Вопрос 2. Особенности профессиональной ориентации инвалидов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 2. Особенности профессиональной ориентации инвалидов



Известно, что особенностью профориентации инвалидов является наличие медицинских противопоказаний к трудовой деятельности, сужающих выбор про­фессии по интересам. Кроме того, ограничения обусловлены нарушениями психиче­ской, познавательной, сенсорной, психомоторной, эмоционально-волевой и других сфер, что еще больше сужает возможность выбора профессии.

Наличие ограничений предъявляет повышенные требования к оценке состоя­ния профпригодности человека с инвалидностью и к нахождению оптимального решения, с учетом его индивидуальных возможностей, способностей и склонностей. Поиск доступной работы, соответствующей состоянию здоровья инвалида, его компенсаторным возможностям выступает на первый план.

Чтобы квалифицированно оказывать помощь инвалидам в профессиональном самоопределении, необходимо знать их психологические особенности как особой социально-демографической части населения.

К социально-психологическим особенностям инвалидов относятся их установ­ки на получение различных льгот и щадящих условий. Формирование таких установок часто обусловлено не столько объективными, сколько субъективными фактора­ми - низкой самооценкой, неуверенностью в себе, пассивностью, чувством зависи­мости от окружающих и др. Кроме того, личностная позиция инвалидов в отношении трудоустройства также специфична. У них отсутствуют четкие трудовые уста­новки, наблюдается пассивность в поисках вариантов работы, отношение к поиску как к безуспешному, утилитарность мотивов трудоустройства. Они некритичны в самооценках, неадекватны в притязаниях, недостаточно осведомлены о рынке труда.

Психологический и социальный статус незанятых инвалидов, их личностная позиция в отношении трудоустройства, а также, неадекватные социальные стерео­типы - отношения администрации и персонала предприятий к трудовым возможно­стям инвалидов - делают эту категорию граждан особой среди клиентов профконсультантов.

Следовательно, работа профконсультанта с ними существенным образом от­личается от работы с другими клиентами. Направления деятельности в основном могут оставаться стандартными, но с добавлением медицинского и социального блоков, т.к. профориентация инвалидов должна осуществляться учреждениями ме­дико-социальной реабилитации и службой занятости населения на согласованной основе. Комплекс профориентационных мероприятий состоит из следующих блоков: профессиональная реабилитация, психологическая реабилитация, медицинская реабилитация и социальная реабилитация, которые можно представить в таблице 1:

Таблица 1. Комплекс профориентационных мероприятий

Задачи Содержание   Ответственные  
I Блок Профессиональная реабилитация
Возвращение или включение инвалида в общественно-трудовую деятельность   Предоставление профинформационных и профконсультациониых услуг, а также возможности пройти всесто­роннее профессиональное и меди­цинское диагностическое обследова­ние с целью определения состояния функций организма и особенностей личности, значимых при трудоуст­ройстве. Направление на обучение и (переобучение), повышение квали­фикации.   Департамент ФГСЗН, МСЭ, Краевой центр профориентации и психологической поддержки населе­ния  
II Блок Психологическая реабилитация
Формирование уста­новок, мотивационных и ценностных ориентации   Проведение психокоррекционной ра­боты по снятию психологических барьеров, выработке активной пози­ции в поиске работы, формирование способности адекватно анализиро­вать информацию о рынке труда.   Департамент ФГСЗН, Краевой центр профориентации и психологической поддержки населе­ния.  
III Блок Медицинская реабилитация
Восстановление состояния трудоспособности Проведение мероприятий, направленных на восстановление или компенсацию нарушенных или утраченных функций, а также дальнейшее развитие трудового потенциала инвалида МСЭ
IV Блок Социальная реабилитация
Возвращение инвалида в обычные (типичные для окружающих) условия и формы жизни Организация социально-бытовой адаптации, патронажа и правовой поддержки при направлении инвалида для трудоустройства на вакантные рабочие места Департамент ФГСЗН, МСЭ

 

Трудоустройство инвалидов всегда было непростым делом, так как требовало учета многих факторов объективного и субъективного характера. В настоящее вре­мя, как уже отмечалось, этот процесс требует еще больших усилий и настойчивости со стороны специалистов службы занятости, социальной сферы и самих безработ­ных инвалидов. Следовательно, сотрудник службы занятости, социальной сферы работающий с этой категорией клиентов и особенно профконсультант должны знать проблемы этой категории населения, и быть компетентными в социально-психологических вопросах. Это необходимо для установления хорошего психологи­ческого контакта, для коррекции негативных установок и неадекватных профессиональных представлений, для создания общей положительной атмосферы проведения профориентационной работы, процесса трудоустройства в целом.

Диапазон изменений у людей, ставших инвалидами, достаточно широк:

- негативные эмоциональные и поведенческие реакции, связанные с измене­нием физического состояния;

- переживания, вызванные последствиями болезни - инвалидизацией;

- возможные изменения социального статуса, семейного положения;

- стойкая перестройка всей личности, выражающаяся в формировании ано­мальных установок, компенсаторных личностных образований, изменении жизненной направленности и самосознания.

Тяжелая бо­лезнь, инвалидность, могут спровоцировать кризис в более обостренной форме, так как резко меняют всю систему социальных отношений. Любой, на первый взгляд даже чисто физический и физиологический дефект может стать очень скоро соци­альным, т.к. изменяется отношение к себе, меняются отношения с окружающими людьми, близкими. А это ведет к трансформации всей психики.

При рассмотрении социальной ситуации развития человека, ставшего инвали­дом, выделяют три ряда факторов, характеризующих новые этапы его развития:

К факторам первого порядкаотносятся нарушения высших психических функций (внимание, память, мышление, речь), обусловленные самим забо­леванием, что проявляется в снижении выносливости длительных нагрузок, в неустойчивости энергетического потенциала деятельности, в нарушении ее операционального состава;

Факторы второго порядкаявляются следствием болезни или инвалидно­сти. Сюда относится комплекс психологических проблем, связанных с фор­мированием внутренней позиции человека. Это может быть:

- адекватная позиция, соответствующая объективному положению вещей, когда человек реально оценивает свои возможности и ограничения, вызванные болез­нью или дефектом. Пытается найти свое место в жизни, в том числе и профес­сиональной, с учетом изменившихся условий существования;

- переоценка тяжести своего состояния (ипохондрический тип реагирования). Эта позиция характеризуется «уходом в болезнь», неверием в свои возможности, сла­бостью побуждений, нежеланием активно включаться в процесс социальной реа­билитации, поиска работы. Общий фон его эмоций и ощущений - выражено не­гативный;

- позиция упорного нежелания изменить свой образ жизни в соответствии с изме­нившимися возможностями. Человек игнорирует факт снижения своих возмож­ностей, считая, что инвалидность ничуть на них не повлияла. В обществе такая реакция, как правило, пользуется уважением и поощряется: «Человек не замечает болезни, не сдается». И действительно, в некоторых случаях,при специфическом складе личности такие люди достигают успеха в жизни. Но очень часто такая ре­акция, в конце концов, становится разрушительной для организма. Не изменяя прежним привычкам, образу жизни, стремясь к прежней работе, человек рано или поздно заходит в тупик, т.к. здоровье продолжает ухудшаться под воздейст­вием непосильных нагрузок. Кроме того, собственное представление о себе как о человеке и личности разрушается, а это, зачастую, является катастрофой.

Две последние позиции человека, ставшего инвалидом и неадекватно оцени­вающего свои возможности, могут привести к краху жизненных планов, коренным образом изменить судьбу, воспрепятствовать самореализации. Таким клиентам службы занятости должно быть уделено наиболее пристальное внимание со стороны профконсультанта. Обязательным является проведение с ними индивидуальных профконсультаций до момента возможного привлечения в различные формы груп­повой работы.

Факторы третьего порядкаявляются следствием социальных последствий инвалидности и во многом зависят от взаимоотношений инвалида и общест­ва, в частности, и сотрудников службы занятости и социальной сферы. По выражению Л.С. Выготского, судьбу человека решает не сам дефект, а его социальные последствия. В глазах здоровых людей инвалиды выглядят более подоз­рительными, имеющими плохой характер, не слишком надежными партнерами. С одной стороны, окружающие осознают, что инвалиды живут хуже них и нуждаются в помощи, с другой, стараются избежать близких отношений с инвалидами. Сами инвалиды воспринимают эти отношения как неудовлетворительные, отмечая пре­небрежительное отношение к себе (наиболее характерно для инвалидов с явно вы­раженным внешним дефектом).

Ощущение себя инвалидом, отношение к себе как к человеку «второго сорта» отрицательно сказывается на взаимодействии инвалида и специалиста службы за­нятости. Человек, ставший инвалидом, начинает по-другому воспринимать окру­жающий мир и свое место в нем, иначе строить отношения с окружающими людь­ми.

Основная особенность в отношении инвалидов к другим людям - это обобщен­ность, недифференцированность их восприятия. Инвалид формирует свое представ­ление о другом человеке на основании лишь нескольких, наиболее общих качеств (чаще всего - доброта и отзывчивость). По этой схеме он и оценивает людей незави­симо от того, вступают они в близкие или сугубо деловые отношения. Отсюда воз­никает недостаточная гибкость, ригидность инвалидов при общении.

Контрольные вопросы

1.Укажите основные направления профессиональной ориентации инвалидов.

2.Опишите особенности деятельности профконсультанта в работе с инвалидами.

3. Охарактеризуйте социальную ситуацию развития человека, ставшего инвалидом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 503; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.206.169 (0.012 с.)