Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Основы организационного консультирования
Похожие статьи вашей тематики
Сущность управленческого (организационного) консультирования заключается в том, что руководитель нередко нуждается в советнике, помощнике по вопросам, которые он не может решить самостоятельно - это проблемы конкретного характера, для решения которых требуются нестандартные ходы. При этом выделяют основные типы организационных консультантов: 1) внешних (приглашенных) консультантов; 2) внутренних консультантов. Внешние консультанты (приглашенные) - это могут быть специальные консультационные службы, специализированные институты, а также - коллеги-руководители из других организаций, - характеризуются следующим: они менее зависимы от руководства, более объективны; они могут шире взглянуть на проблему, имеют опыт работы с разными организациями; но при этом они хуже знают особенности данной организации - нужно время для понимания сути проблемы. Внутренние консультанты - это могут быть сотрудники разных служб и отделов (в том числе и психологи) - характеризуются тем, что они более зависимы от руководства, но при этом лучше знают специфику проблем данной организации. Специфика консультационной помощи часто выражается в том, что не так важно, кто первым высказал ценную идею, - сам консультант или заказчик в беседе с консультантом, - важно "довести идею до ее практической реализации в данной организации". А сделать это лучше таким образом, чтобы сам заказчик высказал ценную идею. В этом случае для заказчика (тем более, если это кто-то из высшего руководства данной организации) высказанная идея будет особенно ценна, т.к. высказана им самим, т.е. им Лично. Можно выделить следующие основные этапы организации процесса управленческого консультирования (см. Юксвяров и др., 1988).
- 1. Подготовка к консультированию. Часто возникает необходимость предварительной диагностики, и если клиент согласен с ней, то следует зафиксировать:
- период проведения предварительной диагностики (обычно от одной-двух недель до месяца);
- виды отчетов и информации, предоставляемых консультантом;
- перечень ключевых работников и возможность общения с ними в период проведения диагностики;
- процедуру представления консультантов, их целей и правил поведения;
- порядок представления отчета о диагностике;
- связанные с диагностикой финансовые и хозяйственные вопросы, требующие решения.
Обычно в этом участвуют комплексные бригады диагностов (обычно - это 2-3 опытных специалиста широкого профиля). 2. Диагностика организации. Сначала, еще на подготовительном этапе осуществляется предварительная диагностика, предполагающая: изучение положения и деятельности клиента (организации) в прошлом, настоящем и предполагаемом будущем; установление сильных и слабых сторон клиента; выявление возможных направлений совершенствования; определение возможной помощи консультантов. Далее осуществляется и текущая диагностика (в ходе самого управленческого консультирования, где уточняются проблемы и пути их решения).
- 3. Разработка предложений. Ниже предлагается вариант процесса разработки предложений:
- выбор методов работы консультанта;
- разделение труда и его организация в группе консультантов;
- подготовка поля деятельности;
- сбор данных (фактов);
- анализ данных и постановка (уточнение) проблемы - это могут быть: проблемы корректирования работы; проблемы прогресса (совершенствование существующих условий); творческие проблемы (например, освоение принципиально новой продукции и т.п.);
- выявление причин возникновения проблем и формулирование операциональных (конкретных) проблем, предполагающие выполнение следующих действий: ознакомление с аналогичными проблемами и соответствующими решениями на других объектах (в других организациях); изложение предложений, систем контроля и оценки эффективности их внедрения (если клиент знает свою ситуацию лучше консультанта, то такой клиент может выбрать самостоятельно наиболее подходящий вариант предложений - это нормально); представление предложений клиенту и принятие решений о внедрении.
4. Внедрение предложений. При этом приходится учитывать следующие важные моменты. Часто клиент сам организует внедрение предложений (участие консультанта - лишь в особых случаях, когда, например, предложения неординарны и сам консультант уже имеет опыт их внедрения). Консультант может выступать в роли советника по внедрению. Консультант может участвовать в конкретизации (детализации) планов нововведений, например в разработке инструкций по определенным направлениям работы. Консультант может организовать обучение руководителей и работников консультируемой организации. 5. Договорное оформление отношений "консультант - клиент". Выделяются два основных вида консультирования: 1) консультирование проекта по схеме "доктор - пациент", когда ставится "диагноз" и определяются пути решения проблемы (более старый вариант); 2) консультирование процесса предполагает проведение диагностики организации совместно с клиентом, а клиент неизбежно осваивает методы диагностики и коррекции своей работы (для такого консультирования требуется более широкая, универсальная подготовка консультанта).
- Выделяются также виды договорных отношений консультанта и клиента:
- продолжающийся договор (консультант приглашается на предприятие 2-3 раза в месяц для участия в совещаниях, для проведения занятий с персоналом и т.п.; консультант - постоянный член группы руководителей предприятия);
- договор по диагностике (для разовой и повторяющейся);
- договор по внедрению (например, в тех случаях, когда программа внедрения достаточно ясна и требуется лишь грамотная ее реализация);
- договор по повышению квалификации руководителей;
- договор по составлению проекта (например, разработки проекта по совершенствованию системы управления);
- договор по развитию организации (например, по стратегическому планированию кадровой политики организации);
- договор на экспертную консультацию (по конкретному вопросу).
- Ниже выделяются основные методы организационного консультирования, используемые на разных этапах работы с заказчиком:
1. Методы диагностики организации. 1) Методы сбора информации: анализ документации (нормативные документы, планы развития организации и т.п.); наблюдение (например, поведение руководителей на совещаниях, поведение секретарей, сотрудников во время перерывов и в рабочее время); анкетирование; экспертные оценки (специально организованные); индивидуальные беседы с персоналом. 2) Методы обработки и анализа информации: - метод анализа проблем - по следующим позициям: кто или что является причиной проблем; где локализована проблема; когда проявляется (или возникла) проблема; в какой степени проблема опасна, т.е. интенсивность проблемы;
- метод анализа сил воздействия (например, путем соотнесения отрицательных и положительных эффектов воздействия);
- метод анализа возможного влияния (цель - выяснение степени влияния на проблему различных факторов и выделение наиболее существенных из них);
- метод сравнения (например, сравнение со стандартами работы в данной отрасли или по данной профессии).
2. Методы определения приоритетов проблем: 1) метод дерева целей (позволяет наглядно представить соотношение и взаимообусловленность различных целей и задач организации); 2) метод графа проблем. Сначала строится матрица проблем, которые оцениваются экспертами. Затем определяются причинно-следственные связи между проблемами. Далее строится (рисуется) "граф" проблем: кружочком обозначена проблема (ее величина показывает значимость данной проблемы) и стрелочками обозначаются связи между проблемами. 3. Методы разработки решений в процессе управленческого консультирования. Основные методологические подходы к разработке решений: 1) устранение узких мест (устранение факторов, негативно влияющих на работу организации); 2) концепция "идеальной системы". Выделяются следующие уровни рассмотрения такой идеальной системы: теоретическая система (выпуск продукции не лимитирован ни рынком, ни ресурсами, ни другими ограничениями) - реально такой системы быть не может, но для осмысления своих возможностей это полезно; идеальная система в перспективе (предполагается, что при определенных усилиях к такому "идеалу" можно прийти); технически возможный вариант улучшения организации; конкретные рекомендации по внедрению инноваций - четвертый уровень.
- В целом можно обозначить следующие основные направления разработки управленческих решений:
- стимулирование индивидуального творческого мышления работников и руководителей;
- организация групповой работы (например, работы творческих рабочих групп на основе совершенствования взаимодействия между коллегами);
- разработка методов оценки вариантов управленческих решений;
- разработка методов анализа потенциальных проблем.
Словарь терминов
- Организация
- Организационная культура
- Коллектив
- Руководитель
- Лидер организации
- Менеджер по персоналу
- Кадровый менеджмент
- Паблик Рилейшнз (ПР)
Вопросы для самопроверки
- В чем суть организации?
- Назовите основные компоненты организационной культуры.
- Что такое лидер организации (по сравнению с лидером группы или коллектива)?
- Назовите главные цели аттестации.
- Чем вызвана необходимость командообразования в организациях?
- Назовите достоинства и преимущества внешнего консультанта организации.
Список литературы
- Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1998. 376 с.
- Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика. М.: Дело, 1991. 320 с.
- Донцов А.И. Психология коллектива. М.: Изд-во МГУ, 1984. 208 с.
- Доти Дороти И. Паблисити и паблик рилейшнз. М.: "Филинъ", 1996. 288 с.
- Зеер Э.Ф. Психология профессий. Екатеринбург: УГППУ, 1997. 244 с.
- Кабаченко Т.С. психология управления. В 2-х ч. М.: Российское педагогическое общество, 1997. 323 с.
- Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб.: "Сенсор", 2000. 368 с.
- Мескон М.Х., Альберт М., Хедоурн Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992. 702 с.
- Моргунов Е.Б. Конспекты по психологии. Личность и организация. М.: Тривола, 1996. 112 с.
- Управление персоналом: Учебник для вузов (под ред. Т.Ю.Базарова, Б.Л.Еремина). М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. 423 с.
- Юксвяров Р.К. и др. Управленческое консультирование: теория и практика. М.: Экономика, 1988. 240 с.
|