Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Объем учебного модуля и виды учебной работы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курс II Семестр 3 Форма обучения__ очная _________
Общая трудоемкость дисциплины _____4 /742 _______(зачетных единиц, всего часов)
Итоговый контроль (экзамен, зачет) ____зачет _______
Рабочая программа учебной дисциплины «Эмбриология,органогенез и аномалии развития» по специальности 060101 Лечебное дело составлена на основании ФГОС-3 ВПО по направлению подготовки (специальности)060101 Лечебное дело (квалификация (степень) «специалист»), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «_8_» «ноября» 2010 г., № 1118 и учебного плана по направлению подготовки (специальности) 060101 Лечебное дело.
Разработчики рабочей программы:
Согласовано: Председатель методической комиссии ____________________ лечебного факультета _______________________ (ФИО) Протокол № ______ от «___»____ __ 2012 года Вводная часть 2.1.Цели и задачи:
Цель – ф ормирование устудентов системы знаний, умений, навыков, относящихся к ранним этапам развития организма, включение их в состав компетенций выпускника Формирование научного миропонимания, естественнонаучной картины природы, Эти знания обеспечат базис для изучения клинических дисциплин и будут способствать формированию врачебного мышления. Задачи: 1. Ознакомление студентов с периодизацией онтогенеза и сущностью критических 2. Ознакомление студентов с возможными методами и способами профилактики грубых 3. Формирование у студентов представлений о роли эмбриологии в системе медико- 4. Приобретение студентами знаний об: а) основных стадиях эмбриогенеза и клеточных механизмах процессов, происходящих на б) механизмах органогенеза различных систем организма - опорно-двигательной, 5. Формирование у студентов интеллектуальных умений: а) устанавливать причинно-следственные и межпредметные связи при объяснении б) классифицировать, систематизировать, дифференцировать эмбриологические факты, 6. Формирование у студентов навыков изучения учебной литературы и 2.2. Место учебной дисциплины в структуре ооп по направлению подготовки (специальности) 060101 Лечебное дело (квалификация (степень) «специалист. 2.2.1. Дисциплина «, относится к циклу математических, естественнонаучных дисциплин.
2.2.2. Межпредметная интеграция с другими дисциплинами.
Для изучения данной учебной дисциплины (модуля) необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами: биология, анатомия человека, нормальная физиология, химия, латинский язык. _ биология__ ________________________________________________ (наименование предшествующей учебной дисциплины) Знания: систематики, происхождения и особенностей организации эволюционных групп позвоночных, экологических проблемах. Умения: работать с микроскопами. Навыки: изготовления временных микроскопических препаратов.
_____________________анатомия _________________________________________________
Знания: анатомического строения всех органных систем человеческого тела. Умения: препарирования и изготовления макропрепаратов. Навыки: дифференцировки тканевых структур на макроскопическом уровне. ____________________химия______________________________________________________ Знания: общей и органической химии, техники безопасности при работе с агрессивными веществами. Умения: приготовления растворов заданной концентрации. Навыки: работы в химической лаборатории.
______________ ____латинский язык_______________________________________________ Знания: о сновных правил грамматики латинского языка и латинской терминологии, применяемой в медицине. Умения: чтения и перевода латинских терминов. Навыки: работы со справочной литературой. 2.2.3. Разделы учебного модуля и междисциплинарные связи с последующими дисциплинами
2.3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины
2.3.1. Перечислить виды профессиональной деятельности, которые лежат в основе преподавания данной дисциплины: Диагностическая. Профилактическая Научно-исследовательская.
2.3.2.Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 3.2.1. Содержание учебных модулей дисциплины Разделы учебной дисциплины и компетенции, которые должны быть освоены при их изучении
Эмбриогенез.Гистогенез. Плодный этап Основные врожденные развития. |
Эмбриология млекопитающих как основа для понимания особенностей эмбрионального развития человека. Периодизация развития человека и животных. Представление о биологических процессах, лежащих в основе развития зародыша - индукция, детерминация, деление, миграция клеток, рост, дифференцировка, взаимодействие клеток, гибель клеток. Особенности эмбрионального развития человека. Критические периоды в развитии. Нарушение процессов детерминации как причина аномалий и уродств. Прогенез. Сперматогенез. Овогенез. Особенности структуры половых клеток. Оплодотворение. Биологическое значение оплодотворения, особенности и хронология процесса. Дистантные и контактные взаимодействия половых клеток. Преобразования в спермии: капацитация, акросомальная реакция, пенетрация спермием прозрачной зоны и плазмолеммы овоцита, сброс цитоплазматической оболочки спермия, поворот спермия, формирование мужского пронуклеуса. Преобразования в овоците: рассеивание клеток лучистого венца, кортикальная реакция, выброс ферментов кортикальных гранул, преобразование прозрачной зоны (зонная реакция), активация цитоплазматических процессов, окончание мейоза, полярные тельца. Мужской и женский пронуклеусы, распад их оболочек, установление связи хромосом пронуклеусов с центриолью спермия. Первая неделя развития. Зигота - одноклеточный зародыш, ее геном, активация внутриклеточных процессов. Дробление. Специфика дробления у человека и хронология процесса. Строение зародыша на разных стадиях дробления. Роль прозрачной зоны. Характеристика темных и светлых бластомеров, их межклеточных контактов. Уменьшение размеров бластомеров, их взаимодействие. Морула. Бластоциста. Внутренняя клеточная масса (эмбриобласт) и трофобласт. Стадия свободной бластоцисты. Состояние матки к началу имплантации. Начало 1-й фазы гаструляции. Имплантация. Хронология процесса имплантации. Дифференцировка трофобласта на цитотрофобласт и синцитиотрофобласт. Активация синцитиотрофобласта. Образование лакун и их соединение с кровеносными сосудами эндометрия. Гистиотрофный тип питания. Формирование первичных и вторичных ворсин хориона. Вторая неделя развития. Гаструляция. Разделение эмбриобласта на эпибласт и гипобласт. Преобразование гипобласта, формирование первичного желточного мешка. Преобразование эпибласта: образование амниотической полости и выделение амниотической эктодермы, формирование амниотического пузыря; начало 2-й фазы гаструляции путем эмиграции - формирование первичной полоски и первичного узелка, образование зародышевой мезодермы, головного отростка, энтодермы зародыша, образование прехордальной пластинки. Образование внезародышевой мезодермы. Третья неделя развития. Дифференцировка зародышевой мезодермы (сомиты, нефрогонотомы, висцеральный и париетальный листки спланхнотома, эмбриональный целом). Рост головного отростка, образование хорды. Формирование нервной трубки и нервных гребней, асинхронность развития головного и каудального отделов. Туловищная складка, образование первичной кишки. Дифференцировка внезародышевой мезодермы, аллантоиса, амниотического пузыря, желточного стебля, соединительной ножки, слоя, подстилающего трофобласт. Формирование первичных кровеносных сосудов и первичных клеток крови в мезодерме желточного мешка, соединительной ножки. Формирование первых кровеносных сосудов в мезодерме зародыша. Зачаток первичного сердца, начало функции. Закладка предпочки, легкого. Образование третичных ворсин хориона. Гемотрофный тип питания. Четвертая неделя развития. Изменение формы зародыша (образование поперечных и продольных складок). Завершение процессов нейруляции и сегментации мезодермы. Ушная и хрусталиковая плакоды. Развитие мезонефроса. Миграция гоноцитов из желточной энтодермы каудального конца зародыша. Образование рта (прорыв орофарингеальной мембраны), формирование позвоночного столба. Закладка аденогипофиза, щитовидной и околощитовидной желез, желудка, печени, дорзальной части поджелудочной железы. Эмбриональный органогенез. Внезародышевые органы. Плацента, формирование, особенности организации материнского и фетального компонентов на протяжении беременности. Опережающее развитие соединительной ткани плаценты и других внезародышевых органов. Структурные отличия терминальных и дифенитивных ворсинок в разных триместрах беременности, функции плаценты. Амнион, его строение и значение. Пуповина, ее образование и структурные компоненты: студенистая (слизистая) ткань, сосуды, рудименты желточного мешка и аллантоиса. Система мать-плацента-плод и факторы, влияющие на ее физиологию. Органогенез органов пищеварительной системы. Формирование полости рта и зубов. Развитие больших слюнных желез, языка, небных миндалин. Развитие кишечной трубки — пищевод, желудок, двенадцатиперстная кишка, печень, поджелудочная железа, тонкий и толстый кишечник. Развитие брыжейки. Поворот внутренних органов. Пороки развития — аплазия участков кишки, атрезия заднепроходного отверстия, пищевода, незавершенный поворот. Органогенез полостей тела. Первичная закладка полости тела. Перикардиальная, плевральная и перитонеальная полости — части единой полости тела. Обособление перикардиальной полости. Формирование диафрагмы. Развитие брюшины. Области дорсальной и центральной брыжеек. Закладка селезенки. Органогенез органов сердечно-сосудистой системы. Первичная закладка сердца. Ангиогенез. Органы эмбрионального гемопоэза. Сердечные трубки, дорсальные аорты, образование непарной аорты. Развитие сердца — область предсердий, область венечной пазухи, область желудочков. Аномалии — дефект межжелудочковой перегородки, декстракардия, расщепление грудины с эвентрацией сердца. Развитие артериальной системы — две дуги аорты. Облитерация правой дуги. Развитие венозной системы. Кровообращение плода. Развитие лимфатической системы. Органогенез органов дыхательной системы. Первые стадии развития органов дыхания. Развитие гортани, трахеи, бронхов, легких.; Врожденные изменения соотношения долей легких. Органогенез органов мочеполовой системы. Развитие мочевых органов — пронефрос, мезонефрос, Вольфов канал, метанефрос, клоака, развитие моче-прямокишечной перегородки, уретра., Аномалии развития — агенезия почек, атрезия анального отверстия, персистирование клоаки. Развитие половых органов. Развитие половых органов закладка гонад, Мюллеров канал. Индифферентная стадия развития. Изменения по мужскому и женскому типу. Развитие матки, Аномалии — двойная матка, двойное влагалище, разделенная матка, двурогая матка. Опущение половых желез. Аномалии — крипторхизм, врожденная паховая грыжа, истинный гермафродитизм. Развитие наружных половых органов по мужскому и женскому типу. Добавочные половые железы. Аномалии гипоспадия, эписпадия, ложный гермафродитизм. Органогенез органов нервной системы. Развитие спинного мозга. Развитие головного мозга- первичные мозговые пузыри, развитие миелэнцефалон, метэнцефалон, мезенцэфалон, диэнцефалон, телэнцефалон. Аномалии анэнцефалия, краниошизис, микроцефалия, макроцефалия. Развитие периферической нервной системы — спиральных и черепно-мозговых нервов. Расположение ядер ЧМН в пределах ромбовидной ямки. Органогенез органов сенсорной системы. Развитие органов обоняния — полость носа, формирование носовых ходов и добавочных полостей носа. Развитие глаза — глазные ямка, пузырь, бокал; хрусталиковая пластинка, сосудистая щель. Дифференцирование глазного яблока хрусталик, стекловидное тело, сосудистая и фиброзная оболочки. Развитие органа слуха наружное, среднееи внутреннее ухо. Органогенез органов эндокринной системы. Развитие гипофиза, эпифиз а, яичка, яичника, надпочечников, щитовидной и паращитовидных желез. Органогенез кожи и органов опорно-двигательной системы. Развитие кожи и её придатков — ногтей, волос, потовых, сальных и молочных желез. Аномалии — аллопеция, полимастия, амастия, микромастия. Развитие осевого скелета. Развитие черепа. — примордиальный череп, по кровные кости десмо генного происхождения, висцеральный череп. Скелет верхней и нижней конечностей. Суставы. Развитие мышц. |
3.2.2. Разделы (модули) дисциплины и виды занятий
п/№ | № семестра | Наименование раздела учебной дисциплины (модуля) | Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) | ||||
Л | ЛР | ПЗ | СРС | всего | ||||
1. | Прогенез | |||||||
1.1. | Развитие и созревание половых клеток (прогенез). Оогенез. Сперматогенез. | Устный опрос, Тестирование Ситуацион-ные задачи (1-я неделя) | ||||||
1.2. | Прогенез. Сперматогенез. | Устный опрос, Тестирование Ситуацион-ные задачи (2-я неделя) | ||||||
1.3. | Оплодотворение. Стадии оплодотворения. Образование зиготы. Определение пола эмбриона. Методы искусственного оплодотворения. | Устный опрос, Тестирование Ситуацион-ные задачи (3-я неделя) | ||||||
1.4. | Эмбриогенез. Дробление. Типы дробления зиготы. Имплантация. Гаструляция. Механизмы гаструляции. Внезародышевые органы. Критические периоды эмбриогенеза. | Устный опрос, Тестирование Ситуацион-ные задачи (4-я неделя) | ||||||
1.5. | Внезародышевые органы плода I: желточный мешок, аллантоис, амнион, пупочный канатик. | Устный опрос, Тестирование Ситуацион-ные задачи (5-я неделя) | ||||||
1.6. | Внезародышевые органы плода II: трофобласт, хорион, плацента. Система «мать-плод». | Устный опрос, Тестирование Ситуацион-ные задачи (6-я неделя | ||||||
1.7. | Прогенез. Эмбриогенез. Обзорная лекция. | Устный опрос, Тестирование Ситуацион-ные задачи (6-я неделя | ||||||
1.8 | Итоговое занятие. | Устный опрос, Тестирование Ситуацион-ные задачи (7-я неделя) | ||||||
Плодный этап развития человека | ||||||||
2.1. | Плодный этап развития человека. Основы органогенеза. Основы гистогенеза. Органогенез сердечно-сосудистой системы. | Устный опрос, Тестирование Ситуацион-ные задачи (8-я неделя) | ||||||
2.2 | Развитие сердечно-сосудистой системы. | Устный опрос, Тестирование Ситуацион-ные задачи (9-я неделя) | ||||||
2.3 | . Органогенез пищеварительной системы | Устный опрос, Тестирование Ситуацион-ные задачи (10-я неделя) | ||||||
2.4. | Органогенез органов дыхательной системы. Органогенез эндокринной системы. | Устный опрос, Тестирование Ситуацион-ные задачи (11-я неделя) | ||||||
2.5. | Органогенез мочевыделительной системы. | Устный опрос, Тестирование Ситуацион-ные задачи (12-я неделя) | ||||||
2.6. | Итоговое занятие. | Устный опрос, Тестирование Ситуацион-ные задачи (13-я неделя) | ||||||
2.7. | Органогенез органов чувств. | Устный опрос, Тестирование Ситуацион-ные задачи (14-я неделя) | ||||||
2.8.. | Органогенез эндокринной системы. | Устный опрос, Тестирование Ситуацион-ные задачи (15-я неделя) | ||||||
2.9. | Органогенез половой системы. | Устный опрос, Тестирование Ситуацион-ные задачи (16-я неделя) | ||||||
2.10. | Зачетное занятие. | Устный опрос, Тестирование Ситуацион-ные задачи (17-я неделя) | ||||||
Итого |
3.2.3. Название тем лекций и количество часов по семестрам изучения учебной дисциплины
п/№ | Название тем лекций учебной дисциплины (модуля) | Объем по семестрам | ||
№ 2 | № 3 | |||
Развитие и созревание половых клеток (прогенез). Оогенез. Сперматогенез. Основные вопросы: Дистантные и контактные взаимодействия половых клеток. Преобразования в спермии: капацитация, акросомальная реакция, пенетрация спермием прозрачной зоны и плазмолеммы овоцита, сброс цитоплазматической оболочки спермия, поворот спермия, формирование мужского пронуклеуса. Преобразования в овоците: рассеивание клеток лучистого венца, кортикальная реакция, выброс ферментов кортикальных гранул, преобразование прозрачной зоны (зонная реакция), активация цитоплазматических процессов, окончание мейоза, полярные тельца. | ||||
Оплодотворение. Стадии оплодотворения. Образование зиготы. Определение пола эмбриона. Методы искусственного оплодотворения. Основные вопросы: Первая неделя развития. Зигота - одноклеточный зародыш. Мужской и женский пронуклеусы, распад их оболочек, установление связи хромосом пронуклеусов с центриолью спермия, ,ее геном, активация внутриклеточных процессов. | ||||
Эмбриогенез. Дробление. Типы дробления зиготы. Имплантация. Гаструляция. Механизмы гаструляции. Внезародышевые органы. Критические периоды эмбриогенеза. Основные вопросы: Специфика дробления у человека и хронология процесса. Строение зародыша на разных стадиях дробления. Характеристика темных и светлых бластомеров, их межклеточных контактов. Уменьшение размеров бластомеров, их взаимодействие. Морула. Бластоциста. Внутренняя клеточная масса (эмбриобласт) и трофобласт. Стадия свободной бластоцисты. Состояние матки к началу имплантации. Начало 1-й фазы гаструляции. Имплантация. Хронология процесса имплантации. Вторая неделя развития. Гаструляция. Разделение эмбриобласта на эпибласт и гипобласт. Преобразование гипобласта, формирование первичного желточного мешка. | ||||
Прогенез. Эмбриогенез. Обзорная лекция. | ||||
Плодный этап развития человека. Органогенез сердечно-сосудистой системы. Основные вопросы: Плацента, формирование, особенности организации материнского и фетального компонентов на протяжении беременности. Амнион, его строение и значение. Пуповина, ее образование и структурные компоненты: студенистая (слизистая) ткань, сосуды, рудименты желточного мешка и аллантоиса.. Первичная закладка сердца. Ангиогенез. Органы эмбрионального гемопоэза. Сердечные трубки, дорсальные аорты, образование непарной аорты. Развитие сердца — область предсердий, область венечной пазухи, область желудочков. Аномалии — дефект межжелудочковой перегородки, декстракардия, расщепление грудины с эвентрацией сердца. Развитие венозной системы. Кровообращение плода. | ||||
Органогенез пищеварительной системы. Основные вопросы: Формирование полости рта и зубов. Развитие больших слюнных желез, языка, небных миндалин. Развитие кишечной трубки — пищевод, желудок, двенадцатиперстная кишка, печень, поджелудочная железа, тонкий и толстый кишечник. Развитие брыжейки. Поворот внутренних органов. Пороки развития — аплазия участков кишки, атрезия заднепроходного отверстия, пищевода, незавершенный поворот. | ||||
Органогенез органов дыхательной системы. Органогенез эндокринной системы. Основные вопросы: Первые стадии развития органов дыхания. Развитие гортани, трахеи, бронхов, легких. Врожденные изменения соотношения долей легких. Развитие гипофиза, эпифиза, яичка, яичника, надпочечников, щитовидной и паращитовидных желез. | ||||
Итого за семестр: | ||||
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА
Виды СРС
№ п/п | № семестра | Наименование модуля | Виды СРС | Всего часов |
1. | Цитология | Написание рефератов, подготовка к заключительному контролю по модулю | ||
2. | Общая гистология | Подготовка к занятиям, и написание рефератов, | ||
3. | Общая гистология | Работа с дополнитель- ной научной литературой | ||
4. | Общая гистология | Подготовка к заклю-чительному контролю по модулю | ||
ИТОГО часов в семестре: | ||||
1. | Частная гистология | написание рефератов, подготовка к зключительному контролю по модулю | ||
2. | Эмбриология | Подготовка к заключительному контролю по модулю | ||
3. | подготовка к тестированию и экзамену | |||
ИТОГО часов в семестре: |
Примерная тематика рефератов, контрольных вопросов.
Семестр № 3
1. Ранние этапы онтогенеза.
2. Развитие сомитов в зародыше человека.
3. Достижения современной репродуктологии.
4. Классификация тератогенов.
5. Механизмы регуляции клеточных перемещений в процессе эмбриогенеза..
6. Типы дифференцировки.
7. Тератогенные последствия военного применения дофолианта «Орандж Эйджент» во время американо-вьетнамской войны.
8. Аномалии развития, возникающие на эмбриональной стадии развития плода.
9. Последствия использования матерью алкоголя во время беременности..
10. Талидомид - зло или добро? Новые аспекты применения давно отвергнутого лекарства.
Примеры оценочных средств
Для входного контроля (ВК) | Тесты 1-го уровня.
1.Укажите правильное чередование основных стадий развития:
-1.25: морула – бластула – органогенез - гастула
-1.25: дробление – гастула – бластоциста - органогена
-1.25: зигота – гастула – бластоциста - органогенез
5.00: зигота – морула – бластоциста – гастула - органогенез
-1.25: бластоциста – морула – гастула - органогенез
2 Плацента называется гемохориальной, если:
@
-1.25: хорион контактирует с эндотелием сосудов матки
-1.25: ворсинки хориона контактируют с эпителием желез матки
5.00: хорион контактирует с материнской кровью
-1.25: кровь матери поступае
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.118.36 (0.013 с.) |