Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Причины методологического кризиса в психологии в начале 20 века.↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Причины методологического кризиса в психологии в начале 20 века. Этапы кризиса: Период возникновения открытого кризиса 19-начало 20 века –В.Вундт эксперимент; Период самого открытого кризиса 10-30 гг. 20 века;Начинается с выступления бихевиоризма 1913 год Период затухания, борьбы школ – с конца 30г. 20 века-хар-ся упадком направлений 2-го периода Кризис связан с такими именами как: Вертгеймер, Коффка, Келер, Левин, Уотсон, Фрейд, Дилтей – они критиковали ту психологию, которую застали сначала своей работы. К началу 20 века теория психологических исследований, привела к ситуации кризиса в психологии. По Выготскому, это был кризис методологических основ психологии. Кризис в психологии совпал с периодом обострения экономических и социально-политических противоречий в буржуазном обществе. Рост производства сопровождался качественными изменениями в экономике, политике и идеологии. Кризис возник в результате не состоятельности психологии сознания, то есть предмет расширился (поведение, мышление, воля и т.д), а объяснить прежние теории этого не могли. Плюс к этому главной чертой кризиса явился поиск объективных методов изучения психики. И этим методом разные школы считали совершенно разные методы. В результате возникли различные школы: функционализм, структурализм, вюрцбурсакая: но их методы были далеки от объективных. В итоге психология разделилась на отдельные школы. В качестве предмета психологии выделяли различные феномены: Познавательные – гештальт, мотивационная сфера – глубинная псих, Поведение – бихевиоризм.
Структурализм Э.Титчинера. Структурная школа – лидером являлся В. Вундт. Ее представители называли себя структуралистами, так как считали главной задачей психологии экспериментальное исследование структуры сознания. Э.Титченер считал,что предметом психологии являются элементы сознания, кот. даны человеку его самонаблюдением.Перед психологией, по Титченеру, как и перед любой другой наукой, стоят три вопроса: «что?» «как?», «почему?».Ответ на первый вопрос – это решение задачи: требуется выяснить, из каких элементов построен исследуемый предмет. Необходимо объяснить, почему возникает именно такая комбинация, а не иная. В психологической материи Титченер выделяет простейшие элементы – ощущений, образов и чувств, обнаруживаемых благодаря интроспекции. Титченер стремился усовершенствовать метод интроспекции с тем, чтобы он открывал экспериментатору истинную картину сознания. Интроспекция эффективна только тогда, когда избегает «ошибки стимула», т.е. не смешивает ощущения объекта с объектом ощущения. Титченер выделил требования интроспекции: 1.беспрестрастность2.управление вниманием3.телестные и душевные свежести4.наличие благоприятного общего сознания. Закон асооциации- всякий раз процесс ощущуний или образов появляется в сознании вместе с ним проявляются все те образы ощущения, которые встретились с ним прежде всего в каком-нибудь совершенном сознании. Его труд «Экспериментальная психология»1901-1905 Функционализм У.Джеймса. Функционализм – научное направление психологии кот. занимается проблемами связанные с ролью психики в адаптации организма к условиям окружающей среды. У истоков функционализма в США стоял Уильям Джеймс (1842-1910). I. Учение о сознании. Джеймс рассматривал сознание, понимаемое как „поток сознания“, в плане его приспособительных функций. В своих “Основах психологии” (1890) Джемс писал, что внутренний опыт человека - это не “цепочка элементов”, а “поток сознания”, отличающийся личностной избирательностью (способностью постоянно производить выбор).Сознание вступает только тогда, когда возникают трудности в приспособлении (оно бесполезно, когда для приспособления достаточно рефлексов, навыков, привычек). II. Структура личности. Джеймс предложил одну из первых в психологии теорию личности. В „эмпирическом Я“, или „личности“ им были выделены: Биологическое «Я»-все, что имеет отношение к биологическим функциям;Реальное(материальное) «Я»-сумма всего того, что человек может назвать своим(тело человека, его дом квартира,собственность, друзья); Социальное «Я»- это соц. роли, лежащие в основе наших отношений с окружающими, согласно Джеймсу «набор масок»; Духовное «Я»- внутренняя сущность личности Согласно его формуле, удовлетворенность или неудовлетворенность жизнью зависит от успеха, “деленного” на притязания (Самоуважение=Успех/Уровень притязаний). Степень самоуважения будет возрастать либо при действительном успехе, либо при отказе от стремления к нему. К функционализму относятся: Брентано, Штумпф, Гальтон, Спенсер, Бине.
Описательная психология В.Дильтея и Э.Шпрангера. Свою психологию Дильтей называет описательной и рассматривающей, противопоставляя описание объяснению, расчленение – конструирование схем из определенных элементов. Выступал против ассоциативного подхода к психике, понимая ее как более философское явление. Центральное понятие – переживание. Оно выступало не в виде элемента сознания, а в виде внутренней связи, не отделимой от ее воплощения в духовном продукте. Тем самым, индивидуальное сознание соотносилось с миром социально-исторических ценностей, с миром духовности. Важным звеном как между культурой и человеком, так и между отдельными науками стала герменевтика (учение о истолковывании), которая в теории Дильтея является средством воссоздания неповторимых культурных миров прошлого. Методом исследования является не объяснение явлений, а понимание, постижение, основанное на анализе непосредственных переживаний «Я».Э. Шпрангер центральной в своей концепции сделал не переживание, а духовную активность «Я», в которой реализуются смысловые связи с содержанием определенной культуры, выраженной в системе ценностей конкретного человека. 6 основных типов объективных ценностей: теоретические (область науки, проблема истинности), эстетические (стремление к оформлению, самовыражению), социальные (общественная деятельность, обращенность к чужой жизни), экономические (материальные блага, полезность), политические (власть как ценность), религиозные (смысл жизни). В каждом человеке могут быть представлены все эти ценности, но в разных пропорциях. Труд Шпрангер «Формы жизни».
Теория поля К.Левина. Свою теорию личности Левин разрабатывал в русле гештальтпсихологии, дав ей название «теория психологического поля». Он исходил из того, что личность живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность). Эксперименты Левина доказывали, что для каждого человека эта валентность имеет свой знак. Воздействуя на человека, предметы вызывают в нем потребности, которые Левин рассматривал как энергетические заряды, вызывающие напряжение человека. В этом состоянии человек стремится к разрядке, т. е. удовлетворению потребности.Левин различал два рода потребностей – биологические и социальные.Всякий раз, когда у индивидуума возникает какая-то потребность, то есть состояние напряженности, он своими действиями старается снять это напряжение и восстановить внутреннее равновесие.
8.Социальная детерминация психики в трудах Э.Дюркгейма и Л. Леви - Брюля. Французская социологическая школа (англ. Frenchsociologicalschool) - социологическая концепция, а также разработанный на ее основе общественно-исторический подход к психике человека.ВыдвинутаЭ. Дюркгеймом (1858-1917) и Л. Леви-Брюлем, развита М. Гальбваксом, Ш. Блонделем. По Дюркгейму, человек - биосоциальное существо, в котором сосуществуют 2 начала:- индивидуальное, его основой является организм- социальное, которое формируется обществом. Общество - это независимая от индивидов вне- и надындивидуальная реальность. Оно доминирует над ними и служит источником всех высших ценностей. Сначала Леви-Брюля интересовали философские проблемы. Ознакомившись с позитивистскими идеями Конта, Леви-Брюль начал интересоваться проблемами социологии, стал изучать социальные процессы, занимался проблемами методологии интерпретации социальных фактов Он принял идею изначального существования коллектива и коллективных представлений как определяющей черты мышления на начальных стадиях, а позже развил эту идею в целую теорию коллективных представлений и со временем Л Леви-Брюль заинтересовался этнографией и обратился к изучению своеобразия сознания народов Африки, Австралии, Океании, находившихся на низкой ступени общественно-исторического развития. В работе «Умственные функции в низших обществах», изданной в 1910 г, Леви-Брюль раскрывает свою теорию первобытного мышления. По его мнению, существует несколько разных типов мышления Они различаются настолько, что психику первобытного человека или человека, стоящего на очень низкой ступени общественно-исторического развития, невозможно понять, если исходить из данных, полученных на основании изучения психологии взрослых или детей из современного общества, или на основании изучения психологии невротика. Пралогическое мышление - одно из основных понятий в теории Леви-Брюля, он раскрывал его суть в различных своих работах. По мнению психолога, это ранний этап развития мышления, на котором формирование его основных логических законов еще не завершено. Он исследует, как действует и как проявляется пралогическое мышление в разных сферах жизни и сознания отсталых народов или низших обществ. Особое внимание он уделял тому, как происходят переход от пралогического к логическому типу. Пралогическое и логическое - не сменяющие друг друга, а сосуществующие типы мышления. 9.Деятельность Т. Рибо, П.Жане и др. представителей французской школы психологии. Т. Рибо (1839-1916) специально для Рибо была создана кафедра экспериментальной и сравнительной психологии, которую он возглавлял до 1902 г., передав ее впоследствии П.Жане. Рибо был одним из крупнейших представителей экспериментальной психологии. Он пришел к выводу о необходимости строить психологию на основе сравнительных и эволюционных принципов.Многочисленные труды Рибо, были посвященны исследованию практически всех значимых психологических проблем (психофизической проблеме, вопросам патопсихологии, исследованию памяти, внимания, воли, эмоций, творчества и т.д.).Большое значение для развития эмпирической психологии имел разработанный Рибо метод «естественного эксперимента», или «эксперимента, поставленного природой». С точки зрения Рибо, это эксперимент, который ставит над человеком природа, создавая людей разного типа, с разным уровнем развития (дикари, дети, взрослые цивилизованные люди) и разным уровнем психического здоровья (невротики, умственно отсталые люди и т.д.). Одним из наиболее значимых открытий Рибо является сформулированный им закон обратного развития памяти. Он устанавливает порядок старческого ослабления памяти, ее утраты и процесса восстановления в случае временной потери памяти. По этому закону, который так же называется законом прогрессивного расстройства памяти, память утрачивается в направлении от нового к старому и от сложного к простому. П.Жане (1859-1947). Труд «Введение в генетическую эпистемиологию»1949-1951. Он также пришел к выводу о том, что экспериментальная психология должна быть патологической, так как, зная психические болезни, можно изучать нормальную психику. Жане занимался многими проблемами - разрабатывал методы исследования таких психических процессов, как восприятие, внимание, память; исследовал структуру сознания и личности, соотношение сознательного и бессознательного в содержании психики. Он считал, что психическая деятельность в ее примитивной, элементарной форме есть деятельность автоматическая, в ее основе не лежит свобода воли. Изучая структуру сознания, Жане подчеркивал, что все высшие проявления духа строятся на основе низших, где действие, чувство и разум слиты воедино. Жане выстроил трехуровневую структуру сознания: элементарные ощущения, затем память, а на ней базируется «Я», или личность. Причем он разделял эти понятия, говоря о том, что личность по своей природе метафизична, неизменна и неделима, а идея о «Я» изменяется в течение жизни. При этом болезни затрагивают именно область «Я». Жане также ввел в психологию такое важное понятие, как сужение поля сознания. Поле сознания. Исследование причин сужения поля сознания привело Жане к анализу очень важного для психологии вопроса о соотношении сознательного и бессознательного в человеческой психике. А.Бине; Г. Тарда – книга «Закон подражания» - доказывал, что основу соц. взаим-ия составляет ассимиляция индивидом установок. Мак-Дауголл- «Введение в соц. психологию» 1908 – использовал понятия об инстинкте для объяснения соц. поведения человека. Персонология Г.Мюррея В персонологии Г.Мюррея – личность - это система, взаимодействующая с окружающей средой через ее потребности. Развитие происходит через развитие потребностей.Потребность -сущность, организующая восприятие, мышление таким способом, чтобы изменить неудовлетворительную ситуацию. На потребности влияют «прессы» -силы окружающей среды. Потребности и прессы объединяются в «темы», которые образуют «потребностный интеграт». В структуре личности, Мюррей выделяет Ид, Эго и Супер-эго. Отличия от Фрейда: не все инстинкты Ид социально неприемлемы; функция Эго не только защитной, но и организующей, контролирующей; ценности Супер-эго не фиксируются в детстве, ровесники, взрослые могут влиять на Супер-эго, формируется Эго-идеал.Развитие личности состоит из семи этапов, путем добавления к концепции Фрейда двух стадий: клаустральная (внутриутробный период жизни), пассивная зависимость от матери; уретральная (между оральной и анальной стадиями), эрогенная зона - мочевая система, сексуальное удовлетворение - мочевыделение.Соответственно им Мюррей описывает два комплекса и типы характера: 1) клаустральный, защитный механизм - отрицание, черты - пассивность и уход; 2) уретральный, защиты напоминают анальный тип характера, черты - дух соперничества или уступчивости. Мюррей разраб «Тематической апперцепции тест» (ТАТ).
Причины методологического кризиса в психологии в начале 20 века. Этапы кризиса: Период возникновения открытого кризиса 19-начало 20 века –В.Вундт эксперимент; Период самого открытого кризиса 10-30 гг. 20 века;Начинается с выступления бихевиоризма 1913 год Период затухания, борьбы школ – с конца 30г. 20 века-хар-ся упадком направлений 2-го периода Кризис связан с такими именами как: Вертгеймер, Коффка, Келер, Левин, Уотсон, Фрейд, Дилтей – они критиковали ту психологию, которую застали сначала своей работы. К началу 20 века теория психологических исследований, привела к ситуации кризиса в психологии. По Выготскому, это был кризис методологических основ психологии. Кризис в психологии совпал с периодом обострения экономических и социально-политических противоречий в буржуазном обществе. Рост производства сопровождался качественными изменениями в экономике, политике и идеологии. Кризис возник в результате не состоятельности психологии сознания, то есть предмет расширился (поведение, мышление, воля и т.д), а объяснить прежние теории этого не могли. Плюс к этому главной чертой кризиса явился поиск объективных методов изучения психики. И этим методом разные школы считали совершенно разные методы. В результате возникли различные школы: функционализм, структурализм, вюрцбурсакая: но их методы были далеки от объективных. В итоге психология разделилась на отдельные школы. В качестве предмета психологии выделяли различные феномены: Познавательные – гештальт, мотивационная сфера – глубинная псих, Поведение – бихевиоризм.
Структурализм Э.Титчинера. Структурная школа – лидером являлся В. Вундт. Ее представители называли себя структуралистами, так как считали главной задачей психологии экспериментальное исследование структуры сознания. Э.Титченер считал,что предметом психологии являются элементы сознания, кот. даны человеку его самонаблюдением.Перед психологией, по Титченеру, как и перед любой другой наукой, стоят три вопроса: «что?» «как?», «почему?».Ответ на первый вопрос – это решение задачи: требуется выяснить, из каких элементов построен исследуемый предмет. Необходимо объяснить, почему возникает именно такая комбинация, а не иная. В психологической материи Титченер выделяет простейшие элементы – ощущений, образов и чувств, обнаруживаемых благодаря интроспекции. Титченер стремился усовершенствовать метод интроспекции с тем, чтобы он открывал экспериментатору истинную картину сознания. Интроспекция эффективна только тогда, когда избегает «ошибки стимула», т.е. не смешивает ощущения объекта с объектом ощущения. Титченер выделил требования интроспекции: 1.беспрестрастность2.управление вниманием3.телестные и душевные свежести4.наличие благоприятного общего сознания. Закон асооциации- всякий раз процесс ощущуний или образов появляется в сознании вместе с ним проявляются все те образы ощущения, которые встретились с ним прежде всего в каком-нибудь совершенном сознании. Его труд «Экспериментальная психология»1901-1905 Функционализм У.Джеймса. Функционализм – научное направление психологии кот. занимается проблемами связанные с ролью психики в адаптации организма к условиям окружающей среды. У истоков функционализма в США стоял Уильям Джеймс (1842-1910). I. Учение о сознании. Джеймс рассматривал сознание, понимаемое как „поток сознания“, в плане его приспособительных функций. В своих “Основах психологии” (1890) Джемс писал, что внутренний опыт человека - это не “цепочка элементов”, а “поток сознания”, отличающийся личностной избирательностью (способностью постоянно производить выбор).Сознание вступает только тогда, когда возникают трудности в приспособлении (оно бесполезно, когда для приспособления достаточно рефлексов, навыков, привычек). II. Структура личности. Джеймс предложил одну из первых в психологии теорию личности. В „эмпирическом Я“, или „личности“ им были выделены: Биологическое «Я»-все, что имеет отношение к биологическим функциям;Реальное(материальное) «Я»-сумма всего того, что человек может назвать своим(тело человека, его дом квартира,собственность, друзья); Социальное «Я»- это соц. роли, лежащие в основе наших отношений с окружающими, согласно Джеймсу «набор масок»; Духовное «Я»- внутренняя сущность личности Согласно его формуле, удовлетворенность или неудовлетворенность жизнью зависит от успеха, “деленного” на притязания (Самоуважение=Успех/Уровень притязаний). Степень самоуважения будет возрастать либо при действительном успехе, либо при отказе от стремления к нему. К функционализму относятся: Брентано, Штумпф, Гальтон, Спенсер, Бине.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 2051; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.85.204 (0.012 с.) |