Индивидуально-психоло-гические особенности: темперамент, характер, способности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Индивидуально-психоло-гические особенности: темперамент, характер, способности



Темперамент. Понятие о темпераменте. Психологические теории тем-перамента. Типы темпераментов и их психологическая характеристика. Тип высшей нервной деятельности и темперамент, многозначность связей между ними. Свойства темперамента. Проявление свойств темперамента в познава-тельных процессах, деятельности и общении людей. Роль темперамента в тру-довой и учебной деятельности. Темперамент и индивидуальный стиль деятель-ности. Место темперамента в структуре личности человека. Темперамент и характер. Учет особенностей темперамента в педагогической деятельности.

Характер. Понятие о характере. Обусловленность характера обществен-ными и межличностными отношениями. Черты характера и его целостность. Структура характера и симптомокомплексы его свойств. Типы характера. Механизмы формирования характера. Основные этапы формирования харак-тера. Полоролевые различия характера. Трансформация характера в течение жизни. Проблема перевоспитания характера. Место характера в общей струк-туре личности. Характер и темперамент. Характер и деятельность. Акцен-туации характера. Описание типов акцентуаций (А.Е. Личко, К. Леонгард).

Способности. Понятие о способностях. Способности и деятельность. Структура способностей. Проблемы измерения и определения способностей. Возможности компенсации способностей. Способности и успешность деятель-ности человека. Понятие об одаренности, таланте и гениальности.

Представления о задатках. Задатки как природно и социально сформи-рованные предпосылки для развития способностей. Неоднозначность связей между задатками и способностями. Врожденное и приобретенное в способ-ностях. Формирование и развитие способностей. Роль интересов и склонностей в формировании способностей. Способности и задатки в профориентации и переориентации. Педагогические способности.

 

5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В преподавании «Общей психологии» используются следующие формы учебных занятий:

· Лекции, на которых рассматриваются теоретические подходы

· Семинары, где обсуждаются наиболее проблемные вопросы лекций, заслушиваются доклады и сообщения, подготовленные студентами, доклады-ваются результаты выполнения домашних заданий, законспектированных научных статей, реферированной литературы;

· Дидактические игры, имеющие характер тренинга общения;

· Практические занятия, связанные с изучением психологических феноменов, знакомство с диагностическими методиками,

· Лабораторные работы, связанные с проведением психологического обследования студентов и самообследования,

· Самостоятельная работа, направленная на усвоение теоретического материала дисциплины, подготовка к семинарским занятиям, выполнение твор-ческих заданий, подготовка тезисов, статей, разработка электронных пре-зентаций, работа с электронным учебно-методическим комплексом, подготовка к текущему контролю знаний промежуточной аттестации, экзамену,

· Тестирование по отдельным темам и разделам дисциплины;

· Консультирование студентов по вопросам учебного материала, про-ведения психологических исследований, самостоятельной работы, подготовки тезисов докладов.

В процессе реализации форм учебной работы используются такие тех-нологии как: проблемная, ситуационная, исследовательская, аналитическая, программированная, игровая, тестовая.

 

 

Виды самостоятельной работы студентов

1.Систематизация и осмысление материалов лекционных и практических занятий.

2.Подготовка доклада и выступление на учебном занятии или научном семинаре.

3.Подготовка теоретического вопроса и представление его в форме мультимедийной презентации в программе Power Point.

4.Написание реферата.

5.Конспектирование первоисточников

6.Проведение эмпирического психологического исследования.

7.Изготовление учебных ТСО (макетов, плакатов и др.).

8.Подготовка к текущему контролю знаний к промежуточным аттестациям и экзамену.

 

6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

6.1. Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов для подготовки к практическим занятиям

Темы практических занятий

1. Психология как наука и практика. Предмет, задачи и структура современной психологии (к теме 1.1)

Вопросы

1.1. Предмет и объект психологии.

1.2. Сравнительный анализ и основные отличия обыденной и научной психологии.

1.3. Структура общей психологии, ее задачи.

1.4. Фундаментальные и прикладные отрасли психологии.

2. Основные этапы развития взглядов на предмет психологии

(к теме 1.2)

Вопросы

2.1. Донаучные представления о психике.

2.2. Психология как наука о сознании.

2.3. Различные направления в психологии в период ее кризиса (бихе-виоризм, психоанализ, гештальтпсихология и др.)

2.4. Современный этап в развитии психологии

 

3. Проблема организации и проведения эмпирического психологического исследования (к теме 1.3)

Вопросы

3.1. Постановка проблемы, формулирование гипотезы, определение задач исследования.

3.2. Методический аппарат эмпирического исследования.

3.3. Планирование эксперимента и выбор метода обработки результатов.

3.4. Интерпретация эмпирических данных.

3.5.Использование психологических методов в педагогической практике.

 

4. Развитие психики и происхождение сознания (к теме 1.4.)

Вопросы

4.1.Понятие «психика». Психика как продукт и фактор эволюционного процесса.

4.2. Этапы развития психики

4.3. Сознание как высший уровень психического отражения и высший уровень саморегуляции.

4.4. Соотношение сознательных и бессознательных психических про-цессов в регуляции деятельности.

4.5. Измененные состояния сознания.

5. Общее понятие о личности. Основные психологические теории личности (к теме 2.1)

Вопросы

5.1. Понимание личности в психологии.

5.2. Особенности подхода к личности в других науках

5.3. Соотношение понятий: «человек», «индивид», «личность», «субъект», «индивидуальность».

5.4. Факторы формирования и развития личности.

5.5.Соотношение понятия «социализация», «развитие» и «формирование» личности.

5.6. Анализ основных подходов к содержательному раскрытию структуры личности в отечественной и зарубежной психологии.

 

6. Особенности межличностных отношений в группе (к теме 2.3)

Вопросы

6.1. Персонализация личности в группе

6.2. Лидерство и руководство в группе

6.3. Групповая динамика

6.4. Формирование группы высокого уровня развития

7. Исследование межличностных отношений в группе методом социометрии (к теме 2.3).

8.Коммуникативный тренинг (к теме 2.5)

9.Изучение свойств внимания: объема, избирательности, распре-деления, переключения (к теме 2.6)

10. Изучение свойств памяти: кратковременной, долговременной, эмоциональной (к теме 2.6)

 

Темы лабораторных работ

1. Исследование самооценки и уровня притязаний личности (к теме 2.1)

2. Исследование экстраверсии-интроверсии и нейротизма (к теме 2.1).

3. Исследование агрессивности как свойства личности (к теме 2.2).

4. Исследование стратегий поведения в конфликтной ситуации (к теме 2.3).

5. Исследование коммуникативных качеств личности (к теме 2.5)

6. Исследование особенностей мышления: рефлексивности, аналитич-ности, обобщения (к теме 2.6).

7. Изучение волевых качеств личности (к теме 2.7).

8. Исследование эмоционального состояния фрустрации (к теме 2.7).

9. Исследование типов темперамента (к теме 2.8).

10. Исследование акцентуаций характера (к теме 2.8).

 

Задания для самостоятельной работы

1. Конспектирование главы «Психология как наука и практика» учебного пособия Н.С. Глуханюк «Общая психология» (к теме 1.1)

2. Составление таблиц «Основные направления зарубежной психологии», «Научные школы отечественной психологии» (к теме 1.2).

3. Составление таблицы «Сравнительная характеристика методов психологии» (к теме 1.3).

4. Анализ схемы построения психологического исследования (по статьям из журнала «Вопросы психологии») (к теме 1.3).

5. Составление таблицы «Сравнение психики животных и человека» (к теме 1.4).

6. Конспектирование статьи А.Г. Асмолова «Движущие силы и условия развития личности» (Райгородский Д.Я. Хрестоматия по психологии личности) (к теме 2.1).

7. Составление плана изучения особенностей личности учащегося (к теме 2.1).

8. Составление структурно-логической схемы «Направленность личности» (к теме 2.2).

9. Диагностика мотивации достижения студента (Глуханюк Н.С. Психодиагностика (практикум) (к теме 2.2).

10.Составление таблицы «Феномены межличностных отношений в группе» (к теме 2.3).

11.Составление кроссворда «Феномены межличностных отношений» (к теме 2.3).

12.Составление структурно-логической схемы «Приемы и операции профессиональной деятельности» (к теме 2.4).

13.Конспектирование главы «Деятельность и личность» монографии А.Н. Леонтьева «Деятельность. Сознание. Личность» (к теме 2.4).

14.Конспектирование главы «Общение» учебника Немова Р.С. Психология. Т.1. Общие основы психологии (к теме 2.5).

15.Составление схемы «Речь и язык» (к теме 2.5).

16.Составление кроссворда «Познавательные процессы» (к теме 2.6).

17.Разработка рекомендаций по развитию свойств внимания и памяти студента (к теме 2.6)

18.Составление таблицы «Основные направления развития волевых качеств личности» (к теме 2.7).

19.Конспектирование статьи Г. Селье «Что такое стресс» (хрестоматия «Психические состояния») (к теме 2.7).

20. Составление схемы «Индивидуально-психологические особенности человека» (к теме 2.8).

21. Разработка рекомендаций «Учет особенностей темперамента в учебной и профессиональной деятельности» (к теме 2.8).

 

 

6.2.Формируемые компетенции и используемые оценочные средства

Наименование компетенций Номера тем дисциплины, участвующих в формировании компетенций
1.1 1.2 1.3 1.4 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8
готов к самопознанию, самодеятельности, освоению культурного богатства как фактора гармонизации личнос-тных и межличнос-ных отношений (ОК-6) ВС КС     ВС ПрЗ ВС ПрЗ ВС ПрЗ ВС ПрЗ ТД ВС ПрЗ Э ВС ПрЗ ТД ВС ПрЗ ВС ПрЗ ВС ПрЗ Э
готов к самооценке, ценностному социокультурному самоопределению и саморазвитию (ОК-7) ПрЗ СТб КС     ВС ОВ ВС ОВ ВС ОВ   ВС ОВ   ВС ОВ   ВС ОВ Э
владеет системой пси-хологических средств (методов, форм, тех-ник, и технологий) организации коммун-икативного взаимо-действия, анализа и оценки психологичес-кого состояния другого человека или группы, позитивного воздействия на личность, прогнозиро-вания ее реакции, управляет своим психологическим состоянием в условиях общения (ОК-11)   ПрЗ СТб ТК ПрЗ СТб ТК   ПрЗ СТб ТК ПрЗ СТб ТК       ПрЗ ТК   ПрЗ ТК   ПрЗ ТК Э
готов к осуществле-нию диагностики и прогнозирования раз-вития личности рабо-чего (специалиста) (ПК-8)   ВС ПрЗ ВС ПрЗ       ВС ПрЗ ВС ПрЗ ВС ПрЗ     ВС ПрЗ Р Э

Примечание: ВС – выступление на семинаре, ОВ – ответы на вопросы проблемного характера, ТК – тестовый контроль, Р – реферат, СТб – составление классификационной таблицы, ПрЗ – практическое задание, КС – конспект статьи, ТД – терминологический диктант, Э – экзамен.

 

 

6.3. Темы рефератов и эссе для подготовки к практическим занятиям



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.213.65.97 (0.033 с.)