Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 2. Этические принципы профконсультирования

Поиск

Можно сформулировать главный этический ори­ентир профконсультанта, пытающегося помочь клиенту самооп­ределиться в конкретной социокультурной ситуации. Это — куль­тивирование права каждого человека (клиента) на построение и реализацию уникальной жизни, ни на что не похожей профессио­нальной карьеры, но права, не ущемляющего таких же прав дру­гих людей (которые на данный момент не являются «клиентами» данного профконсультанта). Иными словами, психолог-профконсультант не должен поощрять стремление своего клиента строить свое благополучие (успешную карьеру) за счет интересов других людей и всего общества.

Необходимо выделить следующие этические принципы в работе профконсультанта:

Не навреди! Применительно к практике профессионального консультирования этот принцип относится, скорее, к очевидно­му уровню, это как само собой разумеющееся. Было бы странно, если бы о работе профконсультанты судили быпо тому, сколь­ким людям они «не навредили». Поскольку профессиональное самоопределение по сути своей конструктивно в отличие от пси­хиатрии и психотерапии, где успехом считается стабилизация заболевания, то для профконсультанта можно было бы сказать несколько иначе: сделай лучше!

Не оценивай! Поскольку вообще без оценок (в том числе и положительных) работать немыслимо, иногда этот принцип уточ­няют: не навешивай ярлыков! Но можно было бы сказать еще проще: не произноси отрицательных оценок вслух!

Принимай человека таким, каков он есть! Этот принцип нужда­ется в особом комментарии. Л.А. Петровская, анализируя подхо­ды К. Роджерса, пишет: «Когда у Роджерса речь идет о такой уста­новке терапевта, как «безусловное позитивное принятие», следу­ет иметь в виду, что она относится к чувствам «клиента» и отнюдь не предполагает одобрения всего его поведения. Имеется в виду признание права на какую угодно гамму собственных чувств без риска потерять уважение психолога, терапевта» (Петровская Л. А., 1982, с. 36).

Сохраняй конфиденциальность! Вусловиях работы профконсультанта в школе все-таки приходится сообщать какие-то результаты своей работы (самого общего плана) администрации, которая также имеет право знать, что именно делает психолог-консультант с вверенными ей учащимися. Но категорически запрещается сообщать сведения о школьниках, которые могут нанести им хоть какой-либо ущерб, даже тогда, когда сами школьники будут за­являть, что им «все равно, что оних будут рассказывать».

Уважай своих коллег по работе, их право на профессиональное творчество и самостоятельный выбор методов работы! Критика и дискуссии должны проводиться аргументированно и тактично. Недопустимым является выяснение отношений между коллегами и сотрудниками в присутствии клиентов (тем более если это учащиеся).

Соблюдай профессиональную компетентность: не передавай сложные психологические методики неподготовленным специа­листам и сам не используй методики, которыми в должной степе­ни не владеешь!

Соблюдай меру взаимного откровения с клиентом: не позволяй ему рассказывать о себе самые сокровенные свои тайны (у каждо­го человека всегда должен оставаться хоть небольшой тайничок души, недоступный никому), а также сам сохраняй некоторую дистанцию с клиентом, иначе можно потерять его уважение и доверие!

Не отнимай у клиента права самому отвечать за свои права и поступки!

Не выставляй свои знания напоказ, стремись помогать клиенту самостоятельно формулировать те или иные положения и выво­ды! Конкретно этот принцип может проявляться хотя бы в том, что психолог должен мгновенно замолкать каждый раз, когда кли­ент захочет что-то сказать, даже тогда, когда сам психолог «еще не договорил», и тогда, когда клиент хочет сказать какую-то глу­пость.

Соблюдай добровольность участия в психологических процедурах! Полная реализация данного принципа в условиях школы может привести к тому, что к обычному (не сверхталантливому!) психо­логу значительная часть учащихся просто не будет приходить на психологические и профориентационные занятия (слишком ве­лик для школьников соблазн заняться чем-то другим, а дел у под­ростков, как известно, очень много). Поэтому этот принцип лучше немного уточнить: сочетай принцип добровольности (при проведе­нии индивидуальных профконсультаций, личностных опросников, игровых и психотерапевтических форм работы) с принципом обя­зательности (при проведении общих семинаров и лекционных форм работы). Для самих школьников меньше будет терзаний по поводу того, куда «можно не ходить», а где быть обязательно. Естествен­но, что при консультировании взрослых клиентов принцип добровольности должен реализовываться более полно (за исключе­нием случаев обязательного прохождения собеседования с профконсультантом, где у клиента также остается право добровольно выбирать ту или иную степень откровенности и глубины консуль­тации).

Уважай себя как человека и как специалиста! Часто можно услышать следующие красивые слова: «Главное средство работы психолога — это его собственная личность». Но личность является высшей ценностью, и поэтому она не должна выступать в каче­стве «средства». В качестве средства достижения каких-либо целей и человек, и его личность выступают лишь при извращенном по­нимании рыночных отношений, когда все что угодно (и личность, и любовь, и дружба) может быть товаром, средством для обога­щения или для получения каких-то благ. Если специалист-человековед к самому себе относится как к средству, то может ли он полноценно помогать другим людям? А в качестве средств все-таки должны выступать специальные психологические методики, в том числе и так называемые внутренние средства профессиональной деятельности психолога (его знания, опыт, вербальные и невербальные средства общения и т.п.). Уважая себя, мы начинаем лучше понимать и уважать наших клиентов!

Проблема этического «имиджа» психолога-практика является очень непростой. С одной стороны, имеется множество примеров, когда учащиеся, а нередко и обращающиеся к психологу клиен­ты вполне довольны, если преподаватель или консультант ведет себя не только бесцеремонно, но и манипулятивно, директивно внушая клиентам и ученикам, что и как делать в различных жиз­ненных ситуациях. С другой стороны, высшей степенью уважения к клиенту и основой профессиональной этики психолога являет­ся создание такой ситуации, когда клиент сам (но с помощью психолога) решает свои проблемы. Здесь психолог мог бы посте­пенно заинтересовывать и ненавязчиво обучать клиента решению своих жизненно важных вопросов, да еще так, чтобы у клиента было ощущение, что в основном это он сам действует и сам при­нимает решения.

Но если клиент отказывается (или даже сопротивляется) ду­мать самостоятельно, то перед психологом возникает сложный этический вопрос: какую позицию занимать в работе с таким «со­противляющимся» клиентом? Реально возможны следующие по­зиции: 1) идти на поводу у клиента (фактически это вариант не­уважительного к нему отношения, так как психолог просто «не хочет с этим клиентом возиться»); 2) давить на клиента, когда психолог буквально заставляет его занимать позицию «субъекта» (такое давление также вряд ли назовешь этичным, так как получа­ется «субъект из-под палки»); 3) активизировать клиента, постепенно включать клиента в сам процесс совместных рассуждений через интересные, увлекательные консультативные процедуры.

Проблема имиджа психолога-консультанта тесно связана с проблемой профессионального стереотипа. С одной стороны, та­кой стереотип помогает клиенту увидеть в данном психологе «на­стоящего консультанта» (или «настоящего психотерапевта»), ведь поначалу клиент пристально наблюдает за психологом и хочет увидеть в психологе то, что соответствует его ожиданиям. Таким образом, соответствие стандартным представлениям о «настоя­щем» психологе помогает самому психологу-практику быстрее установить с клиентом эмоционально-доверительный контакт и вкаком-то смысле успокоить клиента. Но с другой стороны, если постоянно оставаться в рамках данного профессионального стереотипа, т.е. постоянно соответствовать ожиданиям клиента, то это будет сильно сковывать творчество и импровизацию психоло­га, а значит, не будет способствовать развитию консультационно­го взаимодействия с клиентом.

Психолог должен с какого-то момента постепенно отходить от профессионального стереотипа, становясь самим собой, реализуя индивидуальный стиль своей профессиональной деятельности, по­казывая тем самым и клиенту пример освобождения от ненужных условностей.

Контрольные вопросы

1.Выделите и охарактеризуйте уровни этических проблем в работе профконсультанта.

2.Назовите этические принципы в работе профконсультанта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 1078; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.245.172 (0.007 с.)