Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема лекции: «Психические свойства»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Лекция рассчитана на 1 час Цель лекции: ознакомить студентов с психическими свойствами личности; показать роль психических свойств в формировании профессионально важных качеств личности. Систематизировать и закрепить полученные знания.
Для достижения цели ставим следующие задачи 1. Формирование целостного представления о психических свойствах личности. 3. Приобретение умений распознавать темперамент и характер человека. 2. Изучение эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной сферы личности. 3. Определение роли психических свойств в формировании профессионально важных качеств личности. План лекции 1. Темперамент и характер человека 2. Природа человеческих способностей 3. Эмоционально-волевая сфера личности 4. Потребности и мотивы поведения
Теоретический материал для подготовки к лекции
Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. Физиолог И.П. Павлов на основе своего учения о влиянии центральной нервной системы на динамические особенности поведения выделил три свойства системы: силу, уравновешенность, подвижность, которые соответствуют четырем типам темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. У человека присутствуют все четыре типа темперамента, но один является доминирующим. Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обуславливая типичные для индивида способы поведения. Характер человека проявляется: - в том, как он относиться к другим людям: родным, близким, товарищам, малознакомым и т.д. устойчивая и неустойчивая привязанность, общительность и замкнутость, правдивость и лживость. При взаимодействии с другими людьми выступают такие черты как: неуживчивость, покладистость, миролюбие или склонность к спорам; - в отношении человека к самому себе: самолюбие и чувство собственного достоинства или неуверенность в своих силах; - в отношении человека к делу: добросовестность, ответственность, энтузиазм; - в отношении к вещам (как к общественной собственности, так и к своим вещам). Некоторые черты характера, которые являются устойчивыми в течение всей жизни человека, обнаруживаются у детей раннего возраста. Следовательно, истоки характера и признаки его стабилизации нужно искать в самом начале жизни. Основную роль в формировании характера играет общение с окружающими. Сензитивным периодом жизни для становления характера можно считать возраст от 2-3 до9-10 лет, когда дети много и активно общаются с взрослыми и сверстниками, подражая всем и во всем. Взрослые пользуются в это время доверием ребенка, имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием, что создает условия для подкрепления нужных форм поведения. Акцентуация характера – это чрезмерное усиление отдельных черт характера и их сочетание. К. Юнг делил людей на интровертов и экстравертов. Характер человека связан с его интересами, потребностями и более всего проявляется в том, что для человека значимо. Поэтому судить о характере человека можно, внимательно наблюдая за тем, как он ведет себя в значимых жизненных ситуациях, которые позволяют удовлетворять наиболее сильные и актуальные потребности. Способности – это то, что не сводиться к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение. Закрепление и эффективное использование на практике (Б.М. Теплов) Классификации способностей: Природные (естественные) - в основе своей биологически обусловленные (такие элементарные как восприятие, мышление, способность к элементарным коммуникациям), они связаны с врожденными задатками, но не тождественны им. Они формируются на их основе, при наличии элементарного жизненного опыта, через механизмы научения типа условно рефлекторных связей; Общие способности, включают те, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности, например, умственные способности, развитая память, совершенная речь и т.д.; Специальные способности, определяют успехи человека в специфических видах деятельности, например, музыкальные, художественные, технические, математические и др. Наличие у человека общих способностей не исключает развитие специальных, и наоборот. Уровни способностей: - средние – подражательные, стереотипные способности, на основе которых происходит исполнительская деятельность; - одаренность – начала творчества в определенной сфере деятельности; - талант – творческая способность в одном ограниченном направлении; - гениальность – синтез нескольких талантов. Воля – это способность управлять своими действиями в соответствии с целями и мотивами деятельности, или умение преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Благодаря воле регулируется профессиональная деятельность человека. В профессиональной деятельности человека роль воли значительна, т.к. часто возникают саамы различные трудности: утомление, ухудшение настроения, конфликты на производстве и т.п. Без преодоления этих внешних и внутренних трудностей профессиональная деятельность не может быть успешной. На личном уровне первичные волевые качества проявляются в таких свойствах, как сила воли, энергичность, настойчивость выдержка. Существуют вторичные или производные, волевые качества – решительность, смелость, самообладание, уверенность. Обычно в жизни они появляются в сочетании с характером. К третьей группе качеств (третичные волевые качества) относяткачества, которые связаны с морально-ценностными критериями. Это ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность. Так же можно отнести качества, которые одновременно являются отношением человека к своей профессиональной трудовой деятельности: инициативность и деловитость. Основной функцией волевой регуляции поведения является повышение эффективности профессиональной деятельности человека. Волевая регуляция необходима для того что, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание. Воля участвует в регуляции практически во всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления и речи. Развитие вышеуказанных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними. Приемы самовоспитания волевой регуляции поведения могут быть весьма разнообразны, но все они включают соблюдение следующих условий: - начинать воспитание воли следует с приобретения привычки преодолевать сравнительно незначительные трудности; - преодоление трудностей и препятствий совершается для достижения определенных целей. Чем значительнее цель, чем выше уровень волевых мотивов, тем большие трудности способен преодолевать человек. Важно, что бы человек среди повседневных дел не утрачивал дальнейшей перспективы, не терял из виду дальнейших целей деятельности. Поэтому необходимым условием воспитания воли является формирование высших мотивов деятельности – моральных принципов и убеждений; - принятое решение должно быть исполнено. Если решение принимается, но не исполняется, то воля дезорганизуется; - в случае если человек поставил дальнюю цель, имеет далекую перспективу, важно видеть этапы достижения этой цели, намечать ближайшие перспективы. К числу важных условий формирования воли человека относиться строгое соблюдение режима дня, правильного распорядка всей жизни человека. Наблюдения за слабовольными людьми показывают, что они не умеют правильно организовать ни работу, ни отдых. Волевой человек, разумно организуя свою деятельность, не торопясь, выполняет намеченное, поведение его характеризуется собранностью и целеустремленностью. У каждого человека есть все возможности для развития и самовоспитания воли. Чем раньше начинается сознательный процесс воспитания воли, тем больших успехов он может добиться в своей профессиональной деятельности. Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности.[1] Чувства – это переживаемые в различной формевнутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает или делает. Общепринятой классификацией видов чувств, психология не располагает. Принято выделять следующие виды: - нравственны (моральные) чувства своим содержанием имеют отношение человека к человеку, обществу. К ним относятся: любовь, сострадание, доброжелательность, гуманность, преданность, а так же противоположные – безнравственные чувства (аморальные): жадность, эгоизм, жестокость, злорадство, надменность, себялюбие и т.п.; - интеллектуальные чувства выражают и отражают отношение личности к процессу познания. К ним относят: интерес, удивление, любознательность, сомнение, радость открытия, любовь к истине и т.п.; - эстетические чувства отражают и выражают отношение субъекта к различным фактам жизни их отображению в искусствекак к чему-то прекрасному или безобразному, трагическому или комическому, возвышенному или пошлому, возвышенному или грубому. Многие психологи придерживаются мнения, что существуют только три основные эмоции: гнев, страх и радость. Они считают, что все остальные эмоции являются вариантами одной из этих трех эмоций или их сочетаниями. Например, ненависть, ярость и враждебность являются формами гнева. В основе ревности и вины лежит страх. Любовь и счастье – это чувства связанные с радостью. Скорбь, скорее всего, является сочетанием страха и гнева. Гнев – это довольно неприятная эмоция, ее причиной обычно является фрустрация, связанная с ситуацией неподвластной нашему контролю. Фрустрация – эмоциональное тяжелое переживание человеком совей неудачи. Сопровождающиеся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели. Фрустрация может возникнуть так же в том случае, если человек никак не может выбрать одну из нескольких целей. Иногда люди ощущают тягу сразу в нескольких направлениях. Курт Левин выделил три типа внутренних конфликта, связанных с достижением цели. Каждый из трех типов внутренних конфликтов приводит к фрустрации. Конфликт равнозначных положительных возможностей, или ситуация «буриданов осел». [2] Конфликт, возникающий при необходимости выбора в пользу одной из двух одинаково привлекательных перспектив. Из трех типов конфликтов этот приводит к самой слабой фрустрации. Конфликт равнозначных отрицательных возможностей, или «Из двух зол…». Конфликт, возникающий при вынужденном выборе в пользу одной из двух одинаково нежелательных перспектив. Этот тип конфликта приводит к самой сильной фрустрации. Конфликт положительно-отрицательных возможностей, или «проблема выбора». Конфликт, возникающий из-за необходимости принятия не только положительных, но и отрицательных аспектов одной и той же перспективы. Этот тип конфликта возникает чаще всего и приводит к средней фрустрации. Любой конфликт, независимо от типа, приводит к фрустрации, но люди реагируют на нее по-разному. Многие люди пытаются уйти от фрустрации, но чаще всего начинают сердиться. Они выражают свой гнев с помощью множества способов. Наиболее распространенным из них является агрессивное поведение. Радость, несомненно, является самой приятной из трех основных эмоций, труднее всего дать научное определение. Радость можно примерно описать как активную положительную эмоцию, выражающуюся в хорошем настроении и ощущении удовольствия. Страх связан с ощущением опасности. Самой распространенной реакцией на страх является попытка бегства или ухода от опасной ситуации. Страхи бывают обоснованными и необоснованными. Специалисты по рекламе пытаются использовать обоснованные страхи в своих интересах. Страх – отрицательное эмоциональное состояние. Появляющиеся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности, ему грозящей. Со страхом связанна эмоция боязни. Боязнь – состояние ожидания опасности и подготовка к ней. Выделим и дадим характеристику следующим эмоциональным состояниям[3]. Настроение – эмоциональное состояние человека связанное со слабо выраженными положительными или отрицательными эмоциями и существующие, в течение длительного времени. Аффект – особо выраженное эмоциональное состояние, сопровождаемое видимыми физическими изменениями, часто необратимыми, в поведении человека, который их испытывает. Страсть – сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. Стресс – состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Дистресс – отрицательное влияние стрессовой ситуации на деятельность человека, вплоть до ее полного разрушения. Область психологической науки, в которой изучаются причины поведения человека и средства управления этим поведением, носит название психологии мотивации. Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив». Представление о мотивации возникает при попытке объяснения, а не описания поведения. Это поиск ответов на вопросы типа «почему?», «зачем?», «для какой цели?», «ради чего?», «какой смысл..?». Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, во втором – внешние условия и обстоятельства его профессиональной деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, интересах и т.п., а во втором – о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри определяют поведение человека, называют личностными диспозициями. Тогда говорят о диспозиционной и ситуационной мотивации как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения. В основе мотивации лежат внутренние потребности, которые управляют человеком и толкают его на различные поступки. Если человек сможет осознать свои потребности, то сможет объяснить причины своего поведения. Определить потребности и выяснить побудительные мотивы не всегда легко. Когда человека просят объяснить причины своего поведения, он часто испытывает затруднения (особенно ему трудно найти оправдание дурным поступкам). В этих случаях говорят о бессознательной мотивации. Бессознательная мотивация – это чувства и потребности, неосознаваемые человеком, но, тем не менее, влияющие на его поведение. Бывает, что человек ловит себя на мысли, что, например, бесцельно слоняется по комнате, или садиться за руль, не имея при себе ключей. Последователи З. Фрейда считают, что многие человеческие поступки мотивируются бессознательно, т.е. большинство людей часто не осознают истинные причины тех или иных поступков. Некоторые работники, например, постоянно опаздывают, не смотря на то, что они специально выходят пораньше, но все равно не успевают к назначенному сроку. Фрейдисты объяснили бы такую склонность к опозданиям наличием бессознательной мотивации, например, бессознательным желанием привлечь к себе внимание, явившись позже всех. Случается и наоборот, что человек довольно легко и быстро находит причины, объясняющие его поступки. Так, например, усердную работу специалист сферы общественного питания может объяснить желанием получить повышение по службе или желанием заслужить высокую награду. В этом случае говорят о сознательной мотивации. Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели. Мотивация - это процесс стимулирования самого себя и других на деятельность, направленную на достижение индивидуальных и общих целей организации[4]. Мотив в отличие от мотивации – это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотив - устойчивая осознаваемая причина, потребность человека в различных видах деятельности или поведения. Мотивировка - объяснение своих поступков[5]. Из всех возможных диспозиций наиболее важной является понятие потребности. Потребность - состояние нужды организма в чем-то, не всегда осознаваемом. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности. Потребность активизирует организм, стимулирует его поведение. Основные характеристики человеческих потребностей – сила, периодичность возникновения и способы удовлетворения. Дополнительной, является предметное состояние потребности, т.е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена. Классификация всех человеческих потребностей представляется невыполнимой задачей. Однако, Абрахаму Маслоу, работы которого внесли значительный вклад в исследование мотивации, удалось классифицировать человеческие потребности и мотивы, построив иерархическую модель мотивации в виде пирамиды. Взгляды А. Маслоу пользуются большой популярностью, т.к. создают впечатление, что их легко применять на практике. Второе после потребности по своему мотивационному значению понятие – цель. Цель - конечный, предполагаемый результат фрагмента поведения. Рассмотренные мотивационные образования: мотивы, потребности и цели – являются основными составляющими мотивационной сферы человека. Мотивационную сферу человека с точки зрения ее развитости можно оценить по следующим параметрам: - широта – качественное разнообразие мотивационных факторов; - гибкость подвижность связей, существующих между мотивационными факторами; - иерархизированность – характеристика строения конкретных уровней организации мотивационной сферы. Кроме мотивов, потребностей и целей в качестве побудителей человеческого поведения, рассматриваются такие мотивационные состояния как: желания и намерения, ценности, интересы, задачи. Желание и намерение – сиюминутно возникающие и довольно часто сменяющие друг друга непосредственные, внутренние побудители поведения, отвечающие изменяющимся условиям выполнения действия. Ценности можно определить как устойчивые предпочтения, в отношении соответствующего хода событий или их результата. Интересом называют особое мотивационное состояние познавательного характера, которое, как правило, напрямую не связано с какой-либо одной актуальной в данный момент времени потребностью. З адача как частный ситуационно-мотивационный фактор возникает тогда, когда в ходе выполнения действия, направленного на достижение определенной цели, организм наталкивается на препятствие, которое необходимо преодолеть, чтобы двигаться дальше. Литература по данной теме 1. Квинн В. Прикладная психология. – СПб: Издательство «Питер», 2000. –560 с. 2. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. выш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Кн.1: Общие основы психологии.- 688 с. 3. Невлев В.К. Психология: Учеб. пособие. – 2-е изд., доп. и перераб. – Белгород: Кооперативное образование, 2005. -141 с. 4. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2007 – 432 с.: ил. (Серия учебное пособие) 5. Радугин А. А. Психология: Учебное пособие. – М.: Центр, 2003. – 400 с.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 721; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.6.29 (0.015 с.) |