Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 2. Этические принципы профконсультированияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Можно сформулировать главный этический ориентир профконсультанта, пытающегося помочь клиенту самоопределиться в конкретной социокультурной ситуации. Это — культивирование права каждого человека (клиента) на построение и реализацию уникальной жизни, ни на что не похожей профессиональной карьеры, но права, не ущемляющего таких же прав других людей (которые на данный момент не являются «клиентами» данного профконсультанта). Иными словами, психолог-профконсультант не должен поощрять стремление своего клиента строить свое благополучие (успешную карьеру) за счет интересов других людей и всего общества. Необходимо выделить следующие этические принципы в работе профконсультанта: Не навреди! Применительно к практике профессионального консультирования этот принцип относится, скорее, к очевидному уровню, это как само собой разумеющееся. Было бы странно, если бы о работе профконсультанты судили быпо тому, скольким людям они «не навредили». Поскольку профессиональное самоопределение по сути своей конструктивно в отличие от психиатрии и психотерапии, где успехом считается стабилизация заболевания, то для профконсультанта можно было бы сказать несколько иначе: сделай лучше! Не оценивай! Поскольку вообще без оценок (в том числе и положительных) работать немыслимо, иногда этот принцип уточняют: не навешивай ярлыков! Но можно было бы сказать еще проще: не произноси отрицательных оценок вслух! Принимай человека таким, каков он есть! Этот принцип нуждается в особом комментарии. Л.А. Петровская, анализируя подходы К. Роджерса, пишет: «Когда у Роджерса речь идет о такой установке терапевта, как «безусловное позитивное принятие», следует иметь в виду, что она относится к чувствам «клиента» и отнюдь не предполагает одобрения всего его поведения. Имеется в виду признание права на какую угодно гамму собственных чувств без риска потерять уважение психолога, терапевта» (Петровская Л. А., 1982, с. 36). Сохраняй конфиденциальность! Вусловиях работы профконсультанта в школе все-таки приходится сообщать какие-то результаты своей работы (самого общего плана) администрации, которая также имеет право знать, что именно делает психолог-консультант с вверенными ей учащимися. Но категорически запрещается сообщать сведения о школьниках, которые могут нанести им хоть какой-либо ущерб, даже тогда, когда сами школьники будут заявлять, что им «все равно, что оних будут рассказывать». Уважай своих коллег по работе, их право на профессиональное творчество и самостоятельный выбор методов работы! Критика и дискуссии должны проводиться аргументированно и тактично. Недопустимым является выяснение отношений между коллегами и сотрудниками в присутствии клиентов (тем более если это учащиеся). Соблюдай профессиональную компетентность: не передавай сложные психологические методики неподготовленным специалистам и сам не используй методики, которыми в должной степени не владеешь! Соблюдай меру взаимного откровения с клиентом: не позволяй ему рассказывать о себе самые сокровенные свои тайны (у каждого человека всегда должен оставаться хоть небольшой тайничок души, недоступный никому), а также сам сохраняй некоторую дистанцию с клиентом, иначе можно потерять его уважение и доверие! Не отнимай у клиента права самому отвечать за свои права и поступки! Не выставляй свои знания напоказ, стремись помогать клиенту самостоятельно формулировать те или иные положения и выводы! Конкретно этот принцип может проявляться хотя бы в том, что психолог должен мгновенно замолкать каждый раз, когда клиент захочет что-то сказать, даже тогда, когда сам психолог «еще не договорил», и тогда, когда клиент хочет сказать какую-то глупость. Соблюдай добровольность участия в психологических процедурах! Полная реализация данного принципа в условиях школы может привести к тому, что к обычному (не сверхталантливому!) психологу значительная часть учащихся просто не будет приходить на психологические и профориентационные занятия (слишком велик для школьников соблазн заняться чем-то другим, а дел у подростков, как известно, очень много). Поэтому этот принцип лучше немного уточнить: сочетай принцип добровольности (при проведении индивидуальных профконсультаций, личностных опросников, игровых и психотерапевтических форм работы) с принципом обязательности (при проведении общих семинаров и лекционных форм работы). Для самих школьников меньше будет терзаний по поводу того, куда «можно не ходить», а где быть обязательно. Естественно, что при консультировании взрослых клиентов принцип добровольности должен реализовываться более полно (за исключением случаев обязательного прохождения собеседования с профконсультантом, где у клиента также остается право добровольно выбирать ту или иную степень откровенности и глубины консультации). Уважай себя как человека и как специалиста! Часто можно услышать следующие красивые слова: «Главное средство работы психолога — это его собственная личность». Но личность является высшей ценностью, и поэтому она не должна выступать в качестве «средства». В качестве средства достижения каких-либо целей и человек, и его личность выступают лишь при извращенном понимании рыночных отношений, когда все что угодно (и личность, и любовь, и дружба) может быть товаром, средством для обогащения или для получения каких-то благ. Если специалист-человековед к самому себе относится как к средству, то может ли он полноценно помогать другим людям? А в качестве средств все-таки должны выступать специальные психологические методики, в том числе и так называемые внутренние средства профессиональной деятельности психолога (его знания, опыт, вербальные и невербальные средства общения и т.п.). Уважая себя, мы начинаем лучше понимать и уважать наших клиентов! Проблема этического «имиджа» психолога-практика является очень непростой. С одной стороны, имеется множество примеров, когда учащиеся, а нередко и обращающиеся к психологу клиенты вполне довольны, если преподаватель или консультант ведет себя не только бесцеремонно, но и манипулятивно, директивно внушая клиентам и ученикам, что и как делать в различных жизненных ситуациях. С другой стороны, высшей степенью уважения к клиенту и основой профессиональной этики психолога является создание такой ситуации, когда клиент сам (но с помощью психолога) решает свои проблемы. Здесь психолог мог бы постепенно заинтересовывать и ненавязчиво обучать клиента решению своих жизненно важных вопросов, да еще так, чтобы у клиента было ощущение, что в основном это он сам действует и сам принимает решения. Но если клиент отказывается (или даже сопротивляется) думать самостоятельно, то перед психологом возникает сложный этический вопрос: какую позицию занимать в работе с таким «сопротивляющимся» клиентом? Реально возможны следующие позиции: 1) идти на поводу у клиента (фактически это вариант неуважительного к нему отношения, так как психолог просто «не хочет с этим клиентом возиться»); 2) давить на клиента, когда психолог буквально заставляет его занимать позицию «субъекта» (такое давление также вряд ли назовешь этичным, так как получается «субъект из-под палки»); 3) активизировать клиента, постепенно включать клиента в сам процесс совместных рассуждений через интересные, увлекательные консультативные процедуры. Проблема имиджа психолога-консультанта тесно связана с проблемой профессионального стереотипа. С одной стороны, такой стереотип помогает клиенту увидеть в данном психологе «настоящего консультанта» (или «настоящего психотерапевта»), ведь поначалу клиент пристально наблюдает за психологом и хочет увидеть в психологе то, что соответствует его ожиданиям. Таким образом, соответствие стандартным представлениям о «настоящем» психологе помогает самому психологу-практику быстрее установить с клиентом эмоционально-доверительный контакт и вкаком-то смысле успокоить клиента. Но с другой стороны, если постоянно оставаться в рамках данного профессионального стереотипа, т.е. постоянно соответствовать ожиданиям клиента, то это будет сильно сковывать творчество и импровизацию психолога, а значит, не будет способствовать развитию консультационного взаимодействия с клиентом. Психолог должен с какого-то момента постепенно отходить от профессионального стереотипа, становясь самим собой, реализуя индивидуальный стиль своей профессиональной деятельности, показывая тем самым и клиенту пример освобождения от ненужных условностей. Контрольные вопросы 1.Выделите и охарактеризуйте уровни этических проблем в работе профконсультанта. 2.Назовите этические принципы в работе профконсультанта.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 1078; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.245.172 (0.007 с.) |