Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 1. Психологический подход к проблеме занятости населенияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Известные отечественные психологи С.Л. Рубинштейн, а вслед за ним и А.Н. Леонтьев, обосновывая так называемый деятельностный подход в психологии, разрабатывали принципы построения человеком стратегии жизни, особо подчеркивая диалектику внешнего и внутреннего, условий и результата, а также сущности и существования человека. Лишь деятельно относясь к миру, человек творит и самого себя. В этом плане особую актуальность приобретает занятость как состояние взаимодействия человека и общества. Занятость – именно состояние, поскольку характеризует «наличное бытие» индивида и определяет вектор изменений, базируясь на прошлом и устремляясь в будущее. Потому-то так важны социально-психологические ресурсы личности, посредством которых и реализуется, формируется человеческий потенциал. Человеческий потенциал - это и совокупность качеств конкретного индивида, и результат действия социальных сил, а также взаимодействие общества и личности. В связи с вопросами труда и занятости встает и проблема профессионального самоопределения как формы реализации человеческого потенциала. Одно из социокультурных определений профессионализма – способность личности к самореализации, самоактуализации. Одно из противоречий современного периода развития состоит в том, что объективно поле активности для самоопределения человека расширяется, а возможности, наоборот, сужаются. Динамика современных социально-экономических преобразований в нашей стране определяет особое место проблемы профессионального самоопределения подрастающего поколения, предписывая необходимость активизации субъектно-личностных основ прогнозирования, проектирования и реализации перспектив профессиональной деятельности человека. Довольно большая часть молодежи испытывает трудности, связанные с неопределенностью социально-экономического положения, что приводит к потере жизненной перспективы и социальной неустроенности. В случае невозможности быстрого разрешения этих проблем у некоторых молодых людей развивается внутриличностный конфликт-противоречие между мотивами, установками, ценностными ориентациями и возможностями их реализации. Многочисленные исследования обнаруживают ряд обстоятельств, затрудняющих профессиональное самоопределение современного подрастающего поколения: нечеткость личных ценностных ориентаций; неподготовленность большинства выпускников к овладению ситуацией выбора, возникающей на разных этапах социального становления; неспособность к рациональному сочетанию общеобразовательной подготовки с процессами самообразования и самопознания в целях профессионального роста. Современная молодежь демонстрирует серьезную неподготовленность к выдвигаемым жизнью требованиям политического, социально-экономического и кадрового характера. Исследования нравственных проблем подготовки молодежи к жизни и труду отмечают несоответствие между предоставленными рынком свободами выбора форм собственности, вида трудовой деятельности, свободы предпринимательства и не подготовленностью основной массы молодежи к их разумной реализации. С другой стороны, в современных исследованиях появилось понятие «социальный психотравматизм», выступающий среди населения, особенно у молодежи и подростков, как тревога и беспокойство, социальный пессимизм, страх, порожденные нестабильностью социальной, экономической и моральной обстановке в обществе. Это не только не способствует формированию психологического комфорта у подрастающего поколения, но не создает даже элементарной социальной защищенности. Общество диктует свои требования к труженику, ядро комплекса составляет несколько качественных характеристик: индивидуализм, работоспособность, профессионализм, инициативность, предприимчивость, самостоятельность, мобильность, жизненный оптимизм. Требуется оказание необходимой целевой помощи по приспособлению к существующей действительности. Это осознается и запрашивается молодыми людьми, в отличии от того, что еще недавно они требовали лишь материальной помощи. В этой связи психологи считают необходимым улучшать психологическую подготовку подрастающего поколения к самоопределению в сложной и быстро меняющейся социальной обстановке. Изменения в трудовой жизни клиентов системы оказывают существенное влияние на подходы к построению профессиональных планов и должны быть учтены в процессе профессионального консультирования. Карьера и индивидуальное профессиональное развитие сегодня рассматриваются как нелинейный процесс. В развитии человеческого потенциала особую роль играет образование. В документах ЮНЕСКО зафиксировано, что образование не может более рассматриваться как роскошь или привилегия; но лишь представляет собой абсолютную необходимость. Право на образование является всего лишь правом на участие в жизни современного мира. Образование и занятость связаны напрямую, а не только через получение конкретного рабочего места. Образование само по себе содействует занятости. Одним из инструментов управления развитием человеческих ресурсов являются специальные программы профессионального становления и развития человека, цель которых – развитие профессионального и интеллектуального потенциала общества, социальная поддержка становления человека как профессионала и гражданина. Такие программы могут быть реализованы, в том числе, в системе профессиональной ориентации населения, направленной на создание условий и сопровождение процесса развития человека как субъекта собственной жизнедеятельности, субъекта труда, активного строителя жизненной и профессиональной карьеры. Профессиональная ориентация – целенаправленная подготовка к труду, эффективное формирование профессиональной карьеры (планирование, выбор профессионального пути); устойчивое и безопасное построение профессиональной карьеры (трудовая и социальная адаптация). Для реализации этого необходимо предусмотреть создание трех социальных систем: - профессионального образования и профессиональной консультации в целях подготовки человека к его трудовой деятельности; - профессиональной ориентации и профессионального консультирования при формировании жизненных планов; - развития персонала и психологического сопровождения при реализации профессиональной карьеры. Реализовать указанные функции может создаваемая сегодня общенациональная система профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, призванная обеспечить профориентационное сопровождение профессионального развития человека на всех этапах его трудовой деятельности. Система профессиональной ориентации содержит в себе и средства по активизации профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение рассматривается как процесс формирования отношения личности к себе как к субъекту профессиональной деятельности, владеющему комплексом знаний, умений, навыков, а также личностных качеств, обеспечивающих возможности профессионального роста, перемены профессии, адаптации к меняющимся социально-экономическим условиям. Следовательно, профессиональная ориентация должна быть направлена на активизацию внутренних психологических ресурсов личности, формирование ее профессиональной и личностной мобильности. Другими словами, становятся востребованными такие личностные качества профессионала, как предприимчивость (в том смысле, что предпринимательство рассматривается как высший тип развития трудовой культуры, что, в свою очередь, связано с восприятием профессиональной деятельности как образа жизни, высокая склонность к инновациям, организационная культура, социальная ответственность), готовность к изменениям, способность принимать самостоятельные решения, умение преодолевать препятствие и др. В связи с этим одной из важнейших задач является формирование конкурентоспособности молодых людей. По своему функциональному назначению конкурентоспособность представляет собой совокупность свойств и качеств человека (психологических, физиологических, интеллектуальных, образовательно-профессиональных), делающим его пригодным к выполнению определенного вида деятельности, требуемого данным рабочим местом. У значительной части молодежи с пониженной конкурентоспособностью формируется социальная апатия, депрессивность, незаинтересованность в росте профессионализма, стремление к случайным заработкам, страх перед новыми формами организации труда, возможной своей невостребованностью. Чтобы пользоваться спросом, индивидуальная рабочая сила должна обладать определенной совокупностью физических, умственных и профессиональных способностей. Быть конкурентоспособным на рынке труда – это: - ориентироваться в выбор на профессию, которая соответствует потребностям экономического региона; - быть профессионально-мобильным, овладевать системой знаний, умений, навыков, образов поведения, которые позволят каждому найти себя, свое «Я» в новой трудовой деятельности; - быть готовым к повышению профессиональной компетентности и переподготовке, овладению второй (смежной) профессией. В качестве главных стимулов упомянутых изменений выступают личное развитие (ответственность, возможность экспериментирования, приобретение нового опыта, возможности обучения), чувство причастности (информирование, консультирование) и, наконец, интерес и творчество (участие в реализации инновационных проектов, возрастающая ответственность, развивающийся опыт).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.21.101 (0.011 с.) |