Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Темперамент и его значение в деловом общении

Поиск

Конспект лекций

по дисциплине

 

 

ДЕЛОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ

 

 

Направление подготовки

Менеджмент

 

 

Профили подготовки

Производственный менеджмент

Управление малым бизнесом

Логистика

 

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

 

Форма обучения

Заочная

 

Тула 2012


Общие положения

 

Лекции составляют основу теоретического обучения и должны давать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывать состояние и перспективы развития соответствующей области науки и техники, концентрировать внимание студентов на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность и способствовать формированию творческого мышления.

Ведущим методом в лекции выступает устное изложение учебного материала, сопровождающееся демонстрацией видеофильмов, слайдов, схем, плакатов, использованием информационных технологий в образовании.

 

2. Тематический план курса лекций

 

№ п/п Название разделов и тем Всего (часов)
1. Тема 1. Предмет, методы и функции дисциплины «Деловые коммуникации».  
2. Тема 2. Теоретические основы дисциплины «Деловые коммуникации».  
3. Тема 3. Личность в деловом общении.  
4. Тема 4. Деловое общение: формы, структура, этапы (практическое занятие проводится в интерактивной форме).  
5. Тема 5. Деловое общение в рабочей группе (практическое занятие проводится в интерактивной форме).  
6. Тема 6. Деловые переговоры (практическое занятие проводится в интерактивной форме).  
7. Тема 7. Конфликты в деловом общении, их психодиагностика (практическое занятие проводится в интерактивной форме).  
8. Тема 8. Этика и этикет делового общения (практическое занятие проводится в интерактивной форме).  
  Итого по дисциплине  

 

Содержание лекций

Структура характера

Характер - это индивидуаль­ное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к дей­ствительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках.

Характер — индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных приобретенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении: 1) к себе (степень требовательности, критичности, самооценки); 2) к другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм, жестокость или доброта, безразличие или чуткость, грубость или вежливость, лживость или правдивость и т. п.); 3) к порученному делу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, инициативность или пассивность, усидчивость или нетерпеливость, ответственность или безответственность, организованность и т. п.); 4) в характере отражаются волевые качества: готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень настойчивости, самостоятельности, решительности, дисциплинированности.

Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями.

Характер человека — это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами. Правдивыми, добрыми, тактичными или, наоборот, лживыми, злыми, грубыми бывают люди с любым типом темперамента. Однако при определенном темпераменте одни черты приобретаются легче, другие труднее. Например, организованность, дисциплинированность легче выработать флегматику, чем холерику; доброту, отзывчивость — меланхолику. Быть хорошим организатором, общительным человеком проще сангвинику и холерику. Однако недопустимо оправдывать дефекты своего характера врожденными свойствами, темпераментом. Отзывчивым, добрым, тактичным, выдержанным можно быть при любом темпераменте.

Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую называют структурой характера. В структуре характера выделяют две группы черт. Под чертой характера понимают те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях.

К первой группе черт относятся черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений.

Ко второй группе относятся интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера.

Структуру характера составляют: 1. симптокомплексы – системы взаимосвязанных психических свойств, которые обусловлены одним и тем же отношением личности к определенной стороне действительности

1.1. черты, характеризующие отношение к другим людям (общительность, чуткость, отзывчивость, уважение – черствость, бездушие, грубость, презрение, замкнутость, самостоятельность — конформизм (зависимость от группы),)

1.2. черты, показывающие отношение к своему делу (деятельная активность — пассивность, честолюбие — непритязательность и т.д.)

1.3. черты, определяющие отношение к себе (чувство собственного достоинства, гордость, самокритичность, скромность – наглость, тщеславие, заносчивость, эгоцентризм)

1.4. черты, характеризующие отношение человека к вещам (аккуратность – неряшливость, бережливость и т.д.)

2. Свойства, присущие характеру как целому

2.1. Степень глубины отражает связь черт характера со стержневыми отношениями личности, поэтому отражает базовые свойства личности и их определяющую роль по отношению к другим свойствам.

2.2. Цельность – степень внутреннего единства и наличие или отсутствие противоречивых черт; соответствие между сознанием и поступками, целями и деятельностью, мыслями и чувствами.

2.3. Степень устойчивости или изменчивости (пластичности) – индивидуальная податливость черт характера изменениям, вызванным внешними условиями ил самовоспитанием.

2.4. Степень активности – степень постоянной потребности быть в деятельном состоянии.

2.5. Сила – проявляется в последовательности действий, упорстве достижения своих целей, отстаивании своих взглядов.

Характер личности и факторы, влияющие на его формирование

Характер составляет основу психологической подструктуры личности. Характер – это индивидуальное сочетание устойчивых психологических особенностей человека, обусловливающих для него типичный способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах.

Существуют различные подходы к оценке взаимоотношения темперамента и характера: 1) отождествление темперамента и характера (Кречмер)., 2) противопоставление, установление антагонистических отношений между ними, указание на то, что характер может входить в конфликт с темпераментом (Вирениус, Викторов, Левитов); 3) признание темперамента элементом характера; 4) признание темперамента основой формирования характера, как врожденную основу характера (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев).

Мы будем придерживаться мнения, что характер формируется как на основе генетических факторов (предрасположенность к определенной деятельности), так и под влиянием социальной среды. Решающее влияние на него оказывает система воспитания.

Схематично формирование черт характера - тех или иных особенностей личности, которые систематически проявляются и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях, - можно представить в виде схемы:

Процессы памяти

1. Запечатление начинается на стадии мгновенной памяти, углубляется во время передачи информации в кратковременную память и укрепляется в долговременной памяти (где происходит анализ и идентификация информации).

2. Хранение – накопление материала в памяти. Хранение по-разному осуществляется для эпизодической (автобиографической) и семантической памяти. В эпизодической памяти хранится информация о различных событиях нашей жизни. Семантическая память содержит правила, лежащие в основе языка и различных мыслительных действий. Здесь же хранятся структуры, свойственные данной культуре. Семантическая память служит своего рода каркасом для событий текущей жизни, которые хранятся в эпизодической памяти.

Способы организации информации в памяти:

- пространственная организация, лежащая в основе построения «когнитивных карт» (позволяет установить связи и «опорные точки» в физическом пространстве);

- ассоциативная организация (группировка элементов с какими-либо общими признаками);

- иерархическая организация (каждый элемент информации относится к определенному уровню в зависимости от того, какой категории – более общей или более частной – он соответствует).

3. Воспроизведение (извлечение). Информация всегда воспроизводится на основе той структуры, в составе которой она запоминалась. Извлечение информации может осуществляться двумя путями: узнаванием и воспоминанием.

Поскольку очень важную роль в извлечении информации из памяти играет контекст, человеку всегда легче узнать какую-то информацию, чем вспомнить. Именно узнавание, а не воспоминание считают более чувствительным показателем фактического объема усвоенного материала.

4. Забывание – процесс, необходимый для эффективной работы памяти. С помощью забывания человек поднимается над бесчисленным количеством конкретных деталей и облегчает себе возможность обобщения. Забыванием трудно управлять.

Факторы, влияющие на забывание:

- возраст;

- характер информации и степень ее использования;

- интерференция: проактивная интерференция, связанная с событиями, происходящими до запоминания информации; ретроактивная интерференция, связанная с событиями, происходящими после запоминания материала;

-подавление (активное, по Фрейду, забывание, торможение следов памяти на уровне сознания и вытеснение их в область бессознательного. Современные психологи предпочитают говорить о мотивированном забывании. С помощью него человек пытается «уйти" от неприятных сторон той или иной ситуации).

Методы развития воображения

Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений.

В настоящее время распространяется мнение, что воображение является комбинацией не только образного, но и абстрактного содержания.

Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой.

Виды воображения

Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.

Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.

Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

Функции воображения:

1. Образное представление действительности.

2. Регулирование эмоциональных состояний.

3. Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека.

4. Формирование внутреннего плана действий.

Способы создания образов воображения:

Агглютинация – создание образов посредством соединения любых качеств, свойств, частей.

Акцентирование – выделение какой-либо части, детали целого.

Расчленение – получение нового в результате разъединения частей объекта.

Комбинирование – объединение исходных элементов по конкретной логической схеме.

Замещение – замена старых элементов более эффективными.

Аналогия – создание нового по аналогии (сходству) с известным.

Типизация – наиболее сложный прием. Художник изображает конкретный эпизод, который впитывает в себя массу аналогичных и таким образом является как бы их представителем. Так же формируется и литературный образ, в котором концентрируются типичные черты многих людей данного круга, определенной эпохи.

При постоянном использовании этих способов воображение очень быстро развивается.

Коммуникативные барьеры

Может возникнуть препятствие, которое мешает передать или получить информацию.

Коммуникативные барьеры – это психологическое препятствие на пути адекватной информации между партнерами по общению.

К ним относятся:

- социальные барьеры – политические, религиозные и т.д. Они порождают непонимание, подозрительность, ведущие к блокированию межличностного общения;

- этнокультурные барьеры – национально-культурные особенности, сильно влияющие на восприятие других народов. Свои традиции и привычки воспринимаются как норма, их отсутствие у других – как недостаток;

- психологические барьеры – индивидуальные особенности (замкнутость, нерешительность, застенчивость, конфликтность, назойливость, вздорность и др.); психологические отношения общающихся (взаимная симпатия, неприязнь, несовместимость и др.); отсутствие необходимых навыков общения.

Выделяют три типа барьеров:

1. Барьер избегания. Информация не доходит до реципиента, он ее избегает. Выделяют избегания:

- физическое избегание (уход, опускание взгляда, игнорирование, переход на другую сторону улицы и т.п.).

- психологическое избегание – это механизм забывания, механизм психологической защиты организма (особенно ярко проявляется у детей в начальной школе).

Пути преодоления этого барьера:

Важно управлять вниманием собеседника, главное при этом разрешить две взаимосвязанные проблемы:

- привлечь внимание

- удержать внимание

На внимание больше всего влияют следующие факторы:

- актуальность и важность информации

- новизна информации

- нестандартность подачи информации

- неожиданность

- интенсивность подачи информации

- звучность голоса и его модуляция.

Рассмотрим приемы для привлечения внимания:

- «прием нейтральной фразы». Фраза не связана с проблематикой, но будет значима для собеседника (Для студентов: «Итак, запишем…»).

- «прием завлечения». Говорящий произносит что-то трудно воспринимаемое на

слух (не слышно или неразборчиво) à внимание концентрируется. Но не надо перебарщивать этим, так как аудитория устает.

- и многие другие приемы.

Приемы удержания внимания:

- «прием навязывания ритма». Постоянно изменяется характеристика голоса и речи (громко-тихо, быстро-медленно). Выступающий сам вырабатывает характер.

- «прием акцентировки». Когда существуют определенные фразы «Прошу обратить внимание», «Важно отметить», «Необходимо подчеркнуть» и т.д.

2. Барьер авторитета.

Ответная реакция может быть в виде понижения авторитета коммуникатора («Да что вы взрослые понимаете?»)

Информация от более статусного человека будет и более значима, а от менее статусного – менее значима.

Что делать, чтобы поднять свой статус:

- привлекательность внешнего вида (соответственно своему статусу и роли, не надо рядиться в рэппера в 40 лет, для установления контакта с подростком)

- доброжелательное отношение

- компетентность в том вопросе, который будет обсуждаться

- искренность намерений и слов

3. Барьер непонимания.

А) стилистический барьер непонимания.

Информация доходит до собеседника, но в искаженном виде и для него становится неопасной. То есть, нет той степени влияния, которую вкладывал коммуникатор, когда передавал информацию реципиенту.

То есть что-то слышал, но не услышал, как от меня ожидалось.

Что может провоцировать возникновение барьера непонимания?

· Фонетические причины. Когда у коммуникатора дефект речи, акцент, особый диалект. В таких случаях реципиент просто «закрывается», так как приходится прилагать дополнительные усилия, чтобы присвоить когнитивную составляющую несомой информации.

· Стилистические причины. Соотнесение между формой и содержанием. Важно, что информация соответствует окружающей ситуации. Стиль должен соответствовать той аудитории, которая передо мной и т.д.

· Семантические причины. (семантика – значение слов) Когда используются непонятные термины, или термины с многозначной трактовкой.

Для преодоления этого барьера важно правильно струткурировать преподносимую информацию.

Два правила структурирования информации:

- правило рамки. Это правило основано на действии психологического закона работы памяти. Суть: начало и конец любого информационного ряда запоминается лучше, чем его середина, то есть вначале – четко ставится задача, по завершении – обязательно подытожить, причем в том же порядке, как были поставлены задачи.

При первичном общении – важно начало разговора, так как именно здесь производится первое впечатление, формируются ожидания и т.п. В завершении разговора важный момент в определении дальнейшего взаимодействия.

- правило цепи. Содержание общения должно быть выстроено в цепь. Это помогает запомнить информацию и ее структурировать.

- вариант перечисления (1, 2, 3 …)

- ранжирование информации (в начале – о главном, потом о составных элементах этого главного, затем о менее существенных вещах)

- логическая цепь (если …, то тогда можно предположить, что …)

Б) логический барьер непонимания. Это расхождение в логиках коммуникатора и реципиента.

В науке есть формальная логика и математическая логика. В жизни логик значительно больше (женская-мужская, детская-взрослая, логика богатого-бедного и т.д.) И нет правильной или неправильной логики, просто это другой взгляд, под другим углом зрения.

Преодоление этого барьера возможно при соблюдении следующих условий:

- учет логики и жизненной позиции собеседника, посредством правильно построенной беседы.

- правильная аргументация или убеждающая коммуникация.

Стиль компромисса.

Суть его заключается в том, что стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. В этом плане он несколько напоминает стиль сотрудничества, однако осуществляется на более поверхностном уровне, так как стороны в чем-то уступают друг другу.

Имидж и стадии его создания

Имидж служит своего рада камуфляжем, создающий у людей то впечатление, в котором нуждается его носитель, и является одной из цели самопрезентации.

Для успешного создания имиджа немаловажное значение имеет здоровая психика. Удача способствует тому, кто умеет управлять своей психикой, используя саморегуляцию, саморасслабление и самовнушение. Итог этого умения – устойчивый жизненный тонус, проявляющийся в виде доброжелательности и сдержанном реагировании на неприятности.

Стадии создания имиджа:

I. ИМИТАЦИОННЫЙ ИМИДЖ – работа воображения, мыслительный анализ, воплощение идеального образа на бумаге, аудио- и видеопленке, отбор манер, анализ их совместимости со своей личностью;

II. РОЛЕВОЙ ИМИДЖ – практическое освоение, приобретение первичного опыта «нахождения» в образе. Построение манер, тренировка овладения ими, оценка.

III. ЖИЗНЕННЫЙ ОБРАЗ – стереотип поведения в созданном образе, полная вживаемость. Обкатка манер, фиксация, корректировка.

II. Самоусиление.

Для этой модели характерны возвеличивание своего «Я», высокий уровень самооценки. Человек охотно приписывает себе социально одобренные качества, идет на риск для произведения впечатления, рекламирует свой будущий успех, скрывает неудачи, пытается выделиться из толпы.

II. Самозащита.

Для этой модели характерна низкая самооценка, «протекционистский» стиль, попытки оградить свое «Я» от тяжелого психического опыта, возможных поражений и неудач. Доминирует мотив сознательного самоуничтожения, попытки скрыть подлинное «Я». Выбор нейтральных характеристик своей личности.

Пути самопрезентации:

· Стиль одежды;

· Манеры;

· Вербальные и невербальные средства;

· Демонстрация своего отношения к людям.

21. Способы воздействия на сознание

Традиционный прямой способ воздействия на сознание основан на убеждении людей, обращении к их разуму с применением рациональных аргументов, логики.

Необходимой составной частью проведения такой разъяснительной работы, обращённой к разуму людей, был учёт реальной обстановки. При этом важно понимать расстановку сил, реальные интересы людей, проводить научный анализ. Вместе с тем необходимо учитывать состояние общественного сознания, т.е. дать чёткие, броские, понятные лозунги; бороться за людей, за их сознание повседневно.

Наряду с рациональными способами воздействия на сознание существуют способы, которые можно назвать иррациональными. Они могут оказывать разрушительное воздействие, подавлять рациональное начало и заставлять людей служить своим целям.

Невербальная коммуникация представляет собой совокупность интонаций и жестов людей. При коммуникации непосредственно слова занимают лишь 7%; 38% – это звуки и интонации и 55% уходит на невербальные коммуникации. В среднем человек говорит10–11 минут в день и среднее предложение звучит около 2,5 секунд. Вербальный компонент разговора занимает 35%, а невербальный — 65%. Посредством слов передаётся в основном информация, а с помощью жестов различное отношение к этой информации. Иногда жесты могут заменять и слова. Хорошо подготовленный человек может сказать, какой именно жест или какое именно движение делает другой человек, не видя его, а только слыша его слова.

Внушение – это процесс психологического воздействия на сознание личности или группы людей, основанный на некритическом восприятии информации. Эффект внушения – впечатление, производимое в результате внушающего воздействия на человека. Рассмотрим основные эффекты внушения. Эффект «заражения» достигается при создании особого эмоционального состояния толпы,– человек становится частью массы, попадает под власть страстей;– имеет место: преобразование чувств; утрата интеллекта, ответственности;легкая управляемость;– палачествует: умственное упрощение; ограничение материала; вдалбливающееповторение; эмоциональное нагнетание. Эффект взрыва наступает при достижении резонанса эмоционального состояния массы людей или этноса. Источником здесь нередко являются националистические стереотипы, негативные установки по отношению к другим нациям и народностям. Эффект «образа врага» – создание легко воспринимаемого сознательно сконструированного «образа врага». Сущность конструирования состоит в искусственном установлении соответствия между негативами (страхами, болезнями, опасностями и неразрешенными конфликтами, имеющими нераспознанные причины) с неким «козлом отпущения», который становится «громоотводом» для общественного мнения. Эффект ореола заключается в том, что на впечатления личности о действиях влияют не только объективные оценки таких действий, но и наше общее отношение к нему (человек склонен с повышенным вниманием относиться к тем, кто уже имеет общественное признание, слабо оценивая, как завоевано это признание). Эффект реаптенса имеет место, если человек чувствует, что какое–то сообщение делается с целью повлиять на него, и он воспринимает его как угрозу своей свободе принимать решения, т.е. относится к такому сообщению крайне негативно. Эффект насыщения возникает, когда чрезмерное повторение информации вызывает негативную реакцию, направленную на избежание контактов с повторяемой информацией. Примером может служить назойливая реклама. Эффект Барлета возникает, когда ослабленный вирус «чужих идей» помогает противостоять им. Эффект бумеранга заключается в том, что человек, принимая и оценивая информацию, направленную на изменение его социальных установок, суждений и мнений, не только не изменяет свои исходные позиции, но еще более укрепляется в них. Он проявляется чаще всего в случаях, когда люди, которым адресована, информация, с явно выраженной неприязнью относятся к источнику этой информации. Эффект края заключается в том, что из расположенного в ряд материала элементы, находящиеся в начале и конце, запоминаются легче и быстрее, чем элементы, находящиеся в середине. Эффект новизны основан на том, что по отношению к знакомому человеку наиболее значимой оказывается последняя, т.е. более новая информация о нем. Тогда как по отношению к незнакомому человеку более значима первая информация.Известно два канала человеческого восприятия: сенсорный (осознанный) и субсенсорный (неосознанный, минуя сознание). По аналогии различаются и способы психологического воздействия на сознание и подсознание человека. Сенсорный способ основан на приемах воздействия на мир представлений личности непосредственно, а именно путем убеждения. Здесь используется способность человека осознанно усваивать информацию, а также способность убеждать реципиента, которая с применением манипуляций становится еще более эффективной.В основе субсенсорного способа лежит способность человека усваивать информацию, минуя сознание. Он базируется на суггестии (гипнотическое внушение, самовнушение и др.). Манипуляционный способ основан на психологическом воздействии на человека, осуществляемом настолько искусно, что остается незамеченным им. В политике манипулирование выступает как способ применения власти, при которой обладающий ею влияет на поведение подчиненных без объяснений целей и мотивов. В этом случае манипуляция сознанием обеспечивает господство над духовнымсостоянием, управление путем навязывания идей, установок, мотивов, стереотипов поведения в интересах субъекта власти.Различают следующие уровни манипуляционного воздействия:– усиление нужных манипулятору идей, установок, мотивов, ценностей, норм, принадлежащих объекту;– локальное изменение взглядов объекта по отношению к конкретному явлению;– кардинальное изменение жизненных установок объекта.На первых двух уровнях воздействия с помощью манипулирования можно добиваться достаточно быстрого эффекта. Кардинальное изменение взглядов человека требует комплексного воздействия на сознание в течение длительного времени. Чем выше степень осведомленности человека, тем труднее манипулировать им. Отсюда объект манипулирования следует снабжать только такой информацией, которая отвечает целям психологического воздействия. Существует несколько приемов манипулирования информацией:– информационная перегрузка, когда объекту сообщается чрезмерное количество ненужной информации (абстрактные рассуждения, ненужные подробности, различные пустяки и т.п.), которое мешает объекту разобраться в истинной сути проблемы;– дозирование информации, когда объекту сообщается только часть сведений, а остальные тщательно скрываются, что приводит к искажению картины реальности в нужную сторону;– большая ложь, когда объекту подают максимально серьезно самую наглую и неправдоподобную ложь, которая выглядит особенно убедительно;– смешивание фактов, когда смешиваются истинные факты со всевозможными предположениями, допущениями, гипотезами, слухами и объекту становится невозможным отличить правду от вымысла;– выигрыш времени, когда под различными предлогами оттягивают обнародование действительно важных сведений до того момента, когда объекту будет уже поздно что–то изменить;– скрытый удар, когда выгодную манипулятору вымышленную информацию доводят до объекта через нейтральных подставных лиц;– своевременная ложь, когда объекту сообщается совершенно лживая информация, но чрезвычайно ожидаемая им в данный момент (потом обман раскрывается, но за это время острота ситуации спадает, либо определенный процесс принимает необратимый характер). Способ инфицирования использует психический вирус, обладающий следующими свойствами:– психический вирус как информационная конструкция, оформленная в виде идеи, при активизации способен заражать объект;– уровень агрессии вирусоносителя по отношению к объекту должен превышала некоторую пороговую величину;– заражение должно снижать эффективность функционирования объекта, т.е. человека.Внедрение психических инфекций осуществляется с помощью так называемых психологических комплексов, которые включают:– психические комплексы, навязанные внешним источником (СМИ, собственное окружение и др.);– психические комплексы, возникшие внутри объекта и из–за невозможности удовлетворения собственных потребностей (голод, холод, одиночество и т.п.);– смешанные психические комплексы (первое и второе вместе).СМИ – наиболее эффективное средство инфицирования. Они соответствующим образом могут перепрограммировать общественное сознание в угоду и по заказу определенных политических групп.

Манеры и логика действий

Внешний облик и манеры поведения проявляются в совокупности, создавая единый образ человека, который, так или иначе, оцениваются окружающими.

Манеры поведения делают человека узнаваемым, они могут усиливать или ослаблять воздействие человека на окружающих.

Факторы притягивающих манер:

· выразительность;

· воспитанность;

· открытость;

· логика действий;

· приличная жестикуляция.

В логике действий человека присутствуют:

1. общее, обязательное – поэтому мир других людей доступен пониманию;

2. нечто менее общее – характерное для определенной категории людей: мужчины - женщины

взрослые – дети

жители Севера - южане и т.д.

Сугубо индивидуальное

поэтому дети не понимают взрослых

невоспитанные – хорошо воспитанные люди

грязнуля – чистоплотный и т.д.

Сниженные слова

- просторечия

- вульгарная лексика (лодырь, трепло и т.п.)

Функционально-речевая окраска - свойственная словам и фразео­логизмам, принадлежащим к определенному стилю речи:

- разговорному (безголовый, втесаться, валять дурака);

-научному (конструкция, трансформация, апробация)

- официально-деловому (докладная записка, в деле, в целях)

- публицистическому (форум, реабилитация экономики).

Большинство же слов нейтральны, общеязыковые; они употребля­ются во всех стилях и не имеют стилистической окраски (поэт, читать, школа, студент, рассказ, город, поле).

3. Неправильное, неуместное использование фразеологизмов: бить баклуши - бездельничать

взять себя в руки - перебороть порыв своих чувств

4. Нарушение нормы в ударении и произношении слов.

Нормы ударения связаны с правильной расстановкой ударения в словах. Словесное ударение в русском языке свободное, т.е. может на­ходиться на любом слоге, и быть подвижным, т.е. не привязанным к определенной части слова.

Русское ударение - явление сложное. Рекомендуется постоянно обращаться к словарям и справочникам.

Нелитературное произношение отвлекает внимание от содержания

высказывания, может отрицательно воздействовать на восприятие речи.

Отклонения от литературного произношения могут быть двух видов

1) Под влиянием письма, орфографии, написания. Письмо и произноше­ние часто не соответствуют друг другу.

2). Под влиянием местных говоров, диалектов. Например, элементы так называемого «оканья», «гыканья».

5. Нарушения норм морфологии и синтаксиса, связанные с неправиль­ным потреблением форм слов и синтаксических конструкций.

Принципы принятия решений

Выделяют 4 уровня принятия решения, для каждого из которых требуются определенные управленческие навыки (табл. ).

Тип решения Ключевые навыки
Уровень первый: Рутинный Неукоснительное следование процедуре, правилам инструкций. Разумная оценка ситуации. Контроль.
Уровень второй: Селективный Установление целей. Планирование. Анализ информации.
Уровень третий: Адаптационный Идентификация проблем. Систематизированное решение проблем. Создание рабочих групп. Анализ возможного риска.
Уровень четвертый: Инновационный Творческое управление. Стратегическое планирование.

Рутинные решения принимаются в соответствии с имеющейся программой, менеджер должен идентифицировать ситуации и взять на себя ответственность за начало определенных действий. Трудности здесь могут возникать, если менеджер некомпетентен, неверно трактует имеющиеся указания на ту или иную ситуацию, действует нелогично или проявляет нерешительность. Руководитель, правильно воспринимающий ситуацию, делающий верные выводы, разумно действующий и контролирующий последствия, добивается того, чего от него ждут. На этом уровне не требуется творческого подхода, поскольку все процедуры заранее предписаны.

Селективный уровень предполагает, что руководитель оценивает достоинства целого круга возможных решений и старается выбрать те действия, которые лучше всего подходят к данной проблеме, являются наиболее эффективными, экономичными.

Адаптационные решения вызывают трудности, так как здесь руководитель ищет новое решение известной проблемы, должен суметь отказаться от привычного, но уже устаревшего подхода к проблеме и выработать творческое решение. Успех руководителя зависит от его личной инициативы и способности сделать прорыв в неизвестное.

Инновационные решения наиболее сложны, руководителю необходимо найти способы понимать неожиданные и непредсказуемые проблемы и для решения таких проблем требуются новые представления и методы, способность мыслить на новый манер, способность творчески самому решать проблему, обсуждая и используя творческие идеи других специалистов.

Принятие управленческих решений — сложный многоступенчатый процесс, в котором можно выделить 5 стадий: 1) изучение проблемы; 2) выработка идей; 3) отсев применимых идей; 4) планирование нововведений; 5) обратная связь и анализ. А теперь рассмотрим более подробно каждую стадию.

Так, в стадии изучения проблемы выделяются этапы: 1 — постановка проблемы (выявить, какие конкретно трудности имеются, понять природу проблемы). Если проблема была изначально неверно поставлена, то все дальнейшие усилия ифинансовые затраты могут оказаться бесполезными. Неверно опознают проблему чаще всего вследствие низкой квалификации, жестких профессиональных установок, узкого профессионального кругозора, а также вследствие несвоевременности и<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 431; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.172.190 (0.022 с.)