Тема лекции: «Предмет и методы психологии» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема лекции: «Предмет и методы психологии»



Лекция рассчитана на 1 час

Цель лекции: ознакомить студентов с сущностью феноменом изучаемых психологической наукой, а так же с отдельными методами психологического исследования; основными направлениями психологии; показать взаимосвязь психологии с другими отраслями психологической науки.

 

Для достижения цели ставим следующие задачи

1. Определение предмета, объекта, задач психологии.

2. Изучение методов исследования и основных направлений в психологии.

3. Формирование умений по определению основных направлений психологии.

4. Изучение особенностей развития психологической науки.

План лекции

1. Предмет, объект и методы психологии.

2. Место психологии в системе наук.

3. История развития психологического знания.

4. Основные направления психологии.

Теоретический материал для подготовки к лекции

Психология в переводе с греческого – учение о душе (psyche – «душа», logos- «учение», «наука»). Это наука, прежде всего о закономерностях психической жизни и деятельности человека и различных форм общностей людей.

Предмет и задачи психологии в разные времена и разными учеными мыслились по-разному.

Предметом изучения психологии является, прежде всего, психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления (явления человеческой души, «внутреннего» мира). Следовательно, объектом изучения психологии выступает не только человек, социальные группы, массы и другие формы общности людей, но и высокоорганизованные животные.

Главной задачей психологии как науки является исследование особенностей формирования, развития и проявления психических явлений и процессов. При этом она ставит перед собой ряд других задач:

- изучать качественное и структурное своеобразие психических явлений и процессов, что имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение;

- анализировать функционирование психических явлений и процессов в связи с их детерминированностью объективными условиями жизни и деятельности людей;

- исследовать физиологические механизмы, лежащие в основе психических явлений, поскольку без их знания невозможно правильно овладеть практическими средствами их формирования и развития;

- содействовать планомерному внедрению научных знаний и представлений психологической науки в практику жизни и деятельности людей, их взаимодействия и взаимопонимания (разработка практических и научных методик обучения и воспитания, рационализации процесса труда в различных видах деятельности людей).

В самом общем виде психика – это субъективный образ объективного мира, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающей средой и другими людьми. Она существует благодаря способности головного мозга человека и животных отражать воздействия предметов и явлений окружающей действительности.

Многочисленные явления психики подразделяются на три основные группы:

- психические процессы – это быстро протекающие психические явления, такие как: ощущение, восприятие, память, воображение, мышление;

- психические состояния – это более длительные психические явления, такие как: бодрость, усталость, настроение, сосредоточенность и др.;

- психические свойства или качества – устойчивые постоянные психические особенности человека, в основном наследственные или врожденные, такие как: темперамент, характер, способности, волевые качества, задатки и т.д.

Современная психология представляет собой разветвленную систему научных дисциплин, находящихся на разных ступенях формирования, связанных с различными областями практики. Она находиться на стыке ряда наук. Она занимает промежуточное положение между философскими, естественными, социальными науками. Близость ее к этим наукам, даже наличие отраслей, совместно разрабатываемых с некоторыми из них, не лишает ее самостоятельности. Во всех своих отраслях психология сохраняет свой предмет исследования, свои теоретические принципы. Свои пути изучения этого предмета. Что касается многогранности психологических проблем, столь значимых не только для психологии, но и для смежных с нею наук. То это объясняется тем, что в центре внимания психологов всегда остается человек – главное действующее лицо мирового процесса. Все науки и отрасли знаний имеют смысл и значение только в связи с тем, что они служат человеку, вооружают его, творятся им, возникают и развиваются как человеческая теория и практика. Все дальнейшее развитие психологических знаний мыслиться как максимальной расширение связей психологии со смежными науками при сохранении ею самостоятельного предмета исследования.

В психологии, как и в других науках, для получения фактов, их обработки и объяснения используется определенная совокупность методов исследования. Их можно условно разделить на четыре группы:

1. Организационные – относятся действующие на протяжении всего исследования сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы;

2. Эмпирические способы добывания научных данных - обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение), экспериментальные методы (лабораторный, естественный, формирующий или психолого-педагогический эксперименты), психодиагностический (тесты, анкеты, интервью, беседа), праксиометрические - приемы анализа процессов и продуктов деятельности (хронометрия, циклография, оценка изделий и выполненных работ и т.п.), биографические (анализ фактов, дат и событий жизненного пути человека, документаций, свидетельств и т.д.);

3. Приемы обработки данных – количественный и качественный анализ, в том числе и дифференциация материала по типам, группам, вариантам и составление психологической казуистики, т.е. описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями или нарушениями общих правил;

4. Интерпретационные методы – различные варианты генетического (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.п.) и структурного (установление структурных связей между всеми характеристиками психики) методов.

Выделим основные этапы становления психологической науки и дадим их краткую характеристику:

1. Психологические знания в античности.

Первые представления о психике были связаны с анимизмом (от лат. «анима» - дух, душа), согласно которому у всего, что существует есть душа. Душа понималась как не зависимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и не живыми предметами.

Согласно древнегреческому философу Платону душа у человека существует прежде, чем она вступает в соединение с телом. Душевные явления подразделяются на разум, мужество (в современном понимании – воля) и вожделение (мотивация). Разум размещается в голове, мужество – в груди, вожделение - в брюшной полости.

Вершиной античной психологии является учение о душе Аристотеля. Душа, по Аристотелю, бестелесна, она есть форма живого тела, причина и цель всех его жизненных функций.

2. Психология в средние века.

Трактовка души увязывается с христианским пониманием сущности человека. Душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия.

3. Умозрительная психология 17 век.

Характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефилософских позиций, без экспериментальной базы. Р.Декарт приходит к выводу, что «тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим». Это противоречие породило психофизическую проблему: как связаны между собой телесные (физиологические) и психические (душевные) процессы в человеке.

Попытку соединить вновь тело и душу человека предпринял Спиноза (голландский философ). Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами.

Немецкий философ Г. Лейбниц, отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие бессознательной психики.

4. 18 век: зарождение эмпирической психологии.

Термин «эмпирической психологии» веден немецким философом Х. Вольфом, для обозначения направления в психологии, основной принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении проверяемой на опыте, закономерной связи между ними.

Английский философ Дж. Локк рассматривает душу человека как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской. Под воздействием чувственных впечатлений душа человека, пробуждаясь, начинает мыслить, образовывать сложные идеи. Локк ввел понятие ассоциации. Основателем ассоциативной психологии в 18 в. стал английский врач и священник Д. Гартли.

5. 19 век: психология становиться самостоятельной наукой.

Это становление (60-е г.) связано с появлением научно-исследовательских учреждений – психологических лабораторий и институтов, кафедр в вузах, а также внедрением эксперимента для изучения психических явлений. Первым вариантом экспериментальной психологии как самостоятельной дисциплины явилась физиологическая психология нем. ученого В.Вундта, создателя первой в мире психологической лаборатории.

6. Возникновение психологии в России.

Основоположником отечественной научной психологии считается И.М. Сеченов. В его книге «Рефлексы головного мозга» основные психологические процессы получают физиологическую трактовку.

Важное место в истории отечественной психологии принадлежит Г.И. Челпанову. Его заслуга состоит в создании в России психологического института. Экспериментальное направление развивал В.М. Бехтерев. Усилия И.П. Павлова были направлены на изучение условно-рефлекторных связей в деятельности организма.

Существуют пять основных подходов к изучению психологии человека: бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ, гуманистическая психология и когнитивная психология. Кроме того, многие психологи не придерживаются постоянно какой-либо одной из этих концепций, а выбирают ту, которая лучше подходит для данной конкретной ситуации.

Бихевиоризм (от англ.behavior – «поведение») – это направление в психологии в рамках которого считается, что психология должна изучать только наблюдаемое поведение человека. Основной схемой бихевиоризма является принцип «стимул – реакция».

Начало развития этого направления было положено в США в самом конце прошлого века Э. Торндайком. Однако и программа и сам термин был предложен в 1913 г. Джоном Уотсоном (является основоположником).

Он считал, что психология должна стать точной наукой и может основываться исключительно на наблюдении поведения, а не сознания (которое в принципе не наблюдаемо). Последователи Д. Уотсона Э. Томлер, К. Халли, Б. Скиннер пришли к выводу, что связи между стимулами и поведенческими реакциями не являются прямыми. Они опосредованы «промежуточными переменными» – знаниями, контролирующим механизмом и др. В результате поощряемые поступки совершаются чаще, а наказуемые реже.

Гештальтпсихология (от нем. Gestalt – «образ», «форма») – это направление в психологии изучающее целостные структуры сознания, образы.

Возникло в Германии благодаря усилиям Т. Вертгеймера, К. Келера, К. Левина. Это направление возникло в ответ на работы множества психологов-исследователей, которые «разбивали» психику на отдельные микроэлемента, а затем изучали их по отдельности. Такой подход оправдывал себя в классических точных науках: физике, математике, биологии, но не в психологии. Слово «Гештальт» как понятие было введено Г. фон Эренфельсом и не имеет точного эквивалента ни в английском, ни в русском языке. Приблизительно, в зависимости от контекста, его смысл может передаваться словами «образ», «структура», «форма», «организованное целое».

Основное положение Гештальтпсихологии гласит: явление как целое не есть просто сумма его частей. Это утверждения явно противоречит всему, что мы знаем, например, из геометрии. Однако, дело в том, что приверженцы данного направления сравнивают поведение скорее с музыкой, чем с математикой. Вспомним любимую песню. Если бы мы воспринимали каждую ноту в отдельности, то не смогли бы воспроизвести мелодию.

Психоанализ – это направление в философии, психологии, психотерапии, изучающее сферу бессознательного: сны, оговорки, непонятную тревогу, необъяснимые поступки и пр.

Это старейшее из пяти рассматриваемых направлений, возник на рубеже веков благодаря идеямЗ. Фрейда. С точки зрения психоанализа людьми управляют иррациональные побуждения, скрытые в сфере бессознательного. И поскольку человек не осознает психические процессы, происходящие в сере бессознательного, ему необходимо «подвергнуть» себя психоанализу.

Гуманистическая психология – это направление психологии, изучающее духовное развитие человека, его личностный рост, а так же проблемы самоопределения.

Возникло в США благодаря трудам К. Роджерса, А. Маслоу в 40-50-х гг. ХХ в. Ее представители Г. Оллпорт, Г. Мюррей, Г. Мэрфи.

Психологи этого направления считают, человек постоянно развивается, изменяется и стремиться достичь полной реализации своих способностей.

Когнитивная психология (от англ. «cognition» – «познание») – направление в психологии изучающее закономерности процессов познания.

В центре внимания когнитивной психологии находятся познавательная деятельность человека и мыслительные процессы. В настоящее время область исследований когнитивной психологии настолько расширилась, что включает в себя изучение сновидений, гипноза, медитации, а также воздействие различных лекарственных препаратов на процесс мышления.

Эклектизм («избирающий») – направление, согласно которому психолог выбирает сам, какой именно подход применить в конкретной ситуации.

Литература по данной теме

 

1. Климов Е.А. Общая психология: Учебное пособие. – М.: Юнити, 2001. – 512 с.

2. Невлев В.К. Психология: Учеб. пособие. – 2-е изд., доп. и перераб. – Белгород: Кооперативное образование, 2005. -141 с.

3. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. выш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Кн.1: Общие основы психологии.- 688 с.

4. Петровский А.В. Психология: Учебное пособие. – М.: Академия: высш. шк., 2001. – 502 с.

5. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2007 – 432 с.: ил. (Серия учебное пособие)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 450; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.205.159.48 (0.045 с.)