Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1. Основные уровни рассмотрения и решения этических проблем в работе профконсультанта

Поиск

В условиях легализации рыночных отношений, а главное — в условиях, когда все большей реальностью становятся так называ­емые «рыночные личности» (по Э. Фромму), важно определить, каковы уровни этической регуляции деятельности самых разных людей, влияющие на их сущностные жизненные и профессио­нальные выборы. Также интересно рассмотреть, чем может руко­водствоваться психолог-профконсультант в сложных этических си­туациях. Традиционно в этике выделяются правовой, моральный и нравственный уровни.

Правовой уровень регуляции.На правовом уровне четко формулируются правила поведения в конкретном обществе (в виде официально принятых законов, кодексов, конституций, положений, должностных инструкций и др.), а также определяется ответственность за нарушение этих правил. Человек, попавший в сложную ситуацию, может ориентироваться на существующие законы. Ори­ентация на законы является также важным регулятором этического поведения.

Психолог-профессионал в своей деятельности, как и любой гражданин, обязан выполнять существующие законы своей стра­ны, а также стремиться к выполнению норм международного пра­ва, тем более что во многих международных документах затраги­ваются существенные аспекты психолого-педагогической помо­щи разным людям.

Основные международные и отечественные правовые докумен­ты, определяющие работу педагога и психолога: «Всеобщая дек­ларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», Закон РФ «Об образовании» и др.

Моральный уровень регуляции.Смысл выделения морального Уровня регуляции деятельности психолога состоит в том, что он отражает существующие традиции, правила, нормы и даже пред­рассудки, определяющие взаимоотношения между психологами и клиентами, психологами и заказчиками, а также между самими коллегами-психологами. Особенность этих норм заключается в том, что они зачастую не имеют обязательной силы (по крайней мере, ответственность за их нарушение не сравнима с ответственностью за нарушение норм официального закона). Заметим, что и эти (моральные) нормы также могут быть несовершенными, но психолог, работающий с реальными людьми, должен учитывать, на что большинство из них ориентируются, чего они ожидают от профессионального поведения самого психолога.

Как это ни парадоксально, но приходится учитывать (в том чис­ле) и некоторые ошибочные, неоправданные ожидания от пси­холога и в какой-то мере даже «подыгрывать» этим ожиданиям.

Естественно, с разными клиентами поведение психолога так­же будет разным, но в любом случае он должен не навязывать своего личного представления о правильном поведении, а быть более гибким во взаимоотношениях с разными людьми.

В психологии моральный уровень обычно отражается в этиче­ских принципах профессиональной деятельности, которые более подробно будут рассмотрены в следующем подразделе.

Смысл подлинной нравственности заключается в том, что че­ловек в сложной этической ситуации берет ответственность за свои поступки на самого себя. При этом если на уровне нормативно-правового регулирования ответственность во многом перекла­дывается на существующие законы (от человека требуется лишь правильно их исполнять), если на уровне моральной регуляции ответственность перекладывается на общественное мнение (и здесь от человека требуется действовать в соответствии с существующи­ми нормами поведения), то на уровне нравственной регуляции че­ловек обращается к своей совести и уже сам несет ответственность за свои действия.

Проблема состоит в том, что хотя в обществе и существуют определенные представления о совести, но главное — ответствен­ность самого человека, когда он становится по-настоящему эти­ческим субъектом.

Существуют реальные сложности в реализации нравственной позиции психолога: 1) коллеги, клиенты, студенты могут не по­нять и даже осудить такого психолога, ведь нравственная позиция может заключать в себе определенный вызов примитивному обще­ственному мнению; 2) формально никто не вправе требовать от психолога, чтобы он был нравственным; 3) недопустимо формализовывать нравственно-воспитательную работу, это привело бы к неизбежному опошлению самой идеи профессиональной совести.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 512; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.172.220 (0.006 с.)