Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация работы профконсультанта

Поиск

А.С. Титлова, Е.О. Аболина

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПРОФКОНСУЛЬТАНТА

Курс лекций

 

Красноярск 2010

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет»

 

А.С. Титлова, Е.О. Аболина

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПРОФКОНСУЛЬТАНТА

Курс лекций для студентов специальности 030301 «Психология»

очной формы обучения

 

Красноярск 2010

Организация работы профконсультанта: Курс лекций для студентов специальности 030301 Психология очной формы обучения. / А.С. Титлова, Е.О. Аболина - Красноярск: СибГТУ, 2010. - 86с.

 

Рецензенты: С.И. Почекутов, к. т. н., доцент (КГТУ);

В.П.Махонина, к.ф.н., доцент (методический совет СибГТУ)

 

 

Курс лекций предназначен для изучения студентами деятельности психолога профконсультанта. Данный материал может быть использован студентами при написании контрольных и дипломных работ, а также в будущей профессиональной деятельности.

 

 
 
© А.С. Титлова, Е.О. Аболина © ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет, 2010  

 

 


Содержание

Введение. 5

Лекция 1. Основные принципы и содержание работы профконсультанта. 6

Лекция 2. Основные этические принципы в профориентационной практике 11

Лекция 3. Психолог-профконсультант в школе. 19

Лекция 4. Методы и технологии профконсультирования в системе школьного образования. 23

Лекции 6-7. Психологические особенности профориентационной работы с инвалидами 37

Лекции 8-9. Профориентация молодежи: медицинский и психофизиологический аспекты 45

Лекция 10. Основы индивидуального профконсультирования. 55

Лекции 11-12. Основы группового профконсультирования. 62

Заключение. 76

Темы контрольных работ. 77

Примерный перечень вопросов к зачету. 78

Библиографический список. 80

Приложения. 85

Приложение А. Перечень ключевых слов. 85

Введение

 

Курс «Организация работы профконсультанта» является важной частью профессиональной подготовки будущих психологов.

Цель курса «Организация работы профконсультанта» - дать студентам информацию о деятельности психолога профконсультанта, показать основные технологии профориентационной деятельности, сформировать стройную систему знаний, умений, навыков, которые должны составить основу профессиональной деятельности специалиста профконсультанта.

Задачи курса: ознакомить с основными понятиями, теориями, принципами, методами и технологиями профориентационной деятельности; ознакомить со спецификой работы профконсультанта в различных организационных системах, с различными категориями населения.

В соответствии с ГОС ВПО и учебным планом специальности по данной дисциплине предусмотрено проведение 24 часов лекций, выполнение контрольной работы и сдача зачета.

По окончании изучения данной дисциплины студент обязан владеть методами и технологиями профконсультационной работы; знать общие принципы профориентационной деятельности; уметь планировать и проводить индивидуальные и групповые профориентационные занятия.

Курс лекций предназначен для изучения студентами профессиональной деятельности психолога профконсультанта. Каждая лекция содержит план и перечень контрольных вопросов. Материал может быть использовано студентами при подготовке к практическим занятиям, зачету, написании дипломной работы.


Лекция 1. Основные принципы и содержание работы профконсультанта

План

1. Концептуальные положения науки профориентология.

2. Понятие и содержание профессиональной ориентации.

3 Основные принципы работы профконсультанта.

 

Лекция 2. Основные этические принципы в профориентационной практике

 

План

 

1. Основные уровни рассмотрения и решения этических проблем в работе профконсультанта: правовой, моральный и нравственный.

2. Этические принципы профконсультирования.

 

Лекция 3. Психолог-профконсультант в школе

План

Вопрос 2. Содержание медико-психофизиологической консультации

В процессе проведения медико-физиологиче­ской профконсультации подростков должна быть установлена профессиональная пригодность к видам деятельности, группам профессий или к от­дельной профессии.

В связи с тем, что задачей профконсультации яв­ляется установление оптимального соответствия подростка избираемой профессии в плане соответ­ствия как состояния здоровья, так и психофизио­логических особенностей, медицинская профконсультация имеет два раздела. Первый раздел — тра­диционно-медицинский: врачебная профконсультация, выбор профессии с учетом состояния здоровья; второй раздел — сравнительно новый, раз­вивающийся: медико-физиологическая профконсультация, выбор профессии с учетом индивидуальных физиологических и психофизиологических особенностей организма. Развитие каждого раздела медико-физиологической профконсультации стро­ится на изучении требований профессии, предъявляемых к организму подростка, с одной стороны, и изучении соответствующих индивидуальных осо­бенностей подростков — с другой. В случае врачеб­ной профконсультации — это состояние здоровья в самом широком плане, в случае психофизиоло­гической профконсультации — индивидуально-ти­пологические особенности.

Актуальность врачебной профконсультации обусловлена тем, что, к сожалению, довольно зна­чительное число подростков в той или иной степе­ни ограничены в выборе профессии из-за отклоне­ний в состоянии здоровья, проявляющихся не только в хронических заболеваниях, но и функцио­нальных отклонениях возрастного характера.

Задачей врачебной профконсультации является рекомендация для учащихся с отклонениями в со­стоянии здоровья такого вида профессиональной деятельности, который бы не только не оказывал отрицательного влияния на течение заболевания и функциональное состояние организма в целом, но и способствовал коррекции имеющихся измене­ний, имел бы оздоровительное значение. Правиль­ный подбор вида труда — одно из важнейших ме­роприятий по профилактике прогрессирования хронических заболеваний, перехода функциональ­ных отклонений в органические изменения, про­филактике инвалидности.

Врачебная профконсультация имеет два основных направления: 1) врачебный профессиональный от­бор — медицинское заключение о возможности вы­полнения конкретной профессии; 2) врачебная профессиональная ориентация — рекомендация учаще­муся, имеющему отклонения в состоянии здоровья, в отношении ряда профессий, которые максимально соответствуют его состоянию здоровья.

Цель врачебной профориентации — помочь уча­щимся выбрать профессию для работы на произ­водстве, а при желании — получить образование в техникумах и вузах.

Данные научных исследований по объему вра­чебной профконсультации среди школьников 7-11-х классов средних общеобразовательных школ, проводимые в 70—80-е годы, показали, что более половины школьников (58%), имеющих как хронические заболевания, так и функциональные отклонения, нуждались в ограничениях при выбо­ре профессии. Приведенные данные указывают на большой объем и огромную социальную значи­мость работы по врачебной профориентации уча­щихся образовательных учреждений, поскольку именно в этот жизненный период они выбирают свой дальнейший трудовой путь, не учитывая при этом, как правило, состояние своего здоровья.

Медицинские противопоказания к выбору про­фессии обусловлены в основном двумя причинами: пер­вая и основная — характер труда или условия про­изводственной среды, в которой осуществляется ра­бота по какой-то конкретной профессии, могут ока­зать неблагоприятное влияние на течение хрониче­ского заболевания, способствовать частым обострениям и прогрессированию его, вторая — имеющееся заболевание или, что встречается чаще, анатомиче­ский дефект препятствует качественному выполне­нию работы.

Для соответствия углубленных осмотров зада­чам профконсультации они должны обеспечивать:

— выявление возрастных функциональных от­клонений;

— раннюю диагностику заболеваний, оценку функционального состояния системы (органа) и определение степени ее недостаточности;

— тщательное исследование функции зритель­ного, слухового анализаторов, опорно-двигатель­ного аппарата с целью наиболее оптимального под­бора профессий, соответствующих состоянию этих систем;

— специальные дополнительные исследования тex функций организма, к которым предъявляются повышенные требования выбранного профессио­нального труда.

Для правильного и более рационального реше­ния вопросов профессиональной пригодности уча­щихся с отклонениями в состоянии здоровья на ос­новании детального изучения санитарных характе­ристик каждой профессии непосредственно на производстве разработаны и внедрены в повсе­дневную практику здравоохранения научно обоснованные перечни медицинских противопоказа­ний к приему подростков на профессиональное обучение, в высшие и средние учебные заведения, являющиеся основным регламентирующим доку­ментом при проведении врачебной профконсультации. Они разработаны по нозологическим фор­мам заболеваний и ряду функциональных наруше­ний, наиболее часто встречающихся в молодом возрасте, и включают в себя: внутреннюю патоло­гию, заболевания нервно-психической сферы, опорнодвигательного аппарата, эндокринной сис­темы, заболевания кожи, органов уха, горла, носа, зрения с учетом возрастных особенностей, течения заболевания и его тяжести, клинического прогно­за, компенсаторных возможностей организма, а также выраженности того или иного анатомиче­ского дефекта.

Перечни медицинских противопоказаний явля­ются одним из основных пособий, используемых при проведении врачебной профконсультации. Сборники 1—9 медицинских противопоказаний к работе и производственному обучению подростков выпуска 1985—1988 гг. составлены таким образом, чтобы они могли быть максимально использованы при работе врача по врачебной профконсультации. К каждой статье расписания болезней и функцио­нальных отклонений перечисляются доступные профессии и дается перечень противопоказанных факторов трудового процесса и окружающей сре­ды, что способствует формированию у врача наи­более правильного экспертного мышления.

На основании результатов врачебного освиде­тельствования подростка, учета санитарно-гигиенических условий избираемого вида труда, жела­ния и наклонностей подростка, педагогической характеристики, в которой должны быть отражены характер, степень ответственности, сосредоточен­ность, особенности реакции, успеваемость, инте­рес к отдельным отраслям знаний, составляется врачебно-профконсультационное заключение. В заключении должен быть сформулирован ответ в отношении соответствия или несоответствия состояния здоровья подростка избираемому труду. Одновременно необходимо дать рекомендации в отношении ряда профессий, которые в большей степени соответствуют состоянию здоровья обсле­дуемого.

Необходимость проведения профориентации подростков по психофизиологическим показате­лям обусловлена тем, что современные профессии во многих случаях предъявляют в процессе труда к организму и личности работника специфические, а часто и жесткие профессиональные требования, предполагающие развитие у него достаточного, а подчас и очень высокого уровня определенных ка­честв.

В то же время установлено, что до 95% школьни­ков при выборе профессии совершенно не оценива­ют собственные способности к тем или иным видам деятельности, не учитывают возможность профес­сиональной непригодности к некоторым из них.

Выбор подростками будущей профессии без учета индивидуальных психофизиологических и личностных особенностей может привести к комплексу неблагоприятных социально-биологиче­ских последствий: ухудшению состояния здоровья, неудовлетворенности профессией, низкой произ­водительности труда, большой текучести кадров среди молодых рабочих.

В процессе осуществления психофизиологиче­ской профконсультации необходимо дать оценку степени развития у данного подростка «профессио­нально значимых» или «ключевых» психофизиологических функций и качеств, выявить слабые и сильные стороны его психофизиологического статуса и в соответствии с этим рекомендовать вы­бор тех видов деятельности, которые соответствуют этому статусу. Профессионально значимые психофизиологи­ческие функции и качества, к которым в процессе работы предъявляются требования различными ви­дами труда, в основном представлены 4 комплек­сами:

1) двигательные (моторные): мышечная сила и выносливость, показатели координационных свойств;

2) сенсорные (функции анализаторов): зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, вестибулярная ус­тойчивость;

3) индивидуально-типологические особенности высшей нервной деятельности: возбудимость, си­ла, подвижность, уравновешенность основных нервных процессов, характер корково-подкорковых взаимоотношений;

4) аттенционные и мнемические: свойства вни­мания и памяти.

Профессиональная пригодность по психофи­зиологическим показателям прежде всего обеспе­чивает успешное освоение профессии, овладение профессиональными навыками. Однако значение психофизиологического соответствия человека профессии не ограничивается успешностью освое­ния профессии. Оно, кроме того, обусловливает особенности адаптации организма к комплексу профессионально-производственных факторов.

Особый интерес представляют полученные в последние годы данные о связи характера влияния неблагоприятных профессионально-производственных факторов с индивидуально-типологиче­скими особенностями работников. Известно, что профессиональная патология возникает далеко не у всех лиц, работающих в неблагоприятных усло­виях, однако причины этого явления до сих пор были практически неизвестны. В ряде работ прослежена зависимость раннего возникно­вения последствий неблагоприятных профессио­нальных воздействий от индивидуальных особен­ностей организма (возраст, степень биологической зрелости, индивидуально-типологические особен­ности), что открывает путь к выявлению лиц, по своим психофизиологическим особенностям подверженных неблагоприятным воздействиям, т. е. к проведению профессионального отбора, направ­ленного на предотвращение профессиональной па­тологии.

Индивидуальная профконсультация, рекомен­дация профессий или видов деятельности должна базироваться на учете индивидуальных данных подростка (состояние здоровья, физиологические и психофизиологические особенности) и знаниях всех требований, которые предъявляются к орга­низму работника профессиями или видами деятельности. В связи с этим одним из важнейших ин­струментов проведения медико-физиологической профконсультации должны быть детальные профессиограммы, отражающие по возможности весь комплекс требований, предъявляемых профессио­нальной деятельностью к организму человека.

В профконсультационной профессиограмме, помимо физиологических и психофизиологиче­ских особенностей труда, должна быть отражена характеристика санитарно-гигиенических условий, в которых он протекает. Известно, что именно факторы производственной среды очень часто предъявляют существенные требования к организму работника, особенно к со­стоянию здоровья, и в первую очередь должны учи­тываться при проведении профконсультации.

Медицинская и психофизиологическая кон­сультация должна быть дана задолго до окончания общеобразовательного учреждения, чтобы учащий­ся и его родители сознательно подготовились к то­му, что некоторые профессии являются для него недопустимыми и поэтому следует ориентировать­ся на другие виды деятельности.

Так, по мнению специалистов медицинскую профориентацию необходимо начинать в школе с 5-6-го клас­са и продолжать на протяжении всего периода по­лучения общего, а также начального, среднего и высшего профессионального образования. Юноши и девушки должны располагать информацией о влиянии профессиональных факторов на организм и возможном ухудшении здоровья под их воздейст­вием, о требованиях, предъявляемых различными видами труда к работнику, о профессионально зна­чимых психофизиологических функциях и качест­вах, от уровня развития которых может зависеть ус­пешность освоения профессии и работы в ней.

Правильный и своевременный (к моменту окончания школы) выбор профессии в условиях большого их числа и наличия жестких требований, предъявляемых многими из них к состоянию здо­ровья и индивидуальным психофизиологическим и личностным особенностям работника, может быть обеспечен только с помощью специалистов разно­го профиля (врачей, психофизиологов, психоло­гов, педагогов). В процессе профориентации каж­дого школьника необходимо собрать данные о со­стоянии его здоровья (наличие или отсутствие ме­дицинских противопоказаний), психофизиологи­ческих и личностных особенностях, профессио­нальных склонностях и намерениях, а также полу­чить педагогические характеристики, содержащие сведения об успешности освоения различных ви­дов труда. Интеграция всех этих данных позволит вынести обоснованные рекомендации по выбору профессии.

В связи с необходимостью проведения массовых комплексных исследований школьников и имея в виду возможности современной электронной тех­ники, целесообразно поставить задачу разработки автоматизированной системы «Профориентация в школе», состоящей из различных блоков, главные из которых — «Здоровье и выбор профессии», «Психофизиологические особенности организма и выбор профессии», «Личность и выбор профессии».

Таким образом, своевременное качественное осу­ществление всего комплекса профессиональной консультации подростков наряду с другими профи­лактическими мероприятиями является основой сохранения состояния здоровья, возможности наи­более эффективного трудоустройства и морального удовлетворения в дальнейшем при работе по из­бранной профессии.

Контрольные вопросы

1.Укажитецели, задачи, назначение медико-физиологической профконсультации.

2.Назовите основные направления врачебной профконсультации.

3.Характеристика медицинской и психофизиологической профконсультации.

 

Вопрос 3.Содержание групповой профконсультации

Групповой профконсультацией является любая форма по оказанию профориентационной помощи в условиях взаимодействия профконсультанта с группой. Такие консультации традиционно используются в профориентации школьников, но они не являются типичными для деятельности служб занятости.

Однако вследствие увеличения количества молодежи, обращающейся в центры занятости, а также усиления профориентационной работы с учащимися, проводимой центрами профориентации совместно со школами, групповая консультация может стать перспективным направлением работы с молодежью.

Групповая консультация имеет свои преимущества. Она позволяет экономить время консультанта в тех видах деятельности, которые не требуют обязательной индивидуальной работы (сбор отдельных данных о консультируемых, некоторые виды диагностики). Групповая профконсультация эффективна как средство профессионального просвещения и информирования, для повышения уровня психологической компетентности в вопросах выбора профессии и поиска работы.

Вместе с тем групповая форма консультации предъявляет определенные требования к профконсультанту: он должен иметь навыки с группой, ораторские способности, уметь донести информацию, чувствовать настроение аудитории, поддерживать интерес слушателей.

Группы могут включать: учебный класс, если инициатора ведения консультации является школа или другое учебное заведение; клиентов службы занятости с примерно одинаковым уровнем информированности в сфере профессиональной деятельности; клиентов, с которыми проводится первичная профконсультация для подготовки к индивидуальной консультации, или тренинг.

По целевому признаку консультации могут быть справочно-информационными, диагностическими, медико-психологическими, корректирующими, развивающими, формирующими. Поскольку профконсультант в ходе консультации решает, как правило, не одну, а несколько задач, такое разделение имеет условный характер.

Справочно-информационная консультация выполняет прежде всего функцию просвещения клиента по основным вопросам выбора профессии, профессионального обучения и трудоустройства.

Традиционно в практике профориентации в ходе групповых консультаций клиенты получают информацию по следующим темам: «Мир профессий» (многообразие профессий, их классификация по объекту, целям, средствам и уровням труда), «Человек и профессия» (понятия профессия, специальность, должность; требования профессии к человеку; характеристика слагаемых успешного выбора; типичные ошибки выбора профессии), «Здоровье и выбор профессий» и др.

При подготовке информационной консультации надо учитывать, что информация воспринимается наиболее продуктивно первые 10 – 15 минут (оптимальная продолжительность консультации – 45 минут). Поэтому наиболее важные, ключевые понятия, сведения установочного характера следует давать в начале консультации. Затем желательно использовать более активные формы подачи информации: работу с раздаточным материалом (таблицами, графиками, схемами, карточками-заданиями); решение проблемных ситуаций; введение элементов диагностики. На информационную ценность групповых консультаций существенно влияет участие в них представителей предприятий, специалистов различного профиля, способных дать информацию «из первых рук».

На заключительном этапе информационной консультации необходимо предоставить слушателям возможность задать интересующие их вопросы. При подготовке информационных консультаций может быть использована научно-популярная и методическая литература.

Диагностическая групповая консультация наиболее подходит для выполнения следующих задач: определения сформированности профессиональных планов клиента; выявления уровня информированности в профессиональной сфере; изучения потребностно-мотивационной сферы консультируемых, их интересов, склонностей, мотивов выбора профессии; установления отдельных профессионально важных качеств (если группа подобрана по признаку ориентации на одну и ту же профессию либо на профессии сходного психологического профиля).

Однако возможности диагностики в условиях групповой консультации довольно ограничены. Специфика групповой диагностики в большинстве случаев исключает интерпретацию индивидуальных результатов и рекомендации каждому конкретному клиенту. При проведении групповой диагностики важно использовать только те методы, которые отвечают требованию надежности и рекомендованы для работы. Вопросы и задания должны быть понятными для консультируемых, инструкции – четкими, не допускающими разночтений. При подборе методов следует отдавать предпочтение тем, которые допускают самостоятельную обработку и первоначальную интерпретацию результатов.

Желательно, чтобы продолжительность собственно диагностики не превышала 20 минут, иначе на результатах может сказаться утомление, снижение внимания. При организации групповой диагностической консультации следует обеспечить необходимые санитарно-гигиенические условия (предварительно проветренное помещение, достаточную освещенность, места, удобные для письменной работы и т.п.). Численность группы зависит от сложности диагностической процедуры. Оптимальное количество консультируемых 12 – 15 человек.

Групповая диагностическая консультация включает три этапа. На первом профконсультант объясняет цель консультации. Второй этап – проведение собственно диагностической процедуры. Консультируемым объясняют правила заполнения анкет относительно выполнения психодиагностических методик и инструктируют их. После завершения работы консультант помогает клиенту подсчитать результаты. На заключительном этапе полученные результаты интерпретируются с позиции успешности учебной и профессионально деятельности. По мере возможности даются рекомендации общего плана.

Чтобы определить сформированность профессиональных планов, обычно используется метод анкетирования. Для планирования дальнейшей работы с молодыми клиентами, обращающимися в службу занятости, необходимо получить следующие сведения: выбрана ли профессия, что повлияло на выбор, обоснован ли он знаниями профессии, соответствует ли она интересам и способностям, состоянию здоровья консультируемого, поддерживает ли его окружение этот выбор.

В групповой консультации диагностика может быть элементом психологического просвещения, направленного на формирование образа «Я», представления о себе как личности и субъекте профессиональной деятельности.

Такая консультация может затрагивать различные психологические проблемы, связанные с профессиональной деятельностью. Для изучения интересов, склонностей, мотивов выбора профессии оптантов в ходе групповой консультации используются известные методики: «Карта интересов», «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО), опросник профессиональной готовности (ОПГ).

Диагностика отдельных профессионально важных качеств проводится в группах консультируемых, имеющих однородную профессиональную направленность. Профконсультант знакомит аудиторию с профессиограммой интересующей профессии, дает характеристику важных для нее качеств (психограмму) и предлагает консультируемым проверить у себя уровень развития некоторых наиболее важных из них. Например, группе консультируемых, ориентированных на операторские профессии, можно предложить проверить объем кратковременной памяти, устойчивость и распределение внимания. Если у кого-то получились низкие результаты, профконсультанту следует смягчить ситуацию, предостеречь от поспешных выводов о профессиональной непригодности, пригласить на индивидуальную консультацию.

Развивающая групповая консультация предусматривает применение активных методов работы в группе. К ним относятся имитационные и карточные профориентационные игры, использование элементов социально-психологического тренинга, психотехнические игры и упражнения.

Имитационные игры моделируют профессиональную деятельность, давая тем самым возможность проиграть социальные и профессиональные отношения, что особенно важно в юношеском возрасте, когда реальный опыт еще невелик. Такая форма работы создает условия для самоанализа и осознания своего отношения к профессии. Наиболее доступны для проведения игры, моделирующие профессии типа «человек – человек». От профконсультанта как ведущего требуется артистичность, готовность к импровизации, тактичность по отношению к участникам, хорошее распределен внимания для контроля излишней активности или пассивности отдельных консультируемых. Игра обязательно завершается обсуждением, в ходе которого устанавливается обратная связь участников с ведущим и группой, консультируемые анализируют, в каких ситуациях возникали затруднения, какие психологические качества способствовали, а какие мешали выполнению задачи.

Использование в процессе групповой консультации элементов социально-психологического тренинга, ролевых игр и упражнений стимулирует интерес участников к проблеме профессионального выбора, позволяет им лучше узнать самих себя, свои возможности, способности, осознать мотивы поведения, повысить психологическую культуру, овладеть новыми способами общения.

Наиболее эффективным методом решения этих задач является тренинг профессионального самоопределения, но он требует специальной профессиональной подготовки психологов, ведущих тренинг.

Вместе с играми и упражнениями консультант может использовать развивающий потенциал диагностических методик, особенно направленных на исследование познавательных свойств. Выбор конкретных развивающих процедур зависит от личностных возможностей и склонностей профконсультанта. Однако любую процедуру желательно завершать обсуждением, чтобы участники могли сравнить свои эмоциональные переживания и поведение с эмоциями и поведением других участников, что способствует развитию адекватной самооценки.

Групповая консультация имеет следующие преимущества:

- позволяет сэкономить время консультанта в тех видах деятель­ности, которые не требуют обязательной индивидуальной работы (сбор отдельных данных о консультируемых, некоторые виды диагно­стики);

- является эффективным способом профессионального просве­щения и информирования, повышения уровня психологической ком­петентности в вопросах выбора профессии и поиска работы.

Вместе с тем групповая форма консультации предъявляет определенные требования к консультанту: он должен иметь навыки работы с группой, ораторские способности, уметь донести информацию, чувствовать настроение аудитории, поддерживать интерес слушателей.

По целевому признаку консультации могут быть справочно-информационными, диагностическими, медико-психологическими, развивающими, корректирующими, формирующими.

Справочно-информационная консультация выполняет прежде всего функцию просвещения по основным вопросам выбора профес­сии, профессионального обучения и трудоустройства. В ходе проведе­ния групповой профконсультации происходит информирование слу­шателей по следующим вопросам:

- интересующие профессии и основные профессионально важные качества;

- предприятия и организации, где есть вакансии по конкретной профессии;

- возможность обучения и переобучения по различным специаль­ностям;

- конъюнктура рынка труда;

- возможности индивидуальной деятельности и организации ма­лого бизнеса.

Традиционно в практике профориентации в ходе групповых консультаций учащиеся получают информацию по следующим темам: «Мир профессий» (многообразие профессий, их классификация по объекту, целям, средствам и условиям труда), «Человек и профессия» (понятия «профессия», «специальность», «должность», требования профессии к человеку; характеристика слагаемых успешного выбора; типичные ошибки выбора профессии), «Здоровье и выбор профессии» и др.

При подготовке информационной консультации надо учиты­вать, что информация воспринимается наиболее продуктивно первые 10-15 минут (оптимальная продолжительность консультации - 45 ми­нут). Поэтому наиболее важные, ключевые понятия, сведения устано­вочного характера следует давать в начале консультации. Затем жела­тельно использовать более активные формы подачи информации: ра­боту с раздаточным материалом (таблицами, графиками, карточками-заданиями), различными справочниками, информационными картами, описаниями профессий в виде отдельных профессиограмм; аудио - и видеотехникой.

Для достижения цели консультант не только снабжает учащихся информацией, но и знакомит его со способами получения нужных сведений: какие бывают справочники, как ими пользоваться, какие во­просы задавать специалистам и т. п.

На информационную ценность групповых справочно-информационных консультаций существенно влияет участие в них представителей предприятий, специалистов различного профиля, спо­собных дать информацию «из первых рук».

В процессе консультирования молодежи можно использовать различные информационные материалы развивающего характера. Например, это могут быть различные классификации, упорядочиваю­щие мир профессий. Хорошо зарекомендовала себя в практике профессиональной ориентации школьников классификация профессий по предмету труда разработанная Е.А. Климовым. Эта классификация может быть дополнена конкретными примерами сфер деятельности и профессий иллюстрирующих каждый психологический тип («человек-человек», «человек-техника», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ», «человек-природа»).

Информационная консультация предъявляет повышенные требования к профессиографической эрудиции консультанта: информирование предполагает обсуждение особенностей интересующих профессий, комментарии, анализ различных сведений, ответы на вопросы, возникающие у слушателей.

В ходе проведения групповой справочно-информационной консультации возможно применение методов профессиональной диагностики. С помощью методик ДДО, ОПГ, анкеты «Ориентация», можно выявить направленность учащихся на один или несколько типов про­фессий, соответствующих классификации профессий по предмету труда, разработанной Е.А. Климовым.

На заключительном этапе информационной консультации необходимо предоставить слушателям возможность задать интересующие вопросы.

При подготовке информационных консультаций может быть использована научно-популярная и методическая литература. Кроме то­го, в работе со школьниками профконсультанту могут помочь книги из серии «Мир профессий».

Заключение

Уважаемые студенты! Вы ознакомились с курсом лекций по учебной дисциплине «Организация работы профконсультанта». Надеемся, что представленный материал был вам полезен, в том числе и для подготовки к практическим работам и зачету.

В современных условиях знание профориентационной работы важны для будущего профессионального психолога, работающего в любой сфере деятельности. Применение рассмотренных технологий работы позволит вам перейти к более углубленному профессиональному консультированию, наиболее полно обеспечивающему активизацию процесса профессионального самоопределения граждан.

Конечно, наш курс лекций не претендует на полноту охвата всего имеющегося материала в области профессиональной деятельности профконсультанта, здесь рассмотрена только часть актуальных научных и практических проблем. Представленные технологии могут послужить экспериментальной базой для совершенствования и развития профориентационных услуг гражданам, обращающимся за помощью к психологу профконсультанту. Более подробную информацию вы можете получить, ознакомившись с трудами отечественных и зарубежных исследователей, часть работ названа в библиографическом списке к курсу лекций.

Надеемся, что данная проблематика вас заинтересовала, подтолкнула к размышлениям о роли психолога профконсультанта на современном этапе развития общества. Полученный материал может быть использован вами в ходе производственных практик.

 

Желаем успехов в дальнейшем изучении профориентологии!

Темы контрольных работ

 

 

1. Возможности и ограничения эмпатического слушания в индивидуальной профконсультации различных групп клиентов.

2. Различные стили организации взаимоотношений профконсультанта и клиента в индивидуальной профконсультации.

3. Представление об эффективности профконсультационной помощи у психологов профконсультантов и различных групп клиентов.

4. Динамика изменения представлений о сущности профконсультационной помощи у клиентов как фактор эффективного консультирования.

5. Психологические особенности ценностно-смыслового развития психолога-профконсультанта с разным стажем консультативной работы.

6. Психологические особенности становления профессионального самосознания профконсультантов, работающих в государственных и коммерческих организациях.

7. Профессиональные деструкции в работе профконсультанта.

8. профессиональные стереотипы в деятельности профконсультанта.

9. Психологические условия взаимодействия школьных психологов с семьей по вопросам профессионального самоопределения подростка.

10. профориентация как элемент государственной кадровой политики и как личная проблем<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 910; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.107 (0.02 с.)