Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема семинарского занятия: «основные категории педагогики»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Семинарское занятие рассчитано на 1 час Цель занятия: сформировать общее представление о педагогике как науки; рассмотреть основные категории и понятийный аппарат педагогической науки. Междисциплинарные связи: изучение данной темы конкретизирует и расширяет знания студентов в области менеджмента, планирования, социологии, этики, усиливая их прикладной характер.
План семинарского занятия 1. Объект, предмет задачи педагогики. 2. Функции и методы. 3. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, развитие. 4. Основные понятия в педагогической науке.
Вопросы для обсуждения
1. Объект, предмет, задачи педагогики. 2. Функции педагогики. 3. Уровни теоретической и технологической функций педагогической наук. 4. Методы исследования в педагогической науке. 5. Педагогический эксперимент как один из основных методов исследования в педагогической науке. 6. Сущность основных категорий педагогики. 7. Понятийный аппарат педагогики и его характеристика. Темы докладов и рефератов 1. Педагогика в системе наук о человеке. 2. Основные этапы развития педагогики и образования. 3. Особенности педагогики как науки. 4. Предмет, задачи и методологические основы педагогики.
Тема семинарского занятия: «Образование как общечеловеческая ценность» Семинарское занятие рассчитано на 1 час Цель занятия: рассмотретьорганизационно-дидактические основы образования; обозначить его цели, основные идеи с позиции общечеловеческих ценностей. Междисциплинарные связи: изучение данной дисциплины создает основу для изучения ряда дисциплин учебного плана, имеющих гуманитарную и социально-экономическую направленность.
План семинарского занятия 1. Цели образования и воспитания. 2. Образование как общечеловеческая ценность 3. Образование как педагогический процесс 4. Образовательные стандарты и программы
Вопросы для обсуждения
1. Цели образования и воспитания. 2. Реализация принципов гуманизма в воспитательном процессе. 3. Единство обучения и воспитания в образовательном процессе. 4. Образование как педагогический процесс. 5. Образовательные стандарты и программы как составляющие организации педагогического процесса.
6. Образование как социальный феномен. Темы докладов и рефератов 1. Образование как результат обучения и воспитания. 2. Обучение, образование и воспитание как общественные явления. 3. Образование как средство развития личности и формирования ее базовой культуры. Структура семинарского занятия по темам «Основные категории педагогики», «Образование как общечеловеческая ценность»
Наглядные пособия 1. Невлев В.К. Психология и педагогика: Задания и методические рекомендации для самостоятельной работы студентов/ В.К. Невлев. – Белгород: кооперативное образование, 2005. – 111 с. (см. стр. 50 – 52, стр. 53 – 55). Итог семинарского занятия по данной теме: с помощьюиспользования методики «круглого стола» были изучены и рассмотрены организационно-дидактические основы образования, обозначить его цели и основные идеи с позиции общечеловеческих ценностей. В начале занятия были обозначены основные категории и понятийный аппарат педагогической науки. Отведено определенное время на вопросы студентов по заданной теме к преподавателю, что позволяет еще глубже изучить проблему. ТЕМА 2.3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РОССИИ Тема лекции: «Образовательная система России» Лекция рассчитана на 2 часа Цель лекции: раскрыть содержание образовательной системы России. Для достижения цели ставим следующие задачи 1. Структура образовательной системы России. 2. Содержание непрерывного образования. 3. Образование и самообразование в современной педагогической науке. План лекции 1. Содержание и система образования. 2. Цели, содержание и структура непрерывного образования. 3. Единство образования и самообразования Теоретический материал для подготовки к лекции Для успешного осуществления профессиональной подготовки, как важного средства формирования и развития личности, необходимо уяснить не только то, чему ее учить, но и, прежде всего, то, как должна решаться эта задача. Ответ на этот вопрос как раз и определяет содержание образования. Что же следует понимать под понятием "содержание образования"?
При ответе на этот вопрос необходимо иметь в виду ту систему научных знаний и связанных с ними практических умений, которыми необходимо овладеть обучаемым в интересах развития их умственных и творческих способностей. Но фактический материал каждого учебного предмета органически включает в себя мировоззренческие и нравственные идеи, а также выводы, которые оказывают большое формирующее влияние на личность. Естественно, что эти идеи и выводы одновременно являются важной частью содержания образования. Поэтому в общем плане под содержанием образования можно понимать ту систему научных знаний, практических навыков и умений, а также мировоззренческих и нравственных идей, которыми необходимо овладеть обучаемым. Определение содержания образования - задача непростая. История педагогики показывает, что при ее решении допускалось немало ошибок, отрицательно сказывающихся на качестве обучения. Вот почему в педагогической науке такое большое значение придается разработке тех исходных теоретических идей, которые должны определять содержание современного образования. Основными из них выступают объективные (потребности общества, развитие науки и техники и др.) и субъективные (политика и идеология государства, методологические позиции ученых и др.) факторы. К тому же образование должно обеспечивать овладение обучаемыми социальным опытом, основу которого составляют научные знания, умения и способы творческой деятельности, их мировоззренческая и морально-нравственная направленность. Это, в свою очередь, обусловливает необходимость обеспечения полноценного научного образования всех категорий граждан, его постоянного совершенствования в связи с социально-экономическими преобразованиями и потребностями общества в повышении качества подготовки людей на различных образовательных уровнях (начальном, среднем или высшем). Следует отметить, что конкретное содержание образования достаточно динамично. То, что его формировало вчера - сегодня уже может выглядеть по-другому, а завтра вновь измениться. Вот почему в дидактике сформулирована и действует система научных требований к определению содержания образования. Рассмотрим основные из них. 1. Содержание образования на всех ступенях должно быть направлено на достижение главной цели общества - формирование современной гармонично развитой личности. Из этого требования следует, что содержание образовательной работы должно обеспечивать умственное развитие обучаемых, их техническую и трудовую (служебную) подготовку, физическое, нравственное и эстетическое воспитание. 2. Содержание образования должно строиться на строго научной основе и объяснять обучаемым сущность общественной жизни, способствовать формированию их гражданско-патриотической позиции. Это требование имеет ряд аспектов. Во-первых, в содержание образования должны включаться только твердо устоявшиеся в науке теоретические положения. Во-вторых, содержание учебного предмета должно соответствовать современному состоянию науки и включать в себя новейшие ее достижения. В-третьих, содержание образования должно характеризоваться четкостью выводов по изучаемым вопросам.
3. Содержание образования по каждому учебному предмету должно соответствовать логике и системе, свойственным той или иной науке. Отработка такой системы - достаточно сложная задача. Однако именно она позволяет обучаемым успешно продвигаться по пути усвоения необходимого учебного знания и формирования соответствующих навыков и умений. 4. Содержание образования должно строиться на основе взаимосвязи между отдельными учебными дисциплинами (учебными предметами). Это требование обусловлено двумя основными факторами. Первый из них заключается в том, что изучение большинства предметов невозможно без предварительной подготовки по другим. Второй обусловлен тем, что конкретный учебный предмет отражает лишь какую-то одну сторону целостной деятельности человека. Следовательно, эффективность его деятельности всецело зависит от полноты и качества знаний по всем ее составляющим. Необходимо отметить, что конкретное содержание образования, формируемое рассмотренными требованиями, конкретизируется на каждом из его этапов, обусловливающих структуру образовательной системы государства. Согласно Закону "Об образовании" в образовательной системе Российской Федерации выделяется три вида образования: 1. Дошкольное образование, имеющее целью осуществление образовательного процесса путем обеспечения преемственности между дошкольным и начальным общим образованием, оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья, физического и психического развития детей в семьях и дошкольных детских учреждениях. 2. Общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее образование. Его главной целью является вооружение обучаемого системой знаний, навыков и умений, а также формирование у него качеств личности, позволяющих успешно осваивать различные виды профессиональной деятельности в соответствии с потребностями государства, общества или самой личности. 3. Профессиональное образование также включает в себя три уровня: начальный, средний и высший. К тому же, оно может быть как основным, так и дополнительным. Целью профессионального образования является подготовка специалиста соответствующего профиля и уровня для деятельности в конкретной области (гуманитарной, производственной, медицинской, военной и т.д.). Закон, помимо рассмотренных видов образования, также предусматривает и профессиональную подготовку, направленную на ускоренное приобретение и совершенствование обучаемыми знаний, навыков и умений для выполнения определенной профессиональной деятельности. Однако необходимо учитывать, что профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося. В то же время она выступает важным элементом государственной системы непрерывного образования.
К числу форм, в рамках которых граждане Российской Федерации могут получить образование определенного уровня, относятся очное, очно-заочное (вечернее) и заочное обучение, а также семейное образование, самообразование и экстернат. Допускается сочетание различных форм, однако в пределах конкретных общеобразовательных или профессиональных образовательных программ действует единый государственный образовательный стандарт. К тому же по ряду профессий (например, медицинским) очно-заочная и заочная формы обучения, а также экстернат не допускаются. В последние годы в российской образовательной системе широкое распространение получило дистанционное обучение, представляющее собой технологию целенаправленного и методически организованного руководства учебно-познавательной деятельностью учащихся (независимо от уровня получаемого ими образования), проживающих на расстоянии от образовательного центра. Оно осуществляется с помощью средств (как правило, электронных) и методов педагогического общения преподавателя и обучаемого при минимальном количестве обязательных занятий. По методам организации учебного процесса дистанционное обучение близко к заочной форме, а по насыщенности и интенсивности учебного процесса - к очной форме обучения. Самообразование современной педагогической наукой рассматривается в двух аспектах: 1. Как целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; 2. Как самостоятельное приобретение человеком систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п. В любом из этих подходов в основе самообразования находится непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала. Оно также рассматривается как одно из важных средств самовоспитания. К числу основных видов самообразования отнесены общее, специальное (профессиональное) и политическое самообразование. Его основной формой выступает изучение научной, научно-популярной, учебной, художественной и др. литературы. Источниками новых знаний также выступают прослушивание лекций, докладов, концертов и фонозаписей, консультации специалистов, просмотр спектаклей, кинофильмов, посещение музеев, выставок, различные виды практической деятельности - опыты, эксперименты, моделирование и др. При этом самообразование всегда имело целью получение необходимой квалификации или повышение образовательного уровня. Многие крупные деятели науки, литературы, искусства, общественных организаций помогали другим в решении этой задачи: создавали народные библиотеки, читальни, народные дома и др. Например, в 1863—1866 гг. в Петербурге издавался учебно-литературный журнал «Самообразование». В 1893 г. в Москве была создана комиссия по организации домашнего чтения при ученом отделе Общества распространения технических знаний, которая разработала специальные программы по многим предметам, изучавшимся в университетах, выпускала «Библиотеку для самообразования», проводила письменные консультации. Облегченные программы для самообразования выпускал Отдел для содействия самообразованию, созданный в Петербурге (1891 г.) при Педагогическом музее военно-учебных заведений. В начале XX в. большое распространение получили книги Н. А. Рубакина - «Письма к читателям о самообразовании» (1913 г.), «Практика самообразования» (1914 г.) и др. Значительную роль в развитии играли различные общества, курсы и народные университеты.
С 20-х гг. прошедшего столетия организованная и систематическая работа проводилась главным образом в области политического самообразования. В области общего самообразования, направляемого политпросветами Наркомпросов и профсоюзами, была реализована широкая программа образования трудящихся до уровня требований неполной средней школы. В середине 30-х гг., в связи со значительным развитием сети общеобразовательных школ, техникумов и вузов, самообразование стало основным способом самостоятельного углубления и расширения знаний, полученных в учебных заведениях. В условиях научно-технической революции (с 50-х гг. XX в.) широкое развитие получили системы образования взрослых и повышения квалификации. Эту потребность усиливает и развитие средств массовой информации. Их развитие, с одной стороны, обогащает процесс самообразования, а с другой - делает человека причастным к совершающимся в мире событиям, вызывает потребность разобраться в них. Начало XXI в. характеризуется гуманистической коррекцией самообразования - направленностью на развитие личности, раскрытие способностей человека, его творческого потенциала, самовыражение, реализацию духовных интересов. Важную роль в формировании навыков самообразования играет школа различных уровней, которая рассматривает его как обязательный компонент современного обучения. Оно также может развиваться как сопутствующее обучению, расширяя, дополняя, углубляя изучаемый в учебном заведении материал, а может быть и автономно по отношению к обучению, включаясь в изучение новых, не представленных в учебном заведении курсов. В этом случае самообразование, обогащая учение, находит в нем поддержку, апробируя самостоятельно полученные знания, систематизирует их. В то же время обучение дает возможность обогатить самообразование коллективным поиском, снять некоторые трудности самостоятельного познания. Развиваясь в системе обучения, самообразование получает новые стимулы для своего утверждения. При этом навыки самообразования вырабатываются в первую очередь в процессе проведения различных видов самостоятельной работы учащихся, предусмотренных учебными программами (выбор необходимой литературы, конспектирование, реферирование прочитанного, составление тезисов, подготовка докладов и др.). Учащиеся пользуются справочной литературой, словарями; в процессе экскурсионной, лабораторной и экспериментальной работы приобретают необходимые для самообразования умения наблюдать, сравнивать, обобщать жизненные явления. Навыки самообразования, полученные в школе, углубляются и совершенствуются в процессе учебной работы в средних специальных и высших образовательных учреждениях. Важную роль в этом, помимо самостоятельной работы с учебной и научной литературой, играют занятия в семинарах, научных студенческих обществах и конструкторских бюро, участие в исследовательских работах и др. Самообразование в последние годы рассматривается как составная часть системы непрерывного образования,выступающего связующим звеном между базовым образованием (общим и профессиональным) и периодическим повышением квалификации или переподготовки специалистов. Непрерывное образование представляет собойфилософско-педагогическую концепцию, согласно которой образованиерассматривается как процесс, охватывающий всю жизнь человека. В то же время это также аспект образовательной практики, представляющий ее как непрекращающееся целенаправленное освоение человеком социокультурного опыта с использованием всех звеньев имеющейся образовательной системы государства и один из важнейших принципов образовательной политики Российской Федерации. В теории и практике непрерывного образования особо акцентируется образование взрослыхза пределами базового образования – приобретение и повышение профессиональной квалификации, переподготовка в процессе смены профессий, образование в ходе адаптации к меняющимся социальным условиям, досуговое образование и т. д. Важной чертой практики непрерывного образования в последние годы становится самостоятельный выбор образовательных целей и средств их достижения. В связи с этим идея непрерывного образования связана с переходом образовательной теории и практики от парадигмы преподавания,в рамках которой человек выступает как «объект обучающих воздействий», к парадигме, предполагающей гуманистический тип отношений участников образовательного процесса (обучающих и обучающихся), саморазвитие обучающихся. Непрерывное образование также выступает как путь и средство творческого роста личности, конструктивного преодоления ситуаций социального и профессионального жизненного кризиса. Вот почему для психолого-педагогической практики важнейшей областью его проблематики является процесс самоактуализации человеком своих ценностей и творческого потенциала в образовательном процессе. Разработка в Российской Федерации проблематики непрерывного образования отличается остротой, связанной с изменениями в жизни общества в условиях перехода к рыночным отношениям, социокультурной ситуацией, в которой профессиональная гибкость и мобильность не сводятся только к области производственной деятельности человека, но становятся как социальной, так и личностной проблемой и непосредственно отражаются на образовательной сфере общества. Особое значение приобретают социально-практические и научно-прикладные подходы к непрерывному образованию, которые направлены на его гуманизацию, переориентацию с обезличенных потребностей государства или ведомств на образовательные потребности человека, включение образовательного процесса в контекст социальной и производственной жизни человека, его личностного роста. К тому же разработка его теоретических и прикладных проблем обусловлена отходом от жесткой централизации государственного регулирования образования, социальной потребностью переключения в режим широкой и гибкой системы образовательных услуг.
Литература по данной теме 1. Подласый И.П. Педагогика: Учебник для вузов/И.П. Подласый. – М.: Высшее образование, 2007. – 540с. 2. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2007. – 432 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»). 3. Самоненко Ю.А. Психология и педагогика: Учебное пособие. – М.: Юнити, 2001. – 280 с. 4. Сидоров А.А. Педагогика: Учеб ник/А.А. Сидоров, М.В. Прохорова, Б.Д. Синюхин. – М.: Терра – Спорт, 2000.– 272с. 5. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для вузов/В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А.Сластенина. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2005.– 568с. – (Высш. проф. образование).
|
|||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 583; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.32.6 (0.014 с.) |