Лекции 11-12. Основы группового профконсультирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекции 11-12. Основы группового профконсультирования



План

1. Основные этапы профессионального самоопределения молодежи.

2. Содержание групповой профконсультации.

3. Особенности групповой профконсультации.

4. Этапы проведения справочной групповой консультации.

 

Профессиональное становление личности начинается с того момента, когда человек впервые задумывается о будущей деятельности, пытаясь определить этим круг своих интересов и объем знаний, необходимых для достижения цели. В период начального обучения выбор профессии для ребенка кажется простым: большинство мальчиков хо­тят стать моряками, летчиками, бизнесменами, водителями, а девочки мечтают о профессии учителя, актрисы. Но чем взрослее они становят­ся, тем туманнее и сложнее становится проблема выбора профессии. Не случайно выбор профессии называют самым трудным экзаменом в жизни человека.

Профориентация юношей и девушек особен­но актуальна в период растущей безработицы среди молодежи. Ситуа­ция на рынке труда во многом зависит от того, насколько правильно в профессиональном плане сориентированы сегодня школьники, уча­щаяся молодежь.

Как показывают социологическое исследование, среди школьников выпускных классов, учащиеся не готовы адек­ватно оценить обстановку на рынке труда. Им не хватает объективной информации о требуемых специалистах в регионе. Они не способны оценить свои возможности, а это ведет к тому, что выбор вуза; техни­кума, другого учебного заведения часто происходит спонтанно, как способ на какое-то время укрыться от действительности.

В связи с неудачами в выборе профессии, ЦЗН вынуждены при­влекать значительные дополнительные средства на обучение и трудоустройство молодежи. В то же время, проведение специальных занятий по профориентации старшеклассников, студентов, встречи с профконсультантом, способствовали бы снижению уровня безработицы среди молодежи, уменьшению затрат на обучение и переобучение тех моло­дых людей, которые получили первичные консультации от профконсультанта.

Таким образом, в нынешних условиях весьма актуальны:

- информирование о профессиях, в том числе пользующихся спросом на рынке труда;

- формирование мотивов выбора профессий;

- оказание молодым людям помощи в профессиональном самоопределении.

Профориентация молодежи имеет свои особенности. Так же, как внешне взрослый отличается от молодого (по манере одеваться, разго­вору, поведению), так и внутренний мир молодого человека отличает­ся от внутреннего мира взрослого. В службе занятости эта категория определена как люди в возрасте от 16 до 29 лет.

Вопрос 1. Основные этапы профессионального самоопределения молодежи

Условно можно выделить следующие основные этапы профессионального самоопределения молодежи:

1. Дошкольный - у детей зарождается положительное отношение к людям труда и их занятиям, то есть к профессиональному миру, формируются элементарные трудовые умения в доступных видах деятельности.

2. Пропедевтический (начальные классы) - у детей младших клас­сов актуализируется предметно-практическая познавательная деятель­ность, появляется добросовестное отношение к труду, интерес к про­фессиям родителей и т.п. Детям данного возраста следует давать систематизированные знания о мире профессий, формировать у них мотивы трудовой деятельности.

3. У подростка основным новообразованием является общест­венно полезная деятельность, включающая учебную, трудовую и иг­ровую деятельность. Возникают профессиональные намерения, подро­стки начинают постепенно осознавать свои интересы, способности и общественные ценности, связанные с выбором профессии.

Для того, чтобы все эти виды деятельности были максимально приближены к будущей профессии, необходимо прививать школьни­кам конкретные умения и навыки в избираемой профессии.

4. У школьников старшего возраста ведущей деятельностью становится учебно-профессиональная, осуществляется жизненное самоопределение. Создаются условия для самостоятельного и активного поиска ответов на вопросы: «Каким быть?», «Кем быть?», «Где дальше учиться?», «Где я больше всего буду полезен людям?». Молодые люди направляют свои усилия в основном на те виды учебной деятельности, которые в дальнейшем будут связаны с их профессиональной деятельностью. Поэтому нужно способствовать расширению и углублению знаний, умений, связанных с будущей профессией.

Одновременно им необходимо оказывать помощь в изучении научных основ выбора профессии, овладении методиками диагностики и самодиагностики.

Таким образом, на разных, возрастных этапах профессиональное самоопределение выражено в различной степени. В связи с этим профориентация школьников в соответствии с возрастными особенностями, дает возможность последовательно и целенаправленно регулиро­вать процесс их профессионального самоопределения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.6 (0.005 с.)