Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема лекции: «педагогический процесс, его составляющие»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Лекция рассчитана на 1 час Цель лекции: раскрыть содержание принципов дидактики; сформировать представление о воспитании в целостном педагогическом процессе.
Для достижения цели ставим следующие задачи 1. Понятие дидактики, ее принципы. 2. Основные категории дидактики. 3. Воспитание в педагогическом процессе. 4. Педагогический идеал и его конкретно-историческое воплощение. 5. Идея гармонического развития личности.
План лекции
Теоретический материал для подготовки к лекции
Дидактика (от греч. «дидактикос» - поучающий) – часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Современная дидактика имеет развитый понятийный аппарат. Основные понятия называются категориями. Основные категории дидактики: преподавание – упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения, обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний; учение – сопроцесс, в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяют ранее приобретенные; обучение – упорядоченное взаимодействие педагога и учащихся, направленное на достижение поставленной цели; образование – система приобретенных в процессе обучения знаний, умений и навыков, способов мышления. знание – совокупность идей человека, в которых выражается теоретическое овладение этим предметом; умения – овладение способами применения усвоенных знаний на практике; навыки – умения, доведенные до автоматизма; цель (учебная, образовательная) – то к чему стремиться обучение; содержание (обучения, образования) – система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащиеся должны овладеть в процессе обучения; организация – упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы с целью наилучшей реализации поставленной цели; форма – способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания; метод – путь достижения цели и задач обучения; средства – предметная поддержка учебного процесса (голос (речь) педагога, его мастерство, учебники и классное оборудование и т.д.); результаты (продукты) – это то, к чему приходит обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели. Дидактика охватывает систему обучения по всем предметам и на всех уровнях учебной деятельности. По охвату изучаемой действительности выделяют общую дидактику, которая исследует процесс обучения вместе с факторами, которые на него влияют, условиями в которых он протекает, а так же результатами к которым он приводит. Частные дидактики называются методиками преподавания. Они изучают закономерности протекания процесса, содержание, формы и методы преподавания различных учебных предметов. Принципы дидактики – это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. В качестве основополагающих, выделим следующие принципы дидактики. Принцип сознательности и активности. В основе этого принципа лежат закономерные положения: подлинную сущность человеческого образования составляют глубокие самостоятельно осмысленные знания, приобретенные путем интенсивной умственной деятельности; сознательное усвоение знаний учащимися зависит от ряда условий и факторов: мотивов обучения, уровня и характера познавательной активности, организации учебно-воспитательного процесса и управления познавательной деятельностью учащихся и др. Практическая реализация этого принципа осуществляется путем соблюдения следующих правил обучения: - обучать следует так, что бы ученик понимал, что, почему и как нужно делать, и никогда механически не выполнял учебных действий, предварительно и глубоко не осознав их; - учителю следует помнить, что главное - не предмет, которому он обучает, а личность, которую он формирует; - следует, как можно чаще использовать вопрос «почему?», чтобы научить понимать причинно-следственные связи, - непременное условие развивающего обучения и др. Принцип наглядности обучения. Перечислим некоторые правила раскрывающие этот принцип: - применяя наглядные средства, педагог воспитывает у школьников внимание, наблюдательность, культуру мышления, интерес к учению; - применение современных средств наглядности должно быть научно обоснованно; - следует применять наглядные пособия не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемной ситуации. Современные виды наглядности позволяют организовать эффективную поисковую деятельность. Принцип системности и последовательности. Этот принцип опирается на следующие научные закономерности: - человек только тогда обладает настоящим и действенным знанием, когда в его мозгу отражается четкая картина видения внешнего мира; - система научных знаний создается в той последовательности, которая определяется внутренней логикой учебного материала и познавательными возможностями учащихся; - процесс обучения, состоящий из отдельных шагов, протекает тем успешнее и приносит тем большие результаты, чем меньше в нем перерывов, нарушений последовательности; - если систематически не упражняться в приобретенных навыках, то они утрачиваются; если не соблюдать системы и последовательности в обучении, то процесс развития учащихся замедляется. Принцип прочности. Прочность усвоения учебного материала зависит не только от объективных факторов – содержания и структуры материала, но так же от субъективного отношения учащихся к учебному материалу, обучению, учителю; прочность усвоения знаний зависит от организации обучения, использования различных методов, видов, времени обучения; память человека носит избирательный характер: чем важнее и интереснее учебный материал, тем прочнее он закрепляется и дольше сохраняется. Принцип доступности. В основе этого принципа лежит закон тезауруса: доступным для человека является лишь то, что соответствует его тезаурусу. Латинское слово «thesaurus» означает «сокровище». В переносном значении под этим понимается объем накопленных человеком знаний, умений и способов мышления. Существуют и другие закономерности лежащие в основе этого принципа: - доступность определяется возрастными особенностями школьников и зависит от их индивидуальных особенностей; - зависит от организации учебного процесса, применяемых методов обучения; - постепенное нарастание трудностей обучения и приучение к их преодолению положительно влияет на развитие учащихся и формирования их моральных качеств; - обучение на оптимальном уровне трудности положительно влияет на темпы и эффективность обучения, качество знаний. Известны классические правила, относящиеся к реализации принципа доступности, сформулированные еще Я.А. Коменским: от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному. Принцип научности. Этот принцип требует, что бы учащимся предлагались для усвоения только установленные наукой знания. В жизни человека он играет все более важную роль, поэтому школьное образование направлено на усвоение научных знаний; научность обучения обеспечивается, прежде всего, содержанием школьного образования, строгим соблюдением принципов его формирования. Научность обучения зависит от соответствия учебных планов и программ уровню социального и научно-технического прогресса, подкрепления приобретенных знаний практикой. Принцип связи теории с практикой. Эффективность и качество обучения проверяются, подтверждаются и направляются практикой. Эффективность формирования личности зависит от включения ее в трудовую деятельность. Эффективность связи обучения с жизнью, теории с практикой зависит от содержания образования, организации учебно-воспитательного процесса, применяемых форм и методов обучения, возрастных особенностей учащихся. Чем совершеннее система трудовой и производительной деятельности учащихся, в которой реализуется связь теории с практикой, тем выше качество их подготовки; чем лучше поставлены производительный труд и профориентация школьников, тем успешнее идет их адаптация к условиям современного производства. Человеку присуще стремление к счастью и свободе. Поэтому общественный идеал личности всегда связан с этими понятиями. Философия дает ответы на вопросы о сущности этих категорий, но единого учения о них нет. Древние философы считали, что целью воспитания должно быть формирование гармоничного развития личности, центральными качествами которой является мудрость, здоровье, благородство. Гармоничное развитие духовных и физических способностей человека, в котором древние отдавали предпочтение духовному, составило цель воспитания. Ее достижению служило обучение детей, которое развивало зрение и слух, пластичность тела, способность рассуждать и т.п. Культ красоты, гармонии во всем, царившей в Древней Греции, был основой идеи гармонии физических и духовных качеств, совпадающей с понятием добра как цели воспитания. В средние века господствовала идея подчинения и служения человека Богу. Воспитание должно сформировать такую личность, которая все свои мысли и дела посвятила бы служению Господу и подготовке к вечной жизни на небесах после перехода в другой мир. В эпоху Возрождения поэты и художники вновь обращаются к идее человека, возвышению его роли в обществе. В этот период наблюдается возвращение к идее гармоничного развития личности, которая в окончательном и философско-педагогическом варианте была сформулирована К. Марксом. Он наиболее полно раскрыл суть буржуазных общественно-экономических отношений и проанализировал место личности в капиталистическом обществе. В дальнейшем учение о всестороннем развитии личности было развито советскими педагогами (Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, В.С. Сухомлинский и др.). Обосновывается необходимость всестороннего и гармоничного развития личности, тем, что в эпоху интенсивного развития промышленности, периодически повторяющихся кризисов в экономике всестороннее развитие личности становиться не благим пожеланием, а объективной потребностью. С одной стороны эта необходимость обусловлена высокими требованиями технико-экономического развития к личностным качествам человека, а с другой – потребностью человека во всестороннем развитии своих задатков с целью приспособления в условиях общественных отношений. Личностно-психологической основой этой цели является естественное стремление человека к совершенствованию. В целях гармоничного и всестороннего развития личности, в наше время формируются многие направления воспитательной работы: умственное, нравственное, трудовое, физическое, эстетическое, гражданское, правовое, экономическое, экологическое. Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и самого себя. Оно предполагает: - развитие силы воли, памяти и мышления как основных условий познавательного и образовательного процесса. - формирование культуры учебного и интеллектуального труда; - стимулирования интереса к работе с книгой и новым информационным технологиям; - развитие личностных качеств – самостоятельности, широты кругозора, способности к творчеству. Теоретическую основу нравственного воспитания составляет этика. В качестве основных задач этического воспитания выделяют: - накопление нравственного опыта и знаний о правилах общественного поведения; - разумное использование свободного времени и развития нравственных качеств личности. В процессе нравственного воспитания широко применяются такие методы как убеждение и личный пример, совет, пожелание и одобрительный отзыв, положительная оценка действий и поступков, общественное признание достижений и достоинств человека. Главными задачами трудового воспитания являются развитие добросовестного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека. Целью эстетического воспитания является развитие эстетических отношений к действительности. Эстетическое отношение предполагает способность к эмоциональному восприятию прекрасного, что обязывает человека привносить эстетическое в личную жизнь и жизнь окружающих, в быт, профессиональную деятельность и в социальный ландшафт. В процессе этого воспитания используют художественные и литературные произведения, музыку, искусство, кино, театр, народный фольклор. Основными задачами физического воспитания являются: правильное физическое развитие, тренировка двигательных навыков и вестибулярного аппарата, различные процедуры закаливания организма, а так же воспитание силы воли и характера, направленное на повышение работоспособности человека. Гражданское воспитание предполагает формирование у человека ответственного отношения к семье, к другим людям, к своему народу и Отечеству. Гражданин должен добросовестно выполнять не только конституционные законы, но и профессиональные обязанности, вносить свой вклад в процветание страны. Экономическое воспитание – это система мер, направленная на развитие мышления современного человека в масштабах своей семьи, производства, всей страны. Данный процесс, предполагает не только формирование деловых качеств – бережливости, предприимчивости, расчетливости, но и накопления знаний, касающихся проблем собственности, систем хозяйствования, экономической рентабельности, налогового обложения. Правовое воспитание предполагает знание своих прав и обязанностей и ответственность за их несоблюдение. Оно ориентировано на воспитание уважительного отношения к законам и конституции. Одни и те же воспитательные задачи могут быть решены разными способами. Эффективность решения зависит от множества факторов, но основные из них: - логика совокупного применения методов, приемов и воспитательных средств; - индивидуально-личностные особенности воспитанника и воспитателя; - условия и обстоятельства, в которых осуществляется воспитательный акт. Воспитание является многофакторным процессом. На него оказывает влияние природная среда, жизненный мир и иерархия общественных ценностей; семья, школа, вуз, детские и молодежные организации; повседневная и профессиональная деятельность, искусство и средства массовой информации. Литература по данной теме 1. Крысько В.Г. Психология и педагогика: Учебное пособие/ В.Г. Крысько. – 5-е изд., стер. – Москва: Омега-Л, 2007. – 368.: ил., табл. – (Библиотека высшей школы) 2. Педагогика и психология: Учеб. / Под ред. Н.В. Клюевой. – М.: Владос – Пресс, 2003. – 400 с. 3. Педагогика: Учебное пособие/В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко и др. – 3-е изд. – М.: Школа-Пресс, 2000. – 512с. 4. Подласый И.П. Педагогика: Учебник для вузов/И.П. Подласый. – М.: Высшее образование, 2007. – 540с. 5. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2007. – 432 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»). 6. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для вузов/В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А.Сластенина. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2005.– 568с.
Тема семинарского занятия: «Образовательная система России» Семинарское занятие рассчитано на 1 час Цель занятия: рассмотреть содержание и систему образования в России.
Междисциплинарные связи: рассмотрение цели данной темы позволит углубить и конкретизировать знания студентов в области экономики, юриспруденции, социологии, политологии. План семинарского занятия
1. Содержание и система образования. 2. Цели, содержание и структура непрерывного образования. 3. Единство образования и самообразования Вопросы для обсуждения 1. Содержание и система образования в России. 2. Сущность непрерывного образования. 3. Структура непрерывного образования. 4. Цели образования и самообразования. 5. Соответствие содержания и структуры отечественной образовательной системы главным идеям образования. 6. Структура образования в нашей стране, его направления и конкурентоспособность. 7. Виды и формы образования в образовательной система России.
Темы докладов и рефератов
1. Место и роль Вуза в системе непрерывного образования. 2. Единство образования и самообразования в современной отечественной образовательной системе. 3. Место самообразования в процессе повышения квалификации. 4. Специфика непрерывного повышения квалификации как организация теоретического и практического обучения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 384; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.183.187 (0.009 с.) |