Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема лекции: «Психика и организм»

Поиск

 

Лекция рассчитана на 1 час

Цель лекции: сформировать диалектико-материалистическое понимание развития психики. Раскрыть основные функции психики, развитие психики в процессе онтогенеза, филогенеза.

Для достижения цели ставим следующие задачи

1. Определение понятия «психика».

2. Определение стадий развития психики и ее основных функций.

3. Изучение связи между морфологическими особенностями строения тела индивида и его психикой.

План лекции

1. Психика и организм.

2. Мозг и психика.

3. Основные функции психики.

4. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза.

 

Теоретический материал для подготовки к лекции

Возникновение и развитие психики человека является одной из сложных проблем. Психика – общее понятие, объединяющие многие субъективные явления, изучаемые психологией как наукой. Есть два понимания природы психики: материальное и идеалистическое. Согласно первому пониманию психические явления представляют собой свойство живой материи самоуправление развитием и самопознание (рефлексия).

В соответствии с идеалистическим пониманием психики в мире существует не одно, а два начала: материальное и идеальное. Взаимодействуя в развитии, они, тем не менее, развиваются по своим законам. На всех ступенях развития идеальное отождествляется с психическим.

Психика человека развивается и существует только в тесном единстве с его организмом. Для здоровой психики необходимы такие биологические условия: уровень содержания кислорода в крови и клетках мозга, температура тела, обмен веществ. Существует множественное количество других органических условий, определяющих нормальное функционирование нашей психики.

Особое значение для психической деятельности имеют следующие особенности человеческого организма: возраст, пол, строение нервной системы и мозга, тип телосложения, генетические аномалии и уровень гормональной активности.

В современной психологии большое значение уделяется связям между морфологическими особенностями строения тела индивида и его психикой. Наибольшую известность приобрели конституциональные типологии человеческой психики Э. Кречмера и У. Шелдона.

Немецкий психолог Э. Кречмер в работе «Строение тела и характер» изучал связи, которые существуют между строением тела и его психологическим складом:

- астеник – худой, с узкими плечами и плоской грудью. С детства очень слабые и нежные, они быстро растут, не склонны к увеличению мышечной массы. Им присуща склонность к уединению, скрытность чувств, социофобия (страх перед общественными контактами);

- атлетик – сильно развитые скелет и мускулатура. Им присуща потребность в доминировании, храбрость, склонность к риску, психологическая неустойчивость, отсутствие сострадания, самоуверенность;

-пикник – склонность к ожирению, плотная фигура. Им присуща пристрастие к еде, любовь к компаниям. Приветливость во всем, жажда любви и одобрения окружающих, эмоциональная ровность.

Как и Э. Кречмер, У. Шелдон пришел к выводу о существовании трех «соматотипов», т.е. основных моделей строения человеческого тела:

- эндоморфный – мягкость тканей, отложение жира – висцеротонический темперамент (лат. viscera – внутренности, т.е. функциональное преобладание органов пищеварения);

- мезоморфный – широкие плечи, мускулистые конечности – соматотоник (греч. soma – тело);

- эктоморфный – худой человек, слабая мускулатура – церебротонический темперамент (лат. cerebrum – мозг).

Структура психики включает четыре подструктуры: психические явления, уровни психики, фазы психики и индивидуальное Я.

1. Психические явления – этопсихические процессы, состояния и свойства личности.

2. Уровни психикибессознательная психика (бессознание) и сознательная (сознание).

Бессознание (подсознание) есть проявление инстинктивной программы поведения, проявление исторического опыта предков, а так же формируется в индивидуальной жизни на основе подражания, приспособленческого поведения, развития привычек и навыков в целенаправленных действиях. Свойства бессознания – это отождествления своего Я с собственным телом, всеми его процессами, подражательность, ситуативность, автоматичность действий, их стереотипность.

Сознание – формируется на основе общения, мышления, речи и в процессе деятельности. Это высший творческий уровень психики человека, которому свойственна духовная, субъективная свобода, критичность, нравственная мотивация, способность идеального планирования и моделирования всех предстоящих форм активности.

3. Фазы психики – актуальная, интуитивная, потенциальная.

Актуальная фаза – осознанная, в которой проявляется, ощущается, переживается конкретная активность человека и на которой сосредоточено внимание. Психическое содержание этой фазы фиксируется, сохраняется и воспроизводиться в памяти.

Интуитивная фаза – не осознана, непроизвольная, вспомогательная относительно актуальной фазы. Она соучаствует в решении задач актуальной фазы, все психические процессы в ней протекают более быстро и нередко выдают решения не только в состоянии бодрствования, но и в сновидениях.

Потенциальная фаза – включает все материальные механизмы психики, на которые не действует активность внимания. Это потенциальная материализованная психика, которая может перейти в первые две фазы при условии сосредоточения или рассеивания внимания.

4. Индивидуальное Я. Это одно из самых сложных явлений и понятий психологии, философии и религии. З. Фрейд в трехуровневой структуре психики определил первый базальный уровень как ОНО – бессознание (подсознание), второй, он же средний уровень как Я – сознание и третий уровень – сверх Я или сверхсознание.

У. Джеймс определил четыре понятия Я:

- Я – материальное – мое тело, моя одежда, моя собственность;

- Я – эмпирическое, социальное (включает различные отношении человека в обществе);

- Я – духовное – это совокупность явлений индивидуальной психики (сознание, способности, характер и др.);

- Я – чистое – общение в идеальном мире с Абсолютным Разумом.

В отечественной психологии принято понятие Я как индивидуальная духовная целостность, основа психики и всех психических явлений индивида, которая тождественна сама себе на протяжении всей жизни и одновременно различна по содержанию в соответствии изменениями индивидуального опыта.

Я – результат выделения человеком самого себя из окружающей среды, позволяющий ему ощущать себя субъектом своих психических и физических состояний, действий и процессов.

Литература по данной теме

 

1. Климов Е.А. Общая психология: Учебное пособие. – М.: Юнити, 2001. – 512 с.

2. Невлев В.К. Психология: Учеб. пособие. – 2-е изд., доп. и перераб. – Белгород: Кооперативное образование, 2005. -141 с.

3. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. выш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Кн.1: Общие основы психологии.- 688 с.

4. Петровский А.В. Психология: Учебное пособие. – М.: Академия: высш. шк., 2001. – 502 с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.18.135 (0.01 с.)