Вопрос 1. Концептуальные положения науки профориентология 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1. Концептуальные положения науки профориентология



Профориентология — научная дисциплина, находящаяся на стыке философии, психологии и педагогики, изучающая факты, механизмы и закономерности профессионального становления лич­ности. Основными разделами профориентологии как интегративной дисциплины являются методология профессионализации, профес­сиональное самоопределение, дифференцированное профессиографирование и профессиональная ориентация.

Цель профориентологии — оказание становления психологи­ческой и педагогической помощи при выборе профессии, в процессе карьерного роста, а также актуализация профессионально-психоло­гического потенциала личности.

Задачи профориентологии:

1. Формирование профессиоведческой компетентности: озна­комление с миром профессий, классификацией и социально-пси­хологической характеристикой профессий, типовыми сценариями профессиональной биографии.

2. Развитие профессиоведческих компетенций: коммуникатив­ных и презентационных навыков, умений по трудоустройству и са­момаркетингу, способностей в области проектирования своего
карьерного роста и др.

3. Обеспечение психологически компетентного сопровождения профессиональной жизни человека с начала профессиональной дифференциации интересов и склонностей до завершения профессиональной биографии.

Вопрос 2. Понятие и содержание профессиональной ориентации

Смыслообразующим разделом профорииентологии является профессиональная ориентация научно обоснованное распределение людей по различным видам профессиональной деятельности в связи с по­требностями общества в различных профессиях и способностями индивидов к соответствующим видам деятельности. Профориентация предусматривает проведение комплекса взаимосвязанных мероприятий: пропаганды, просвещения, профконсультирования. В рамках профориентации может быть предус­мотрена также специальная система психолого-педагогических воздействий, направленных на активизацию человека в формировании и самосовершенствовании психических, интеллектуальных и фи­зических качеств, предопределяющих успешность в той или иной профессии.

Термин «профессиональная ориентация» трактует­ся в профориентологии как совокупность педагогичес­ких и психологических мер и комплекса информации разного рода, направленных на принятие решения по приобретению оптантами той или иной профессии (специальности), а также на выбор оптимального для достижения этой цели пути дальнейшего профессио­нального образования. При этом под оптимальным путем профессионального образования понимают сбалансированный учет личных интересов и способнос­тей оптанта, его права на самореализацию, с одной стороны, и социальноэкономической целесообразно­сти с другой. В этих целях в рамках профессиональной ориентации проводится ряд мероприятий по установ­лению профессиональной пригодности обучающегося. Непременным признаком профессиональной ориента­ции в современном понимании является то обстоятель­ство, что она имеет значение общегосударственной за­дачи и поэтому требует активного участия как непос­редственных субъектов образовательного процесса (преподавателей, инструкторов, мастеров и обучаю­щихся), так и социальных партнеров (работодателей, государственных органов власти, органов местного самоуправления, представителей науки и пр.).

Обобщая существующие определения профориен­тации, можно выделить следующие основные ее харак­теристики:

1. Профориентаций представляет собой систему государственных мероприятий. Она призвана решить задачи, связанные с рациональным использовани­ем кадров, оптимальной их расстановкой.

2. Научность ее форм и методов. Не являясь самосто­ятельной наукой, она опирается на данные целого комплекса дисциплин экономики, психологии, пе­дагогики, медицины и др.

3. Профориентация предполагает учет трех основных условий, позволяющих обеспечить ее эффектив­ность:

а) потребности мотивационной сферы личности при выборе профессии (интересов, стремлений, ценностных ориентации, установок и т. д.);

б) способностей и других личностных характери­стик человека;

в) потребностей народного хозяйства в специали­стах определенного профиля на каждом конк­ретном историческом этапе развития общества.

4. Активность форм средств и методов воздействия профориентационной работы. Рассмотрение про­фориентации только как системы воздействия на личность может привести к игнорированию активности самой личности в вопросах выбора про­фессии. В этом случае вся система профориентационной работы может быть сведена к постановке диагноза о пригодности молодого человека к профессии профессий) на основе сопос­тавления уровня развития его способностей с уровнем развития этих же способностей у про­фессионалов. Б конечном итоге такой подход све­дет всю профориентационную работу к профотбору, что уже имело место в конце 20-х—начале
30-х годов XX в оказало пагубное воздействие на развитие науки

5. Активность профориентации предполагает не про­сто воздействий наличность, а ее формирование в ходе этой работы, учет всего ее жизненного пути при определении сферы будущей профессиональ­ной деятельности.

Вопрос 3. Основные принципы работы профконсультанта

Профконсультирование является специальной деятельностью по оказанию помощи клиенту в решении проблем индивидуальной занятости с учетом его особенностей и реальной ситуации на рынке труда. Эти проблемы связаны с выбором профессии, определением профиля профессионального обучения, трудоустройством, сменой сферы деятельности.

Профконсультант может реально помочь, прежде всего, в решении проблемы выбора профессии и в определении профиля профессионального обучения. Для большинства клиентов службы занятости актуальны также проблемы психологической и социальной адаптации.

Последствия общения с консультантом имеют большую личностную значимость для клиента. Каким будет вмешательство консультанта – развивающим или разрушающим личность клиента – зависит от соблюдения им этических принципов профессиональной деятельности:

1. Ответственность. Консультант несет персональную ответственность за адекватность используемых методов, правильность проведения диагностических процедур, обоснованность суждений, выводов, рекомендаций.

2. Компетентность. Профконсультант должен иметь необходимую специальную теоретическую и практическую подготовку, использовать приемы и методы, соответствующие его квалификации и личным возможностям, постоянно повышать свою квалификацию, знакомиться с новыми разработками в области своей профессиональной деятельности, выбирать методы адекватно конкретной ситуации консультирования.

3. Добровольность. Клиент участвует в профконсультации по собственному желанию и имеет право отказаться от какого-либо вида работы с консультантом (тестирования, анкетирования и т.п.) без объяснения причин.

4. Конфиденциальность. Информация, полученная профконсультантом в процессе работы с клиентом, не подлежит разглашению (сознательному или случайному), а передача её другим лицам возможна лишь с согласия консультируемого и если это соответствует его интересам.

5. Активность. Консультируемый самостоятельно принимает решение по проблеме, с которой обратился к профконсультанту или в службу занятости. Профконсультант оказывает информационную и психологическую помощь в ответ на запрос клиента, создает условия и поощряет активность и самостоятельность консультируемого в принятии им решения. Суждения и оценки профконсультанта в процессе работы с клиентом не должны ограничивать свободу последнего в принятии им решения.

6. Позитивный эффект.Профконсультант интерпретирует полученные результаты с позиции соответствия индивидуально-психологических особенностей клиента требованиям конкретной профессии с учетом перспектив ее развития и возможностей компенсации. Он акцентирует внимание на возможностях консультируемого, поддерживает и стимулирует его поисковую активность.

7. Лояльность. Профконсультант уважает личность клиента и защищает его право на свободу в профессиональном самоопределении. Интересы консультируемого являются приоритетными. В общении с любым клиентом профконсультант должен проявлять доброжелательность, тактичность независимо от своего эмоционального и физического состояния и субъективного отношения к нему.

Контрольные вопросы

1. Что такое «профориентология»?

2. Раскройте содержание понятия «профессиональная ориентация».

3. Укажите и охарактеризуйте основные принципы работы профконсультанта.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 818; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.100.34 (0.006 с.)