ление связи хромосом пронуклеусов с центриолью спермия. Первая неделя развития. Зигота - одноклеточный зародыш, ее геном, активация внутриклеточных процессов. Дробление. Специфика дробления у человека и хронология процесса. Строение зародыша на разных стадиях дробления. Роль про­зрачной зоны. Характеристика темных и светлых бластомеров, их межкле­точных контактов. Уменьшение размеров бластомеров, их взаимодействие. Морула. Бластоциста. Внутренняя клеточная масса (эмбриобласт) и трофобласт. Стадия свободной бластоцисты. Состояние матки к началу им­плантации. Начало 1-й фазы гаструляции. Имплантация. Хронология процесса имплантации. Дифферен­цировка трофобласта на цитотрофобласт и синцитиотрофобласт. Актива­ция синцитиотрофобласта. Образование лакун и их соединение с крове­носными сосудами эндометрия. Гистиотрофный тип питания. Формирова­ние первичных и вторичных ворсин хориона. Вторая неделя развития. Гаструляция. Разделение эмбриобласта на эпибласт и гипобласт. Преобразование гипобласта, формирование первичного желточного мешка. Преобразование эпибласта: образование амниотической полос­ти и выделение амниотической эктодермы, формирование амниотического пузыря; начало 2-й фазы гаструляции путем эмиграции - формирование первичной полоски и первичного узелка, образование зародышевой мезо­дермы, головного отростка, энтодермы зародыша, образование прехордальной пластинки. Образование внезародышевой мезодермы. Третья неделя развития. Дифференцировка зародышевой мезодермы (сомиты, нефрогонотомы, висцеральный и париетальный листки спланхнотома, эмбриональный целом). Рост головного отростка, образование хорды. Формирование нервной трубки и нервных гребней, асинхронность развития головного и каудального отделов. Туловищная складка, образование первичной кишки. Дифференцировка внезародышевой мезодермы, аллантоиса, амниотического пузыря, желточного стебля, соединительной ножки, слоя, подстилающего трофобласт. Формирование первичных кровеносных сосудов и первичных клеток крови в мезодерме желточного мешка, соединительной ножки. Формирование первых кровеносных сосудов в мезодерме зародыша. Зача­ток первичного сердца, начало функции. Закладка предпочки, легкого. Образование третичных ворсин хориона. Гемотрофный тип пи­тания. Четвертая неделя развития. Изменение формы зародыша (образование поперечных и продольных складок). Завершение процессов нейруляции и сегментации мезодермы. Ушная и хрусталиковая плакоды. Развитие мезонефроса. Миграция гоноцитов из желточной энтодермы каудального конца зародыша. Образование рта (прорыв орофарингеальной мем­браны), формирование позвоночного столба. Закладка аденогипофиза, щитовидной и околощитовидной желез, желудка, печени, дорзальной части поджелудочной железы. Эмбриональный органогенез. Внезародышевые органы. Плацента, формирование, особенности организации материн­ского и фетального компонентов на протяжении беременности. Опере­жающее развитие соединительной ткани плаценты и других внезародышевых органов. Структурные отличия терминальных и дифенитивных ворси­нок в разных триместрах беременности, функции плаценты. Амнион, его строение и значение. Пуповина, ее образование и структурные компоненты: студе­нистая (слизистая) ткань, сосуды, рудименты желточного мешка и аллантоиса. Система мать-плацента-плод и факторы, влияющие на ее физиоло­гию.   Органогенез органов пищеварительной системы. Формирование полости рта и зубов. Развитие больших слюнных желез, языка, небных миндалин. Развитие кишечной трубки — пищевод, желудок, двенадцатиперстная кишка, печень, поджелудочная железа, тонкий и толстый кишечник. Развитие брыжейки. Поворот внутренних органов. Пороки развития — аплазия участков кишки, атрезия заднепроходного отверстия, пищевода, незавершенный поворот. Органогенез полостей тела. Первичная закладка полости тела. Перикардиальная, плевральная и перитонеальная полости — части единой полости тела. Обособление перикардиальной полости. Формирование диафрагмы. Развитие брюшины. Области дорсальной и центральной брыжеек. Закладка селезенки. Органогенез органов сердечно-сосудистой системы. Первичная закладка сердца. Ангиогенез. Органы эмбрионального гемопоэза. Сердечные трубки, дорсальные аорты, образование непарной аорты. Развитие сердца — область предсердий, область венечной пазухи, область желудочков. Аномалии — дефект межжелудочковой перегородки, декстракардия, расщепление грудины с эвентрацией сердца. Развитие артериальной системы — две дуги аорты. Облитерация правой дуги. Развитие венозной системы. Кровообращение плода. Развитие лимфатической системы. Органогенез органов дыхательной системы. Первые стадии развития органов дыхания. Развитие гортани, трахеи, бронхов, легких.; Врожденные изменения соотношения долей легких. Органогенез органов мочеполовой системы. Развитие мочевых органов — пронефрос, мезонефрос, Вольфов канал, метанефрос, клоака, развитие моче-прямокишечной перегородки, уретра., Аномалии развития — агенезия почек, атрезия анального отверстия, персистирование клоаки. Развитие половых органов. Развитие половых органов закладка гонад, Мюллеров канал. Индифферентная стадия развития. Изменения по мужскому и женскому типу. Развитие матки, Аномалии — двойная матка, двойное влагалище, разделенная матка, двурогая матка. Опущение половых желез. Аномалии — крипторхизм, врожденная паховая грыжа, истинный гермафродитизм. Развитие наружных половых органов по мужскому и женскому типу. Добавочные половые железы. Аномалии гипоспадия, эписпадия, ложный гермафродитизм. Органогенез органов нервной системы. Развитие спинного мозга. Развитие головного мозга- первичные мозговые пузыри, развитие миелэнцефалон, метэнцефалон, мезенцэфалон, диэнцефалон, телэнцефалон. Аномалии анэнцефалия, краниошизис, микроцефалия, макроцефалия. Развитие периферической нервной системы — спиральных и черепно-мозговых нервов. Расположение ядер ЧМН в пределах ромбовидной ямки. Органогенез органов сенсорной системы. Развитие органов обоняния — полость носа, формирование носовых ходов и добавочных полостей носа. Развитие глаза — глазные ямка, пузырь, бокал; хрусталиковая пластинка, сосудистая щель. Дифференцирование глазного яблока хрусталик, стекловидное тело, сосудистая и фиброзная оболочки. Развитие органа слуха наружное, среднееи внутреннее ухо. Органогенез органов эндокринной системы. Развитие гипофиза, эпифиз а, яичка, яичника, надпочечников, щитовидной и паращитовидных желез. Органогенез кожи и органов опорно-двигательной системы. Развитие кожи и её придатков — ногтей, волос, потовых, сальных и молочных желез. Аномалии — аллопеция, полимастия, амастия, микромастия. Развитие осевого скелета. Развитие черепа. — примордиальный череп, по кровные кости десмо генного происхождения, висцеральный череп. Скелет верхней и нижней конечностей. Суставы. Развитие мышц.

3.2.2. Разделы (модули) дисциплины и виды занятий

п/№ № семестра Наименование раздела учебной дисциплины (модуля) Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Л ЛР ПЗ СРС всего
                 
1.   Прогенез
1.1.   Развитие и созревание половых клеток (прогенез). Оогенез. Сперматогенез.             Устный опрос,   Тестирование   Ситуацион-ные задачи (1-я неделя)
1.2.   Прогенез. Сперматогенез.             Устный опрос,   Тестирование   Ситуацион-ные задачи (2-я неделя)  
1.3.   Оплодотворение. Стадии оплодотворения. Образование зиготы. Определение пола эмбриона. Методы искусственного оплодотворения.           Устный опрос,   Тестирование   Ситуацион-ные задачи   (3-я неделя)
1.4.   Эмбриогенез. Дробление. Типы дробления зиготы. Имплантация. Гаструляция. Механизмы гаструляции. Внезародышевые органы. Критические периоды эмбриогенеза.               Устный опрос,   Тестирование   Ситуацион-ные задачи   (4-я неделя)
1.5.   Внезародышевые органы плода I: желточный мешок, аллантоис, амнион, пупочный канатик.           Устный опрос,   Тестирование   Ситуацион-ные задачи   (5-я неделя)
1.6.   Внезародышевые органы плода II: трофобласт, хорион, плацента. Система «мать-плод».           Устный опрос,   Тестирование   Ситуацион-ные задачи   (6-я неделя
1.7.   Прогенез. Эмбриогенез. Обзорная лекция.           Устный опрос,   Тестирование   Ситуацион-ные задачи   (6-я неделя
1.8     Итоговое занятие.             Устный опрос,   Тестирование   Ситуацион-ные задачи (7-я неделя)
    Плодный этап развития человека
2.1.   Плодный этап развития человека. Основы органогенеза. Основы гистогенеза. Органогенез сердечно-сосудистой системы.               Устный опрос,   Тестирование   Ситуацион-ные задачи (8-я неделя)
2.2   Развитие сердечно-сосудистой системы.           Устный опрос,   Тестирование   Ситуацион-ные задачи   (9-я неделя)
2.3   . Органогенез пищеварительной системы           Устный опрос,   Тестирование   Ситуацион-ные задачи   (10-я неделя)
2.4.   Органогенез органов дыхательной системы. Органогенез эндокринной системы.           Устный опрос,   Тестирование   Ситуацион-ные задачи   (11-я неделя)
2.5.   Органогенез мочевыделительной системы.           Устный опрос,   Тестирование   Ситуацион-ные задачи   (12-я неделя)
2.6.   Итоговое занятие.           Устный опрос,   Тестирование   Ситуацион-ные задачи   (13-я неделя)
2.7.   Органогенез органов чувств.           Устный опрос,   Тестирование   Ситуацион-ные задачи (14-я неделя)
2.8..   Органогенез эндокринной системы.           Устный опрос,   Тестирование   Ситуацион-ные задачи   (15-я неделя)
2.9.   Органогенез половой системы.           Устный опрос,   Тестирование   Ситуацион-ные задачи   (16-я неделя)
2.10.   Зачетное занятие.           Устный опрос,   Тестирование   Ситуацион-ные задачи   (17-я неделя)
  Итого                

 

3.2.3. Название тем лекций и количество часов по семестрам изучения учебной дисциплины

п/№ Название тем лекций учебной дисциплины (модуля) Объем по семестрам
№ 2 № 3
       
  Развитие и созревание половых клеток (прогенез). Оогенез. Сперматогенез. Основные вопросы: Дистантные и контактные взаимодейст­вия половых клеток. Преобразования в спермии: капацитация, акросомальная реакция, пенетрация спермием прозрачной зоны и плазмолеммы овоцита, сброс цитоплазматической оболочки спермия, поворот спермия, формирование мужского пронуклеуса. Преобразования в овоците: рассеивание клеток лучистого венца, кортикальная реакция, выброс ферментов кортикальных гранул, преобразование прозрачной зоны (зонная реакция), активация цитоплазматических процессов, окончание мейоза, полярные тельца.    
  Оплодотворение. Стадии оплодотворения. Образование зиготы. Определение пола эмбриона. Методы искусственного оплодотворения. Основные вопросы: Первая неделя развития. Зигота - одноклеточный зародыш. Мужской и женский пронуклеусы, распад их оболочек, установ­ление связи хромосом пронуклеусов с центриолью спермия, ,ее геном, активация внутриклеточных процессов.    
  Эмбриогенез. Дробление. Типы дробления зиготы. Имплантация. Гаструляция. Механизмы гаструляции. Внезародышевые органы. Критические периоды эмбриогенеза. Основные вопросы: Специфика дробления у человека и хронология процесса. Строение зародыша на разных стадиях дробления. Характеристика темных и светлых бластомеров, их межкле­точных контактов. Уменьшение размеров бластомеров, их взаимодействие. Морула. Бластоциста. Внутренняя клеточная масса (эмбриобласт) и трофобласт. Стадия свободной бластоцисты. Состояние матки к началу им­плантации. Начало 1-й фазы гаструляции. Имплантация. Хронология процесса имплантации. Вторая неделя развития. Гаструляция. Разделение эмбриобласта на эпибласт и гипобласт. Преобразование гипобласта, формирование первичного желточного мешка.    
  Прогенез. Эмбриогенез. Обзорная лекция.    
  Плодный этап развития человека. Органогенез сердечно-сосудистой системы. Основные вопросы: Плацента, формирование, особенности организации материн­ского и фетального компонентов на протяжении беременности. Амнион, его строение и значение. Пуповина, ее образование и структурные компоненты: студе­нистая (слизистая) ткань, сосуды, рудименты желточного мешка и аллантоиса.. Первичная закладка сердца. Ангиогенез. Органы эмбрионального гемопоэза. Сердечные трубки, дорсальные аорты, образование непарной аорты. Развитие сердца — область предсердий, область венечной пазухи, область желудочков. Аномалии — дефект межжелудочковой перегородки, декстракардия, расщепление грудины с эвентрацией сердца. Развитие венозной системы. Кровообращение плода.    
  Органогенез пищеварительной системы. Основные вопросы: Формирование полости рта и зубов. Развитие больших слюнных желез, языка, небных миндалин. Развитие кишечной трубки — пищевод, желудок, двенадцатиперстная кишка, печень, поджелудочная железа, тонкий и толстый кишечник. Развитие брыжейки. Поворот внутренних органов. Пороки развития — аплазия участков кишки, атрезия заднепроходного отверстия, пищевода, незавершенный поворот.    
  Органогенез органов дыхательной системы. Органогенез эндокринной системы. Основные вопросы: Первые стадии развития органов дыхания. Развитие гортани, трахеи, бронхов, легких. Врожденные изменения соотношения долей легких. Развитие гипофиза, эпифиза, яичка, яичника, надпочечников, щитовидной и паращитовидных желез.    
  Итого за семестр:    
         

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА

Виды СРС

№ п/п № семестра Наименование модуля Виды СРС Всего часов
         
1.     Цитология   Написание рефератов, подготовка к заключительному контролю по модулю  
2.   Общая гистология     Подготовка к занятиям, и написание рефератов,      
3.   Общая гистология     Работа с дополнитель- ной научной литературой    
4.   Общая гистология     Подготовка к заклю-чительному контролю по модулю    
ИТОГО часов в семестре:  
1.     Частная гистология   написание рефератов, подготовка к зключительному контролю по модулю  
2.   Эмбриология Подготовка к заключительному контролю по модулю  
3.     подготовка к тестированию и экзамену  
ИТОГО часов в семестре:  

 

 

Примерная тематика рефератов, контрольных вопросов.

Семестр № 3

1. Ранние этапы онтогенеза.

2. Развитие сомитов в зародыше человека.

3. Достижения современной репродуктологии.

4. Классификация тератогенов.

5. Механизмы регуляции клеточных перемещений в процессе эмбриогенеза..

6. Типы дифференцировки.

7. Тератогенные последствия военного применения дофолианта «Орандж Эйджент» во время американо-вьетнамской войны.

8. Аномалии развития, возникающие на эмбриональной стадии развития плода.

9. Последствия использования матерью алкоголя во время беременности..

10. Талидомид - зло или добро? Новые аспекты применения давно отвергнутого лекарства.

Примеры оценочных средств

Для входного контроля (ВК) Тесты 1-го уровня. 1.Укажите правильное чередование основных стадий развития: -1.25: морула – бластула – органогенез - гастула -1.25: дробление – гастула – бластоциста - органогена -1.25: зигота – гастула – бластоциста - органогенез 5.00: зигота – морула – бластоциста – гастула - органогенез -1.25: бластоциста – морула – гастула - органогенез   2 Плацента называется гемохориальной, если: @ -1.25: хорион контактирует с эндотелием сосудов матки -1.25: ворсинки хориона контактируют с эпителием желез матки 5.00: хорион контактирует с материнской кровью -1.25: кровь матери поступае


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.118.36 (0.013 с.)