Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема лекции: «основные категории педагогики»

Поиск

Лекция рассчитана на 1 час

Цель лекции: Сформировать общее представление о педагогике как науки, ее возникновении; обозначить объект, предмет функции методы педагогики; рассмотреть основные категории педагогики и педагогической практики.

 

Для достижения цели ставим следующие задачи

1. Педагогика как наука.

2. Основные методы педагогических исследований.

3. Основные категории педагогической науки и практики.

План лекции

1. Объект, предмет, задачи педагогики.

2. Функции и методы педагогики.

3. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, развитие.

4. Понятийный аппарат педагогики: педагогическая деятельность, процесс, система, взаимодействие, технологии, задача

Теоретический материал для подготовки к лекции

 

Свое название педагогика получила от греческого слова «пейдагогос» («пайд» – дитя, «гогос» – веду), которое означает «детоводство» или «дитяведение».

В древней Греции эта функция осуществлялась непосредственно – педагогами. Педагогами первоначально называли рабов, сопровождающих детей своего господина в школу. Позже педагоги – это уже вольнонаемные люди, которые занимались наставлением, воспитанием и обучением детей.

Объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.

Предмет педагогики – образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

Основными задачами педагогики являются: выявление и изучение закономерностей, основных принципов, методов и организационных форм обучения и воспитания и построение на этой основе целостного педагогического процесса.

Функции педагогики как науки обусловлены ее предметом.

Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях:

- описательном, или объяснительном, – изучение передового и новаторского педагогического опыта;

- диагностическом – выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих;

- прогностическом – экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности. На этом уровне создаются теории обучения и воспитания, модели педагогических систем опережающие образовательную практику.

Технологическая функция педагогики предполагает так же три уровня реализации:

- проективный – связанный с разработкой соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций), воплощающих в себя теоретические концепции;

- преобразовательный – направленный на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции;

- рефлексивный и корректировочный, предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности.

При изучении педагогического опыта применяются такие методы как: наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение письменных, графических и творческих работ учащихся, педагогической документации.

Наблюдение – целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал.

Выделяют следующие этапы наблюдения:

- определение задачи и цели;

- выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать);

- выбор способа наблюдения (как наблюдать);

- выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести запись);

- обработка и интерпретация полученной информации (каков результат).

Метод опроса – беседа, интервью, анкетирование. Разновидность беседы – интервьюирование.

Ценный материал может дать изучение продуктов деятельности учащихся: письменных, графических, творческих и контрольных работ, рисунков, чертежей, деталей и т.д. Эти работы могут дать необходимые сведения об индивидуальности учащегося, о достигнутом уровне умений и навыков в той или иной области.

Изучение школьной документации (личных дел учащихся, медицинских карт, классных журналов, ученических дневников, протоколов собраний, заседаний) вооружает исследователя некоторыми объективными данными, характеризующими реально сложившуюся практику организации образовательного процесса.

Особую роль в педагогических исследованиях играет эксперимент.

Педагогический эксперимент – исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях, которое предполагает опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания.

В зависимости от цели, которую преследует эксперимент, различают:

- констатирующий эксперимент, при котором изучается существующее педагогическое явление;

- проверочный, уточняющий эксперимент, когда проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы;

- созидательный, преобразующий, формирующий эксперимент, в процессе которого констатируются новые педагогические идеи.

По месту проведения различают лабораторный и естественный эксперимент.

В педагогике широко применяется тестирование – целенаправленное, одинаковое для всех обследование, проводимое в строго контролируемых условиях и позволяющее объективно измерять характеристики и результаты обучения, воспитания, развития учащихся, определять параметры педагогического процесса.

Если говорить о педагогических аспектах тестирования, то следует указать, прежде всего, на использование тестов успеваемости. Широко применяются так же тесты элементарных умений, таких как чтение, письмо, простейшие арифметические операции, а так же различные тесты для диагностики уровня обученности – выявления степени усвоения знаний. Умений по всем учебным дисциплинам.

Итоговый тест содержит большое количество вопросов и предлагается после изучения крупного раздела учебной программы. Выделяют два вида тестов: скорости (время) и мощности ( глубина и основательность знаний).

Выделяют основные категории педагогики:

- развитие человека – это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых, социальных и природных факторов;

- воспитание в широком смысле слова представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности. Воспитание в узком смысле слова – систематическое и целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемых с целью формирования у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира.

- образование – процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают, в основном, в процессе обучения м воспитания в учебном заведении под руководством педагогов. Однако все возрастающую роль играет самообразование.

- обучение – это целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся по передаче, усвоению знаний. Деятельность преподавателя пи этом называется преподаванием, деятельность учащихся – учением. Поэтому обучение можно представить и как: преподавание и учение взятые в единстве.

Тогда педагогика – это наука о воспитании, обучении, образовании.

Педагогический процесс – это движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания. Характеристикой педагогического процесса является целостность, как внутренние единство его компонентов, относительная их автономность.

Педагогический процесс как целостность может быть рассмотрен с позиции системного подхода, который позволяет увидеть в нем, прежде всего педагогическую систему.

Педагогическая система – множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных общей образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе.

Педагогическое взаимодействие – это преднамеренный контакт педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях.

Педагогическая деятельность – особый вид социальной (профессиональной) деятельности, направленный на реализацию целей образования: передачу от старшего поколения младшим накопленного опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Педагогическая технология – это последовательная, взаимообусловленная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения и осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач.

Педагогическая задача – это материализованная ситуация воспитания и обучения (педагогическая ситуация), характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью.

 

Литература по данной теме

1. Подласый И.П. Педагогика: Учебник для вузов/И.П. Подласый. – М.: Высшее образование, 2007. – 540с.

2. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2007. – 432 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).

3. Самоненко Ю.А. Психология и педагогика: Учебное пособие. – М.: Юнити, 2001. – 280 с.

4. Сидоров А.А. Педагогика: Учеб ник/А.А. Сидоров, М.В. Прохорова, Б.Д. Синюхин. – М.: Терра – Спорт, 2000.– 272с.

5. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для вузов/В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А.Сластенина. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2005.– 568с. – (Высш. проф. образование).

6. Талызина Н.Г. Педагогика и психология: Учебник – М.: Академия, 2001. – 218 с.

 

ТЕМА 2.2. ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ

Тема лекции: «Образование как общечеловеческая ценность»

Лекция рассчитана на 1 час

Цель лекции: раскрыть сущность категорий профессиональной торговой этики. Раскрыть понятие профессиональный такт и его значение для роста престижа торговой профессии. Рассмотреть понятие профессиональный этикет и его проявление. Выявить основные правила поведения торгового работника на уровне профессиональной торговой этики.

 

Для достижения цели ставим следующие задачи

1. Моральные категории профессиональной торговой этики.

2. Сущность понятий профессиональный такт и профессиональный этикет в торговой деятельности.

3. Основные правила поведения работников сферы торговли.

План лекции

1. Цели образования и воспитания

2. Образование как общечеловеческая ценность

3. Образование как педагогический процесс

4. Образовательные стандарты и программы


Теоретический материал для подготовки к лекции

 

Воспитательный процесс носит в значительной степени целенаправленный характер и предполагает определенное направление воспитательных усилий, осознание их конечных целей, а так же включает в себя содержательную сторону и средства достижения этих целей. Цели воспитания определяются идейными и ценностными установками того или иного сообщества. Воспитание должно базироваться на постоянных идеях и ценностях, поэтому в качестве идейной основы всей системы воспитания должны быть выработаны и проверенные многовековой практикой принципы гуманизма.

Гуманизм, прежде всего, означает человечность человека: любовь к людям, высокий уровень психологической терпимости (толерантности), уважение к личности и ее достоинству. С позиции гуманизма цель воспитания состоит в том, чтобы каждый человек мог стать полноценным субъектом деятельности, познания и общения, т.е. свободным самодеятельным существом, ответственным за все происходящие в этом мире. Следовательно, мера гуманизации воспитательного процесса определяется тем, насколько этот процесс создает предпосылки для самореализации личности, раскрытия всех заложенных в ней задатков, ее способности к свободе, ответственности и творчеству.

С содержательной стороны реализация принципов гуманизма в воспитательном процессе означает проявление общечеловеческих ценностей. В данном случае в это понятие вкладываются два дополняющие друг друга смысла. Во-первых, общечеловеческие ценности – это ценности значимые не только для какого-то ограниченного узкого круга людей, а как то, что имеет значение для всего человечества. Поэтому подход к воспитательному процессу с позиций общечеловеческий ценностей означает его деиделогизацию, т.е. отказ от навязывания позиций, установок, убеждений какой-то определенной социальной группы, акцент на духовно-нравственное, интеллектуальное, эстетическое развитие личности на основе освоения его всего культурного богатства, накопленного в истории человечества. Во-вторых, общечеловеческие ценности – это предельные, исторически и социально нелокализируемые ценности. Это запредельные ценности, которые носят абсолютный характер, вечные ценности.

В нашей стране в качестве главной цели учебно-воспитательного процесса выдвигалась подготовка высококвалифицированного специалиста. Без высокой квалификации выпускник не может реализовать себя как личность. Гуманизация учебного процесса предполагает формирование учебных планов таким образом, что бы они максимально учитывали интересы студентов в новых социальных и экономических условиях. Гуманистическая ориентация образования может быть реализована только в соответствующих формах учебно-воспитательного процесса. Речь идет о гуманистической педагогике, которая предполагает высокую степень индивидуализма и дифференциации обучения, акцент на пробуждение активности и инициативности обучаемого.

В самом общем виде образование представляет собой процесс педагогически организованной социализации личности. При этом в Законе Российской Федерации "Об образовании" это положение конкретизируется и трактуется как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства...". Следовательно, рассмотрение образования в виде педагогической системы, направленной на достижение определенных целей формирования и развития личности, предполагает, прежде всего, его анализ как общечеловеческой ценности.

Следует подчеркнуть, что рассмотрение образования как единства обучения и воспитания обеспечивает культурную преемственность поколений и готовность человека к выполнению социальных и профессиональных ролей. В этом случае индивид осваивает систематизированную совокупность нравственных и культурных ценностей, соответствующих его интересам и общественным ожиданиям.

Образование в соответствии с интересами и способностями личности одно из фундаментальных прав человека. Общественная значимость культуры и нравственных ориентиров деятельности и поведения человека делают его предметом интереса не только индивида, но также общества и государства, которые, в связи с этим, активно влияют на образование, поддерживая те или иные образовательные институты, определенные модели учебно-воспитательного процесса.

Особенность культурно-исторической преемственности образования заключается в том, что социально ценные качества личности формируются и развиваются не стихийно, а целенаправленно. Многообразие отраслей и направлений деятельности человека в обществе, интеллектуальная насыщенность современного квалифицированного труда и сложность осваиваемых пластов культуры требуют от государства и общества соответствующей организации целостной образовательной среды.

Классификация видов образовательной практики осуществляется по критериям формируемых и развиваемых в ее системе знаний, навыков и умений(общее или профессиональное образование) и по уровням сложности образовательных программ (дошкольное, основное школьное, среднее, высшее). Вот почему представления об образовании, его теоретическое осмысление историчны и зависят от ряда целеполагающих идей, в том числе этических, социально-философских и педагогических. Следовательно, образование выступает важной категорией целого ряда наук. Основополагающее значение имеет эта категория и для педагогической науки.

Главные идеи образования соотносятся с исторически и социально варьируемыми идеалами личности и образованного человека. Цели общества и цели учащихся связаны друг с другом: чем менее образован растущий человек, тем более расходятся его спонтанные цели с общественными и педагогическими. Снятие этого противоречия предполагает постепенное сближение и, в конечном счете, совпадение личностных смыслов деятельности участвующих в образовательном процессе сторон.

Важно отметить, что в современной педагогической науке преодолевается отношение к знаниям, навыкам и умениям как к конечным целям образования. В последние годы большинством ученых и практиков они рассматриваются как его важнейшие средства, обеспечивающие полноценное развитие личности и ее включение в социально-значимую деятельность, предполагающую различные возможности самообразования в интересах конкретного человека.

В современном образовании необходимо соотносить педагогическое руководство человеком с его активностью и самостоятельностью в преодолении постепенно нарастающих и все-таки посильных трудностей обучения и воспитания. Формирование и поддержание образовательных мотивов личности – одна из основных задач педагогов и психологов. Недооценка мотивационных факторов, манипулирование межличностными отношениями способны не только замедлить развитие и профессиональное становление учащихся, нанести вред их физическому здоровью, но и сформировать искаженную картину мира, вызвать отвращение к интеллектуальной деятельности и науке, что неизбежно негативно скажется на поведенческих установках молодежи и нанесет ущерб социально-экономическому развитию общества и государства.

Обучение и воспитание – стороны единого процесса образования. В то же время обучение предполагает усвоение знаний, умений и навыков, позволяющих тому, кто обучает, и тому, кто обучается, говорить на одном языке объективных значений элементов культуры. Воспитание же предполагает усвоение нравственных ценностей и норм общественного и профессионального поведения. Но такое усвоение невозможно без обучения. Для того чтобы достичь намеченной цели, обучение и воспитание должно быть организованно, т.е. обучению и воспитанию нужно придать форму управляемого процесса, в котором будет соединено взаимодействие учителя и учеников. Такой процесс называется учебно-воспитательным или педагогическим.

Педагогический процесс – это организованная и целенаправленная деятельность людей, с целью формирования необходимых знаний, практических навыков и умений, морально-политических, психологических и физических качеств личности и группы.

Педагогический процесс неразрывно связан со всеми другими общественными процессами (экономическим, политическим, нравственным, культурным и др.). Его сущность, содержание и направленность зависят от состояния общества, реального взаимодействия производительных сил и производственных отношений.

В перспективе развития человека содержание образования призвано обеспечить полноценное «проживание» отдельных возрастных этапов (детства, отрочества, юношества, зрелости и др.), психологически обоснованную последовательность усвоения компонентов культуры и видов деятельности, а также для развития различных способностей в целях самоопределения индивидов в мире труда, межличностных и общественных отношений. Эта задача в современном российском обществе решается посредством разработки и принятия образовательных стандартов и соответствующих образовательных программ.

Образовательные стандарты раскрывают цели обучения и воспитания, обязательные требования к образованию, закрепленные в особых нормативных документах. В Российской Федерации они введены по Закону об образовании (1992 г.). Согласно Закону, устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты. Они определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников, а также являются основой для объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

Для обучающихся, имеющих нарушения в психофизическом развитии, могут быть установлены специальные образовательные стандарты, на основе которых разрабатываются учебно-методические документы, ориентированные на соответствующие технологии обучения.

На основе требований образовательного стандарта государственными органами управления образованием разрабатываются примерные образовательные программы, которые определяют содержание образования всех уровней и направлений. Образовательное учреждение на договорной основе также может реализовывать и дополнительные образовательные программы.

В то же время Законом об образовании предусмотрено обучение и по авторским образовательным программам. В отличие от примерных программ они разрабатываются образовательными учреждениями самостоятельно, что позволяет реализовывать в них оригинальные концепция и содержание. Однако их использованию в образовательном процессе предшествует экспертиза, апробация, сертификация и т.п. При этом эксперты должны ответить на следующие вопросы: почему возникла потребность в создании новой учебной программы; что лежит в основе ее создания; в чем отличие от существующих программ; обеспечивает ли реализация предложенной программы требования государственных образовательных стандартов и т.д.

В Российской Федерации образовательные программы подразделяются на общеобразовательные и профессиональные. К общеобразовательным относятся программы дошкольного образования, начального, основного и среднего (полного) общего образования. При этом каждая последующая программа базируется на предыдущей.

Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов. К ним относятся программы начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования.

Образовательные программы реализуются во всех типах образовательных учреждений и учреждений профессионального образования. В их число также включены специальные (коррекционные) образовательные учреждения и образовательные учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детские дома, школы-интернаты и др.). Учащиеся, не освоившие программы учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, по усмотрению родителей оставляются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся или продолжают обучение в форме семейного образования.

Все содержательные и процессуальные аспекты образования интегрируются в учебном плане. Современный план отличается вычленением инварианта базового образования, как основы последующей или сопровождающей общее образование специализации. Вот почему общее и специальное образование взаимно предполагают друг друга.

Организационная система образования призвана обеспечить доступ к нему всем, способным его усвоить. Его же дифференцированность может иметь своим основанием только разворачиваемые во времени способности конкретной личности.

Литература по данной теме

1. Подласый И.П. Педагогика: Учебник для вузов/И.П. Подласый. – М.: Высшее образование, 2007. – 540с.

2. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2007. – 432 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).

3. Самоненко Ю.А. Психология и педагогика: Учебное пособие. – М.: Юнити, 2001. – 280 с.

4. Сидоров А.А. Педагогика: Учеб ник/А.А. Сидоров, М.В. Прохорова, Б.Д. Синюхин. – М.: Терра – Спорт, 2000.– 272с.

5. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для вузов/В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А.Сластенина. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2005.– 568с. – (Высш. проф. образование).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 774; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.18 (0.014 с.)