Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 3. Специфика работы школьного профконсультанта

Поиск

Рабочий день профконсультанта не нормирован, но достаточно напряженный. Чаще всего групповые занятия проходят по обычному расписанию, а индивидуальная работа, которая более всего важна для профконсультанта, проводится после учебных занятий. Профконсультант наблюдает за учащимися на групповых занятиях, смотрит, насколько они внимательны при разборе тех или иных тем, насколько они активны (задают вопросы или нет и т.д.), поэтому наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера подростка, к его поведению просто необходима психологу. Он также знакомит школьников с миром профессий (не только рассказывая, но и рекомендуя определенную популярную литературу), а для этого психологу нужна ориентация в меняющемся мире профессий, в их психологической типологии; кроме того, он должен иметь информацию о вакансиях на рынке труда и в целом о социально-экономической ситуации в своем регионе, городе, районе. В наше сложное время, время перемен, требуется также постоянное совершенствование своих знаний и навыков, стремление «идти в ногу» с быстро изменяющимися процессами жизни.

Работа с классом - дело нелегкое, часто возникают различные необычные ситуации, в которых приходится быстро ориентироваться, (подросток может задать любой вопрос и т. д.). От психолога требуется выдержка, профессиональный такт (необходимо владеть своими эмоциями, своим настроением, управлять дурным расположением духа). Но интерес к внутреннему миру человека, любовь к детям и умение их организовать, знание их возрастных особенностей - всё победят.

В работу профконсультанта также входит проведение анкетирования, тестирования для выявления интересов, склонностей учащихся (необходимо владение соответствующими диагностическими методами). Полученные результаты вносятся в карту профессионального обследования школьника. Индивидуальные занятия чаще всего проводятся в форме беседы (очень важно уметь слушать и слышать, понимать внутренний мир учащегося). В начале беседа носит ознакомительный характер, а потом, когда собираются определенные сведения об учащемся, беседа может выполнять и корректирующие функции (выясняется вопрос о том, есть ли у школьника личный профессиональный план, насколько он осознан, реалистичен, адекватен возможностям, способностям и склонностям школьника; при этом необходимо стимулировать активную позицию учащегося, а не навязывать ему свою точку зрения).

Необходимо выявить общий уровень развития подростка, выяснить, какую цель он перед собой ставит при выборе профессии (это решение сиюминутных проблем - профессия на ближайшую временную перспективу, или профессия - средство для достижения перспективных жизненных планов), необходимо соотнести это всё с обстановкой в обществе и направить подростка по правильному пути. Убедительное и терпимое отношение к индивидуальному, возрастно-половому своеобразию, к каждому факту уникальности подростка, его творческой неповторимости - просто необходимо.

Все люди разные: разного пола, здоровые и инвалиды (с частичной утратой дееспособности), с недостатками развития (дефектами слуха, зрения, хроническими болезнями). Неправильный выбор профессии может усугубить недостатки состояния здоровья, привести к его ухудшению, поэтому профконсультанту необходимо знать медицинские показания к выбору той или иной профессии и учитывать их при работе с учащимися.

Работа с людьми, в частности, работа профконсультанта требует хорошо развитой, убедительной речи. У специалиста должна быть хорошая память, развитое словесно-логическое мышление (социальные ситуации изменчивы и неповторимы, нужно наряду с более или менее «вечными» знаниями иметь оперативные знания, относящиеся к конкретной обстановке), творческое воображение и, что очень важно, нормальное психическое здоровье, обеспечивающее эмоциональную устойчивость.

Противопоказаниями к выбору данной профессии могут быть явные дефекты речи, замкнутость, погруженность в себя, необщительность, как проявление эгоизма, равнодушие к людям, выраженные физические недостатки, отсутствие признаков бескорыстного интереса к человеку.

Сейчас профконсультантов в школах осталось не очень много, они востребованы в других сферах деятельности, и со временем эта тенденция будет, возможно, усиливаться. В этой работе может быть развита социальная смелость (при работе с классом преодолевается страх перед аудиторией), формируются навыки общения, творческие способности, так как часто приходится импровизировать (дополнять методики, адаптировать их), может развиваться социальный интеллект, так необходимый в межличностном взаимодействии. Так как эта область относительно слабо разработана, то существует огромный простор для творчества. И, хотя нельзя сказать, что эта профессия приносит большой доход, психолог-профконсультант может испытывать удовлетворение от того, что помог, оказался полезен. И при этом сам профконсультант развивается как личность, что тоже немаловажно.

Сложные стороны в деятельности психолога-профконсультанта: слабая разработанность методов, ненормированный рабочий день и т.д. Некоторые педагоги в школе ревностно относятся к профконсультанту, считая, что он занимает свое место не по праву, но главное для профессионала - быть сдержанным и доказывать свою полезность не словами, а делами.

Контрольные вопросы

1. Назовите цели и задачи профконсультанта в школе.

2. Основные функциональные обязанности школьного профконсультанта.

Лекция 4. Методы и технологии профконсультирования в системе школьного образования

План1.Принципы профконсультирования в школе.2. Схема профконсультирования школьников. Вопрос 1. Принципы профконсультирования в школе Развивающая (активизирующая) профконсультация не исключает активности самого субъекта из процесса решения жизненно важной задачи, в отличие от директивной профконсультации. Основной её целью является активизация процесса формирования психологической готовности учащегося к профессиональному самоопределению, которая должна быть включена в учебно-воспитательный процесс. Развивающая профконсультация подразумевает работу с учащимися разного возраста. Главный момент в ней – перенесение акцента с акта выбора профессии на подготовку к ней путём правильной оценки природных особенностей и направленного формирования необходимых качеств, свойств личности. Следующий принцип развивающей профконсультации – это реализация нового подхода к использованию и интерпретации психодиагностических методик. Ещё один принцип состоит в отказе от наращивания арсенала методик психодиагностики и сосредоточения основного внимания на разработке и применении специальных коррекционных программ и систем психотренировок. Наконец, реализация принципов сотрудничества консультанта с консультируемым путём гуманистического подхода к профконсультированию.Успех профконсультации во многом зависит от того, удастся ли наладить с учащимся доверительные отношения. Неприемлемы давление, директивный тон и навязывание собственного мнения. Профконсультант должен делать акцент на объяснении того, что выбор профессии будет правильным тогда и только тогда, когда он осознан, самостоятелен и когда ему предшествовала кропотливая работа по самопознанию и изучению мира профессии. Для грамотного построения профконсультационной работы консультант должен разбираться в особенностях и тенденциях мира современных профессий, обладать знаниями о закономерностях формирования способностей и склонностей, владеть методиками психодиагностики, отчётливо представлять себе роль природного и приобретённого в профессиональном самоопределении, владеть методиками коррекционной работы. Вопрос 2. Схема профконсультирования школьников Для учащихся хорошо зарекомендовала следующая схема консультирования:1. Выявление интересов, склонностей, профессиональных предпочтений.2. Формирование образа «идеальной» профессии.3. Анализ мира профессий и конкретизация «идеального» образа в виде возможных вариантов профессий.4. Анализ психологических портретов реальных профессий.5. Изучение индивидуально-психологических особенностей клиента.6. Сопоставление выявленных особенностей с требованиями профессий.7. Уточнение профессии, разработка программы и способов овладения профессией. Теперь рассмотрим некоторые направления работы профконсультанта в условиях современной школы. У учащихся старших классов есть выраженная потребность посоветоваться с психологом о своём профессиональном выборе. В зависимости от степени развития их профессиональных планов и уровня развития способностей профконсультант намечает стратегию проведения консультации. Для одних достаточно две-три беседы и краткое диагностическое обследование, чтобы принять решение о выборе профессии и начать подготовку к ней. Для других требуется углубленное обследование и многократные консультации, чтобы подойти к этому решению. Поэтому психолог должен начать изучение профессиональных намерений учащихся с 7-го класса; а начиная с 8-го класса следует проводить индивидуальные консультации с теми, кто планирует после 9-го класса продолжить обучение в техникуме или колледже. До начала индивидуальных профконсультаций надо провести изучение профессиональных намерений и уровня развития некоторых способностей у школьников. Очевидно, что учащиеся, имеющие выраженные профессиональные интересы и достаточно устойчивый профессиональный план, в наименьшей степени нуждаются в помощи профконсультанта, и их консультируют только в случае самостоятельного обращения к психологу. Подмечено, что такие учащиеся обращаются к профконсультанту за получением подтверждения правильности уже совершённого выбора. Работа с менее успешными в этом плане учащимися не ограничивается несколькими консультациями. Прежде всего, психологу следует выявить их интересы и склонности, примерно очертить круг интересующих их профессий и сформулировать рекомендации по ознакомлению с ними. Профконсультант может наметить план углубленного изучения учащимся интересующих профессий, в который входит ознакомление с профессиографической литературой, консультации с сотрудниками центра профориентации, а также профессионалами.В результате этой работы у одних учащихся произойдёт укрепление профессиональных планов, а у других может произойти изменение их намерений.Эта работа активизирует учащихся, даёт им возможность приобретать опыт, осваивать алгоритм ознакомления с профессией. По окончании этого этапа профконсультант приступает диагностической и коррекционной работе. Подбор методов диагностики должен опираться на адекватное понимание профессиональной деятельности: понимание содержания профессии как совокупности требуемых знаний, умений и навыков, целей деятельности и т.д., плюс определённых требований к психике (т.е. скорости, темпу и интенсивности протекания психофизиологических процессов).Соответственно, в каждом индивидуальном случае углубленное психодиагностическое обследование должно вестись более прицельно, исходя из понимания его проблем и из полученных на предыдущих этапах профконсультации результатов. Если у учащегося не обнаружено серьёзных проблем в развитии важных качеств, намечается план самоподготовки и формирования требуемых способностей, предлагается система психотренировок (развитие нужного вида внимания, памяти, пространственного мышления и т.п.), а затем производятся обстоятельное обсуждение с учащимися их достижений, возникающих сложностей и путей их преодоления. В целом вся профконсультационная работа должна строиться так, чтобы из диагностической она превратилась в диагностико-коррекционную. Все этапы консультации служат одной цели – активизировать учащегося, сформировать у него стремление к самостоятельному выбору профессии с учётом полученных с помощью профконсультанта знаний о своих способностях и перспективах их развития. Завершать профконсультацию может беседа с обсуждением проведённой работы, формулированием рекомендаций, принятием решения о продолжении выполнения намеченного плана или же о пересмотре первоначально выбранных сфер деятельности, корректировкой профессиональных намерений и т.д.Конечно, при разных запросах профконсультация может быть проведена либо целиком и полностью, либо без некоторых этапов, например, коррекционной части. Контрольные вопросы 1. Назовите принципы профконсультирования в школе. 2.Опишите особенности проведения профконсультирования школьников.

Лекция 5. Система профориентации в службе занятости населения

План

1. Психологический подход к проблеме занятости населения.

2. Организация профессиональной ориентации в службе занятости.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 596; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.18.59 (0.007 с.)