Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 2. Особенности профессиональной ориентации инвалидовСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Известно, что особенностью профориентации инвалидов является наличие медицинских противопоказаний к трудовой деятельности, сужающих выбор профессии по интересам. Кроме того, ограничения обусловлены нарушениями психической, познавательной, сенсорной, психомоторной, эмоционально-волевой и других сфер, что еще больше сужает возможность выбора профессии. Наличие ограничений предъявляет повышенные требования к оценке состояния профпригодности человека с инвалидностью и к нахождению оптимального решения, с учетом его индивидуальных возможностей, способностей и склонностей. Поиск доступной работы, соответствующей состоянию здоровья инвалида, его компенсаторным возможностям выступает на первый план. Чтобы квалифицированно оказывать помощь инвалидам в профессиональном самоопределении, необходимо знать их психологические особенности как особой социально-демографической части населения. К социально-психологическим особенностям инвалидов относятся их установки на получение различных льгот и щадящих условий. Формирование таких установок часто обусловлено не столько объективными, сколько субъективными факторами - низкой самооценкой, неуверенностью в себе, пассивностью, чувством зависимости от окружающих и др. Кроме того, личностная позиция инвалидов в отношении трудоустройства также специфична. У них отсутствуют четкие трудовые установки, наблюдается пассивность в поисках вариантов работы, отношение к поиску как к безуспешному, утилитарность мотивов трудоустройства. Они некритичны в самооценках, неадекватны в притязаниях, недостаточно осведомлены о рынке труда. Психологический и социальный статус незанятых инвалидов, их личностная позиция в отношении трудоустройства, а также, неадекватные социальные стереотипы - отношения администрации и персонала предприятий к трудовым возможностям инвалидов - делают эту категорию граждан особой среди клиентов профконсультантов. Следовательно, работа профконсультанта с ними существенным образом отличается от работы с другими клиентами. Направления деятельности в основном могут оставаться стандартными, но с добавлением медицинского и социального блоков, т.к. профориентация инвалидов должна осуществляться учреждениями медико-социальной реабилитации и службой занятости населения на согласованной основе. Комплекс профориентационных мероприятий состоит из следующих блоков: профессиональная реабилитация, психологическая реабилитация, медицинская реабилитация и социальная реабилитация, которые можно представить в таблице 1: Таблица 1. Комплекс профориентационных мероприятий
Трудоустройство инвалидов всегда было непростым делом, так как требовало учета многих факторов объективного и субъективного характера. В настоящее время, как уже отмечалось, этот процесс требует еще больших усилий и настойчивости со стороны специалистов службы занятости, социальной сферы и самих безработных инвалидов. Следовательно, сотрудник службы занятости, социальной сферы работающий с этой категорией клиентов и особенно профконсультант должны знать проблемы этой категории населения, и быть компетентными в социально-психологических вопросах. Это необходимо для установления хорошего психологического контакта, для коррекции негативных установок и неадекватных профессиональных представлений, для создания общей положительной атмосферы проведения профориентационной работы, процесса трудоустройства в целом. Диапазон изменений у людей, ставших инвалидами, достаточно широк: - негативные эмоциональные и поведенческие реакции, связанные с изменением физического состояния; - переживания, вызванные последствиями болезни - инвалидизацией; - возможные изменения социального статуса, семейного положения; - стойкая перестройка всей личности, выражающаяся в формировании аномальных установок, компенсаторных личностных образований, изменении жизненной направленности и самосознания. Тяжелая болезнь, инвалидность, могут спровоцировать кризис в более обостренной форме, так как резко меняют всю систему социальных отношений. Любой, на первый взгляд даже чисто физический и физиологический дефект может стать очень скоро социальным, т.к. изменяется отношение к себе, меняются отношения с окружающими людьми, близкими. А это ведет к трансформации всей психики. При рассмотрении социальной ситуации развития человека, ставшего инвалидом, выделяют три ряда факторов, характеризующих новые этапы его развития: К факторам первого порядкаотносятся нарушения высших психических функций (внимание, память, мышление, речь), обусловленные самим заболеванием, что проявляется в снижении выносливости длительных нагрузок, в неустойчивости энергетического потенциала деятельности, в нарушении ее операционального состава; Факторы второго порядкаявляются следствием болезни или инвалидности. Сюда относится комплекс психологических проблем, связанных с формированием внутренней позиции человека. Это может быть: - адекватная позиция, соответствующая объективному положению вещей, когда человек реально оценивает свои возможности и ограничения, вызванные болезнью или дефектом. Пытается найти свое место в жизни, в том числе и профессиональной, с учетом изменившихся условий существования; - переоценка тяжести своего состояния (ипохондрический тип реагирования). Эта позиция характеризуется «уходом в болезнь», неверием в свои возможности, слабостью побуждений, нежеланием активно включаться в процесс социальной реабилитации, поиска работы. Общий фон его эмоций и ощущений - выражено негативный; - позиция упорного нежелания изменить свой образ жизни в соответствии с изменившимися возможностями. Человек игнорирует факт снижения своих возможностей, считая, что инвалидность ничуть на них не повлияла. В обществе такая реакция, как правило, пользуется уважением и поощряется: «Человек не замечает болезни, не сдается». И действительно, в некоторых случаях,при специфическом складе личности такие люди достигают успеха в жизни. Но очень часто такая реакция, в конце концов, становится разрушительной для организма. Не изменяя прежним привычкам, образу жизни, стремясь к прежней работе, человек рано или поздно заходит в тупик, т.к. здоровье продолжает ухудшаться под воздействием непосильных нагрузок. Кроме того, собственное представление о себе как о человеке и личности разрушается, а это, зачастую, является катастрофой. Две последние позиции человека, ставшего инвалидом и неадекватно оценивающего свои возможности, могут привести к краху жизненных планов, коренным образом изменить судьбу, воспрепятствовать самореализации. Таким клиентам службы занятости должно быть уделено наиболее пристальное внимание со стороны профконсультанта. Обязательным является проведение с ними индивидуальных профконсультаций до момента возможного привлечения в различные формы групповой работы. Факторы третьего порядкаявляются следствием социальных последствий инвалидности и во многом зависят от взаимоотношений инвалида и общества, в частности, и сотрудников службы занятости и социальной сферы. По выражению Л.С. Выготского, судьбу человека решает не сам дефект, а его социальные последствия. В глазах здоровых людей инвалиды выглядят более подозрительными, имеющими плохой характер, не слишком надежными партнерами. С одной стороны, окружающие осознают, что инвалиды живут хуже них и нуждаются в помощи, с другой, стараются избежать близких отношений с инвалидами. Сами инвалиды воспринимают эти отношения как неудовлетворительные, отмечая пренебрежительное отношение к себе (наиболее характерно для инвалидов с явно выраженным внешним дефектом). Ощущение себя инвалидом, отношение к себе как к человеку «второго сорта» отрицательно сказывается на взаимодействии инвалида и специалиста службы занятости. Человек, ставший инвалидом, начинает по-другому воспринимать окружающий мир и свое место в нем, иначе строить отношения с окружающими людьми. Основная особенность в отношении инвалидов к другим людям - это обобщенность, недифференцированность их восприятия. Инвалид формирует свое представление о другом человеке на основании лишь нескольких, наиболее общих качеств (чаще всего - доброта и отзывчивость). По этой схеме он и оценивает людей независимо от того, вступают они в близкие или сугубо деловые отношения. Отсюда возникает недостаточная гибкость, ригидность инвалидов при общении. Контрольные вопросы 1.Укажите основные направления профессиональной ориентации инвалидов. 2.Опишите особенности деятельности профконсультанта в работе с инвалидами. 3. Охарактеризуйте социальную ситуацию развития человека, ставшего инвалидом.
|
|||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 532; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.85.123 (0.007 с.) |