Техники консультирования осужденных. Социальный работник как консультант 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Техники консультирования осужденных. Социальный работник как консультант



Широкое внедрение психологии в практику социальной работы закономерно приводит к развитию тех ее областей, которые традиционно обознача­ются как методы психологического воздействия. Среди них одно из важнейших мест, несомненно, принадлежит психологическому кон­сультированию.

Трудно дать четкое определение этому виду деятель­ности или однозначно указать сферы его применения, поскольку слово "консультирование" уже давно представляет родовое понятие для различных видов консультативной практики. Так, фактически в любой сфере, в которой используются психологические знания, в той или иной мере применяется консультирование как одна из форм работы. Социально-психологическое консультирование включает в себя и профконсультирование, и педагогическое, и промышленное консультирование, и консультирование руководителей, и многое другое.

Некоторые социальные работники – практики высказывают сомнения в том, что консультирование, как особый вид деятельности, применимо в работе с осужденными. Речь в таких случаях идет о том, что осужденные не способны принимать самостоятельные решения и нести ответственность за свою жизнь, что они нуждаются в первую очередь в воспитательной работе.

Отдавая должное преимуществам педагогической деятельности в отношении несовершеннолетних или ограниченных в интеллектуальных и других способностях людей, рассмотрим специфику консультативной работы с эмоционально и интеллектуально зрелыми индивидами.

Консультирование - широко распространенный сегодня и один из основных инструментов в области социальных технологий. Консультативная практика применяется в любой сфере, где используются психологические знания: в процессе социальной работы в организациях и управлении, в медицине и психотерапии, в педагогике и образовании, в кадровой и менеджерской работе.

В России сегодня недостаточно развита культура обращения за профессиональной консультативной помощью. Этот феномен объясняется историческими особенностями нашей страны и особенностями культуры. В течение нескольких десятков лет обращение за психологической помощью к практикующему психологу было весьма сложной, а часто и невозможной процедурой, прежде всего ввиду отсутствия услуги как таковой, а также множеством мифов, существующих в нашей культуре.

Например, одним из мифов является представление о «всемогуществе» консультанта, который способен, выслушав и расспросив клиента, дать ему стандартный универсальный совет по решению жизненной задачи. Подобные ожидания исходят, скорее всего, из опыта общения с медицинскими работниками, оперирующими понятиями «диагноз» и «рецепт».

Практический запрос на консультирование в практике социальной работы с осужденными может формулироваться следующим образом: «Скажите, что мне делать?»; «Посоветуйте, как быть»; «Дайте совет, как мне лучше поступить». Безусловно, подобные ожидания могут льстить социальному работнику, которому приятно осознавать себя человеком, решающим судьбы других людей.

Г.С. Абрамова дает следующее определение консультирования: "Суть психологического консультирования состоит в том, чтобы психолог, пользуясь своими специальными знаниями, професси­ональными, научными, создал условия для другого человека, в кото­рых он переживает свои новые возможности в решении его психологи­ческих задач".

Все определения консультирования вклю­чают следующие основные положения:

1. Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению.

2. Консультирование помогает обучаться новому поведению.

3. Консультирование способствует развитию личности.

4. В консультировании акцентируется ответственность клиента, т.е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные реше­ния, а консультант создает условия, которые поощряют волевое по­ведение клиента.

5. Сердцевиной консультирования является "консультативное взаимодействие" между клиентом и консультантом, основанное на фи­лософии «клиентцентрированной» терапии.

Выделяют три основных принципа этого направления:

а) каждая личность обладает безусловной ценностью и заслужи­вает уважения как таковая;

б) каждая личность в состоянии быть ответственной за себя;

в) каждая личность имеет право выбирать ценности и цели, принимать самостоятельные решения.

Цель психологического консультирования - культурно-продук­тивная личность, обладающая чувством перспективы, действующая осознанно, способная разрабатывать различные стратегии поведения и способная аккумулировать ситуацию с различных точек зрения.

Главная задача социального работника в исправительном учреждении состоит в том, чтобы создать для нормального, психически здорового клиента (осужденного) условия для осознанных, нешаблонных способов действия, которые позволили бы ему принимать решения в соответствии с его возможностями.

Социальному работнику необходимо вступить в такое взаимодействие с осужденным, чтобы он сам смог найти новые способы действия, новые переживания, новые мысли, цели для дальнейшей жизни. При этом специалист использует в своей работе такие понятия, как жизнь, смысл жизни, место человека в жизни, ценности, индивидуальность.

В силу того, что специалисты по социальной работе применяют в ходе консультирования специальные профессиональные знания и навыки для установления доверительных отношений с осужденными, соблюдение этики является обязательным условием их профессиональной деятельности.

Социальный работник в исправительном учреждении, как и другие профессионалы, несёт этическую ответственность и имеет обязательства. Прежде всего, он ответственен перед осужденным как перед клиентом. Специалист ответственен и перед членами семьи осужденного, перед учреждением, в котором работает, вообще перед общественностью, наконец, перед своей профессией. Такая ответственность и обусловливает особую важность этических принципов в консультировании. Вот почему во всех странах создаются кодексы профессиональной этики, регламентирующие профессиональную деятельность консультанта.

Однако социальному работнику-консультанту не так просто безусловно следовать правилам этики по следующим причинам:

- трудно соблюдать стандарты установленного поведения в огромном разнообразии ситуаций социальной помощи, ведь каждый случай уникален;

- ценностная ориентация исправительных учреждений может не вполне совпадать с этическими требованиями к консультанту. В таких случаях социальный работник оказывается перед сложным выбором;

- специалист нередко попадает в этически противоречивые ситуации, когда, придерживаясь требований одной нормы, он нарушает другую. Таким образом, в случае любого выбора не соблюдаются нормы этики.

Рассмотрим общие, наиболее часто встречающиеся ситуации, в которых могут возникнуть проблемы этического характера.

Социальный работник в процессе консультирования ответственен за правдивость, честность и искренность. Но умение оказывать влияние – это тоже один из важных навыков консультирования. Можно ли манипулировать осужденным-клиентом, побуждая его к экспериментированию с новыми для него формами поведения? Возможно ли смягчать для него правду?

Принцип информирования основан на том, что осужденные имеют право на защиту от любой формы принуждения, манипуляции и от психологического воздействия, оказывающего на них пагубное влияние. Клиенты имеют право во время первой встречи получить максимум информации о процессе консультирования:

- об основных целях консультирования;

- о квалификации социального работника-консультанта;

- о приблизительной продолжительности консультирования;

- о целесообразности консультирования;

- о риске временного ухудшения состояния в процессе консультирования;

- о границах конфиденциальности.

Социальный работник должен реалистично оценивать уровень и пределы своей профессиональной компетентности. Он не должен вселять в осужденного надежду на помощь, которую не сможет оказать.

В консультировании недопустимо применение недостаточно освоенных диагностических и терапевтических процедур. Консультационные встречи с осужденными ни в коем случае нельзя использовать для испытания каких-либо методов или техник консультирования.

Очень важно заранее согласовать с осужденным возможность аудио- и видеозаписи консультативных бесед. Недопустимо использование таких процедур без его согласия, хотя эти процедуры могут быть важны для консультанта в исследовательских, педагогических целях, а также полезны клиенту для оценки динамики его проблем и эффективности процесса консультирования.

Консультант, обеспечивая искренность, должен ознакомить осужденного с обстоятельствами, при которых профессиональная тайна не соблюдается. Конфиденциальность нельзя возвести в абсолютный принцип, чаще всего приходиться говорить о её границах. Выделяют семь основных правил, следуя которым, можно установить такие границы:

- материалы консультативных встреч, которые не могут причинить вреда интересам осужденного, не подпадают под правила конфиденциальности;

- материалы консультативных встреч, необходимые для эффективной работы социального работника, также не подпадают под правило конфиденциальности в случае предоставления материалов эксперту в области консультирования по договорённости с осужденным;

- конфиденциальность ограничена правом социального работника на сохранение собственного достоинства и безопасности своей личности;

- конфиденциальность ограничена правами третьих лиц и общественности.

Среди наиболее часто указываемых обстоятельств, при которых действует правило конфиденциальности, но с ограничениями, заслуживают упоминания следующие:

- повышенный риск для жизни осужденного и других людей;

- преступные действия (распространение наркотиков, насилие, развращение и др.);

- необходимость госпитализировать осужденного.

Выяснив во время консультирования, что осужденный представляет для кого-то серьёзную угрозу, социальный работник обязан принять меры для защиты намеченной жертвы, проинформировать об опасности её саму, соответствующие службы исправительного учреждения. Консультант также должен сообщить о своём намерении клиенту.

Немаловажным аспектом процесса консультирования является его организация. Первый вопрос, который необходимо прояснить – это вопрос о времени и периодичности встреч в процессе консультирования.

Продолжительность одной консультативной встречи не должна превышать 60 минут, поскольку по истечении этого времени снижается эффективность совместной работы социального работника и осужденного. Встреча со взрослым клиентом может продолжаться в течение 45-50 минут, эта продолжительность оптимальна.

Общее количество встреч в рамках одного консультативного процесса не превышает обычно 12, возможно сокращение этого количества в зависимости от сложности задачи. Типичной ошибкой, однако, является ограничение консультативного процесса одной встречей. Чаще всего это связано с наличием у социального работника-консультанта иллюзии о простоте запроса, его ясности уже при первой встрече.

Необходимо различать такие различные виды деятельности, как «консультирование» и «консультация». Первое понятие подразумевает некий процесс, второе чаще всего предполагает разовое экспертное вмешательство консультанта.

Здесь мы приводим наиболее общую классификацию этапов, или стадий консультирования в ходе социальной работы с осужденными.

1. Первую стадию наиболее часто обозначают как стадию установления контакта. В ходе этого этапа уточняются цели консультирования, корректируются взаимные ожидания осужденного и социального работника-консультанта, максимально широко рассматриваются все аспекты случая.

2. Стадия формулирования и исследования проблемы осужденного. На этом этапе совместно рассматриваются варианты формулирования проблемы, уточняется рабочая формулировка, реализуются различные диагностические мероприятия.

3. Стадия решения проблемы. На этом этапе осужденным и социальным работником совместно планируются и реализуются мероприятия по решению проблемы. Консультант помогает клиенту строить деятельность с учетом обстоятельств, времени, а также с пониманием возможности неудач в ходе решения жизненной задачи.

4. Стадия завершения отношений. Особое внимание важно уделить процессу завершения консультативного контакта. На этом этапе реализуются мероприятия по снижению травматичности расставания, завершения отношений.

Рассмотрим подробно начальную и завершающую стадии, которые имеют решающее значение в консультативной работе с осужденным. Другие стадии широко освещены в литературе, рекомендуемой к этому параграфу.

Первой встрече с осужденным социальный работник должен уделить особое внимание. Осужденный приходит за психологичес­кой помощью с двумя сильными чувствами - страхом и надеждой. Консультант обязан ослабить страх и ук­репить надежду.

Первая встреча начинается со знакомства. Сразу бросается в глаза и свидетельствует о характере осужденного то, как он входит в кабинет - твердым шагом, демон­стрирующим решимость и смелость, или нерешитель­но, неохотно, что говорит о страхе, стеснительности, сомнениях. Рукопожатием консультант с первых минут встречи проявляет дружелюбие, заинтересованность и готовность помочь, поскольку пожатие руки принято считать символом единения двух людей. Социальный работник узнает имя и фамилию осужденного, представляется сам и пару минут может уделить общепринятым фразам, которые уменьшают тревогу и напряжение первой встречи.

Даже если в поведении осужденного не заметно при­знаков тревоги, о ней не следует забывать, потому что сама ситуация консультирования провоцирует трево­гу. Наконец, тревогу у клиента вызывают его собствен­ные проблемы, а также сомнение, достаточна ли ква­лификация специалиста по социальной работе, готов ли он по-настоящему помогать, что вообще будет происходить во время кон­сультирования и т. п.

Тревога и напряжение мешают клиенту-осужденному говорить, поэтому первая задача социального работника - помочь ему по­чувствовать себя в безопасности. Чаще всего осужденный надеется, что консультант первым начнет беседу.

Если консультант видит явное напряжение клиента, полезно обозначить и прокомментировать это состояние: «Вам трудно начать говорить…» или «Вы выглядите обеспокоенным». Разговор о беспокойстве способствует снятию напряжения.

Иногда осужденный опасается оценки, диагноза, беспокоится из-за возможного вы­явления нарушений психики. Беспокойство такого рода следует устранить в начале беседы. Социальный работник должен объяснить, что клиент сам выбирает, о чем и сколько говорить, что большинство людей обращается к социальным работникам из-за жизненных проблем, а их нельзя считать болезнями.

Беспокойство первой встречи уменьшается при ознакомлении осужденного с процедурой консультирования. Большинство клиентов чувствуют себя неуверенно из-за неосведомленности в действиях консультанта. Не­которые клиенты-осужденные понимают консультирование как магическую помощь, а консультанта воспринимают как мага, читающего мысли. Для других консуль­тирование является своеобразной скорой помощью, раздаванием мудрых советов или работой, за которую всю ответственность несет социальный работник.

Такие нереалистические ожидания отчасти отражают социальные стереотипы, связанные с психологической и социальной помощью. Краткое описание процесса консультирования с особым под­черкиванием полной зависимости успеха от сотрудни­чества консультанта и осужденного корректирует ожидания клиентов и уменьшает их тревогу.

В начале первой встречи важно выяснить, обра­тился ли осужденный сам или его кто-то направил (начальник отряда, психолог). Если клиент приходит не по собственной инициативе, велика вероятность его сопротивления консультирова­нию, поскольку он сам не видит смысла в обраще­нии к социальному работнику.

Это требует от консультанта дополнительных усилий по созданию необходимой мотивации и выяснению целесо­образности дальнейших встреч. У осужденного, направлен­ного другим специалистом, необходимо сразу сформи­ровать «гештальт» сотрудничества. Например, можно сказать: «X. просил меня провести с Вами не­сколько встреч, чтобы совместно обсудить Вашу ситуацию». Это хотя бы отчасти объяснит осужденному, почему он направлен к социальному работнику, а также помо­жет понять, что консультирование - совместное заня­тие двух людей, а не просто беседы, во время которых консультант дает указания, что и как следует делать.

Консультанту рекомендуется самому выслушать осужденного, а не полагаться на информацию коллеги или другого лица.

Начинающая встречу реплика может формулироваться как вопрос, но вопрос в этом случае должен быть открытым, неопределенным, позволяющим осужденному без всяких тематических огра­ничений говорить о том, что для него важно. Напри­мер: «С чего Вы хотели бы начать свой рассказ?», «Какие вопросы (трудности, проблемы) привели Вас сюда?», «Итак, о чем мы будем говорить?».

Первые вопросы следует тщательно продумывать, потому что осужденные в начале консультирования не ос­меливаются отвечать на некоторые вопросы. Если кон­сультант задает много вопросов, осужденный перестает понимать, что от него хотят, и не говорит по собственной инициативе.

Тогда консультант вынужден продолжать спрашивать. В начале консультирования следует избе­гать вопросов, на которые возможен однозначный ответ (закрытых вопросов), ибо это также заставляет социального работника продолжать спрашивать (например, вопрос: «Сколько Вам лет?» иногда важен, но неприемлим в начале консультиро­вания).

Во время первой встречи важно внимательно выслу­шать осужденного и определить основную тему беседы, круг проблем и трудностей. Прежде всего, сле­дует обратить внимание на понимание проблемы самим осужденным, на вероятные причины ее возникновения, на попытки решить эту проблему, связанные с ней труд­ности и сопутствующие факторы.

Социальный работник побуждает клиента свободно рассказывать, иногда используя такие фразы: «Стало быть, все попытки ре­шить проблему оказались неудачными...», «Только с этими делами связываете свою проблему?» и т. п. Не следует прерывать осужденного и показывать свое личное согласие или несогласие, необходимо избегать высме­ивания и унижения клиента, проявлять свои симпатии тоже не нужно (важна эмпатия консультанта), не надо предлагать поспешные интерпретации и спешить с выводами.

Консультант не должен настойчиво и назойливо побуждать осужденного «рассказать все». Если каким-либо способом заставить его рассказать о своей жизни, отношениях, чувствах больше, нежели он готов, то осужденный может испытывать тревогу, вину и стыд из-за излишней откровенности с чужим человеком.

Часто во время первой встречи осужденный говорит о многих проблемах, потому что практически никогда не бывает единственной проблемы. Затруднения на пер­вый взгляд кажутся разрозненными. Тем не менее, если социальный работник внимательно выслушает клиента, он усмот­рит разного рода связи между изложенными события­ми, чувствами и установками. В ходе беседы важно от­мечать повторяющиеся элементы в речи осужденного. Они указывают на самые интенсивные реакции, на наибо­лее эмоционально окрашенные области опыта. Такие повторы выполняют роль специфичных «ключей» и помогают консультанту эффективнее вести беседу.

С самого начала первой встречи консультант заботится о том, чтобы осужденный принял на себя ответственность за свои проблемы, т. е. признал в их происхождении свое авторство. Консультант разделяет с клиентом ответственность и указывает, что он заинтересован в обсуждении проблем осужденного и возможных альтерна­тив их решения.

Воспитание нередко противоречит требованию совместной с клиентом ответственно­сти за консультирование. Консультант полагает, что сможет лучше справиться со своими обязанностями, переживая из-за проблем осужденного сильнее, чем он сам. Однако для клиента полезнее глубже поразмыслить над своими про­блемами. Вместе с тем не следует стараться полностью избавить осужденного от тревоги, связанной с принятием на себя ответственности.

Для клиента-осужденного важно обучаться толе­рантности к некоторым дозам беспокойства, посколь­ку жизнь полна ситуаций, в которых приходится быть лично ответственным.

Иногда думают, что каждый раз осужденный должен уходить от консультанта более счастливым, чем пришел. В действительности же он должен уйти более уверенным, однако с болезненным пониманием, что следует что-то менять в себе и своей жизни. Социальный работник-консультант обязан не столько освобождать осужденного от страданий, сколько придать его страданиям конструктивное направление. Страдание может быть использовано как важная сила, вызывающая изменение личности в процессе консультирования.

Важнейшие цели первой консультативной встречи:

1. Поощрять открытое, искреннее и всеобъемлющее общение по проблемам, которые осужденному хочется обсудить во время встречи, с раскрытием факторов, вызывающих эти проблемы.

2. Продвинуться в направлении более глубокого понимания осужденного, большего уважения к нему и взаимопонимания.

3. Настроить осужденного на конкретную полезность каждой консультативной встречи.

4. Передать осужденному понимание того, что он должен быть активным участником решения своих проблем.

5. Обозначить направления дальнейшей работы.

Иногда в конце первой встречи осужденные задают вопрос, почему надо встречаться с социальным работником не­сколько или даже много раз. В таких случаях консуль­тант должен объяснить: «Ваши проблемы возникли не сразу; они развивались постепенно, и Вы с ними жи­вете уже некоторое время. Чтобы разобраться в ситуации, прежде всего необходимо довольно подробно ознакомиться с ней. Это требует времени, как, впро­чем, обсуждение и решение проблем. Невозможно за один час устранить то, что накапливалось годами». Такое объяснение помогает осужденному понять, что реше­ние проблем - это не одноразовое действо, а довольно продолжительный процесс.

Понятие «завершение» относится к решению, одностороннему или взаимному, прекратить консультирование. Завершение является наименее исследованным и часто пренебрегаемым аспектом консультирования. Kaк правило, социальные работники полагают, что завершение должно происходить естественным путем.

В реальности завершение отношений консультирования оказывает воздействие на всех участников, и оно часто происходит трудно и болезненно. Завершение может вызывать смешанные чувства и у консультанта, и у осужденного. Например, он может испытывать как благодарность, так и сожаление по поводу конкретного опыта консультирования. Если это должным образом не учитывать, завершение может принести столько же вреда, сколько и пользы.

Умение завершить консультирование не относят непосредственно к навыкам, облегчающим взаимоотношения консультирования. Однако завершение выполняет несколько важных функций. Во-первых, завершение сигнализирует о том, что нечто закончено. Жизнь - это ряд «здравствуй» и «прощай». «Здравствуй» начинаются с рождения, «прощай» заканчиваются со смертью. Между рождением и смертью индивиды встречаются и расстаются с огромной вереницей явлений и события, включая работу, взаимоотношения и смену жизненных периодов. Развитие и приспособляемость зависят от способности участвовать в максимальном количестве этих событий и извлекать из них уроки. Чтобы приступить к чему-нибудь новому, необходимо завершить и осмыслить предыдущее событие. Заверше­ние - это возможность должным образом закончить усвоение опыта, на личност­ном или профессиональном уровне.

Завершение является средством сохранения уже достигнутых изме­нений и генерализации приобретенных в процессе консультирования навыков решения задач. Успешное консультирование приводит к значительным изменениям в способах восприятия, мышления и дея­тельности клиента-осужденного. Эти изменения отрепетированы в консультировании, но они должны быть осуществлены в реальном мире.

Осужденный может всегда возвратиться к социальному работнику для любого необходимого продолжения работы, но завершение - это естественная отправная точка для начала независимой деятельности. Это придающий силы опыт для осужденного, который позволяет ему взглянуть на то, что происходит в на­стоящем, совершенно новым или, по крайней мере, модифицированным способом. В завершении создается возможность придать «осмысленность деятельности». Другими словами, то, что кажется финалом, оказывается началом.

Когда завершать отношения - вопрос, который не имеет однозначного ответа. Если отношения заканчиваются слишком скоро, осужденные могут вернуться к прежнему поведению. С другой стороны, когда время завершения никак не обозначено, кли­енты могут стать зависимыми от консультантов и терпеть неудачи в разрешении трудностей и в личностном росте. Консультант может эффективно завершить собеседование несколькими способами. Один из них - это просто кратко заявить, что время вышло. Например, он может сказать: «Похоже, что на сегодня наше время закончилось».Чем проще заявление, тем лучше. Если осужденный бесконечно долго рассказывает о каком-либо предмете в конце встречи, консультант должен напомнить, что до конца встречи остается только 5-10 минут.

После этого клиент может сосредоточить внимание на важных вопросах. В качестве альтернативы или как дополнение к прямому заявлению консультант может использовать невербальные сигналы, чтобы дать клиенту понять, что встреча завершается. Это может быть взгляд на часы или вставание. Невербальные сигналы, возможно, лучше всего использовать с вербальными пояснениями. Одно подкрепляет другое.

Обычно полезно подытожить все, что случилось во время встречи. Это подведение итогов может быть начато или консультантом, или клиентом-осужденным. Хорошее заключение связывает вместе главные моменты и должно быть кратким, сведенным к сути и не должно содержать интерпретации.

Совместное подведение итогов позволяет консультанту и клиенту понять, что каждый из них вынес из совместной работы, и предоставляет возможность выяснить недоразумения. Важным элементом завершения любой встречи является назначение времени следующей. Большинство проблем требуют для своего решения длительного времени.

Консультант и клиент должны совместно решить, когда завершение отноше­ний будет уместным и полезным. Как правило, они вербально дают друг другу понять о готовности к завершению. Например, осужденный может сказать: «Думаю, что я действительно добился улучшения в течение последних нескольких месяцев». Или социальный работник может заявить: «Вы, кажется, на правильном пути и больше не нуждаетесь в моих услугах».

Такие заявления предполагают инициацию конца отношений консультирования и обычно подразумевают признание достигнутого прогресса в развитии или в разрешении проблемы. Целый ряд дру­гих поведенческих признаков также могут служить сигналом к концу консульти­рования. В их число входят: снижение интенсивности работы, увеличение прояв­лений юмора, уменьшение проявлений негативизма, отказов, злости, печали или зависимости.

Предлагается, в качестве общего правила, уделять проблемам, связанным с завершением отношений консультирования, шестую часть всего времени работы.

Можно осуществлять некоторые действия, помогающие определить наступление завершающего этапа.

• Проверить, достигнуто ли уменьшение или устранение начальных проблем или симптомов.

• Оценить способность клиента добиваться успеха и степень его понимания себя и других.

• Определить, приобрел ли осужденный способность продуктивно планировать и выполнять личностную работу.

Имеются, по крайней мере, еще два способа облегчить окончание отношений клиента и социального работника. Первый из них включает использование метода затуха­ния. Затухание определяется как «постепенное уменьшение влияния искусственных структур, созданных для достижения желательных изменений». Другими словами, клиенты-осужденные постепенно прекращают получать подкрепления, стимулирующие определенного рода поведение.

Конечная цель всего консультирования состоит в том, чтобы помочь клиентам стать менее зависимыми от социального работника и процесса консультирования, и больше зависеть от себя и от взаимоотношений с другими. В процессе консультировании клиенты должны также научиться распознавать положительное подкрепление в естественных случайных обстоятельствах. Для того чтобы способствовать «затуханию», встречи могут проходить все реже и реже или просто становиться укороченными.

Другой способ облегчить завершение отношений консультирования состоит в том, чтобы помочь клиенту развить навыки успешного решения проблем. Если социальный работник-консультант сможет помочь осужденному научиться более эффективно справляться с трудностями, он больше не будут нуждаться в отношениях консультирования.

В этом заключается процесс распространения опыта консультирования на реальную жизнь. В идеальном случае этот процесс включает образовательные и профилактические мероприятия, а также обучение навыкам принятия решения для каждодневной жизни и кризисных ситуаций.

Мы рассмотрели основные этапы консультационной помощи, оказываемой социальным работником.

Применение технологии консультирования в социальной работе с осужденными требует четкого понимания специфики ролевых позиций. Субъект – субъектный подход является важным отличительным признаком консультативной деятельности, в отличии, на пример, от ролевой схемы воспитательного процесса воспитатель – воспитуемый.

В процессе консультирования обе стороны являются активными, причем от активности клиента зависит больше, чем от активности консультанта.

Таким образом, добровольное стремление клиента получить помощь и использовать ее в изменении своей жизни является главным условием успешности консультирования. В случае, когда изначальная активность клиента- низка, необходимо прибегать к использованию специальных приемов ее повышения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 1385; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.202.45 (0.054 с.)