Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы и задачи пенитенциарной социальной работы

Поиск

Учебное пособие

Рекомендовано
редакционно-издательским советом
Российской академии образования
к использованию в качестве учебного пособия

Москва 2007


ББК _______

Авторы:

А.Я. Гришко, доктор юридических наук, профессор - § 4 гл. 5 (в соавт.);

В.Н. Казанцев, кандидат философских наук, доцент - §1 Гл.1(в соавт.), §2 Гл.2 (в соавт.),

§ 6 Гл.2,§8 Гл.2 (в соавт.), §§3,7 Гл. 3(в соавт.),§ 1 Гл.4, §4 Гл.4(в соавт.), §4 Гл.5 (в соавт.);

М.И. Кузнецов, кандидат педагогических наук, доцент, - §§2,3,4,5,7,8 Гл.2 (в соавт.), §2 Гл.3 (в соавт.), §5 Гл.3, § 7 Гл.3 (в соавт.), §2 Гл.4, §1 Гл.5;

А.А. Кухтин, кандидат педагогических наук - §6 Гл. 3;

С.А. Лузгин, кандидат педагогических наук, доцент - введение (в соавт.), §1 Гл.1 (в соавт.), §2 Гл. 1, §1 Гл. 2, §8 Гл. 2 (в соавт.), §§1,2,3,4 Гл.3 (в соавт.), §4 Гл. 4 (в соавт.), §§2,5 Гл.5;

Н.И. Махиборода, кандидат педагогических наук, доцент - §3 Гл. 2;

А.Н. Сухов, доктор психологических наук, профессор – введение (в соавт.), §1 гл.1 (в соавт.), §§1,2 гл. 3 (в соавт.), заключение;

А.В.Чечкова, кандидат психологических наук, доцент- §3 Гл. 4;

Г.В.Щербаков, кандидат психологических наук, доцент – §5 Гл. 4; § §3,6 Гл. 5;

 

 

Рецензенты:

Башкатов И.П., доктор педагогических наук, профессор
(Коломенский государственный педагогический институт)

Беляева В.А., доктор педагогических наук, профессор
(Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина)

 

Социальная работа в пенитенциарных учреждениях: Учебное пособие / Под редакцией проф. А.Н.Сухова. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. - 300 с.

ISBN ____________________

 

 

Учебное пособие посвящено изложению особенностей социальной работы в пенитенциарных учреждениях. В нем раскрыта история, теория и направления социальной работы с осужденными. Книга предназначена для социальных работников, психологов, преподавателей, студентов и аспирантов.

 

 

© Московский психолого-социальный институт, 2007

Оформление:

 

 


Содержание

 

Введение.......................................................................................................... 5

Глава 1. Предмет и специфика социальной работы в пенитенциарных учреждениях

§ 1. Предмет пенитенциарной социальной работы как науки и учебной дисциплины... 7

§ 2. Принципы и задачи пенитенциарной социальной работы......................................... 25

Глава 2. История социальной работы в ИУ зарубежных стран и России

§ 1. Международные стандарты социальной работы с осужденными в пенитенциарных учреждениях............................................................................................................................................. 33

§ 2. Особенности социальной работы в пенитенциарной системе Швейцарии.............. 45

§ 3. Специфика социальной работы в тюрьмах Финляндии.............................................. 50

§ 4. Деятельность социальных служб в пенитенциарных учреждениях
Великобритании............................................................................................................... 56

§ 5. Социальная работа в пенитенциарной системе США.................................................. 62

§ 6. Социальная работа в тюрьмах Германии....................................................................... 71

§ 7. История социальной работы в УИС России................................................................. 87

§ 8. Опыт работы социальных служб в ИУ России (конец ХХ – начало XXI вв.).......... 97

Глава 3. Теоретические основы и нормативное обеспечение социальной работы как профессиональной деятельности сотрудников УИС

§ 1. Теоретические модели профессиональной деятельности социальной работы
в УИС............................................................................................................................... 120

§ 2. Квалификационная характеристика специалиста по социальной работе в УИС.. 129

§ 3. Осужденные как объект и клиенты социальной работы.
Социальная характеристика основных категорий осужденных, нуждающихся в социальной помощи и поддержке......................................................................................................................... 136

§ 4. Попечительский совет как координатор социальной работы в УИС....................... 141

§ 5. Взаимодействие специалистов по социальной работе
с различными службами УИС....................................................................................... 154

§ 6. Профессионально-этические основы социальной работы........................................ 160

§ 7. Правовые и организационные основы социальной работы с осужденными.......... 167

Глава 4. Основные направления и технология социальной работы с осужденными

§ 1. Диагностика социальных проблем осужденных в ИУ............................................... 186

§ 2. Методы социальной работы с осужденными.............................................................. 190

§ 3. Техники консультирования осужденных. Социальный работник как консультант 198

§ 4. Социальная работа с осужденными в карантине........................................................ 211

§ 5. Ресоциализация и социальная адаптация осужденных, освобождающихся из мест лишения свободы........................................................................................................................................... 216

Глава 5. Особенности социальной работы с различными категориями осужденных

§ 1. Специфика социальной работы с несовершеннолетними осужденными................ 228

§ 2. Особенности социальной работы с осужденными-женщинами............................... 232

§ 3. Социальная работа с осужденными пенсионного возраста, инвалидами и престарелыми 247

§ 4. Характеристика осужденных, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью, и социальная работа с ними................................................................................................................... 257

§ 5. Социальная работа с осужденными, подвергающимися различным формам притеснения 271

§ 6. Особенности социальной работы с осужденными, отбывающими наказания без изоляции от общества........................................................................................................................................... 283

Заключение................................................................................................ 299

 


Введение

Одним из важнейших направлений социально-экономических преобразований, осуществляемых в нашей стране, является реформирование уголовно-исполнительной системы (УИС).

Прогрессивная международная пенитенциарная практика, показывает, что разносторонней социальной помощью и поддержкой осужденных на разных этапах их исправления и подготовки к жизни на свободе должны профессионально заниматься специалисты – социальные работники и соответствующие службы.

Включенная в систему средств исправления, ресоциализации и социальной реабилитации лиц, лишенных свободы, пенитенциарная социальная работа способна значительно повысить результативность деятельности ИУ.

Сегодня социальная работа с осужденными как вид профессиональной практической деятельности находится на переходном этапе от формирования к становлению. Проявлявшиеся ранее акты милосердия и сострадания, различные формы благотворительности и вспомоществования «несчастным», попечения и поддержки со стороны российских граждан, их организаций и объединений, а также непоследовательные попытки «послаблений» содержали в себе элементы социальной работы, но не могли серьезно повлиять на антигуманную политику в целом в отношении осужденных.

Современный период гуманизации и приведения УИС в соответствие с международными стандартами исполнения наказаний характеризуется научно-теоретическим поиском и организационно-практическими усилиями, направленными на системное формирование пенитенциарной социальной работы. Она получила правовое закрепление в федеральных целевых программах реформирования и развития уголовно-исполнительной системы, в ведомственных директивных и нормативных документах Минюста России и Федеральной службы исполнения наказаний. В процессе ее институционализации в структуре исправительных учреждений всех видов созданы самостоятельные подразделения - групп социальной защиты осужденных, определены организационно-содержательные основы деятельности специалистов по социальной работе с осужденными. В вузах ФСИН России создается система высшего и дополнительного профессионального образования специалистов для инновационной деятельности в местах лишения свободы. Наряду с активным изучением зарубежного опыта ведется научно-практический поиск отечественной модели организации социальной работы с осужденными, осмысление накапливаемого опыта.

Пенитенциарная социальная работа, являясь важной составной частью общегосударственной системы социальной защиты, помощи и поддержки населения, довольно быстро внедряется в деятельность ИУ. Благодаря своему реальному, конкретному содержанию и практической ориентации она получает признание не только у осужденных, сотрудников, но и у населения в целом.

Данное учебное пособие имеет свою целевую аудиторию. Оно подготовлено не на «голом» месте. Ему предшествовало учебное пособие почти с одноименным названием [[1]]. Однако они различаются между собой как по структуре, так и по содержанию.

Развитие социальной работы в УИС следует рассматривать в двух плоскостях: во-первых, в аспекте фактического ее состояния, во-вторых, - профессионального оформления, институционализации в результате введения соответствующей специальности на психологическом факультете Академии права и управления ФСИН России в 90-х годах ХХ века, а затем и в других вузах ФСИН России.

Настоящее учебное пособие, подготовленное авторским коллективом сотрудников УИС непосредственно участвующих в становлении пенитенциарной социальной работы, является одной из первых попыток ее научного изучения, обобщения и систематизации. В пособии рассматриваются теоретические основы социальной работы с осужденными (понятия, категории, система, закономерности, принципы), определяется специфика ее объекта и субъекта, раскрываются организационно-содержательные, профессионально-этические и иные вопросы деятельности, основные методы, технологии и программы социальной защиты, помощи и поддержки лиц, содержащихся в ИУ, в том числе их различных категорий (несовершеннолетних, женщин, пенсионеров, инвалидов, престарелых страдающих алкогольной и наркотической зависимостью, подвергающихся различным формам притеснения). Определенный интерес представляет отечественный и зарубежный опыт этой деятельности. В систематизированном виде в издании представлена литература по проблемам пенитенциарной социальной работы.

Не претендуя на полноту изучения теоретических и практических проблем социальной работы с осужденными, авторы пособия предполагают продолжать их исследования и приглашают к сотрудничеству всех заинтересованных лиц.

Особую актуальность социальная работа в пенитенциарных учреждениях приобретает в связи с необходимостью совершенствования организации социальной адаптации осужденных, освобождающихся из мест лишения свободы. Это обстоятельство способствует решению проблемы, связанной с декриминализацией общества. Без связи социальной работы в пенитенциарных учреждениях с системой социальной работы в целом эффективно решить данную проблему невозможно.

 

Доктор психологических наук, профессор А.Н. Сухов,

кандидат педагогических наук, доцент С.А. Лузгин.

 


Глава 1. Предмет и специфика социальной работы в пенитенциарных учреждениях

§ 1. Предмет пенитенциарной социальной работы как науки и учебной дисциплины

Существует целый ряд предпосылок для широкого развертывания социальной работы в России. К их числу можно отнести правовые, культурные, экономические и социальные условия и факторы.

Правовые основы социальной работы связаны с положениями Конституции, где говорится, что российское государство является социальным.

Что касается культурных предпосылок социальной работы, то они связаны с традициями меценатства, благотворительности, оказания помощи со стороны русского купечества, предпринимателей. К сожалению, многие из них утрачены и социальная ответственность современного бизнеса пока низка.

Экономические предпосылки сопряжены с проблемой социального контекста, неравенства, наличия нищеты.

Социальные – включают в себя вопросы, связанные с возможностью улучшения демографической ситуации, соматического и психологического здоровья населения, борьбой с преступностью.

Имея глубокие исторические корни, получив свое название в начале XX века, наиболее интенсивного развития социальная работа достигла в Европе к середине прошлого столетия. В рамках господствовавшей тогда концепции «государства благосостояния» (благоденствия) получила широкое распространение практика оказания социальной помощи людям в разрешении их проблем, имеющих социальные причины. При опоре на традиционные социальные силы (семья, школа, церковь, добровольные объединения) с помощью профессионально подготовленных специалистов многие из личностных и социальных трудностей были преодолены, а люди возвращены в общество как полноценные субъекты социального функционирования. Несмотря на некоторые недостатки в деятельности системы социальной защиты и обеспечения населения, современная социальная работа непосредственно участвует в решении самых разнообразных проблем общественного, группового и индивидуального уровня. Участвуя в регулировании сложных взаимоотношений между человеком, группами и общностями людей, обществом и государством на основе общечеловеческих гуманистических ценностей, социальная работа способствует гармонизации бытия, сознания, поведения людей в целом и конкретно каждого человека, определению и более полной реализации смысла жизни (самореализации), а также формированию ответственности общества не только за судьбу всех, но и за полноценность жизни каждого из его членов. Эти обстоятельства объективно актуализируют потребность в проведении специальной профессиональной научно обоснованной системы социальной работы с различными категориями населения, нуждающегося в защите, помощи, поддержке.

Социальная работа в УИС как нигде необходима. Именно здесь сосредоточены лица, нуждающиеся в социальной помощи. В свое время они не смогли разрешить конфликт, то есть «трудную жизненную ситуацию» социально одобренным способом.

Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 195 – ФЗ «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации» раскрывает одно из ключевых понятий, квалифицирующих признаков и оснований социальной работы – «трудная жизненная ситуация». В нем говорится, что это положение, обстановка, совокупность обстоятельств, объективно обуславливающих нарушение жизнедеятельности гражданина, преодолеть которые самостоятельно он не может [[2]]. К таким ситуациям относятся утрата здоровья, инвалидность, миграция, вынужденное переселение, отсутствие определенного места жительства, безработица, малообеспеченность (ниже прожиточного минимума – для России), сиротство, безнадзорность, асоциальность (девиантность, делинквентность, криминальность) и другие. Как тождественное по смыслу в научной литературе употребляются понятия «проблемная» или «социальная ситуация», что подразумевает «конкретное состояние проблемы конкретного клиента социальной работы, индивидуального или группового, со всем богатством своих связей и опосредований, имеющих отношение к разрешению данной проблемы» [[3];41]. Очевидно, что трудные жизненные ситуации складываются из социальных проблем и различаются по их количеству, взаимосвязям, степени трудности (разрешимости), качественным оценкам социальных и личностных ресурсов для их преодоления, профилактики и т.д. При наличии нескольких квалифицирующих признаков, проблем (например, асоциальность в совокупности с утратой здоровья, безработицей, отсутствием определенного места жительства), а также субъективных факторов-предпосылок (неблагоприятная микросреда, низкий уровень воспитания, образования, физического и психического развития) и отсутствии эффективной социально-превентивной, в том числе – педагогической помощи, развиваясь, трудная жизненная ситуация трансформируется в криминогенную ситуацию, которая может рассматриваться как качественно еще более трудная. С помощью общепринятых способов, опираясь на личностный потенциал, разрешить её не удается, поэтому необходима специальная помощь, суть которой заключается в социальной работе с криминальной личностью, отбывающей наказание, и ее проблемами.

Ведущая роль объективных социальных факторов, обстоятельств в порождении преступности и преступного поведения определяется тем, что, во-первых, они первоначально создают неблагоприятные условия для формирования и развития личности в семье, школе, трудовых коллективах, неформальном окружении; во-вторых, в своей совокупности они образуют внешние условия, которые могут провоцировать и даже детерминировать такое поведение. В обоих случаях социальные факторы конкретизируются и индивидуализируются. Сформировавшись, усвоив определенные нормы и стандарты поведения, взгляды, потребности и ценности, личность на каждом жизненном этапе, на каждую возникающую ситуацию реагируют в соответствии с уровнем развития сознания, воспитанности и накопленным опытом. Причем, появление новых факторов, например, проведенная социальная работа, во взаимодействии с внешними обстоятельствами способно внести такие значительные коррективы в совокупность личностных представлений и проблем, что на новую трудную жизненную ситуацию (в том числе и криминальную) она может и будет реагировать иначе, то есть некриминальным способом. Такое поведение личности может рассматриваться как закономерный результат её ресоциализации.

Научное изучение, максимальный учет этих факторов риска и даже факторов-детерминант в решающей степени дает возможность прогнозировать поведение личности, влиять на ее отношение к складывающейся ситуации, исправлять. Следовательно, существуют субъективные причины преступного поведения, которые обусловлены социально. При этом внешние социальные факторы (экономические проблемы, расслоение и неравенство, притеснения и дискриминация в обществе, утрата нравственно-гуманистических регуляторов взаимоотношений между людьми и множество других) способствуют формированию у них таких негативных свойств, как отчужденность, асоциальность, жестокость, агрессивность, в свою очередь создающих «благоприятный фон» для преступности. Однако «ни одна ситуация не может вызвать поведение, отличающееся от норм без взаимодействия с определенными свойствами личности» (В.Н. Кудрявцев). Переход из внешнего социального во внутреннее субъективное происходит в соответствии с социально-психологическими закономерностями, являющимися предметом исследования криминальной психологии.

Таким образом, преступление есть следствие конфликта, личностного и социального несовершенства, а субъективные причины преступного поведения при доминирующей роли причин второго уровня объективно существуют и обусловлены, главным образом, общественными противоречиями. При определении степени личностной виновности и персонификации меры наказания «правильнее было бы исходить из идеи, что виновен не только человек, но и обстоятельства, в которых он воспитывался. Здесь осуждение должно выступать уже не возмездием преступнику, вынесенному от лица общества, а стремлением этого общества помочь ему исправиться, осознать свою вину и на этой основе сформировать другие рефлексы, другое нравственное поведение» [[4]; 443]. Прогрессивные специалисты - пенитенциаристы в связи с этим все более уверенно заявляют: «Необходимо исправление не отдельных людей, а всего общества» [[5]; 68]. Тем не менее, многогранная, косвенная виновность многих людей, а также неподсудность объективных обстоятельств влекут за собой прямую индивидуализированную ответственность, осуждение и наказание конкретного преступника. При равенстве криминогенной значимости социальных и личностных факторов, предопределяющих преступность и преступное поведение, существует неравная ответственность.

Общество в целом, отдельные его члены, в том числе и «властные мужи», испытывают косвенную вину и соответствующую ей ответственность, но не наказание. Это противоречие практически неразрешимо, поскольку несмотря на предпринимаемые научные попытки не удается четко определить степень влияния того или иного конкретного фактора, совокупности, а возможно, и системы факторов на создание неблагоприятной обстановки, криминогенной ситуации и социальных предпосылок совершения преступлений. Их жертвами становятся не только потерпевшие, но и сами осужденные, члены их семей, микроокружение. Потери несет и общество в целом.

В целях смягчения обозначенного противоречия гуманистическая психология и педагогика предлагают путь минимизации социального напряжения и несправедливости, гармонизации отношений членов общества, достижения социального мира и оказания адресной помощи нуждающимся. В основе такого концептуального подхода – признание каждого человека высшей самоценностью и соответственно – борьба за каждого без исключения человека (а не против него), создание благоприятных условий для максимально полной позитивной самореализации, имея ввиду, наряду с другими социально уязвимыми группами населения, и осужденных. Для этого последним необходимо помочь психологически, а также создать соответствующую обстановку, социально-педагогическую среду и другие объективные предпосылки, побуждающие человека к ресоциализации в местах лишения свободы, социальной адаптации после освобождения, а также проявления личностной активности в процессе самоисправления. Предлагаемая система получила закрепление в «Концепции воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы».

Возвращение осужденных к нормальной жизни, их ресоциализация в современной России сопряжены с разрешением целого ряда не только субъективных проблем (преодоление личностных слабостей и деформаций, развитие и саморазвитие позитивного потенциала, формирование планов, перспектив и психологической готовности к преодолению сложных жизненных ситуаций в ИУ и на свободе, умений некриминального удовлетворения своих первичных экзистенциальных потребностей (по А. Маслоу – в питании, жилье, работе, достойном заработке, безопасности и т.д.), позволяющих перейти к удовлетворению вторичных, более высоких потребностей (в общении, дружбе, внимании к себе, уважении и признании со стороны других, достижении высокого социального статуса, самовыражении, в творчестве, самореализации), но и социально-экономических.

Пересмотр системы базовых ценностей духовной жизни, резкое расслоение общества, низкий жизненный уровень большинства населения, социальные и этнические конфликты, отсутствие эффективной системы социальной защиты, помощи и поддержки граждан, кризисные ситуации - усугубляют положение осужденных в период отбывания наказания и осложняют процесс их адаптации после освобождения.

В современных условиях необходима социальная институционализация УИС (А.Н. Сухов). Основные положения данного подхода изложены в работе «Социально-правовые проблемы функционирования УИС». [[6]]

В рамках общесоциальной стратегии защиты всех категорий населения, особенно наиболее уязвимых ее слоев, актуальной представляется задача формирования системы защиты, поддержки и помощи (охранно-защитной системы – по С.А. Беличевой) осужденным. Будучи жертвами своих собственных преступлений, часто совершенных под давлением неблагоприятных условий социализации, они не могут быть подвергнуты риску стать неполноценными людьми на всю оставшуюся жизнь. Законно подвергаясь определенным судом изоляции, ограничению в некоторых правах и свободах, осужденный из-за несовершенства системы исполнения наказаний незаконно попадает в зону повышенной опасности для физического и психологического здоровья, утраты положительных связей и социального статуса, отчуждения и стигматизации. Очевидна потребность в улучшении условий содержания осужденных в местах лишения свободы, направленных на то, чтобы в «тюрьме было как можно меньше тюрьмы» (Ю.И. Калинин).

Борьба «не против», а «за» осужденного как государственного масштаба задача становится практической реальностью в связи с передачей уголовно-исполнительной системы в ведение Министерства юстиции России, а затем выделением в самостоятельную Федеральную службу исполнения наказаний (ФСИН).

Уголовно-исполнительную систему следует насматривать не только как правовой, но и социальный институт. Это обстоятельство значительно расширяет рамки сотрудничества и координации, и на этой основе создается возможность совершенствования деятельности исправительных учреждений.

Такой подход позволяет УИС интегрироваться в международную практику, инвестировать ресурсы общественных организаций, ассоциаций в деятельность исправительных учреждений, легитимизировать социальную помощь УИС, а также проводить компаративные, кросскультурные исследования и адаптировать методики, используемые в отечественных исправительных учреждениях.

Сущность компаративных, кросскультурных исследований состоит в том, чтобы избежать ошибок, связанных с соблазном напрямую, без учета реалий, перенести мировые стандарты на российскую действительность.

Существуют стандарты не только юридические, в основе которых лежат критерии, связанные с понятием свобод, прав и интересов человека, но и другие, утвержденные не с помощью юридических процедур, а профессиональными сообществами. Такие стандарты в социальной сфере касаются профессионально-этических норм, а также психологии и социальной работы. Без этого нельзя представить современные технологии социальной работы с персоналом и осужденными в исправительных учреждениях.

Международные стандарты в уголовно-исполнительной сфере обязаны быть обоснованными, пройти соответствующую экспертизу и выступать совместно с другими, например, экономическими, социальными. Только в этом случае, то есть в совокупности с остальными, такие стандарты могут быть успешно реализованы.

Иначе говоря, правовые стандарты нельзя реализовать без соответствующего финансирования. В противном случае они останутся пустой декларацией.

Институт наказания – сложное образование. Он отражает целый комплекс явлений: социальный заказ и его концептуальное оформление, различные способы его реализации, в том числе с помощью морального осуждения, социального контроля и т.п.

Часть явлений, не связанных с правовой стороной уголовного наказания, тесно переплетается с понятием общественной безопасности, представляющей собой совокупность общественных структур, действующих в различных сферах безопасности.

Общественное мнение может вносить свой вердикт. По своему воздействию оно бывает сильнее приговора официального суда.

Таким образом, уголовное наказание как социальный институт способствует институционализации социальной работы в пенитенциарных учреждениях.

Исправительные учреждения в соответствии с Концепцией реформирования УИС должны быть полностью сориентированы на ресоциализацию осужденных, т.е. формирование системы поэтапного изменения и самосовершенствования личности, а также создание благоприятных внешних условий, поддерживающих и стимулирующих ее активное развитие, а не усугубление и без того тяжелой жизненной ситуации.

Многовековой интернациональный опыт борьбы с преступностью, оптимизации уголовного наказания, доведение до совершенства механизма и условий его исполнения убеждают в необходимости системного подхода к проблеме, опирающегося на весь позитивный потенциал общества по отстаиванию интересов всех и одновременно каждого гражданина.

Наиболее прогрессивной признана ориентация на искоренение возможности возникновения для личности самой трудной, кризисной, а затем и криминогенной ситуации, ведущей к асоциальному или преступному поведению. Э. Фромм прогнозирует, что в перспективе «мы должны создать такие условия, при которых высшей целью всех общественных устремлений станет всестороннее развитие человека – того самого несовершенного существа, которое, возникнув на определенной стадии развития природы, нуждается в совершенствовании и шлифовке [[7]; 28].

Итак, совокупность внешних и внутренних факторов, неблагоприятных обстоятельств и личностных несовершенств детерминируют появление у людей различных трудных жизненных ситуаций. Разрешить их, соблюдая нравственно-правовые нормы, способен далеко не каждый человек, главным образом, в силу ограниченности личностного потенциала и отсутствия социально-превентивной помощи. Осознанно, эмоционально-ситуативно или под давлением обстоятельств избрав криминальный способ разрешения трудной жизненной ситуации, вступив в конфликт, человек законно подвергается уголовному преследованию. Признавая уголовное наказание самым суровым, но необходимым средством воздействия на определенную категорию правонарушителей, государство от имени общества применяет его в целях крайней самозащиты, разрешения криминогенной трудной жизненной ситуации а также пресечения дальнейших личностных деформаций и возвращения, таким образом, человека к социальной норме.

Первая цель, по-видимому, достижима, если иметь в виду изоляцию и установление жесткого контроля за поведением осужденного в исправительных учреждениях. Предотвратить совершение нового преступления в период отбывания наказания практически удается. Приостановить же процесс деформации и успешно разрешить пенитенциарную трудную жизненную ситуацию в специфических условиях исправительного учреждения, особенно в колониях особого режима и тюрьмах, крайне проблематично. Скорее наоборот – криминальная субкультура, нездоровая среда, неполноценное питание, психологический прессинг условий изоляции, давление осужденных друг на друга и персонала на них, невозможность удовлетворить важнейшие из потребностей и другие обстоятельства неблагоприятно влияют на личностное развитие осужденных, усугубляют ситуацию. За время отбывания наказания осужденный значительно понижает свой социальный и правовой статус, утрачивает связи с обществом, депрофессионализируется, ухудшает состояние физического, психического и нравственного здоровья. Этим проблемам посвящено диссертационное исследование А.Н. Сухова [[8]].

Последующее возвращение освободившегося из мест лишения свободы в оставшиеся неблагоприятными условия и микросреду, усугубленное накопленными в местах лишения свободы дополнительными проблемами, внутренней неготовностью к их преодолению в соответствии с нравственно-правовыми нормами, чрезвычайно повышают риск рецидива. Криминологические, пенитенциарно-психологические исследования убедительно доказывают: длительные сроки, жесткие условия изоляции, преобладание карательных мер, утрата общественно полезных связей, понижение социального статуса крайне усложняют процесс практической ресоциализации осужденного. Социальное отчуждение ведет к тому, что он становится безвозвратно потерянным для жизни в обществе, окончательно превращаясь в социальную жертву совершенного преступления и его негативных последствий. Следовательно, трудная жизненная ситуация, являющаяся одной из причин совершения преступления, в процессе исполнения наказания в виде лишения свободы, избранного государством в качестве способа разрешения этой ситуации, не только не разрешается, но и даже усугубляется.

Пенитенциарная трудная жизненная ситуация является качественно еще более сложной. Одна из причин ее подобной динамики – отсутствие в исправительных учреждениях системы социальной защиты, помощи и поддержки осужденных. Все это создает объективные предпосылки для организации специфической профессиональной социальной работы по устранению социальных проблем осужденных и причин, их порождающих на всех этапах жизнедеятельности после совершения преступления: в период предварительного расследования и содержания под стражей, отбывания наказания, подготовки к освобождению, а также постпенитенциарной ресоциализации и реадаптации в обществе.

Прогрессивная пенитенциарная практика, международные стандарты исполнения уголовных наказаний доказывают, что социальная работа с осужденными есть объективная необходимость, поскольку она создает условия для реализации прав категории граждан, находящихся в местах лишения свободы. Будучи включенной в государственную систему социального обеспечения в качестве ее составной части, социальная работа с осужденными придает ей целостность, завершенность, а также гуманность. Она имеет важнейшую социальную значимость. Ее глубинный смысл заключается, с одной стороны, в восстановлении социальной справедливости, наказании преступника за содеянное, предотвращении дальнейшего негативного развития и поведения, научении некриминальным способам разрешения трудных жизненных ситуаций, с другой – в стремлении минимизировать негативные последствия лишения свободы как для осужденного, так и для его микроокружения, особенно семьи, а также общества в целом. Пенитенциарная социальная работа должна создать предпосылки и условия для нормального полноценного социального функционирования лиц, освободившихся из исправительных учреждений.

Вместе с тем, несмотря на очевидную необходимость и высокую значимость, социальная работа с осужденными в России как самостоятельный вид профессиональной деятельности находится в стадии первоначального осмысления и формирования: идет накопление научных знаний и практического опыта об этом феномене, однако отсутствует система, научно обоснованные концептуальные и методические разработки, а также кадры специалистов, способных ее обеспечивать.

Важнейшим компонентом любой системы научного знания является конкретный аппарат науки, представляющий собой совокупность принятых ею понятий, категорий и терминов, которые в лаконичной обобщенной форме выражают сущность изучаемого в его взаимосвязях явления. Единообразие в понимании этих базовых элементов науки и социальной практики позволяет раскрыть структурно-логические связи между явлениями и процессами, определить тенденции развития и пути оптимизации деятельности. Наиболее важные, ключевые понятия, составляющие основу понятийного аппарата, называются категориями. Новизна, сложность, многообразие, многоаспектность, изменчивость, неоднозначность явлений и процессов, отражаемых категориями социальной работы, влечет многообразие их классификаций, различие интерпретаций, либо отсутствие последних [[9]].

Недостаточная изученность такой специфически-специальной отрасли научно-практических знаний, как пенитенциарная социальная работа затрудняет выделение ее собственного понятийного аппарата. Некоторые из общепринятых понятий социальной работы в ее пенитенциарной отрасли утрачивают свою категориальную важность (например, социальное, социализация, семейный конфликт, меценатство, психосоциальная работа, социальные сети и т.д.), другие – в соединении с понятием «осужденный» приобретают значительную смысловую особенность (пенитенциарная трудная жизненная ситуация, социальная реабилитация осужденных, социальное обслуживание осужденных, социальная служба УИС), третьи – становятся основными категориями. К числу последних необходимо отнести такие, как социальная помощь осужденным, которая представляет собой диагностирование, а также систему разносторонних социальных мер в виде содействия, поддержки, консультирования, иных услуг, оказываемых социальной службой ИУ и/или иными субъектами деятельности осужденным и их группам для преодоления трудных жизненных ситуаций и позитивного личностного развития в процессе ресоциализации и социальную адаптацию после освобождения из мест лишения свободы.

Социальная поддержка лиц, содержащихся в ИУ – специальная система мер, направленная на подкрепление, сохранение, либо восстановление условий жиз<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 1515; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.152.168 (0.015 с.)