Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. 1. Предмет и методы психологии

Поиск

ПСИХОЛОГИЯ и педагогика

Методические рекомендации преподавателю

по проведению лекций и семинарских занятий

по дисциплине «Психология и педагогика» по направлению «Менеджмент организации»

 

 

 

МОСКВА – 2012

 

Утверждено на заседании кафедры

 

Протокол № ______

 

от «___» ______________ 20___ г.

 

________________

 

И.О. зав. каф. Психологии В.Ф. Сопов

 

Составитель: Москвина Н.В.– кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ФГБОУ ВПО РГУФКСМит;

Аронова Т.В. кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО РГУФКСМит

 

 

Психология и педагогика: Методические рекомендации преподавателю по проведению лекционных и семинарских занятий по дисциплине «Психология и педагогика»

 

Методические рекомендации содержат тематику лекций и семинарских занятий, планы, цели, структуру аудиторных занятий с указанием бюджета времени, рекомендуемую литературу, контрольные вопросы, темы рефератов и докладов.

Цель методических рекомендаций состоит в том, чтобы ознакомить преподавателей с методикой подготовки и проведения лекций и семинарских занятий по дисциплине «Психология и педагогика».

 

Методические рекомендации составлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения федерального компонента цикла ОПД по специальности 080507.65 «Менеджмент организации»

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………...  
Примерный тематический план ………………………….....  
Раздел 1 Психология…………………………………………  
Тема 1.1. Предмет и методы психологии…………………...  
Тема 1.2. Психика и организм ………………………………  
Тема 1.3. Сознание человека ………………………………..  
Тема 1.4. Познавательные процессы ……………………….  
Тема 1.5. Психические свойства …………………………...  
Тема 1. 6. Психология личности…………………………….  
Тема 1.7. Межлично­стные отношения………………………...  
Раздел 2. Педагогика…………………………………………  
Тема 2.1. Основные категории педагогики………………...  
Тема 2.2. Образова­ние как общече­ловеческая цен­ность…..  
Тема 2.3. Образова­тельная система России………………...  
Тема 2.4. Педагогиче­ский процесс, его составляю­щие …...  
Тема 2.5. Организа­ция учебной деятельности……………..  
Тема 2.6. Управление педагогическим процессом ………..  
Тема 2.7. Семья как субъект педагогического взаимодействия…………………………………………………………..  
Приложения…………………………………………………  
Примерные вопросы для подготовки к зачету …………….  
Список литературы…………………………………………..  

 

 

 


ВВЕДЕНИЕ

«Психология и педагогика» представляет собой одну из базовых общеобразовательных дисциплин, формирующих общие гуманитарные и социально-экономические знания и навыки будущих специалистов потребительской кооперации.

«Психология и педагогика» состоит в освоении студентами знаний о сущности педагогики и психологии, получении навыков изучения методов управления личностью и межличностными отношениями, воздействия на характер и условия психологической и воспитательной среды в сфере социально-управленческой деятельности.

Освоение дисциплины «Психология и педагогика» способствует повышению психолого-педагогической культуры будущих специалистов, формированию целостного представления о психологических особенностях человека как факторах успешности его деятельности.

«Психология и педагогика» представляет собой дисциплину, призванную углубить знания в области психологических, социальных и управленческих процессов, способствующих повышению профессионального уровня специалистов.

В учебном процессе рекомендуется использовать как традиционные, так и активные методы обучения: деловые игры, моделирование ситуаций, тестирование, анкетирование и др.

Данные методические рекомендации предназначена для оказания помощи преподавателям при проведении лекционных и семинарских занятий по курсу «Психология и педагогика».

Именно на лекционных занятиях студент получает путеводную нить дальнейшего изучения рассматриваемых тем учебного курса. Методика преподавания лекционных занятий позволяет активизировать мыслительную деятельность студентов, побуждает их размышлять. Лекция является наиболее экономичным по времени способом сообщения значительного объема учебной информации. Индивидуальность лектора и его возможность постоянно совершенствовать содержание благодаря собственным исследованиям, знакомству с новой литературой, научному общению с коллегами делает ее практически незаменимой другими источниками, которые, как правило, «работают» в учебном процессе с определенным запаздыванием. Однако преимущественно информационная роль лекции связана с известной пассивностью слушателей, и это обстоятельство требует специальных мер активизации их познавательной деятельности.

Для повышения познавательной активности студентов в лекции используются специальные методические приемы: постановка риторических или требующих реального ответа вопросов; включение элементов беседы; предложение сформулировать те или иные положения или определить понятие; использование средств наглядности и раздаточного материала и др. Еще одним условием успешности лекции является речевое мастерство лектора, богатый, эмоционально-окрашенный язык изложения. Существенную роль на лекции играет так называемая «обратная связь», которая выступает средством получения информации о ходе усвоения материала и активности аудитории.

Лекция закладывает основы научных знаний в обобщенной форме. Семинарское занятие углубляет, расширяет эти знания, подготавливая теоретическую базу для окончательной их отработки, закрепления.

В процессе семинарских занятий студенты овладевают методологией изучаемой отрасли науки, приобретают навыки самостоятельной работы и ее оформления (устного или письменного изложения, аргументированной защиты собственных выводов).

Семинарские занятия развивают научное мышление, речь студентов, позволяют проверить уровень их теоретических знаний, сформировать на их основе практические умения. Работа на семинарских занятиях построена на оперативной обратной связи с осуществлением постоянной коррекции усвоения учебного материала.

Знание различных методов и форм обучения позволяет преподавателю стимулировать активность студентов на занятиях, пробуждает интерес к самостоятельному исследованию и обучению. Умелое использование этих знаний способствует построению рациональной структуры занятия.

В методических рекомендациях указана методика преподавания практических и семинарских занятий по курсу «Психология и педагогика».

Методические рекомендации содержат тематический план, структуру аудиторных занятий с указанием бюджета времени; цели, задачи, рекомендуемую литературу, наглядные пособия, примерную тематику вопросов к зачету и экзамену, список литературы по учебному курсу.

 


ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование Бюджет рабочего времени
темы   в том числе
  Всего Лекции Практические и семи нарские Само стоятельная работа
1 2 3 4 5
РАЗДЕЛ 1. ПСИХОЛОГИЯ
1.1. Предмет и методы психологии        
1.2. Психика и организм        
1.3. Сознание человека        
1.4. Познаватель ные процессы        
1.5. Психи- ческие свойства        
1.6. Психология личности        
1.7. Межлично­стные отношения        
РАЗДЕЛ 2. ПЕДАГОГИКА
2.1. Основные категории педагогики        

 


 

1 2 3 4 5
2.2. Образова­ние как общече­ловеческая цен­ность        
2.3. Образова­тельная система России        
2.4. Педагогиче­ский процесс, его составляю­щие        
2.5. Организа­ция учебной деятельности        
2.6. Управление педагогическим процессом        
2.7. Семья как субъект педагогического взаимодействия        
Итого за семестр        

 


РАЗДЕЛ 1. ПСИХОЛОГИЯ

Психологии»

Семинарское занятие рассчитано на 1 час

Цель занятия: рассмотреть понятие психологии, обозначить предмет, объект и задачи психологии. Показать взаимосвязь психологии с другими отраслями знаний. Проследить этапы возникновения психологического знания. Ознакомиться с основными направлениями психологии и методами исследования. Систематизировать и закрепить полученные знания по данной теме, научиться строить самостоятельные выводы.

Междисциплинарные связи: междисциплинарный характер психологии раскрывается при исследовании практических задач и использовании методов исследования. Знание психологии, этапов ее становления, основных методов исследования и направлений необходимо студентам при изучении таких дисциплин, как: «Психология и этика торговли», «Философия», «Психология», «Статистика», «Социальная психология», «Психология управления», «Психодиагностика» и пр.

 

План семинарского занятия

1. Объект, предмет, задачи психологии.

2. Взаимосвязь психологии с другими отраслями знаний.

3. Этапы развития психологического знания.

4. Основные направления психологии.

5. Методы исследования психологии.

Вопросы для обсуждения

1. Охарактеризуйте предмет психологии как науки.

2. Какие задачи решает психология при исследовании и анализе феноменов, которые она изучает?

3. Назовите этапы развития психологической науки.

4. Каковы методы исследования в психологии?

5. Назовите основные направления психологии и дайте их краткую характеристику.

6. Обозначьте место психологии в системе наук.

7. Какова роль психологической науки в практической деятельности специалиста потребительской кооперации?

Темы докладов и рефератов

1. Место теории и практики в психологии.

2. Принципы и методы исследования современной психологии.

 

План семинарского занятия

 

1. Ощущение и восприятие.

2. Определение внимания, его функции, виды и свойства.

3. Роль внимания в деятельности людей.

4. Память, как психический познавательный процесс.

5. Понятие о мышлении, виды и формы мышления.

6. Развитие мышления, интеллект.

7. Представление, воображение, творчество.

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Ощущения. Классификация ощущений.

2. Восприятие, его виды и свойства.

3. Отличие ощущений от восприятий.

4. Понятие о внимании и его значение в жизни и деятельности человека.

5. Системная организация внимания: свойства и виды.

6. Память в системе психических явлений.

7. Характеристика процессов памяти.

8. Общая характеристика мышления.

9. Единство мышления и речи.

10. Развитие творческого мышления.

11. Мышление и интеллект. Что определяет развитие интеллекта?

12. Воображение и творчество.

13. Представление и воображение.

14. Роль представлений в жизнедеятельности человека.

Темы докладов и рефератов

 

1. Природа внимания и его роль в учебной и трудовой деятельности.

2. Формирование внимания и учет его индивидуальных особенностей в учебно-воспитательной работе.

3. Закономерности возникновения и динамика существования образа на уровне ощущения. Восприятия, представления.

4. Образ как результат чувственного познания.

5. Восприятие времени и личность.

6. Условия прочного запоминания.

7. Возрастные и индивидуальные различия памяти.

8. Совершенствование процесса запоминания.

9. Особенности решения задачи человеком и в условиях компьютерной техники.

10. Психология творческого мышления.

11. Исследование мотивационного компонента мышления.

12. Природа и своеобразие воображения как познавательного процесса.

13. Место воображения в творческой деятельности человека.

14. Речь как инструмент мышления.

 

Структура семинарского занятия по темам: «Сознание человека», «Психология познавательных процессов»

  Организационный момент 5 мин.
  Фронтальный опрос по теме «Сознание человека» 15 мин.

 

  Опрос по теме «Психология познавательных процессов», с использованием методики «круглого стола» (рефераты, вопросы, рецензии) 30 мин.
  Исследование познавательных психических процессов личности студентов (психологическое тестирование) см. Наглядные пособия (1) 15 мин.
  Тест для самопроверки см. Наглядные пособия (2) 15 мин.
  Подведение итогов занятия и объявление оценок 5 мин.
  Задание на дом 5 мин.

Наглядные пособия

1. Основы психологии. Практикум/ ред.- сост. Л.Д. Столяренко. Ростов н/Д: «Феникс», 1999. – 576 с. (см. стр. 12 –15).

2. Невлев В.К. Психология и педагогика: Задания и методические рекомендации для самостоятельной работы студентов/В.К. Невлев. – Белгород: Кооперативное образование, 2005. – 111 с. (см. стр. 16-18, стр. 21 – 26).

Итог семинарского занятия: в процессе семинарского занятия студенты познакомились с основными психологическими характеристиками человеческого сознания, познавательными процессами, оценили их роль в жизни и деятельности человека. Решение психологических задач, исследование своей личности в ходе психологических тестов по данной теме позволили систематизировать и закрепить полученные знания, а так же получить практические навыки по определению видов и качества познавательных процессов личности (памяти, мышления, внимания).

 


План семинарского занятия

 

1. Темперамент и характер человека.

2. Природа человеческих способностей.

3. Волевая регуляция поведения.

4. Эмоциональная сфера личности.

5. Мотивационная сфера личности.


Вопросы для обсуждения

 

1. Организм, нервная система и темперамент.

2. Основные свойства темперамента.

3. Психологическая характеристика типов темперамента.

4. Направленность личности и характер.

5. Акцентуация характера.

6. Классификация К. Юнга.

7. Природные основы характера.

8. Проблема типологии характеров.

9. Формирование характера в условиях воспитания в семье и в школе.

10. Понятие о способностях.

11. Способности и задатки.

12. Классификация способностей.

13. Волевые свойства личности.

14. Воля и эмоциональная сфера личности.

15. Понятие фрустрации. Типы внутренних конфликтов по К. Левину.

16. Мотивы и потребности.

17. Роль мотива в профессиональной деятельности специалиста.

Темы докладов и рефератов

 

1. Характер и его место в структуре личности.

2. Профессиональные способности и их развитие.

3. Взаимосвязь темперамента, характера и способностей.

4. Мотивация как сознательный и бессознательный процесс.

5. Роль эмоций в жизни человека.

6. Роль индивидуально-психологических особенностей личности в трудовой деятельности.

 

План семинарского занятия

 

1. Общее представление о личности.

2. Индивид, личность, субъект, индивидуальность.

3. Формирование и развитие личности.

4. Проблема устойчивости личности.

 


Вопросы для обсуждения

 

1. Понятие о личности в психологии.

2. Личность как субъект межиндивидных отношений.

3. Соотношение объемов понятий «индивид», «личность», «индивидуальность», «человек».

4. Структура личности.

5. Биологическое и социальное в структуре личности.

6. Активность и направленность личности.

7. Интересы и установки личности.

8. Самосознание личности.

9. Формирование личности.

10. Концепция и периодизация развития личности по

Э. Эриксону.

Темы докладов и рефератов

 

1. Социальная зрелость личности.

2. Социализация личности.

3. Понятие формирования личности в психологии и педагогике.

4. Движущие силы развития личности.

5. Самооценка и уровень притязаний личности.

6. Самооценка и ее роль в становлении самосознания личности.

 

Структура семинарского занятия по темам: «Психические свойства», «Психология личности»

  Организационный момент 5 мин.
  Письменный опрос по основным вопросам, изученным в темах лекций: «Психические свойства», «Психология личности». 20 мин.
  Прослушивание рефератов, их рецензирование 15 мин.

 

  Изучение индивидуально-психологических особенностей студентов (психологические тесты) Приложение 4 15 мин.
  Опросник Айзенка по определению темперамента (см. наглядные пособия (1)) 10 мин.
  Решение психологических задач Приложение 5 15 мин.
  Подведение итогов занятия и объявление оценок 5 мин.
  Задание на дом 5 мин.

Наглядные пособия

1. Основы психологии. Практикум/ ред.- сост. Л.Д. Столяренко. Ростов н/Д: «Феникс», 1999. – 576 с. (см. стр. 175 – 177)

2. Приложение 4–5

 

Итог семинарского занятия по данной теме: рассмотрены индивидуально-психологические особенности личности. Выявлено значение волевой регуляции поведения, эмоциональной сферы личности в профессиональной деятельности специалиста.

Изучение индивидуально-психологических особенностей личности, решение психологических задач, психологическое тестирование позволили закрепить теоретические знания, сформировать общее представление о личности и умение определять психические качества и свойства личности.

Классификация групп

Признак классификации Виды групп Краткая характеристика
Размер группы Большие Малые Большие группы представлены государствами, нациями, партиями, другими социальными общностями, выделяемым по профессиональным, образовательным, возрастным, половым и другим возможным признакам. Малая группа представляет собой небольшое объединение людей (от 2-3 до 20-30 человек), занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом.
Уровень развития Высокоразвитые Слаборазвитые Высокоразвитая – это группа, отличающаяся наличием единства целей и общих интересов, высокоразвитой системой отношений, сплоченностью. Слаборазвитая – это группа, находящиеся на начальном этапе своего существования.

 


 

Реальность существования Реальные Условные Реальные – действительно существующие объединения людей, полностью отвечающие определению малой группы. Условные – это группы, которые объединяют людей, не входящих в состав ни одной малой группы(применяют в исследовательских целях).
Степень формализации (принцип создания) Формальные Неформальные Формальная – имеет официальную, заданную из вне структуру. Неформальная – это группа, которая образуется на основе личностных предпочтений.
Характер вхождения индивида в группу Референтные Нереферентные (индифферентные Референтная – это группа, к которой человек добровольно себя причисляет или членом. Которой он хотел бы стать. Нереферентная (индифферентная), это те группы которые безразличны человеку, в которых он не находит для себя ничего интересного ценного.

Одни и те же члены группы могут занимать неодинаковое положение. Для более точной характеристики места каждого человека в структуре внутригрупповых отношений психологии пользуются понятиями:

- позиция – это официальное положение человека в той или иной подсистеме отношений;

- статус – это реальная социально-психологическая характеристика его положения в системе внутригрупповых отношений, степень действительной авторитетности для остальных участников.

Когда о студенте говорят, что он занимает определенную позицию, то этим подчеркивается его официальное, должностное положение в группе (председатель совета, староста и.т.п.) Если говорят, что он имеет высокий статус, то это подразумевает, что студент пользуется признанием и авторитета среди своих товарищей, вызывает доверие к себе и способен оказать существенное психологическое влияние на остальных членов группы.

- внутренняя установка – это личное, субъективное восприятие человеком своего собственного статуса, то, как он оценивает свой авторитет и степень влияния на остальных членов группы;

- роль – это понятие характеризует положение индивида в группе. Роль может определяться официальной должностью, может избираться самим членом группы (роль лидера, шута).

От того, как распределяются роли, и каковы статусы от­дельных участников группы, зависит общий психологический климат, настрой и самочувствие отдельных членов группы, в конечном счете, успех совместной деятельности и само суще­ствование группы как таковой.

Во главе группы стоит лидер - органи­затор групповой деятельности, носитель групповых норм. В деятельности авторитарного лидера преобладает личная активность, энергия, подавление инициативы других. При авторитарном лидере групповое единство устанавливается на основе подчинения всех одному. Демо­кратический лидер не столь заметен, он способствует росту активности всех, обеспечивает ее единство на ос­нове взаимного уважения и общего согласия. Либеральный лидер выступает как полномочный представитель данной группы при ее взаимодействии с другими группами, но внутри группы его влияния и полномочия незначительны.

Наибольшую сложность у новых специалистов вызывают усвоение групповых норм – принятие в группе правил поведения. Если человек хочет быть членом группы, он должен принимать и соблюдать ее нормы. Когда человек впервые оказывается в новой для себя группе, то ему еще не известны ее нормы, от чего он не знает как себя вести. При этом он оценивает группу и пытается расшифровать ее нормы, т.к. группа принимает тех людей, которые следуют ее нормам и отвергают тех, кто не считается с ними. Успешная профессиональная адаптация делает работу специалиста привлекательной, повышает шанс на более высокую оплату труда и профессиональный рост, создает предпосылки для самоактуализации специалиста.

Межгрупповое взаимодействие – процесс непосредственного или опосредованного взаимодействия множественных субъектов (объектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и своеобразный характер отношений.

Выделяют несколько типов взаимодействия, наиболее распространенным является их деление по результативной направленности:

1. Кооперация – это такое взаимодействие, при котором его субъекты достигают взаимного соглашения о преследуемых целях и стремятся не нарушать его пока совпадают их интересы.

2. Конкуренция – это взаимодействие, характеризующиеся достижением индивидуальных или групповых целей и интересов в условиях противоборства между людьми.

В обоих случаях как тип взаимодействия (сотрудничество или соперничество), так и степень выраженности этого взаимодействия (успешное или менее успешное) определяет характер межличностных взаимоотношений между людьми.

В процессе осуществления этих типов взаимодействия проявляются следующие ведущие стратегии поведения во взаимодействии:

- сотрудничество, направленное на полное удовлетворение потребностей обеих сторон;

- противодействие, предполагающее ориентацию на свои цели, без учета целей партнеров по общению;

- компромисс, реализующийся в частном достижении целей партнеров ради условного равенства;

- уступчивость, предполагающая жертву собственных интересов для достижения целей партнера (альтруизм);

- избегание, уход от контакта, потеря собственных целей для исключения выигрыша другого.

В своем развитии взаимодействие проходит несколько уровней:

- на начальном уровне взаимодействие представляет собой простейшие первичные контакты людей, с целью обмена информацией и общения, которое может и не получить всестороннего развития. Большую роль во взаимодействии на начальном этапе играет эффект конгруэнции. Конгруэнция – это подтверждение взаимных и ролевых ожиданий, полное взаимопонимание, созвучность переживаний участников контакта. Предполагает рассогласование в узловых моментах линий поведения участников контакта, следствием чего является снятие напряжения, возникновение доверия и симпатии на подсознательном уровне;

- на среднем уровне развития процесс взаимодействия людей получил название продуктивной совместной деятельности. Здесь развивается сотрудничество. Различают три модели организации совместной деятельности:

· каждый участник делает свою часть общей работы независимо от другого;

· общая задача выполняется последовательно каждым участником;

· имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными.

Вместе с тем, общие устремления людей могут привести к столкновениям в процессе согласования позиций. В случае согласия партнеров происходит вовлечение в совместную деятельность, где происходит распределение ролей и функций.

- высшим уровнем взаимодействия выступает эффективная совместная деятельность людей, сопровождающаяся взаимопониманием. Для этого необходимо взаимосодействие.

В ходе взаимодействия люди всегда первоначально воспринимают и оценивают друг друга. Социальная перцепция (социальное восприятие) – процесс восприятия и оценки людьми друг друга. Процесс социальной перцепции представляет собой деятельность его субъекта (наблюдателя) по оценке внешнего облика, психологических особенностей, действий и поступков наблюдаемого лица, в результате которой у него складывается конкретное отношение к наблюдаемому и формируются определенные представления о возможном поведении конкретных людей и групп. В зависимости от этих представлений человек прогнозирует сове поведение в различных ситуациях взаимодействия.

На восприятие людей большое влияние оказывает процесс стериотипизации. Под социальным стереотипом понимают устойчивый образ или представление, о каких-либо явлениях, людях, свойственное представителям той или иной социальной группы.

Литература по данной теме

1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 378 с.

2. Бороздина Г.В. Психология делового общения. Учебник. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 295 с. – (Высшее образование).

3. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 208 с.: ил.

4. Григорович Л.А. Педагогика и психология: Учебное пособие – М.: Гардарики, 2001. – 476 с.

5. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2005. – 464 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»)

6. Кибанов А.Я. Этика деловых отношений: Учеб./ А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова. – М.: Инфра-М, 2005. – 366 с.

7. Психология и этика делового общения: учеб./ под ред. В.Н. Лавриненко. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2006. – 416 с.

РАЗДЕЛ 2. ПЕДАГОГИКА

ТЕМА 2.2. ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ

Тема лекции: «Образование как общечеловеческая ценность»

Лекция рассчитана на 1 час

Цель лекции: раскрыть сущность категорий профессиональной торговой этики. Раскрыть понятие профессиональный такт и его значение для роста престижа торговой профессии. Рассмотреть понятие профессиональный этикет и его проявление. Выявить основные правила поведения торгового работника на уровне профессиональной торговой этики.

 

Для достижения цели ставим следующие задачи

1. Моральные категории профессиональной торговой этики.

2. Сущность понятий профессиональный такт и профессиональный этикет в торговой деятельности.

3. Основные правила поведения работников сферы торговли.

План лекции

1. Цели образования и воспитания

2. Образование как общечеловеческая ценность

3. Образование как педагогический процесс

4. Образовательные стандарты и программы


Теоретический материал для подготовки к лекции

 

Воспитательный процесс носит в значительной степени целенаправленный характер и предполагает определенное направление воспитательных усилий, осознание их конечных целей, а так же включает в себя содержательную сторону и средства достижения этих целей. Цели воспитания определяются идейными и ценностными установками того или иного сообщества. Воспитание должно базироваться на постоянных идеях и ценностях, поэтому в качестве идейной основы всей системы воспитания должны быть выработаны и проверенные многовековой практикой принципы гуманизма.

Гуманизм, прежде всего, означает человечность человека: любовь к людям, высокий уровень психологической терпимости (толерантности), уважение к личности и ее достоинству. С позиции гуманизма цель воспитания состоит в том, чтобы каждый человек мог стать полноценным субъектом деятельности, познания и общения, т.е. свободным самодеятельным существом, ответственным за все происходящие в этом мире. Следовательно, мера гуманизации воспитательного процесса определяется тем, насколько этот процесс создает предпосылки для самореализации личности, раскрытия всех заложенных в ней задатков, ее способности к свободе, ответственности и творчеству.

С содержательной стороны реализация принципов гуманизма в воспитательном процессе означает проявление общечеловеческих ценностей. В данном случае в это понятие вкладываются два дополняющие друг друга смысла. Во-первых, общечеловеческие ценности – это ценности значимые не только для какого-то ограниченного узкого круга людей, а как то, что имеет значение для всего человечества. Поэтому подход к воспитательному процессу с позиций общечеловеческий ценностей означает его деиделогизацию, т.е. отказ от навязывания позиций, установок, убеждений какой-то определенной социальной группы, акцент на духовно-нравственное, интеллектуальное, эстетическое развитие личности на основе освоения его всего культурного богатства, накопленного в истории человечества. Во-вторых, общечеловеческие ценности – это предельные, исторически и социально нелокализируемые ценности. Это запредельные ценности, которые носят абсолютный характер, вечные ценности.

В нашей стране в качестве главной цели учебно-воспитательного процесса выдвигалась подготовка высококвалифицированного специалиста. Без высокой квалификации выпускник не может реализовать себя как личность. Гуманизация учебного процесса предполагает формирование учебных планов таким образом, что бы они максимально учитывали интересы студентов в новых социальных и экономических условиях. Гуманистическая ориентация образования может быть реализована только в соответствующих формах учебно-воспитательного процесса. Речь идет о гуманистической педагогике, которая предполагает высокую степень индивидуализма и дифференциации обучения, акцент на пробуждение активности и инициативности обучаемого.

В самом общем виде образование представляет собой процесс педагогически организованной социализации личности. При этом в Законе Российской Федерации "Об образовании" это положение конкретизируется и трактуется как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства...". Следовательно, рассмотрение образования в виде педагогической системы, направленной на достижение определенных целей формирования и развития личности, предполагает, прежде всего, его анализ как общечеловеческой ценности.

Следует подчеркнуть, что рассмотрение образования как единства обучения и воспитания обеспечивает культурную преемственность поколений и готовность человека к выполнению социальных и профессиональных ролей. В этом случае индивид осваивает систематизированную совокупность нравственных и культурных ценностей, соответствующих его интересам и общественным ожиданиям.

Образование в соответствии с интересами и способностями личности одно из фундаментальных прав человека. Общественная значимость культуры и нравственных ориентиров деятельности и поведения человека делают его предметом интереса не только индивида, но также общества и государства, которые, в связи с этим, активно влияют на образование, поддерживая те или иные образовательные институты, определенные модели учебно-воспитательного процесса.

Особенность культурно-исторической преемственности образования заключается в том, что социально ценные качества личности формируются и развиваются не стихийно, а целенаправленно. Многообразие отраслей и направлений деятельности человека в обществе, интеллектуальная насыщенность современного квалифицированного труда и сложность осваиваемых пластов культуры требуют от государства и общества соответствующей организации целостной образовательной среды.

Классификация видов образовательной практики осуществляется по критериям формируемых и развиваемых в ее системе знаний, навыков и умений(общее или профессиональное образование) и по уровням сложности образовательных программ (дошкольное, основное школьное, среднее, высшее). Вот почему представления об образовании, его теоретическое осмысление историчны и зависят от ряда целеполагающих идей, в том числе этических, социально-философских и педагогических. Следовательно, образование выступает важной категорией целого ряда наук. Основополагающее значение имеет эта категория и для педагогической науки.

Главные идеи образования соотносятся с исторически и социально варьируемыми идеалами личности и образованного человека. Цели общества и цели учащихся связаны друг с другом: чем менее образован растущий человек, тем более расходятся его спонтанные цели с общественными и педагогическими. Снятие этого противоречия предполагает постепенное сближение и, в конечном счете, совпадение личностных смыслов деятельности участвующих в образовательном процессе сторон.

Важно отметить, что в современной педагогической науке преодолевается отношение к знаниям, навыкам и умениям как к конечным целям образования. В последние годы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 575; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.212.146 (0.015 с.)