Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Сознание и самосознание личности.

Поиск

Тема 9. «Я-концепция» как основная производная самосознания. Развитие самосознания и «Я-концепции».

Тема 10. Классификация и содержание новейших теорий личности.

Тема 11. Определения личности в различных науках: сопоставительный анализ.

Тема 12. Личность в представлении психоанализа.

Тема 13. Особенности гуманистических теорий личности.

Тема 14. Когнитивный подход к изучению и развитию личности.

Тема 15. Условия и факторы нормального и аномального развития лич-ности.

Тема 16. Развитие потребностно-мотивационной сферы личности.

Тема 17. Мотивы как регулятор поведения и деятельности человека.

Тема 18. Система ценностных ориентаций личности, направленность лич-ности, их отражение в мотивационной структуре личности.

Тема 19. Мотивация просоциального и асоциального поведения.

Тема 20. Влияние мотивация на успешность деятельности.

Тема 21. Роль мышления и памяти в формировании различных видов мо-тивации.

Тема 22. Социальная группа и ее положительная роль в развитии человека как личности.

Тема 23. Проявление и изучение межличностных отношений в учебных группах.

Тема 24. Социально-психологические факторы эффективности групповой деятельности.

Тема 25. Взаимодействие личности и коллектива. Лидерство как способ влияния на отдельную личность и на группу в целом.

Тема 26. Пути и средства повышения эффективности групповой работы.

Тема 27. Психологические механизмы восприятия людьми друг друга.

Тема 28. Психологические требования, предъявляемые к стилю руковод-ства трудовым коллективом.

Тема 29. Межличностные конфликты. Предупреждение и устранение конфликтов в работе коллектива.

Тема 30. Деятельность как условие самореализации личности.

Тема 31. Речевая деятельность как форма общения. Речь. Ее виды, струк-тура и функции.

Тема 32. Роль общения в психологическом онтогенетическом развитии человека.

Тема 33. Общение в структуре педагогической деятельности.

Тема 34. Коммуникативные способности и стиль общения в педагогичес-кой деятельности.

Тема 35. Роль и виды чувствительности (ощущений) у человека.

Тема 36. Законы и феномены зрительного восприятия человека.

Тема 37. Внимание, его роль в учебной и профессиональной деятельности личности.

Тема 38. Виды и особенности человеческой памяти, ее развитие в про-цессе обучения.

Тема 39. Взаимосвязь и взаимодействие различных видов памяти у человека. Индивидуальные особенности и нарушения памяти.

Тема 40. Психология интеллекта и объективные возможности его измере-ния.

Тема 41. Общие интеллектуальные способности личности, их диагности-ка и развитие.

Тема 42. Проблемы и пути развития творческого мышления.

Тема 43. Воображение в познавательной и практической деятельности человека. Воображение и индивидуальное творчество

Тема 44. Эмоции и чувства и их значение в жизни и развитии человека.

Тема 45. Роль чувств в педагогической деятельности. Влияние эмоций и чувств педагога на успешность учебной деятельности учеников.

Тема 46. Понятие, признаки и проявление воли у человека.

Тема 47. Воля. Основные направления и пути развития воли у подрост-ков.

Тема 48. Значение воли в профессиональной деятельности.

Тема 49. Влияние темперамента на развитие личности. Учет особенностей темперамента в учебной и профессиональной деятельности.

Тема 50. Характер и личность: общее и различное в этих понятиях. Место характера в структуре личности.

Тема 51. Акцентуации характера, их диагностика и коррекция.

Тема 52. Психологические особенности противоправного поведения под-ростков с отклонениями личностного развития.

Тема 53. Способности, одаренность и талант: взаимосвязь и различие в этих явлениях.

Тема 54. Способности – важное условие успеха в профессиональной деятельности человека.

Тема 55. Природа индивидуальных различий в способностях людей. Межполовые различия в способностях, их научное объяснение.

Тема 56. Творческие способности, их диагностика и развитие.

Тема 57. Гениальность, задатки и способности великих людей.

6.5. Вопросы для подготовки к экзамену

1. Структура психологической науки, ее разделы и отрасли.

2. Основные этапы развития психологии. Важнейшие направления совре-менной психологии (психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология и др.).

3. Система методов психологии. Психологическое исследование – орга-низация и его этапы. Организация, планирование, сбор данных, обработка результатов, интерпретация.

4. Психологические методы: методы экспликативного сбора данных (наблюдение, эксперимент, беседа, анкетирование, тестирование, анализ про-дуктов деятельности и др.).

5. Развитие форм отражения. Возникновение психической формы отра-жения как результат эволюции психики. Сенсорная, перцептивная, интеллек-туальная стадии в развитии психики.

6. Сознание. Структура сознания, его основные психологические харак-теристики. Сознание и бессознательное.

7. Понятие о личности. Динамическая функциональная психологическая структура личности (по К.К. Платонову). Соотношение биологического и социального в структуре личности.

8. Понятие человек, индивид, личность, индивидуальность. Системно-структурное представление о личности. Свойства, состояния и процессы лич-ности.

9. Теории и концепции личности в отечественной и зарубежной психо-логии.

10. Потребности как источник активности личности. Классификация человеческих потребностей. Специфика человеческих потребностей.

11. Мотивация как проявление потребностей личности. Виды мотивов. Сознательная и бессознательная мотивация.

12. Направленность личности как иерархическая система потребностей и как системообразующий фактор структуры личности. Интересы, убеждение, мировоззрение.

13. Понятие самооценка личности. Уровни самооценки и условия их формирования.

14. Самооценка и уровень притязаний как факторы становления и раз-вития личности.

15. Психологические методы исследования личности.

16. Понятие о группах. Виды групп. Классификация групп по уровню раз-вития межличностных отношений: диффузная группа, ассоциация, корпорация, коллектив,

17. Виды межличностных отношений в группе: эмоциональное тяготение, совместимость, конформизм, коллективистическая идентификация, коллекти-вистическое самоопределение и др. Взаимоотношения в группе в зависимости от уровня ее развития.

18. Руководство и лидерство в группе. Повышение эффективности груп-повой работы через стиль лидерства.

19. Сущность конфликта и его структура. Межличностные конфликты. Стратегия (стиль) поведения в конфликтной ситуации. Способы предотвра-щения и разрешения конфликта.

20. Методы исследования межличностных отношений (социометрия, референтометрия, ценностное ориентационное единство и др.).

21. Понятие о деятельности и ее целях. Строение человеческой дея-тельности. Личность как субъект деятельности.

22. Общая характеристика деятельности. Соотношение внутренней и внешней деятельности. Интериоризация и экстериоризация деятельности.

23. Виды человеческой деятельности, их классификация. Освоение дея-тельности. Умения и навыки как структурные элементы деятельности.

24. Понятие об общении. Общение как особая форма человеческого взаи-модействия. Функции общения. Виды общения.

25. Речевая деятельность. Виды и свойства речи. Речь и познавательная активность.

26. Ощущения. Классификация, свойства ощущений взаимодействие. Роль ощущений в жизни и деятельности человека. Компенсаторные возмож-ности ощущений.

27. Восприятие. Виды восприятий. Свойства восприятия. Зависимость восприятия от характера деятельности.

28. Внимание как направленность и сосредоточенность психической дея-тельности. Физиологические основы внимания. Виды внимания.

29. Понятие о внимании. Свойства внимания. Развитие внимания и воз-можности управления им в учебной и профессиональной деятельности.

30. Понятие о памяти. Процессы памяти. Виды памяти. Использование закономерностей памяти в педагогической практике.

31. Память. Процессы и виды памяти. Индивидуальные различия. Усло-вия продуктивности памяти, профилактика забывания.

32. Мышление как высшая форма познавательной деятельности, его социальная природа. Функции мышления. Мыслительные операции.

33. Мышление. Виды и логические формы мышления. Сочетание разных видов мышления в практической деятельности педагога.

34. Мышление. Определение творческого мышления и условия его про-дуктивности. Индивидуальные особенности и качества мышления.

35. Воображение. Виды, психологические механизмы. Индивидуально-типологические особенности воображения. Роль воображения в деятельности педагога.

36. Чувства. Функции чувств. Высшие чувства: нравственные (мораль-ные), интеллектуальные, эстетические.

37. Эмоции. Функции эмоций, их виды, свойства, состояния. Роль эмоций в жизнедеятельности человека.

38. Воля. Волевые качества личности и волевая деятельность. Волевой акт, волевое усилие.

39. Темперамент. Историческое содержание терминологии. Типы темпе-раментов и их психологическая характеристика.

40. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Типы темпе-раментов и высшей нервной деятельности, их взаимосвязь.

41. Характер. Структура характера. Обусловленность характера общест-венными и межличностными отношениями.

42. Характер. Место характера в общей структуре личности. Экстравер-сия и интроверсия как черты личности.

43. Акцентуации характера. Характеристика типов акцентуаций.

44. Способности. Виды способностей у человека. Задатки и способности. Проблема наследственности способностей.

45. Задатки и способности. Врожденное и приобретенное в них. Коли-чественная и качественная характеристика способностей.

46. Методы психодиагностического изучения личности учащегося. Анализ результатов и использование их в педагогической деятельности.

47. Формы и методы психодиагностического изучения личности уча-щегося. Возможности прогноза и коррекции.

48. Становление личности в онтогенезе. Движущие силы и условия ста-новления. Понятия: ведущая деятельность и психические новообразования.

49. Возрастная периодизация развития личности. Характеристика под-росткового возраста.

50. Возрастная периодизация развития личности. Характеристика юности.

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Литература

Основная литература

Баданина Л.П. Основы общей психологии. 2-е изд. / Л.П. Баданина Москва: ФЛИНТА, 2012, 448 с.

Баданина Л.П. Психология познавательных процессов. 2-е изд. стереотип. /Л.П. Баданина. Москва: Флинта, 2012, 240 с.

Батыршина А.Р. История психологии. /А.Р. Батыршина Москва: Флинта, 2011, 224 с.

Вундт В. Очерки психологии./В. Вундт. Москва: Лань, 2014, 228 с.

Выготский Л.С. Мышление и речь./Л.С. Выготский Москва: Лань, 2013. 278 с.

Денисова О.П. Психология и педагогика. /О.П.Денисов. Москва: Флинта, 2013. 240 с.

Коваленко С.В., Ермолаева Л.К. Психология в схемах. / С.В. Коваленко, Л.К. Ермолаева Москва: Флинта, 2014. 88 с.

Макарова К.В., Таллина О.А. Психология в схемах. / К.В. Макарова, О.А. Таллина Москва: Прометей, 2011, 160 с.

Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 1./Р.С. Немов. Москва: Юрайт, 2011. 726 с.

Попов А.Л. Психология. / А.Л. Попов Москва: Флинта, 2013. 288 с.

Дополнительная литература

Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 1999. 224 с.

Аверин А.А. Психология личности. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. 89 с.

Айсмонтас Б.Б. Общая психология. М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2002. 288 с.

Алмазов Б.Н. Профилактика конфликтов в работе с педагогически запущенными учащимися. М.; ВНМЦ, 1991. 81 с.

Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 2000. 288 с.

Барабанщиков В.А. Психология восприятия: организация и развитие перцептивного процесса. М.: Когнито-Центр: Высш. шк. психологии, 2006. 240 с.

Батаршев А.В. Психология личности и общения. М.: Владос, 2003. 248 с.

Битянова Н.Р. Социальная психология. М.: Междунар. пед. акад., 1994. 106 с.

Блонский П.П. Память и мышление. СПб.: Питер, 2001. 288 с.

Баданина Л. П. Психология познавательных процессов. М.: Флинта: МПСИ, 2008. 240 с.

Бэрон Р. Агрессия. СПб.: Питер, 1998. 330 с.

Гамезо М.В. Атлас по психологии. М.: Пед. о-во России, 2003. 276 с.

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: ЧеРо, 1998. 336 с.

Глуханюк Н.С., Печеркина А.А., Семенова С.Л. Общая психология. М.: Академия, 2009. 288 с.

Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. Т. 1. М.: Мир, 1992. 496 с.

Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. Т. 2. М.: Мир, 1992. 376 с.

Гордеева Т. О. Психология мотивации достижения. М.: Смысл.: Академия, 2006. 336 с.

Давыдов В.В. Лекции по общей психологии. М.: Академия, 2008. 176 с.

Дормашев Ю.Б. Психология внимания. М.: Тривола, 1999. 331 с.

Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Издательство «Питер», 1999. 368 с.

Еникеев М. И. Психологический энциклопедический словарь. М.: Велби: Проспект, 2006. 560 с.

Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней. М.: Пед. об-во России, 1990. 512 с.

Ильин Е.П. Психология воли. СПб.: Питер, 2000. 288 с.

Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. 512 с.

Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2002. 752 с.

История психологии в лицах. Персоналии. /Ред. сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. М.: ПЕРС СЭ, 2005. 784 с.

Краткий психологический словарь /под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. Ростов на/Д: «Феникс», 1998. 512 с

Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. М.: Харвест, 1999. 384 с.

Лазурский А.Ф. Очерки науки о характере. М.: Наука, 1995. 271 с.

Леонгард К. Акцентуированные личности. Ростов н/Д: Феникс, 1997. 541 с.

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Академия, 2005. 352 с.

Маклаков А. Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2009. 583 с.

Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. М.: Академия, 2002. 256 с.

Маркова А.К. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990. 191 с.

Марцинковская Т.Д., Ярошевский М.Г. 50 выдающихся психологов Мира. М.: Междунар. пед. акад., 1995. 192 с.

Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. 478 с.

Мейсон Д. Д. Доктор вашей памяти: простые и интересные способы улучшения работы памяти. СПб.: Диля, 2006. 128 с.

Мейснер Т. Вундеркинды: реализованные и нереализованные способ-ности. М.: Крон-Пресс, 1998. 359 с.

Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 1. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. 687 с.

Никитина Т. Б. Как развить суперпамять, или запоминаем быстро и легко. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. 2006. 320 с.

Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М.: Академия, 2002. 272с.

Петровский А.В. История и теория психологии: В 2 т. Т. 1. Ростов н/Д.: Феникс, 1996. 415 с.

Петровский А.В Ярошевский М.Г. Психология. М.: Академия, 2008. 512 с.

Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. 254 с.

Познавательные психические процессы /сост. и общая редакция А.Г. Маклакова. СПб.: Питер, 2001. 480 с.

Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2006. 479 с.

Психология. / Под ред. В. Н. Дружинина. СПб.: Питер, 2009. 656 с.

Психология личности в трудах отечественных психологов /Сост. А.В. Куликов. СПб.: Питер, 2000. 678 с.

Психология памяти /под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: ЧеРо, 2002. 816 с.

Психология самосознания /ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара: Бахрах-М, 2003. 672 с.

Райгородский Д.Я. Психология личности. Т.1. Хрестоматия. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1999. 448 с.

Райгородский Д.Я. Психология личности. Т.2. Хрестоматия. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1999. 544 с.

Реан А.А. Психология изучения личности. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. 288 с.

Реан А.А. Психология и психодиагностика личности. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. 255 с.

Рогов Е.И. Общая психология. СПб: Питер, 2010. 560 с.

Романов К.М. Практикум по общей психологии. М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2002. 320 с.

Рожина Л.Н. Развитие эмоционального мира личности. Минск: Универ-ситетское, 1999. 257 с.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. 720с.

Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М.: Просвещение, 1991. 127 с.

Слободчиков В.И. Психология человека. М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с.

Степанов С. С. Приключения IQ, или Кто на свете всех умнее. М.: Ось-89, 2005. 128 с.

Суперинтеллект: практикум по развитию IQ /сост. Ю. В. Брилева. М.: Мир книги, 2006. 320 с.

Тихомиров О.К. Психология мышления: Учебное пособие. М.: «Академия» 2005, 2006. 288с.

Турусова О.В. Психология в вопросах, задачах и упражнениях. В 3-х т. Т.1 Самара, 1994. 406 с.

Турусова О.В. Психология в вопросах, задачах и упражнениях. В 3-х т. Т.2 Самара, 1994. 396 с.

Турусова О.В. Психология в вопросах, задачах и упражнениях. В 3-х т. Т.3 Самара, 1994. 288 с.

Хозиев В.Б. Практикум по общей психологии: Учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 272 с.

Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2002. 264 с.

Хьелл Л. Теория личности. СПб.: Питер, 1999. 608 с.

Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. М.: Междунар. пед. акад., 1994. 192 с.

Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Логос, 1996. 320 с.

Шадриков В.Д. Введение в психологию: способности человека.М.: Логос, 2002. 160 с.

Шульц Д.П. История современной психологии. СПб.: Евразия, 2002. 532 с.

Ярошевский М.Г. История психологии: от античности до середины XX в. М.: Академия, 1997. 410 с.

Якунин В.А. История психологии. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. 376 с.

Периодические издания (журналы):

Вопросы психологии.

Психологический журнал.

Педагогическая диагностика.

Психологическая наука и образование.

Иностранная психология.

Прикладная психология.

Образование и наука.

Российский психологический журнал.

Сибирский психологический журнал.

Интернет-ресурсы

1. Библиотека Администрации Президента РФ www.lib.adm.gov.ru

2. Российская библиотечная ассоциация www.rba.ru

3. Межрегиональная ассоциация деловых библиотек www.library.ru

4. Муниципальное объединение библиотек www.ekmob.ru

5. Служба электронной доставки документов и информации Российской государственной библиотеки «Русский курьер» www.rsl.ru/courier

6. Государственная публичная научно-техническая библиотека России www.gpntb.ru/

7. Публичная электронная библиотека gpntb.ru

Для обучающихся должна быть обеспечена возможность оперативного обмена информацией с отечественными и зарубежными вузами, предприятиями и организациями, обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам:

www.mon.gov.ru;

www.wikipedia.org;

www.edu.ru;

www.rsl.ru;

www.gnpbu.ru.

 

11. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Современная аудитория с мультимедийным оборудованием (видеопро-ектор, ноутбук, экран для видеопроектора).


ПРИЛОЖЕНИЕ 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.203.65 (0.009 с.)