Вопрос 2. Организация профессиональной ориентации в службе занятости 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 2. Организация профессиональной ориентации в службе занятости



Сегодня развитие профессиональных услуг с позиций повышения конкурентоспособности и свободно избранной занятости осуществляется в следующих направлениях:

- самообслуживание работников (в том числе и потенциальных) и работодателей путем значительного расширения профессиональной информации;

- преимущественное профессиональное консультирование наиболее нуждающихся в нем безработных граждан и незанятого населения;

- развитие специальных профориентационных услуг для различных категорий граждан;

- переход от принципа «подбор конкретного вида занятости» к принципу «вариативное планирование профессиональной карьеры».

Особую роль играет конструктивистское консультирование как один из вариантов новой технологии и рассматривающее консультацию как совместное с клиентом общее планирование жизни и карьеры, базирующееся на знании человеческой природы, действительности и анализе процессов изменения человека.

Специалисты Красноярского краевого центра профориентации и психологической поддержки населения проводят консультации. Основными целями психологической поддержки населения являются: снятие у клиента повышенного уровня тревожности, состояния эмоционального и психологического дискомфорта; повышение его адаптивности к условиям социальной среды, содей­ствие ему в переоценке своей жизненной ситуации.

Основным методом оказания психологической поддержки является беседа. При проведении беседы психологи учитывают индивидуальные данные клиента, а также особенности ситуации, в которой он пребывает.

Консультант также может учитывать тот факт, что при столкнове­нии с трудностями молодые люди часто не хотят признавать действи­тельность такой, какая она есть, вследствие чего изложение подлинной сути проблемы воспринимается ими как признание их неспособности самостоятельно справиться с ней, а это противоречит популярному в их среде понятию силы и решительности. В таких случаях важно суметь разглядеть косвенные проявления проблемы и скрываемые реальные факты. В связи с этим необходимо выяснить суть запроса, с которым клиент обращается к консультанту. При этом следует различать «внешнюю» сто­рону, совпадающую, как правило, с формулировкой, которую дает кли­ент в начале беседы, и «внутреннее» психологическое содержание. «Внутреннее» содержание может не осознаваться клиентом, и тогда уста­новление его является задачей консультанта.

Запрос (его «внешняя» сторона) чаще всего преподносится клиен­том как: проблема выбора профессии, выбор профиля переобучения, необходимость конкретной помощи в реализации его планов и преодо­лении затруднений.

«Внутреннее» содержание запроса при этом может быть совершенно иным и заключается в получении: эмоциональной поддержки и сочувствия; подтверждения своей правоты в сложившейся ситуации;поддержки и одобрения в трудных обстоятельствах в целях преодоления состояния неуверенности в собственных силах, состояния тревожности; совета в сложной ситуации выбора и т.д.

Таким образом, при оказании психологической поддержки консультант в большей степени опирается на «внутреннее» содер­жание запроса. Именно исходя из него, он устанавливает для себя цели, которые хотел бы реализовать в процессе работы с данным клиентом, и выбирать способы их достижения, то есть определять свою стратегию и тактику.

Однако на первый план выдвигается задача стимулирования социально значимой позиции молодежи, включающей самостоятельность действий и способность принимать решения в новых, динамично меняющихся ситуациях.

Существенную роль в преодолении вскрытых осложнений играют временные трудовые коллективы, такие как существовавшие ранее студенческие трудовые отряды, деятельность которых приближена к реальной жизни социальной микросреды и позволяет расширить пространство социального взаимодействия человека с окружающим миром.

В отечественной психологии находит все большее понимание значимость самореализации личности для включения человека в жизнь социума на основе ценностных представлений об образе «Я», обеспечивающих его активность в преобразовании себя и среды. Бесспорным представляется такой результат самореализации, как изменение и развитие человека на сознательном и на более глубинном уровне своей личности, нацеленное на то, чтобы справится с трудностями жизни более конструктивно, разумно, социализированно, так, чтобы она приносила ему большее удовлетворение. Индивид становится более цельным, более действенным, он становится более зрелым в поведении, более способен подойти творчески к ситуации.

Самореализация как результат становления самосознания и следствие накопленного личностью жизненного опыта управления детерминирующими факторами является реальным базисом выбора при любых ограничениях и, следовательно, играет существенную роль в процессе самоопределения личности в любой сфере жизнедеятельности, включая профессиональную. Вполне вероятно, что характер самореализации, уровень ее осуществления, может стать значимым показателем состоявшегося, последовательно реализуемого самоопределения.

Важно подчеркнуть, что источником проблемы занятости, безработицы молодежи часто служит отсутствие готовности к самоопределению. Самоопределение – это скорее стремление человека в чем-то определиться, но еще не реализация этого стремления. Жизнь показывает, что необходимо реальное пространство для социально-профессионального самоопределения личности.

Временные трудовые коллективы осуществляют решение задач, не всегда посильных для современной школы, институтов или Центров профессиональной ориентации. Если названные учреждения способны дать информацию о том, как заняться профессиональным самоопределением, то студенческий трудовой отряд предоставляет поле реальной жизнедеятельности молодому человеку.

Таким образом, реализуется необходимая для самоопределения триада: самообразование в мире профессий, самопознание и самореализация (проба сил и развитие потенциала личности).

Контрольные вопросы

1. Основные концептуальные положения психологического подхода к проблеме занятости.

2. Основные направления деятельности профконсультантов в службе занятости.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.82.23 (0.005 с.)