Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формы трансактов и возможности преодоления конфликтовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Формы трансактов: · Параллельные трансакты. Возникают между любыми парами эго-состояний - иначе называются - ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРАНСАКЦИИ. Основная особенность дополнительных ТА в том, что векторы общения параллельны и никогда не пересекаются. Пока ТА дополнительны - процесс коммуникации между людьми будет протекать гладко и неопределенно долго. Это правило не зависит ни от природы ТА, ни от их содержания. Дополнительная ТА имеет под собой совпадение ожиданий, при этом Я-состояние, в которое обращаются, является источником реакции. · Перекрестные трансакты возникают, когда на определенный стимул следует неожиданная реакция. Именно этот тип ТА доставляет наибольшие хлопоты в общении. Препятствуют течению беседы, вводят разговаривающих в заблуждение. При перекрестной ТА векторы не параллельны друг другу, а Я- состояние, в которое обращаются, не является источником реакции. Например, стимул рассчитан на взаимоотношения Взрослый - Взрослый: «Ты не видела, где мои запонки?». Дополняющим здесь может быть признан ответ: «Запонки лежат на столе». Однако собеседник может вспылить: «Вечно я у тебя во всем виноват!» (Детский вариант) или «Ищи их там, куда сам положил!» (Родительский вариант). После пересекающейся ТА процесс коммуникации временно прекращается. Начинается позиционная борьба, которая длится до тех пор, пока векторы будут приведены в порядок. Для восстановления контакта одному собеседнику или обоим в паре необходимо изменить свое Я-состояние. · Скрытые трансакты являются более сложными. Это связано с тем, что поведение людей не всегда соответствует их социальному положению. На социальном уровне, например, начальник может быть и маленьким мальчиком и покровительствующим отцом. Скрытые ТА требуют одновременного участия более, чем двух состояний, одно из которых маскируется. Открытое сообщение происходит на внешнем социальном уровне, скрытое - на психологическом уровне. Скрытые ТА - это шифровка, секрет, по крайней мере, для Я- состояния Взрослого. Соответственно, результат такой ТА определяется на психологическом, а не на социальном уровне. Это можно рассмотреть на примере торговой ситуации. Продавец: Эта модель лучше, но боюсь, что она вам не по карману. Покупательница: Вот ее-то я и возьму. Продавец на уровне Взрослого констатирует два факта: «Эта модель лучше" и «Она вам не по карману». На социальном уровне слова продавца кажутся обращенными к Взрослому покупательницы, поэтому она должна была бы ответить: «Вы, безусловно, правы и в том, и в другом». Однако скрытый, психологический вектор был умело направлен опытным Взрослым продавца к Дитя покупательницы. Ответ, который дал Дитя, показывает правильность анализа. Покупательница думает: «Несмотря на финансовые последствия, я покажу этому наглецу, что я ничуть не хуже других его покупателей». Эта ТА дополнительна на обоих уровнях, поскольку продавец как бы принимает ответ покупательницы за чистую монету, то есть как ответ Взрослого, решившего сделать покупку. Более поздние исследователи выделяют ПРЯМЫЕ, НЕПРЯМЫЕ, СМАЗАННЫЕ ТА. Прямые - это Я-Ты трансакции, при которых человек обращается напрямую к собеседнику. Непрямые - Я-Он, при которых кто-то говорит с кем-то о третьем лице. Смазанные - Я-Вы Все, при которых человек обращается к группе людей. Как правило, проводя групповой тренинг, тренер использует только прямые ТА и просит участников придерживаться именно этого типа ТА. Многие семейные пары начинают работу с непрямых ТА, играя в игру «суд»: «Он никогда ничего не делает по дому». В этой игре психологу отводится роль судьи или присяжного, и ожидается, что он втянется в эту игру. Когда психолог просит пару говорить друг с другом, судебное разбирательство закрывается, а они становятся доступнее психологической работе. Пока они говорят друг о друге в третьем лице, интимность и близость для них становится практически недоступна, пусть даже провозглашенная ими цель - перестать ссорится и стать ближе друг к другу. Смазанные ТА могут использоваться при сообщении организационной информации: «Все знают, что сегодня вечером семинар?». В других случаях их применение усложняет общение. К сожалению, даже психологи используют смазанные ТА неаккуратно. Например, обычным является вопрос тренера к психологической группе, после того, как один из участников что-то сказал: «Что группа чувствует по этому поводу?» или даже хуже: «Что группу заставляют чувствовать его слова?». Проблема с первым вопросом состоит в том, что «группа» ничего не чувствует, ибо является социальным единством, а не эмоциональным. Один из участников может злиться, другой расстраиваться, третьему станет больно, четвертый запутается, пятый заскучает. Со вторым вопросом вязана дополнительная проблема - ни один человек не может ничего заставить другого; каждый из нас несет ответственность за свои чувства. Считается, что конструктивное разрешение конфликта зависит от следующих факторов: · адекватности восприятия конфликта, то есть достаточно точной, не искаженной личными пристрастиями оценки поступков, намерений как противника, так и своих собственных; · открытости и эффективности общения, готовности к всестороннему обсуждению проблем, когда участники честно высказывают свое понимание происходящего и пути выхода из конфликтной ситуации, · создания атмосферы взаимного доверия и сотрудничества. Для руководителя также полезно знать, какие черты характера, особенности поведения человека характерны для конфликтной личности. Обобщая исследования психологов, можно сказать, что к таким качествам метут быть отнесены следующие: 1. неадекватная самооценка своих возможностей и способностей, которая может быть как завышенной, так и заниженной. И в том, и другом случае она может противоречить адекватной оценке окружающих - и почва для возникновения конфликта готова; 2. стремление доминировать, во что бы то ни стало там, где это возможно и невозможно; 3. консерватизм мышления, взглядов, убеждений, нежелание преодолеть устаревшие традиции; 4. излишняя принципиальность и прямолинейность в высказываниях и суждениях, стремление, во что бы то ни стало сказать правду в глаза; 5. определенный набор эмоциональных качеств личности: тревожность, агрессивность, упрямство, раздражительность. К. Томасом и Р. Килменном были разработаны основные наиболее приемлемые стратегии поведения в конфликтной ситуации: *приспособление,*компромисс,*сотрудничество,*игнорирование,*соперничество или конкуренция. Приведем рекомендации по наиболее целесообразному использованию того или иного стиля в зависимости от конкретной ситуации и характера личности человека. Стиль конкуренции, соперничества может использовать человек, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень заинтересованный в сотрудничестве с другой стороной и стремящийся в первую очередь удовлетворить собственные интересы. Его можно использовать, если: · исход конфликта очень важен для Вас, и Вы делаете большую ставку на свое решение возникшей проблемы; · обладаете достаточной властью и авторитетом, и Вам представляется очевидным, что предлагаемое вами решение - наилучшее; · чувствуете, что у вас нет иного выбора и вам нечего терять; · должны принять непопулярное решение и у вас достаточно полномочий для выбора этого шага; · взаимодействуете с подчиненными, предпочитающими авторитарный стиль. Однако следует иметь в виду, что это не тот стиль, который можно использовать в близких личных отношениях, так как кроме чувства отчуждения он ничего больше не сможет вызвать. Его также нецелесообразно использовать в ситуации, когда вы не обладаете достаточной властью, а ваша точка зрения по какому-то вопросу расходится с точкой зрения начальника. Стиль сотрудничества можно использовать, если, отстаивая собственные интересы, Вы вынуждены принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Этот стиль наиболее труден, так как он требует более продолжительной работы. Цель его применения - разработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Такой стиль требует умения объяснять свои желания, выслушивать друг друга, сдерживать свои эмоции. Отсутствие одного их этих факторов делает этот стиль неэффективным. Для разрешения конфликта этот стиль можно использовать в следующих ситуациях: · необходимо найти общее решение, если каждый из подходов к проблеме важен и не допускает компромиссных решений; · у вас длительные, прочные и взаимозависимые отношения с другой стороной; · основной целью является приобретение совместного опыта работы; · стороны способны выслушать друг друга и изложить суть своих интересов; · необходима интеграция точек зрения и усиление личностной вовлеченности сотрудников в деятельность. Стиль компромисса. Суть его заключается в том, что стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. В этом плане он несколько напоминает стиль сотрудничества, однако осуществляется на более поверхностном уровне, так как стороны в чем-то уступают друг другу.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 472; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.70.99 (0.007 с.) |