Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Квалификационная характеристика специалиста по социальной работе в уис.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Специалист по социальной работе в уголовно-исполнительной системе предназначен для профессиональной деятельности в учреждениях и органах, исполняющих наказания, реализации ресоциализационной, психолого-педагогической, воспитательно-профилактической, и правозащитной функций в отношении различных категорий осужденных. Ее цель – ресоциализация лиц, отбывающих уголовные наказания. Органы и учреждения УИС обеспечивают необходимые условия для использования специалистов в полном соответствии с полученной ими квалификацией. Специалист в области социальной работы назначается на должность начальствующего состава и осуществляет профессиональную деятельность в социальной службе. Социальный работник в УИС - многофункциональный специалист, готовый к организационно-управленческой, исследовательско-аналитической и научно-педагогической деятельности. Основные направления его профессиональной деятельности: - социальная работа с осужденными, отбывающими наказание в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы; - ресоциализация и социальная адаптация лиц, освобождаемых из учреждений, исполняющих наказания; - воспитательно-профилактическая работа с лицами, отбывающими наказания, не связанные с лишением свободы. Тройственная ориентация профессиональной деятельности предусматривает соответствующую дифференциацию задач, решаемых специалистом, так, основными задачами профессиональной деятельности социальных работников с осужденными к лишению свободы являются: - социально-психологическая и социально-педагогическая диагностика лиц, отбывающих уголовные наказания; - разработка и внедрение социальных и индивидуальных программ исправления осужденных; - организация и осуществление индивидуальной и групповой терапевтической, коррекционной работы, социально-правовой защиты осужденных; - участие в организации и управлении воспитательным процессом в основных видах деятельности осужденных в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания; - координация усилий сотрудников, представителей государственных органов, социальных служб, организаций, заинтересованных граждан и иных субъектов по исправлению и ресоциализации осужденных, их социальной адаптации после освобождения; - участие в работе по созданию дифференцированных условий отбывания наказания и их социальном обеспечении; - применение в рамках полномочий социальных мер, стимулирующих позитивное поведение осужденных, личностную активность в разрешении трудных жизненных ситуаций; - анализ результатов социальной работы с осужденными, обобщение и распространение положительного опыта и выработка рекомендаций по ее совершенствованию. Среди основных задач социальных работников по ресоциализации и социальной адаптации лиц, освобождаемых из учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, принято выделять: - организацию и осуществление комплекса мероприятий по ресоциализации осужденных в период отбывания наказания и социальной адаптации после их освобождения; - организацию трудового и бытового устройства освобождаемых осужденных; - разнообразную подготовку к освобождению, восстановление трудовых и профессиональных навыков, формирование опыта межличностных отношений и общения, готовности удовлетворять свои потребности некриминальным способом; - формирование социально полезных связей осужденных, навыков функционирования в семье, ближайшем социальном окружении, неформальных группах; - оказание помощи в решении жилищно-бытовых и иных социальных проблем освобождаемых и освобожденных из учреждений УИС; - содействие освобожденным в восстановлении социального статуса, получении законных льгот, их социально-правовая реабилитация; - обеспечение взаимодействия и координации деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, с государственными, общественными, благотворительными, религиозными учреждениями и организациями по ресоциализации и социальной адаптации освобожденных из мест лишения свободы. Основными задачами специалистов по социальной работе в области воспитательно-профилактической работы являются: - участие в исполнении наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества; - организация и осуществление социально-воспитательной работы с лицами, отбывающими наказания, не связанными с лишением свободы; - воспитательно-профилактическая работа с лицами, условно-досрочно освобожденными от отбывания наказания; - профилактика рецидивной преступности среди лиц, освободившихся из исправительных учреждений; - обеспечение взаимодействия УИС с другими государственными органами, общественными организациями, работодателями, семьями в социальной профилактике правонарушений. Профессиональный профиль специалиста по социальной работе УИС, должен соответствовать содержанию деятельности, а также его представлениях о возможностях личностной самореализации. На этом основании необходимо остановиться на квалификационных требованиях к нему. Совершенно очевидно, что социальный работник пенитенциарной системы должен обладать качествами, знаниями, навыками, присущими всем представителям данной профессии, изложенными в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования. Наряду с этим специалист по социальной работе, осуществляющий свою деятельность в уголовно-исполнительной системе, может реализовать вышеназванные задачи только в том случае, если он владеет рядом специфических знаний, умений, навыков и иных характеристик, обусловленных профессиональными особенностями. Среди них выделим три группы: общепрофессиональные; специальные; специализированные; Общепрофессиональная подготовленность требует от специалиста: - профессиональной компетентности; - знаний специфики работы в различной социальной среде, различных субкультурах; - знаний и умений использовать положительный отечественный и зарубежный опыт социальной работы, в том числе и в различных пенитенциарных системах; - развития способностей обеспечивать посредничество и взаимосвязи между личностью и микросредой, различными социальными группами, общественными и государственными структурами; - уметь оказывать влияние на отношения между людьми, ситуацию в малой группе, стимулировать клиента к социально значимой деятельности; - умений работать в условиях неформального общения, способствуя проявлению инициативы и активной жизненной позиции клиента; - знать основные психические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики, понимать значение воли и эмоций, потребностей и мотивов, а также роли бессознательных механизмов в поведении человека; - уметь дать психологическую характеристику личности, интерпретацию собственного психического состояния, владеть приемами психодиагностики и произвольной психической саморегуляции; - научного представления о социологическом и социально-психологическом подходах к личности, факторах ее формирования в процессе социализации, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения, о социальных общностях и социальных группах, видах социальных процессов; - знаний типологии, об основных источниках возникновения и развития массовых социальных движений, формах социальных взаимодействий, факторах социального развития, типах и структурах социальных организаций; - владеть основами социологического анализа; - знать основы общей и социальной педагогики, формы, средства и методы педагогической деятельности и владеть ими; - владеть навыками анализа ситуаций, организации и решения педагогических задач; - знать формы и методы просвещения и воспитательной работы с различными категориями осужденных и сотрудников; - знаний национальных особенностей быта и семейного воспитания; народных традиций регионов, а также умений учитывать их в работе; - знать порядок и организацию опеки, попечительства, усыновления, лишения родительских прав, направления в специальные учебно-воспитательные учреждения; - знать организацию медико-социальной работы, санитарного просвещения и пропаганды здорового образа жизни, уметь оказывать первую медицинскую помощь. Группа специальных знаний, умений, навыков, необходимых специалисту по социальной работе включает в себя: - знания, владение методами научных исследований и профессиональной деятельности в УИС: - владение методикой и технологией социального прогнозирования и проектирования, и также использования полученных знаний в реальных социальных проектах; - владение процедурой и методиками социальных инноваций, творческого использования инновации в практике социальной работы; - знание особенности социальной экологии, методов оценки состояния окружающей среды, владение экологической культурой; - умение разрешать актуальные проблемы геронтологии, организовать медико-социальное обслуживание людей пожилого и старческого возраста; - научное представление о природе и путях предупреждения и коррекции социальных девиаций, основах социальной работы с девиантами и представителями групп риска; - готовность применять полученные знания в решении современных проблем занятости населения, вести социальную работу среди безработных, мигрантов, оказывать им моральную и материальную поддержку, помощь в трудоустройстве, владение методикой социальной реабилитации; - знание и умение применять методы социальной статистики, использования статистических измерений в социальной работе; - умение вести социальную работу с учетом современной этнографической и демографической ситуации; - знание конкретного опыта деятельности территориальных органов и центров социальной защиты населения и умение использовать его в практической деятельности; - владение методикой исследовательской работы при анализе конкретных явлений и процессов в социальной сфере, умение использовать и внедрять полученные результаты исследований; - умение использовать в практической деятельности особенности специализированной подготовки: организации помощи населению, социальной работы с молодежью, семьями и детьми, социальной реабилитации и трудотерапии, геронтологии и работы с пожилыми людьми и инвалидами, организации пенсионного обеспечения населения, экономики и менеджмента в социальной сфере; - знание прав и свобод человека и гражданина, уметь их реализовывать в различных сферах жизнедеятельности; - знание основ российской правовой системы и законодательства, организации судебных и иных правоприменительных и правоохранительных органов, правовые и нравственно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности; - умение использовать и составлять нормативные и правовые документы, относящиеся к профессиональной деятельности, предпринимать необходимые меры по восстановлению нарушенных прав. В сфере профессиональной пенитенциарной социальной работы (специализации) специалист должен: - знать основы конституционного, гражданского, семейного, трудового, жилищного и других отраслей права; - знать нормы уголовного права, уголовного процесса, уголовно-исполнительного права, уметь осуществлять свою деятельность в их рамках; - знать основные концепции причин преступности, и роль социальной работы в борьбе с нею; - владеть методами осуществления социальной профилактики; - использовать стандартизированные методы сбора информации об индивидуальных различиях и социально-психологических явлениях в среде осужденных, способы ее математической обработки, в том числе с использованием ЭВМ; - знать процедурные особенности психодиагностики осужденных их общностей и среды; - осуществлять социальную диагностику, выявлять социальные проблемы, потребности конкретного осужденного, их групп, коллективов, их причины и определять пути разрешения; - участвовать в организации и управлении воспитательным процессом с осужденными; - участвовать в составлении характеристик и программ исправления осужденных, разрабатывать программы социальной работы (ресоциализации) с осужденными и социальной помощи группам осужденных, а также обеспечивать их исполнение; - осуществлять социально-правовую защиту, отстаивать интересы осужденных во всех сферах их жизнедеятельности; - своевременно ставить перед руководством ИУ и органами местной власти вопросы соответствующего обеспечения осужденных условиями проживания, питанием, работой, медицинской помощью; - осуществлять индивидуальную помощь, консультирование по вопросам пенсионного, материально-финансового, социального обеспечения, различных видов страхования осужденных; - организовывать и реализовывать комплекс социально-педагогических мероприятий по ресоциализации осужденных в период отбывания наказания; - осуществлять с первых дней пребывания в ИУ подготовку осужденных к освобождению, содействовать приобретению ими образования, профессии и восстановлению трудовых навыков; - содействовать поддержанию, восстановлению и формированию социально полезных связей осужденных, навыков функционирования в семье, общения в ближайшем социальном окружении, неформальных группах; - оказывать помощь осужденным в восстановлении социального и гражданского статуса, получении ими законных льгот, социально-правовой защите и поддержке в процессе отбывания наказания и непосредственно после освобождения; - вести учет и анализировать результаты социальной работы, степень исправления и готовности осужденных к жизни на свободе; - уметь взаимодействовать с другими сотрудниками учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, иными субъектами исправления осужденных, координировать их участие в социальной работе с осужденными; - знать и уметь применять методы и технологию социальной работы с различными категориями осужденных; - владеть социально-психологическими основами урегулирования конфликтов, профилактики субкультуры в среде осужденных; - знать структуру и функции системы и органов, исполняющих наказание, нормативно-правовые, управленческие, психологические основы их деятельности как в обычных, так и в экстремальных условиях. Изложенное позволяет сделать вывод о том, что специалист по социальной работе в УИС является в значительной степени универсалом, но при этом его «универсализм» имеет достаточно четкие предметные границы, заданные жизненными проблемами клиентов – осужденных и возможными путями их разрешения. Социальный работник не подменяет, да и не может заменить, специалистов других отделов и служб ИУ, равно как и они не могут выполнять его функции. В этой связи необходимо выделить еще одну принципиальную особенность профессиональной деятельности специалиста по социальной работе в УИС – ее пограничный характер. Содержание и инструментарий социальной работы в пенитенциарных учреждениях включает в себя элементы многих видов «помогающей» деятельности осужденным и соответственно обуславливает систему профессиональной подготовленности. Профессиональная компетентность, то есть специальные знания, не могут быть реализованы без наличия профессионально важных качеств социального работника. В совокупности профессиональная компетентность и профессионально важные качества образуют уровень его профессионализма. Требования к личности социального работника отражаются в психограмме и профессиограмме.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 2645; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.250 (0.013 с.) |