Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные этические проблемы хозяйственной деятельности и деловых отношений

Поиск

Деловые отношения представляют собой это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере, в процессе которых происходит обмен деятельностью, информацией и опытом с целью достижения определенного результата. От успешности деловых отношений зависит многое – успех фирмы, количество клиентов, эффективность совместной работы в коллективе, профессиональный, личностный и карьерный рост.

Участники деловых отношений, делового общения выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами.

Деловое общение условно делится на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (когда во время общения существует некая пространственно-временная дистанция, то есть письма, телефонные разговоры, деловые записки и т.д.). Чтобы общение как процесс происходило без проблем, оно должно проходить по следующим этапам:

· установление контакта;

· ориентирование в ситуации общения;

· обсуждение поставленной задачи;

· поиск решения поставленной задачи;

· завершение контакта.

Служебные контакты строятся на партнерских началах, исходят из взаимных потребностей, из интересов общего дела. Несомненно, что такое общение повышает трудовую и творческую активность, является важным фактором удачного бизнеса.

Деловое общение как учебная дисциплина представляет собой прикладную область знаний, в самом общем виде изучающую принципы поведения людей в деловой сфере, и использующую достижения таких наук, как экономика, психология, менеджмент, социология. Некоторые подходы к объяснению человеческого поведения, разработанные в рамках указанных дисциплин, приведены в таблице 1.

 

Таблица 1. Человеческое поведение: чем оно обусловлено?

 

 

Название модели или подхода к объяснению причин поведения, автор Факторы, определяющие поведение людей или влияющие на него; краткое изложение сути приведенных моделей (подходов)
Экономическая теория
Модель "экономического человека" (homo economicus) А. Смит, Д. Рикардо, маржиналисты · Человек независим. Это атомизированный индивид, принимающий самостоятельные решения, исходя из своих личных предпочтений. · Человек эгоистичен. Он в первую очередь заботится о своем интересе и стремится к максимизации собственной выгоды. · Человек рационален. Он последовательно стремится к поставленной цели и рассчитывает сравнительные издержки того или иного выбора средств ее достижения. · Человек информирован. Он не только хорошо знает собственные потребности, но и обладает достаточной информацией о средствах их удовлетворения.  
Неоклассическая модель экономического поведения REMM Рациональность Оптимизация Устойчивость предпочтений Конкурентное поведение Два измерения товара Гипотеза полной информации
Подход институционалистов и неоинституционалистов На поведение влияют социальные, культурные, религиозные, психологические факторы. В процессе принятия решений человек не свободен от таких «институтов» как обычаи, традиции, социальные стереотипы.
Менеджмент
Первая научная теория управления – тейлоризм Ф. Тейлор Человек эгоистичен, ленив и асоциален; его мотивируют условия и организация труда, нормирование, система поощрений и взысканий
Концепция "человеческих отношений" Э. Мэйо Важное значение имеют социально-психологический климат в трудовом коллективе, отношение к работе, характер взаимодействия с коллегами, начальством, подчиненными
Теория ожиданий Н. Врум Мотивация – функция ожидания по поводу выполнимости задачи и получения желаемого вознаграждения
Мотивационная теория Маклелланда Ведущая потребность из трех: причастность, власть, успех
Мотивационная теория Маслоу «Пирамида потребностей»: от низших к высшим; мотивация на основе неудовлетворенных потребностей
Теория Х Д. Мак Грегор «Средний человек» не любит работать, нуждается в постоянном контроле, избегает ответственности
Теория У Д. Мак Грегор Труд – естественная человеческая потребность, работники могут проявлять инициативу, творческий подход, брать на себя ответственность
Теория Z У. Оучи Патернализм, пожизненный найм, индивидуальная ответственность
Психология
Теория З. Фрейда Трехуровневая структура личности: борьба ОНО, Я, СВЕРХ-Я; переживания детства, подсознание, тяга к саморазрушению
Теория А. Адлера Комплексы неполноценности
Подход К. Юнга Сложная структура личности, включающая такие качества как экстраверсия, интроверсия, эмоции, рациональность, коллективное бессознательное
Теория акцентуации характера Поведение как результат проявления определенных черт характера
Теории темперамента Поведение определяется типом темперамента (сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик)
Социальный статус и роль в группе Поведение зависит от статуса и роли, определяемой личности группой

 

В результате длительного процесса взаимодействия между людьми в различных сферах жизни – культурной, экономической, политической, религиозной, семейной сложилась определенная система норм нравственного поведения и обязанностей людей по отношению друг к другу и обществу в целом – этика.

Этические нормы и правила составляют основу совместного существования людей, и мы даже не всегда осознаем, что находимся под их воздействием. Можно выделить различные виды этических норм: общечеловеческие, признаваемые подавляющим большинством людей, религиозные, исповедуемые теми или иными религиозными учениями, а также национальные, профессиональные, корпоративные, групповые, индивидуальные.

Этика в сфере делового общения, или этика бизнес-коммуникаций изучает факторы формирования и проявление в деловой сфере неких правил и норм поведения, нравственных параметров и отношениях между производителями и потребителями, предпринимателями и наемными работниками, фирмами и государством.

В предметном поле деловой этики следует различать макроуровень, рассматривающий проблемы взаимодействия бизнеса и общества, и микроуровень, рассматривающий проблемы экономической организации и индивида (рис. 1). Первоначально хозяйственная этика ориентировалась на исследование проблем взаимодействия бизнеса и общества, т. е. макроуровня, что нашло отражение в распространении учебного курса "Этика бизнеса", предметом изучения которого являлись бизнес и его политическая, социальная и правовая среда. Эта важная область хозяйственной этики разрабатывалась преимущественно философами и социологами. Они внесли большой вклад в изучение природы корпоративной морали, социальной, ответственности корпораций, в развитие теории общественного договора, теории заинтересованных лиц, в разработку проблем загрязнения окружающей среды, государственного регулирования бизнеса.

 


 

Рисунок 1 – Предметное поле деловой этики

 

Микроуровень деловой этики сформировался в рамках теории организационного поведения и постепенно отделился в качестве самостоятельных дисциплин "Этика организации", "Этика делового общения". Это направление дополняет макроуровень хозяйственной этики, исследуя внутрифирменные отношения, проблемы, возникающие между работником и организацией, этические аспекты повседневных процедур принятия управленческих решений, а также конфликты, возникающие у работников корпораций по отношению к общественным интересам.

Некоторые специалисты разделяют в рамках микроуровня вопросы, связанные с этическими проблемами индивида, с одной стороны, и вопросы этики организации — с другой. К первой группе относят изучение явных и неявных ценностей, конфликтов ценностей, с которыми сталкиваются лица, принимающие решения. Основные вопросы этики организации — это вопросы о том, является ли организация агентом мораль­ных отношений или нет, и могут ли различаться этические нормы внутри организации и за ее пределами.

Задача хозяйственной этики заключается в том, чтобы при­менить общие моральные критерии к такой конкретной области, как хозяйственная деятельность. Однако моральная философия не располагает собственными методами для исследования поведения людей в конкретных областях общественной жизни. Поэтому ее прикладные направления используют методы различных наук, нацеленных на изучение поведения людей и общества, таких, как экономика, организационная наука, психология, социология, политология и т.д.

В хозяйственной деятельности, где главную роль играет мотив максимизации прибыли и частный интерес, проблемы хорошего и плохого поведения, справедливого и несправедливого отношения проявляются в разнообразных формах, моральные проблемы возникают в следующих областях:

- личные интересы работников и интересы организации (конфликты интересов работников, неоправданные подарки, безопасность информации корпорации, сигнализаторство, личная честность работников и менеджеров);

- права человека и экономическая организация (процесс и процедуры принятия управленческих решений, сбор информации о работниках, частная жизнь работников, дискриминация и домогательства, равные возможности занятости, права работников, справедливость оплаты труда);

- этические проблемы деловых операций (управление финансовыми операциями и использование наличных денежных средств, безопасность рабочего места в производственных операциях, сокращение рабочих мест, проблемы экологии, взаимоотношения с поставщиками);

- этические проблемы конкуренции (этические аспекты ценообразования, рекламы, присвоение чужих идей);

- этические проблемы, связанные с производством и поставкой продукции (контрактные отношения с фирмами-покупателями, безопасность и качество продукта, частная информация о клиентах);

- отношения со всеми участниками бизнеса (интересы акционеров, зарплата управляющих, поддержка некоммерческих организаций, участие в решении социальных)

- бизнес и правительство (отношения с правительственными чиновниками, государственные заказы, ответственность правительства перед бизнесом, коррупция).

Перечисленные проблемы в той или иной степени характерны как для частного сектора и частного бизнеса, так и для общественного сектора и государственных организаций и учреждений. Ряд проблем возникает на микроуровне. Поступая на работу в организацию, менеджеры и работники заключают контракт, который определяет условия их работы (рабочее время, заработную плату и т.д.), а также права и обязанности. Предполагается, что работник, выполняя свои служебные обязанности, будет руководствоваться целями и задачами организации и не станет использовать организацию в своих личных целях; что менеджеры будут принимать решения в интересах организации. В свою очередь, организация берет на себя определенные обязательства по отношению к своим сотрудникам.

 

Проектные задания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 484; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.27.154 (0.007 с.)