Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Психолог как будущий преподаватель профессионального учебного заведения
Похожие статьи вашей тематики
Как отмечает А.А. Вербицкий, "переход к образованию нового типа предполагает прежде всего подготовку нового поколения педагогов, проведение на основе целевого государственного финансирования фундаментальных исследований по проблемам педагогики и психологии образования, переход к общественно-государственной модели образования, педагогизацию и психологизацию всего общества" (см. Проблемы психологии образования, 1992. С. 16). Поскольку главным в профессиональном образовании является ориентация преподавателя на формирование личности будущего специалиста, то естественно возникает вопрос: как профессиональному педагогу "преподавать нравственность"? Если с детьми и школьниками эта проблема решается проще: воспитание формально хотя и "ушло из школы", но многие учителя и родители все-таки воспитывают, то как быть со студентами и тем более с уже работающими специалистами (на курсах переподготовки и т.п.)? Мы считаем, что говорить о нравственных проблемах педагог в профессиональном учебном заведении должен обязательно. Безнравственный специалист страшен, но еще страшнее педагог, вообще не затрагивающий вопросы профессиональной совести и достоинства. Педагог без нравственной позиции похож на "педагогическую машину" (особенно страшны такие что-то вещающие и улыбающиеся "машины" в эпоху "рыночной педагогики"). Естественно, педагог не может навязывать свое мнение и должен уважать иные точки зрения. В идеале следует стремиться к тому, чтобы каждое занятие превращалось в своеобразный обмен мнениями между педагогом и студентами, между самими обучающимися, хотя педагог и находится в более "выгодных" условиях. Но при этом возникает и другой вопрос: как говорить студентам о нравственных проблемах их будущей деятельности (и жизнедеятельности)? Учитывая деликатность и неоднозначность нравственных профессиональных проблем, а также то, что многие считают себя знатоками данного вопроса, необходимы нестандартные подходы в профессиональном образовании вообще и в подготовке личности профессионала в частности. Например, педагогу не надо бояться, что он не сможет донести свою нравственную позицию "красиво" и убедительно. Часто, когда люди говорят о чем-то важном (а что может быть важнее нравственности в профессиональном труде?), то они при этом очень волнуются. Возникает даже особая "эстетика откровенности", когда большее впечатление производят слова-размышления, а не отрепетированные слова-банальности. Наоборот, надо бояться слишком гладеньких, "забавненьких" разговоров о нравственности, поскольку они часто лживы. Противоположностью "эстетике откровенности" является "эстетика смазливости" и "эстетика веселости" в образовательном процессе. Проблема в том, что многие студенты хотят видеть "настоящего психолога", "настоящего профессора", для которых главными качествами как раз и являются внешняя декоративность, "остроумие" и способность развлекать аудиторию всякими околонаучными байками, никак не соотнесенными с будущими профессиональными и общественными проблемами. В условиях "рыночного" профессионального образования это уже давно стало реальностью. Кроме того, известно, что многие студенты хотят чувствовать себя уверенно с "уверенным", а значит, постоянно веселящимся (смеющимся) или высмеивающим кого-то (или что-то) преподавателем. Другим вариантом "уверенности" преподавателя часто является так называемый "оптимизм", выражающийся в том, что демонстративно не замечаются острые проблемы, которые должны решать будущие специалисты (особенно если это специалисты-гуманитарии). В итоге современное профессиональное образование все больше превращается в психотерапию. Хотя настоящий оптимизм - это формирование уверенности в том, что даже в самых страшных условиях будущий специалист (и гражданин) не спасует и поведет себя достойно. Интересны высказывания Г. Мюнстенберга о сущности педагогической деятельности, который считал, что учитель должен быть "воодушевлен" (одухотворен) смыслом, идеей, верой в лучшие человеческие идеалы (Мюнстенберг, 1997. С. 44-45) … При этом преподаватель должен обладать способностью воли, а воля, в свою очередь, предполагает высокие нравственные цели (Там же. С. 307-309). Интересны также высказывания о сущности образования известного американского социолога и философа Р. Миллса: "…поспешные отсталые педагоги приспособили свои представления о содержании и практике педагогической деятельности к требованиям воспитания стандартных людей. Они не являются активными глашатаями норм и образцов высокой культурной жизни и интеллектуальной разборчивости. Вместо этого они часто преподносят учащимся различные пустяки и пошлости, относящиеся к ловким приемам достижения успеха на профессиональном поприще и к искусству "приспособления к жизни", т.е. к растительной жизни стандартных людей" (Миллс, 1959. С. 426). При этом главная задача образования (как и всех широкообразованных людей) - учить людей рассматривать свои личные невзгоды в контексте общественных проблем, а общественные проблемы - с точки зрения их значимости для личной жизни (Там же. С. 425). Рассуждая о проблемах отечественного образования, В.П. Зинченко считает, что ученики и студенты должны не просто "впитывать" и перерабатывать знания, они должны также чувствовать и переживать сам образовательный процесс вместе с педагогом. "Нам союзно лишь то, что избыточно", - пишет В.П. Зинченко, ссылаясь на известное высказывание О. Мандельштама. - Избыточны, но не излишни аффекты и страсти. В них нет утилитарной пользы, но без них ничего нет. Нет знания и нет нас" (Зинченко, 1995. С. 29-30). Иными словами, сам образовательный процесс в школе и в вузе должен строиться на подлинных, настоящих чувствах и эмоциях, а не на банальном "заигрывании" со студентами и студентками. На наш взгляд, подлинность таких чувств определяется их направленностью на реальные общественные, профессиональные и даже личные проблемы, которые могут обсуждать с преподавателем студенты, естественно, опираясь при этом на профессиональные знания. И особенно это актуально применительно к гуманитарным наукам, в частности к психологии, и к тем, кто считает себя психологами. Можно выделить основные трудности формирования нравственной основы будущего профессионала: а) невозможно формализовать нравственную подготовку будущего специалиста (формализация неизбежно приведет к бюрократизации экзаменов и зачетов по нравственности, а следовательно, к их опошлению); б) сама такая работа предполагает значительный риск для преподавателя, который осмелится затрагивать нравственные проблемы, связанные с развитием личности профессионала.
- Например, этот риск выражается в том, что:
- возможны жалобы (стукачество) студентов, которые могут заявлять: "Непонятно, что это нам преподают?"; заметим, что нравственные идеи - это то, что еще не стало предметом широкого общественного обсуждения и потому воспринимается как "нечто странное";
- возможен запрет со стороны начальства, выражающийся, например, в таких словах: "Что это Вы там преподаете?" или еще жестче - "Что это Вы там себе позволяете?");
- возможно непонимание со стороны коллег ("Зачем тебе это надо?") и т.п.
Но в том-то и суть нравственной проблемы, что она еще не понята большинством, а потому преподаватель должен искать пути и способы, которые позволят эту проблему актуализировать и соотнести со своей будущей работой. И только тогда предстоящая работа (и сегодняшнее обучение в профессиональном учебном заведении) приобретут настоящий смысл. И тогда спрашивается, зачем преподавателю так сильно рисковать? Возможны следующие варианты ответа (оправдания преподавательского риска): 1. Рисковать, затрагивая нравственные проблемы в работе с будущими профессионалами следует не для того, чтобы "преобразовать", "воспитать" слушателей - это почти безнадежно, т.к. многие считают себя "специалистами" по нравственным проблемам. 2. Рисковать следует для того, чтобы потом не было стыдно, что мог сказать, и не сказал. 3. Кроме того, есть надежда на "отсроченный эффект", ведь хоть что-то в души слушателей западает, хоть какие-то сомнения формируются, а значит, есть надежда на то, что со временем появится и желание как-то решить эти проблемы. 4. Есть еще одно оправдание обращения преподавателя к нравственным проблемам, которое заключается в том, что даже на фоне всеобщего равнодушия и отчаяния все-таки встречаются иногда умные, понимающие глаза отдельных студентов. Уже ради этого стоит и рисковать, и выглядеть нелепо (ранее мы уже обращались к теме "особой эстетики неуклюжести"). По отношению к таким студентам важно хоть немного поддержать их, укрепить в них веру в то, что и у них есть единомышленники (в лице преподавателя и тех известных философов, на которых он ссылается, чтобы хоть как-то "подстраховать" себя и их в стремлении осмыслить вопросы, которые многим кажутся пока не заслуживающими внимания). Как уже отмечалось, высшей ценностью ("первичным благом" - по Дж. Ролзу) для любого человека является чувство собственного достоинства. Поэтому учитель в школе (и преподаватель профессионального учебного заведения) должен постоянно демонстрировать пример собственного достоинства (как "высшей ценности профессионального труда при подготовке будущих профессионалов"). Но достоинство это должно проявляться не в мелочах, а в чем-то существенном, например в плане общественной оценки и признания своего собственного (преподавательского) труда. Прежде всего, достоинство проявляется в стремлении к справедливости в оценке своего труда, но поскольку реально преподаватели не могут существенно изменить сложившуюся явно несправедливую по отношению к себе ситуацию, то они, по крайней мере, должны демонстрировать пример внутреннего протеста и неуспокоенности, а в идеале и пример борьбы за свои права. Если учитель (или преподаватель вуза) играет в "добрячка", не замечающего свое унизительное положение, то это самый дурной пример, который могут получить его ученики и студенты. Это пример, перечеркивающий саму идею ценности высококвалифицированного, творческого и общественно-полезного труда!!!
Словарь терминов
- Сущность профессионального образования
- Непрерывное образование
- Учебный тренажер
- Опережающее образование
Вопросы для самопроверки
- В чем сущность профессионального образования?
- Назовите основные стратегии профессионального образования.
- В чем суть "политехнизма" в профессиональном образовании?
- Что понимал К.Маркс под "профессиональным кретинизмом" (или "профессиональной идиотией")?
- Как соотносятся понятия "непрерывное образование" и "опережающее образование"?
- В чем особенность вузовского образования ("университетского курса" - по С.И.Гессену)?
- Назовите основные проблемы элитарного образования в условиях современной России. Как Вы считаете. Правомерно ли вообще говорить об элитарном профессиональном образовании? Почему?
- Какие основные проблемы возникают перед преподавателем, когда он пытается рассматривать со студентами нравственные проблемы их будущей профессиональной деятельности?
Список литературы
- Асмолов А.Г., Нырова М.С. Нестандартное образование в изменяющемся мире: культурно-историческая перспектива. Новгород, 1993. 24 с.
- Барбакова К.Г, Мансуров В.А. Интеллигенция и власть. М.: Институт социологии АН СССР, 1991. 194 с.
- Бжезинский З. Великая шахматная доска: Господство Америки и ее геополитические императивы. М.: Международные отношения, 1998. 256 с.
- Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. М.: Изд-во УРАО, 1997. 288 с.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: Книжный дом "Университет", 1999. 332 с.
- Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 1995. 448 с.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: Изд-во МГУ, 1988. 320 с.
- Джуринский А.Н. История педагогики. М.: ВЛАДОС, 1999. 432 с.
- Дрейкурс-Фергюсон Е. Психология, которая принесет вам пользу: Введение в теорию Альфреда Адлера. Минск: "Ауукацыя i выхованне", 1995. 54 с.
- Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования в ФРГ // Педагогика, 1993. №4. С. 106-110.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д: Феникс, 1997. 480 с.
- Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. М.: Тривола, 1995. 64 с.
- Кан М. Между психотерапевтом и клиентом: новые взаимоотношения. СПб: Б.С.К., 1997. 143 с.
- Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: Изд-во МГУ, 1995. 224 с.
- Крупская Н.К. О политехническом образовании, трудовом обучении и воспитании / Сост. Ф.С. Озерская. М.: Просвещение, 1982. 223 с.
- Лидерс А.Г., Фролов Ю.И. От Выготского к Гальперину: Специальное приложение к "Журналу практического психолога". М.: Фолиум, 1996. 80 с.
- Луначарский А.В. О воспитании и образовании. М.: Педагогика, 1976. 676 с.
- Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. 308 с.
- Марцинковская Г.Д., Ярошевский М.Г. 100 выдающихся психологов мира. М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. 320 с.
- Миллс Р. Властвующая элита. М.: Иностранная литература, 1959. 543 с.
- Мюнстенберг Г. Психология и учитель. М.: Совершенство, 1997. 320 с.
- Новиков П.Н., Зуев В.М. Опережающее образование: Гипотезы и реалии. М.: Российский учебный центр Федеральной службы занятости населения России, 1996. 136 с.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. 374 с.
- Проблемы психологии образования: Сб. ст. / Под ред. А.А. Вербицкого. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1992. 131 с.
- Проблемы образования: Сб. науч. тр. / Отв. ред. В.М. Фигурновская. Новосибирск: НГАЭиУ, 1997.
- Профессиональное самоопределение выпускников общеобразовательных школ: Сб. науч. тр. / Отв ред. В.Н. Шубкин, Д.Л. Константиновский. М.: Центр социологии образования РАО, 1996.
- Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. М.: Изд-во МГУ, 1985. 207 с.
- Селье Г. От мечты к открытию. Как стать ученым. М.: Прогресс, 1987. 368 с.
- Философия образования для ХХI века: Сб. ст. / Ред.-сост. Н.Н. Пахомов, Ю.Б. Тупталов. М.: Логос, 1992. 207 с.
- Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В.Я. Ляудис. М.: Изд-во МГУ, 1989. 240 с.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
- Фромм Э. Человек для себя. Мн.: Коллегиум, 1992. 253 с.
- Хрестоматия по инженерной психологии / Под ред. Б.А. Душкова. М.: Высшая школа, 1991. 287 с.
- Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба. М.: Изд-во "Ось-89", 1997. 208 с.
- Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. Мн.: ТПЦ "Полифакт", 1992. 128 с.
РАЗДЕЛ III. ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
ТЕМА 10. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
- 10.1. Понятия: профориентация и профконсультация, профессиональное и личностное самоопределение, карьера и профессиональный выбор
- 10.2. Профессиональное самоопределение как поиск смысла в трудовой деятельности
- 10.3. Личное достоинство как высшее (элитное) проявление субъектности в труде
- 10.4. Главная (идеальная) цель и основные задачи профессионального самоопределения
- 10.5. Психологические "пространства" профессионального и личностного самоопределения
- 10.6. Типы и уровни профессионального самоопределения
- 10.7. Основные методы профориентации
- 10.8. Методы активизации профессионального самоопределения
- 10.9. Основные стратегии организации профориентационной помощи
|