Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема лекции: «Межличностные отношения»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Лекция рассчитана на 1 час Цель лекции: рассмотреть понятия общения и речи их виды, функции. Изучить особенности взаимодействий и отношений людей в малой группе, рассмотреть классификацию малых групп. Для достижения цели ставим следующие задачи 1. Изучение особенностей человеческого общения и речи. 2. Формирование представления о малых группах и взаимодействия в них. 3. Рассмотрение психической регуляции и деятельности.
План лекции 1. Общение и речь. 2. Психология малых групп. 3. Межгрупповые отношения и взаимодействие. 4. Психическая регуляция поведения и деятельности. Теоретический материал для подготовки к лекции
Общение - процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в современной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии и понимание другого человека. В социальной психологии выделяют три вида межличностного общения: 1. Императиное общение – авторитарная форма взаимодействия с партнером с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждение его к определенным действиям или решениям. Этот вид общения эффективен в таких сферах как военно-уставные отношения, экстремальных условиях, работе при чрезвычайных ситуациях. Применительно к сфере общественного питания такое общение может использоваться в отношениях «начальник- подчиненный», при выполнении срочного заказа и т.п. 2. Манипулятивное общение – форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Сферой такого общения является бизнес и деловые отношения. 3. Диалогическое общение – равноправное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание партнеров по общению. Существует несколько функций общения: - инструментальная функция – характеризует общение как социальный механизм управления, позволяющий получить и передать информацию, необходимую для осуществления какого-то действия, принятого решения, коммуникативного намерения; - интегративная функция – используется как средство объединения деловых партнеров, специалистов и исполнителей для совместного коммуникативного процесса: решения задач, генерирования идей, выработки совместного договора и пр.; - функция самовыражения – позволяет самовыразиться и самоутвердиться, продемонстрировать личностный интеллектуальный психологический потенциал; - трансляционная функция – служит для передачи конкретных способов деятельности, оценок, мнений, суждений и пр.; - функция социального контроля – для регламентации проведения и деятельности, а в некоторых случаях (например, когда речь идет о коммерческой тайне) и речевых акций участников делового взаимодействия; - функция социализации – развитие навыков культуры делового общения, делового этикета; - экспрессивная функция – с помощью этой функции деловые партнеры стремятся выразить и понять эмоциональные переживания друг друга, чаще выражающиеся через невербальные средства. К определению функций общения можно подойти по-разному. Существует и другая классификация функций общения, согласно которой выделяют: 1) коммуникативную функцию - обмен информацией; 2) интерактивную функцию - взаимодействие; 3) перцептивнаую функцию - восприятие. В некоторых учебных изданиях данные функции рассматриваются как основные стороны общения. Выделяют основные инструменты общения - речь, информационные и выразительные средства. Конечно, общение Невербальные средства общения нужны для того, что бы регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами; обогащать значения, передаваемые слова; выражать эмоции и отражать истолкование ситуации. Каждым человек обладает внутренним миром, который в определенной степени скрыт от окружающих. Но даже самые замкнутые люди не способны жить изолированно. Человек не может нормально развиваться без контактов с другими людьми. Без взаимодействия нет взаимопонимания, необходимого людям для совместной деятельности. Чем бы, не занимался человек, он не может обойтись без связи с другими людьми. В деятельности каждого человека происходит обмен информацией между людьми, передачи друг другу эмоциональных состояний, оказание разного рода воздействия и влияний друг на друга. Все это осуществляется в группах. Группа – это два или более человек, которые постоянно работают вместе для достижения общих целей.[6] Малая группа – небольшое, относительно устойчивое объединение людей, имеющее общую цель, установившиеся деловые и личные отношения (семья, студенческая группа, спортивная команда и т.д.) Вопрос о количественной характеристике малой группы вызывает споры. Однако большинство исследователей придерживаются мнения, что малой считается группа от 2-3 до 20-30 чел. Если же речь идет о школьном классе или студенческой группе, то допускается нижний предел до 40 человек. Существуют разные критерии классификации групп (табл.1.) Таблица 1 Классификация групп
Одни и те же члены группы могут занимать неодинаковое положение. Для более точной характеристики места каждого человека в структуре внутригрупповых отношений психологии пользуются понятиями: - позиция – это официальное положение человека в той или иной подсистеме отношений; - статус – это реальная социально-психологическая характеристика его положения в системе внутригрупповых отношений, степень действительной авторитетности для остальных участников. Когда о студенте говорят, что он занимает определенную позицию, то этим подчеркивается его официальное, должностное положение в группе (председатель совета, староста и.т.п.) Если говорят, что он имеет высокий статус, то это подразумевает, что студент пользуется признанием и авторитета среди своих товарищей, вызывает доверие к себе и способен оказать существенное психологическое влияние на остальных членов группы. - внутренняя установка – это личное, субъективное восприятие человеком своего собственного статуса, то, как он оценивает свой авторитет и степень влияния на остальных членов группы; - роль – это понятие характеризует положение индивида в группе. Роль может определяться официальной должностью, может избираться самим членом группы (роль лидера, шута). От того, как распределяются роли, и каковы статусы отдельных участников группы, зависит общий психологический климат, настрой и самочувствие отдельных членов группы, в конечном счете, успех совместной деятельности и само существование группы как таковой. Во главе группы стоит лидер - организатор групповой деятельности, носитель групповых норм. В деятельности авторитарного лидера преобладает личная активность, энергия, подавление инициативы других. При авторитарном лидере групповое единство устанавливается на основе подчинения всех одному. Демократический лидер не столь заметен, он способствует росту активности всех, обеспечивает ее единство на основе взаимного уважения и общего согласия. Либеральный лидер выступает как полномочный представитель данной группы при ее взаимодействии с другими группами, но внутри группы его влияния и полномочия незначительны. Наибольшую сложность у новых специалистов вызывают усвоение групповых норм – принятие в группе правил поведения. Если человек хочет быть членом группы, он должен принимать и соблюдать ее нормы. Когда человек впервые оказывается в новой для себя группе, то ему еще не известны ее нормы, от чего он не знает как себя вести. При этом он оценивает группу и пытается расшифровать ее нормы, т.к. группа принимает тех людей, которые следуют ее нормам и отвергают тех, кто не считается с ними. Успешная профессиональная адаптация делает работу специалиста привлекательной, повышает шанс на более высокую оплату труда и профессиональный рост, создает предпосылки для самоактуализации специалиста. Межгрупповое взаимодействие – процесс непосредственного или опосредованного взаимодействия множественных субъектов (объектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и своеобразный характер отношений. Выделяют несколько типов взаимодействия, наиболее распространенным является их деление по результативной направленности: 1. Кооперация – это такое взаимодействие, при котором его субъекты достигают взаимного соглашения о преследуемых целях и стремятся не нарушать его пока совпадают их интересы. 2. Конкуренция – это взаимодействие, характеризующиеся достижением индивидуальных или групповых целей и интересов в условиях противоборства между людьми. В обоих случаях как тип взаимодействия (сотрудничество или соперничество), так и степень выраженности этого взаимодействия (успешное или менее успешное) определяет характер межличностных взаимоотношений между людьми. В процессе осуществления этих типов взаимодействия проявляются следующие ведущие стратегии поведения во взаимодействии: - сотрудничество, направленное на полное удовлетворение потребностей обеих сторон; - противодействие, предполагающее ориентацию на свои цели, без учета целей партнеров по общению; - компромисс, реализующийся в частном достижении целей партнеров ради условного равенства; - уступчивость, предполагающая жертву собственных интересов для достижения целей партнера (альтруизм); - избегание, уход от контакта, потеря собственных целей для исключения выигрыша другого. В своем развитии взаимодействие проходит несколько уровней: - на начальном уровне взаимодействие представляет собой простейшие первичные контакты людей, с целью обмена информацией и общения, которое может и не получить всестороннего развития. Большую роль во взаимодействии на начальном этапе играет эффект конгруэнции. Конгруэнция – это подтверждение взаимных и ролевых ожиданий, полное взаимопонимание, созвучность переживаний участников контакта. Предполагает рассогласование в узловых моментах линий поведения участников контакта, следствием чего является снятие напряжения, возникновение доверия и симпатии на подсознательном уровне; - на среднем уровне развития процесс взаимодействия людей получил название продуктивной совместной деятельности. Здесь развивается сотрудничество. Различают три модели организации совместной деятельности: · каждый участник делает свою часть общей работы независимо от другого; · общая задача выполняется последовательно каждым участником; · имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными. Вместе с тем, общие устремления людей могут привести к столкновениям в процессе согласования позиций. В случае согласия партнеров происходит вовлечение в совместную деятельность, где происходит распределение ролей и функций. - высшим уровнем взаимодействия выступает эффективная совместная деятельность людей, сопровождающаяся взаимопониманием. Для этого необходимо взаимосодействие. В ходе взаимодействия люди всегда первоначально воспринимают и оценивают друг друга. Социальная перцепция (социальное восприятие) – процесс восприятия и оценки людьми друг друга. Процесс социальной перцепции представляет собой деятельность его субъекта (наблюдателя) по оценке внешнего облика, психологических особенностей, действий и поступков наблюдаемого лица, в результате которой у него складывается конкретное отношение к наблюдаемому и формируются определенные представления о возможном поведении конкретных людей и групп. В зависимости от этих представлений человек прогнозирует сове поведение в различных ситуациях взаимодействия. На восприятие людей большое влияние оказывает процесс стериотипизации. Под социальным стереотипом понимают устойчивый образ или представление, о каких-либо явлениях, людях, свойственное представителям той или иной социальной группы. Литература по данной теме 1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 378 с. 2. Бороздина Г.В. Психология делового общения. Учебник. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 295 с. – (Высшее образование). 3. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 208 с.: ил. 4. Григорович Л.А. Педагогика и психология: Учебное пособие – М.: Гардарики, 2001. – 476 с. 5. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2005. – 464 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии») 6. Кибанов А.Я. Этика деловых отношений: Учеб./ А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова. – М.: Инфра-М, 2005. – 366 с. 7. Психология и этика делового общения: учеб./ под ред. В.Н. Лавриненко. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2006. – 416 с.
|
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 676; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.86.74 (0.008 с.) |