Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Квалификационная характеристика специалиста по социальной работе в уис.

Поиск

Специалист по социальной работе в уголовно-исполнительной системе предназначен для профессиональной деятельности в учреждениях и органах, исполняющих наказания, реализации ресоциализационной, психолого-педагогической, воспитательно-профилактической, и правозащитной функций в отношении различных категорий осужденных. Ее цель – ресоциализация лиц, отбывающих уголовные наказания. Органы и учреждения УИС обеспечивают необходимые условия для использования специалистов в полном соответствии с полученной ими квалификацией. Специалист в области социальной работы назначается на должность начальствующего состава и осуществляет профессиональную деятельность в социальной службе.

Социальный работник в УИС - многофункциональный специалист, готовый к организационно-управленческой, исследовательско-аналитической и научно-педагогической деятельности. Основные направления его профессиональной деятельности:

- социальная работа с осужденными, отбываю­щими наказание в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы;

- ресоциализация и социальная адаптация лиц, освобождаемых из учреждений, исполняющих наказания;

- воспитательно-профилактическая работа с лицами, отбывающими наказания, не связанные с лишением свободы.

Тройственная ориентация профессиональной деятельности предусматривает соответствующую дифференциацию задач, решаемых специалистом, так, основными задачами профессиональной деятельности социальных работников с осужденными к лишению свободы являются:

- социально-психологическая и социально-педагогическая диагностика лиц, отбывающих уголовные наказания;

- разработка и внедрение социальных и индивидуальных программ исправления осужденных;

- организация и осуществление индивидуальной и групповой терапевтической, коррекционной работы, социально-правовой защиты осужденных;

- участие в организации и управлении воспитательным процессом в основных видах деятельности осужденных в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания;

- координация усилий сотрудников, представителей государственных органов, социальных служб, организаций, заинтересованных граждан и иных субъектов по исправлению и ресоциализации осужденных, их социальной адаптации после освобождения;

- участие в работе по созданию дифференцированных условий отбывания наказания и их социальном обеспечении;

- применение в рамках полномочий социальных мер, стимулирующих позитивное поведение осужденных, личностную активность в разрешении трудных жизненных ситуаций;

- анализ результатов социальной работы с осужденными, обобщение и распространение положительного опыта и выработка рекомендаций по ее совершенствованию.

Среди основных задач социальных работников по ресоциализации и социальной адаптации лиц, освобождаемых из учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, принято выделять:

- организацию и осуществление комплекса мероприятий по ресоциализации осужденных в период отбывания наказания и социальной адаптации после их освобождения;

- организацию трудового и бытового устройства освобождаемых осужденных;

- разнообразную подготовку к освобождению, восстановление трудовых и профессиональных навыков, формирование опыта межличностных отношений и общения, готовности удовлетворять свои потребности некриминальным способом;

- формирование социально полезных связей осужденных, навыков функционирования в семье, ближайшем социальном окружении, неформальных группах;

- оказание помощи в решении жилищно-бытовых и иных социальных проблем освобождаемых и освобожденных из учреждений УИС;

- содействие освобожденным в восстановлении социального статуса, получении законных льгот, их социально-правовая реабилитация;

- обеспечение взаимодействия и координации деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, с государственными, общественными, благотворительными, религиозными учреждениями и организациями по ресоциализации и социальной адаптации освобожденных из мест лишения свободы.

Основными задачами специалистов по социальной работе в области воспитательно-профилактической работы являются:

- участие в исполнении наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества;

- организация и осуществление социально-воспитательной работы с лицами, отбывающими наказания, не связанными с лишением свободы;

- воспитательно-профилактическая работа с лицами, условно-досрочно освобожденными от отбывания наказания;

- профилактика рецидивной преступности среди лиц, освободившихся из исправительных учреждений;

- обеспечение взаимодействия УИС с другими государственными органами, общественными организациями, работодателями, семьями в социальной профилактике правонарушений.

Профессиональный профиль специалиста по социальной работе УИС, должен соответствовать содержанию деятельности, а также его представлениях о возможностях личностной самореализации. На этом основании необходимо остановиться на квалификационных требованиях к нему.

Совершенно очевидно, что социальный работник пенитенциарной системы должен обладать качествами, знаниями, навыками, присущими всем представителям данной профессии, изложенными в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования. Наряду с этим специалист по социальной работе, осуществляющий свою деятельность в уголовно-исполнительной системе, может реализовать вышеназванные задачи только в том случае, если он владеет рядом специфических знаний, умений, навыков и иных характеристик, обусловленных профессиональными особенностями. Среди них выделим три группы: общепрофессиональные; специальные; специализированные;

Общепрофессиональная подготовленность требует от специалиста:

- профессиональной компетентности;

- знаний специфики работы в различной социальной среде, раз­личных субкультурах;

- знаний и умений использовать положительный отечественный и зару­бежный опыт социальной работы, в том числе и в различных пенитенциарных системах;

- развития способностей обеспечивать посредничество и взаимосвязи между личностью и микросредой, различными социальными группами, общественными и государственными структурами;

- уметь оказывать влияние на отношения между людьми, ситуа­цию в малой группе, стимулировать клиента к социально значимой деятельности;

- умений работать в условиях неформального общения, способс­твуя проявлению инициативы и активной жизненной позиции клиента;

- знать основные психические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в станов­лении психики, понимать значение воли и эмоций, потребностей и мотивов, а также роли бессознательных механизмов в поведении человека;

- уметь дать психологическую характеристику личности, интерпретацию собственного психического состояния, владеть приемами психодиагностики и произвольной психической саморегуляции;

- научного представления о социологическом и социаль­но-психологическом подходах к личности, факторах ее формирования в процессе социализации, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения, о социальных общностях и социальных группах, видах социальных процессов;

- знаний типологии, об основных источниках возникновения и разви­тия массовых социальных движений, формах социальных взаимодейс­твий, факторах социального развития, типах и структурах социальных организаций;

- владеть основами социологического анализа;

- знать основы общей и социальной педагогики, формы, средства и методы педагогической деятельнос­ти и владеть ими;

- владеть навыками анализа ситуаций, организации и решения педагогических задач;

- знать формы и методы просвещения и воспитательной работы с различными категориями осужденных и сотрудников;

- знаний национальных особенностей быта и семейного воспита­ния; народных традиций регионов, а также умений учитывать их в работе;

- знать порядок и организацию опеки, попечительства, усынов­ления, лишения родительских прав, направления в специальные учеб­но-воспитательные учреждения;

- знать организацию медико-социальной работы, санитарного просвещения и пропаганды здорового образа жизни, уметь оказывать первую медицинскую помощь.

Группа специальных знаний, умений, навыков, необходимых специалисту по социальной работе включает в себя:

- знания, владение методами научных исследований и профессиональной деятельности в УИС:

- владение методикой и технологией социального прогнозирова­ния и проектирования, и также использования полученных знаний в ре­альных социальных проектах;

- владение процедурой и методиками социальных инноваций, твор­ческого использования инновации в практике социальной работы;

- знание особенности социальной экологии, методов оценки сос­тояния окружающей среды, владение экологической культурой;

- умение разрешать актуальные проблемы геронтологии, организовать медико-социальное обслуживание людей пожилого и старческого возраста;

- научное представление о природе и путях предупреждения и коррекции социальных девиаций, основах социальной ра­боты с девиантами и представителями групп риска;

- готовность применять полученные знания в решении современных проблем занятости населения, вести социальную работу среди безра­ботных, мигрантов, оказывать им моральную и материальную поддерж­ку, помощь в трудоустройстве, владение методикой социальной реаби­литации;

- знание и умение применять методы социальной статистики, использования статистических измерений в социальной работе;

- умение вести социальную работу с учетом современной этнографической и демографической ситуации;

- знание конкретного опыта деятельности территориальных органов и центров социальной защиты населения и умение использовать его в практической деятельности;

- владение методикой исследовательской работы при анализе конкретных явлений и процессов в социальной сфере, умение исполь­зовать и внедрять полученные результаты исследований;

- умение использовать в практической деятельности особен­ности специализированной подготовки: организации помощи населе­нию, социальной работы с молодежью, семьями и детьми, социальной реабилитации и трудотерапии, геронтологии и работы с пожилыми людьми и инвалидами, организации пенсионного обеспечения населе­ния, экономики и менеджмента в социальной сфере;

- знание прав и свобод человека и гражданина, уметь их реализовывать в различных сферах жизнедеятельности;

- знание основ российской правовой системы и законодательства, организации судебных и иных правоприменительных и правоохранительных органов, правовые и нравственно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности;

- умение использовать и составлять нормативные и правовые документы, относящиеся к профессиональной деятельности, предпринимать необходимые меры по восстановлению нарушенных прав.

В сфере профессиональной пенитенциарной социальной работы (специализации) специалист должен:

- знать основы конституционного, гражданского, семейного, трудового, жилищного и других отраслей права;

- знать нормы уголовного права, уголовного процесса, уголовно-исполнительного права, уметь осу­ществлять свою деятельность в их рамках;

- знать основные концепции причин преступности, и роль социальной работы в борьбе с нею;

- владеть методами осуществления социальной профилактики;

- использовать стандартизированные методы сбора информации об индивидуальных различиях и социально-психологических явлениях в среде осужденных, способы ее математической обработки, в том числе с использованием ЭВМ;

- знать процедурные особенности психодиагностики осужденных их общностей и среды;

- осуществлять социальную диагностику, выявлять социальные проблемы, потребности конкретного осужденного, их групп, коллективов, их причины и определять пути разрешения;

- участвовать в организации и управлении воспитательным процессом с осужденными;

- участвовать в составлении характеристик и программ исправления осужденных, разрабатывать программы социальной работы (ресоциализации) с осужденными и социальной помощи группам осужденных, а также обеспечивать их исполнение;

- осуществлять социально-правовую защиту, отстаивать интересы осужденных во всех сферах их жизнедеятельности;

- своевременно ставить перед руководством ИУ и органами местной власти вопросы соответствующего обеспечения осужденных условиями проживания, питанием, работой, медицинской помощью;

- осуществлять индивидуальную помощь, консультирование по вопросам пенсионного, материально-финансового, социального обеспечения, различных видов страхования осужденных;

- организовывать и реализовывать комплекс социально-педагогических мероприятий по ресоциализации осужденных в период отбывания наказания;

- осуществлять с первых дней пребывания в ИУ подготовку осужденных к освобождению, содействовать приобретению ими образования, профессии и восстановлению трудовых навыков;

- содействовать поддержанию, восстановлению и формированию социально полезных связей осужденных, навыков функционирования в семье, общения в ближайшем социальном окружении, неформальных группах;

- оказывать помощь осужденным в восстановлении социального и гражданского статуса, получении ими законных льгот, социально-правовой защите и поддержке в процессе отбывания наказания и непосредственно после освобождения;

- вести учет и анализировать результаты социальной работы, степень исправления и готовности осужденных к жизни на свободе;

- уметь взаимодействовать с другими сотрудниками учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, иными субъектами исправления осужденных, координировать их участие в социальной работе с осужденными;

- знать и уметь применять методы и технологию социальной работы с различными категориями осужденных;

- владеть социально-психологическими основами урегулирования конфликтов, профилактики субкультуры в среде осужденных;

- знать структуру и функции системы и орга­нов, исполняющих наказание, нормативно-правовые, управленческие, психологические основы их деятельности как в обычных, так и в экстремальных условиях.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что специалист по социальной работе в УИС является в значительной степени универсалом, но при этом его «универсализм» имеет достаточно четкие предметные границы, заданные жизненными проблемами клиентов – осужденных и возможными путями их разрешения. Социальный работник не подменяет, да и не может заменить, специалистов других отделов и служб ИУ, равно как и они не могут выполнять его функции. В этой связи необходимо выделить еще одну принципиальную особенность профессиональной деятельности специалиста по социальной работе в УИС – ее пограничный характер. Содержание и инструментарий социальной работы в пенитенциарных учреждениях включает в себя элементы многих видов «помогающей» деятельности осужденным и соответственно обуславливает систему профессиональной подготовленности.

Профессиональная компетентность, то есть специальные знания, не могут быть реализованы без наличия профессионально важных качеств социального работника. В совокупности профессиональная компетентность и профессионально важные качества образуют уровень его профессионализма. Требования к личности социального работника отражаются в психограмме и профессиограмме.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 2645; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.250 (0.013 с.)