Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 1. Основные уровни рассмотрения и решения этических проблем в работе профконсультантаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В условиях легализации рыночных отношений, а главное — в условиях, когда все большей реальностью становятся так называемые «рыночные личности» (по Э. Фромму), важно определить, каковы уровни этической регуляции деятельности самых разных людей, влияющие на их сущностные жизненные и профессиональные выборы. Также интересно рассмотреть, чем может руководствоваться психолог-профконсультант в сложных этических ситуациях. Традиционно в этике выделяются правовой, моральный и нравственный уровни. Правовой уровень регуляции.На правовом уровне четко формулируются правила поведения в конкретном обществе (в виде официально принятых законов, кодексов, конституций, положений, должностных инструкций и др.), а также определяется ответственность за нарушение этих правил. Человек, попавший в сложную ситуацию, может ориентироваться на существующие законы. Ориентация на законы является также важным регулятором этического поведения. Психолог-профессионал в своей деятельности, как и любой гражданин, обязан выполнять существующие законы своей страны, а также стремиться к выполнению норм международного права, тем более что во многих международных документах затрагиваются существенные аспекты психолого-педагогической помощи разным людям. Основные международные и отечественные правовые документы, определяющие работу педагога и психолога: «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», Закон РФ «Об образовании» и др. Моральный уровень регуляции.Смысл выделения морального Уровня регуляции деятельности психолога состоит в том, что он отражает существующие традиции, правила, нормы и даже предрассудки, определяющие взаимоотношения между психологами и клиентами, психологами и заказчиками, а также между самими коллегами-психологами. Особенность этих норм заключается в том, что они зачастую не имеют обязательной силы (по крайней мере, ответственность за их нарушение не сравнима с ответственностью за нарушение норм официального закона). Заметим, что и эти (моральные) нормы также могут быть несовершенными, но психолог, работающий с реальными людьми, должен учитывать, на что большинство из них ориентируются, чего они ожидают от профессионального поведения самого психолога. Как это ни парадоксально, но приходится учитывать (в том числе) и некоторые ошибочные, неоправданные ожидания от психолога и в какой-то мере даже «подыгрывать» этим ожиданиям. Естественно, с разными клиентами поведение психолога также будет разным, но в любом случае он должен не навязывать своего личного представления о правильном поведении, а быть более гибким во взаимоотношениях с разными людьми. В психологии моральный уровень обычно отражается в этических принципах профессиональной деятельности, которые более подробно будут рассмотрены в следующем подразделе. Смысл подлинной нравственности заключается в том, что человек в сложной этической ситуации берет ответственность за свои поступки на самого себя. При этом если на уровне нормативно-правового регулирования ответственность во многом перекладывается на существующие законы (от человека требуется лишь правильно их исполнять), если на уровне моральной регуляции ответственность перекладывается на общественное мнение (и здесь от человека требуется действовать в соответствии с существующими нормами поведения), то на уровне нравственной регуляции человек обращается к своей совести и уже сам несет ответственность за свои действия. Проблема состоит в том, что хотя в обществе и существуют определенные представления о совести, но главное — ответственность самого человека, когда он становится по-настоящему этическим субъектом. Существуют реальные сложности в реализации нравственной позиции психолога: 1) коллеги, клиенты, студенты могут не понять и даже осудить такого психолога, ведь нравственная позиция может заключать в себе определенный вызов примитивному общественному мнению; 2) формально никто не вправе требовать от психолога, чтобы он был нравственным; 3) недопустимо формализовывать нравственно-воспитательную работу, это привело бы к неизбежному опошлению самой идеи профессиональной совести.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 512; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.172.220 (0.006 с.) |