Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Долг и ответственность социального работника перед клиентомСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основное содержание долга социального работника перед клиентом заключается в содействии достижению клиентом благополучия, наиболее полной самореализации его личности, достигаемой различными способами и методами в соответствии с потребностями и возможностями клиента, и за выполнение этих требований социальный работник несет моральную и профессиональную ответственность. Долг социального работника перед клиентом — отношение к нему как к ценности и организация деятельности, направленной на реализацию этой ценности. Основными требованиями профессионального долга социального работника в отношении клиента являются уважение его как личности. Выявление, поддержка и содействие развитию его наиболее значимых положительных качеств, объективная оценка его способностей и возможностей, разумная требовательность к ним являются важными составляющими долга специалиста. Установление не только деловых, официальных, но и человеческих отношений, создание у клиента оптимистического настроя, поддержание его достоинства и самоуважения и уважения со стороны социального окружения — долг социального работника перед клиентом. Клиент обращается в социальную службу за получением необходимой ему для разрешения трудной жизненной ситуации помощи. К сожалению, далеко не всегда его представления об объемах и содержании необходимой помощи соответствуют объективным возможностям социальной службы. Далеко не всегда клиент, впервые обращающийся к социальному работнику, точно знает, какую именно помощь он может получить в социальной службе. Не всегда клиент даже себе самому может точно объяснить основное содержание и особенно — причины трудной жизненной ситуации. В этом случае долг социального работника состоит в том, чтобы выявить сущность и причины трудной жизненной ситуации, тактично и исчерпывающе объяснить их клиенту, разъяснить его права на получение помощи в соответствии с действующим законодательством. Особо следует подчеркнуть такое требование долга, как изучение внутреннего, духовного мира клиента. Внутренняя, духовная жизнь человека принадлежит только ему самому, является его неотъемлемой собственностью. Приступая к профессиональной деятельности, знакомясь с клиентом и его проблемами, решая (или способствуя решению) этих проблем, социальный работник неизбежно вторгается в личную жизнь индивида, соприкасается с его духовным миром. Поскольку одной из целей социальной работы является способствовать полному раскрытию потенциала личности, ее самореализации, обретению ею самой себя, социальный работник обязан знать внутренний мир своего клиента, умело и деликатно на него влиять. Однако поскольку духовный мир человека — наиболее тонкая, деликатная часть его «я», грубое, бесцеремонное вторжение в него может привести к необратимым негативным последствиям. Внимательное, доброжелательное и чуткое отношение к мыслям, идеям, интересам клиента, его эмоциям и переживаниям, его социальным связям и отношениям на основе уважения личности поможет социальному работнику выполнить этот его профессиональный долг по отношению к клиенту. И разумеется, недопустимым является использование информации о клиенте в личных корыстных целях. При этом социальный работник всегда должен исходить из того, что каждый человек есть ответственная, сознательная личность, стремящаяся к независимости и автономности. Это значит, что его клиент, несмотря на то что он обратился за помощью, признав собственную несостоятельность в решении некоторых вопросов, в значительной мере отвечает сам за себя. В соответствии с этическими принципами клиент, будучи субъектом собственной жизнедеятельности, вправе принимать решения о своей собственной судьбе, а значит, он должен нести за них ответственность. В этом требовании видна вся сложность взаимоотношений социального работника и его клиента, долга специалиста перед клиентом: специалист профессионально подготовлен к своей деятельности, он обладает знаниями, умениями, навыками, опытом, имеет соответствующие полномочия и доступ к формальным и неформальным ресурсам. Клиент, напротив, оказался в трудной жизненной ситуации потому, что знаний, умений, навыков, опыта в решении определенного рода проблем у него недостаточно. Явное профессиональное превосходство социального работника над клиентом в решении такого рода проблем не может служить основанием для ощущения и тем более демонстрации морального превосходства и унижения клиента. Его профессиональный долг — проявить уважение к клиенту и оказать ему необходимую помощь, используя все свои возможности и ресурсы, в том числе неформальные. Клиент не обладает знаниями и навыками в решении проблем, по поводу которых он обратился в социальную службу, его полномочия и ресурсы ограничены. Более того, попытавшись ранее самостоятельно решить свои проблемы и потерпев неудачу, он мог разувериться в собственных силах. Казалось бы, он не должен принимать решения и нести за него ответственность. Однако это неверно. Задача социального работника в такой ситуации состоит в том, чтобы обеспечить возможность ответственного принятия клиентом решения, а значит, предоставить ему всю необходимую информацию о возможных способах решения проблемы, последствиях возможных решений, ресурсных затратах, преимуществах и недостатках каждого из возможных решений и т.п., поддержать его морально, заставить поверить в свои силы. Задача социального работника заключается также в том, чтобы обосновать возможность решения проблем, по поводу которых обратился клиент, самим клиентом с помощью социального работника. Заставить человека поверить в себя, создать у него оптимистический настрой, возродить веру в положительный исход совместной деятельности, добиться активного субъектного участия в ней — долг социального работника перед клиентом. В этом случае он вправе ожидать, что клиент, принимающий решение о своей судьбе, разделит со специалистом и ответственность за все, в том числе негативные, последствия. Таким образом, долг социального работника проявить заботу о благе клиента и ответственность за него не противоречит ответственности клиента за самого себя. Значительную роль в социальной работе играют отношения, складывающиеся между еоциалыiым работником и социальным окружением клиента — его родными и близкими, друзьями и соседями, сослуживцами. Социальное окружение клиента довольно постоянно; трудно, а порой и невозможно бывает отказаться от общения с членами семьи, другими родственниками, друзьями, соседями. Специалист должен учитывать это обстоятельство, особенно в том случае если его взаимодействие с клиентом носит временный характер. Опытный специалист всегда видит в социальном окружении своего клиента не только объект профессионального воздействия, но и своего союзника в решении проблем клиента, т.е. субъект социальной работы, поскольку близкие, как правило, объективно заинтересованы в улучшении условий жизнедеятельности своего родственника, друга, соседа. Внимание к социальному окружению клиента, уважение к нему, учет его мнения и привлечение его к сотрудничеству на благо клиента, создание атмосферы полного доверия и взаимопонимания — профессиональный долг социального работника. Его долг заключается порой и в том, чтобы изменить негативное отношение клиента к своему окружению, которое он мог оценивать как враждебное или, по крайней мере, безразличное, на позитивное, помочь увидеть и оценить в окружающих людях их достоинства, а также адекватно оценить возможную меру их участия в решении его проблем. Аналогичным образом, социальный работник должен сделать попытку изменить негативное отношение к своему клиенту членов его семьи и друзей, что зачастую может привести к частичному или даже исчерпывающему решению других проблем клиента. Недопустимыми являются попытки формирования субъективно негативного отношения клиента к членам его социального окружения, особенно если это делается для того, чтобы подчеркнуть позитивную роль самого специалиста в судьбе клиента. Для плодотворного сотрудничества специалист должен объективно оценивать возможности социального окружения клиента, степень его сплоченности, готовности включиться в совместную деятельность, мнение окружающих по поводу обстоятельств и личности клиента и отношение к нему, а также, что немаловажно, степень индивидуализма и эгоизма членов окружения (в том числе и их группового эгоизма). Социальный работник обязан постоянно искать средства для обеспечения возможности участия и повышения заинтересованности социального окружения в решении проблем клиента, выполнения отдельных этапов и стадий общей работы, формировать коллективное мнение в пользу своего клиента. Создание крепкого, творчески работающего неформального коллектива, объединенного единством целей и задач — объективная потребность сотрудничества с социальным окружением клиента. Такой неформальный творческий коллектив, созданный усилиями социального работника с учетом мнения клиента, обладает большим творческим потенциалом не только в процессе непосредственной социальной работы, но и в последующий период, когда профессиональные услуги социального работника уже не будут нужны. Вместе с тем социальный работник должен представлять те трудности, которые могут встретиться в его работе с социальным окружением клиента. Не следует забывать, что для некоторых членов окружения деятельность по оказанию помощи клиенту не является с формальной точки зрения должной и неизбежной: она для них лишь возможная сфера приложения сил. Кроме того, окружение клиента, видя в социальном работнике представителя официального института, обязанного на основании действующего законодательства выполнять свои функции в отношении клиента, может сознательно устраниться от совместной деятельности, рассчитывая на достаточность усилий специалиста и его официальный статус. К сожалению, это отнюдь не редкий случай. Для специалиста недопустимо делать родным и близким клиента упреки в невмешательстве в судьбу клиента, равнодушии, делать категоричные, скоропшштельные заключения. В интересах социального работника доказать окружению клиента объективную необходимость и полезность участия в решении проблем клиента, преодолеть возникшее противоречие взглядов и мнений и отчуждение людей друг от друга. Пробудить в людях чувство моральной ответственности за благополучие близкого, возбудить их интерес к совместным действиям, тактично разъяснить их роли в отношении клиента, согласовать интересы с целью организации плодотворного сотрудничества в интересах клиента — долг социального работника. На этой основе социальный работник может добиться добровольного посильного участия членов окружения клиента в совместной деятельности и содействовать укреплению позитивных родственных и дружеских связей, которые в дальнейшем могут стать достаточным условием относительно благополучной жизни бывшего клиента социального работника.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1466; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.105.222 (0.007 с.) |