Предмет, структура и место возрастной психологии в системе наук. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет, структура и место возрастной психологии в системе наук.



Возрастной психологии

Предмет, структура и место возрастной психологии в системе наук.

Современная психология представляет собой разветвленную систему научных дисциплин, среди которых особое место занимает возрастная психология как наука о фактах и закономерностях психического развития здорового человека.

Возрастная психология - это наука, изучающая возрастную динамику развития личности человека, его психических процессов и особенностей от рождения до окончания жизни.

Предметом в озрастной психологии являются возрастная динамика, закономерности и движущие силы развития психических процессов и свойств личности человека на разных этапах его жизненного пути.

Объектом изучения возрастной психологии является ребенок, подросток, юноша и т.д.

Возрастная психология как наука достаточно сложна, так как изучает внутренний мир человека (внешняя сторона - поведение, характер, темперамент; внутренняя сторона - сознание, самосознание, мотивы). В отличие от других разделов психологии она имеет свою специфику, ибо изучает психику в процессе развития.

К основным задачам возрастной психологии относят следующие:

• Раскрытие общих закономерностей психического развития в
онтогенезе;

• Установление возрастных периодов психического развития и причин
перехода от одного периода к другому;

• Определение возможностей развития и др.

Возрастная психология оформилась в качестве самостоятельной области знаний к концу XIX века. Возникнув как детская психология (А.Геззел -основоположник детской психологии как нормативной дисциплины), она долго ограничивалась изучением закономерностей психического развития ребенка. Но в дальнейшем, в связи с требованиями общества и новыми достижениями, границы ее исследований расширились в двух направлениях - в сторону, как младших, так и старших возрастов.

Таким образом, внутри возрастной психологии выделяются следующие разделы:

Психология подростка
Психология взрослого человека
Психология старости
Психология юношества

Воз растная психология

Детская психология

Психология

младшего

школьника

Возрастная психология в системе наук.


                       
         
   
 
 



ПЕДАГОГИКА

Закономерности

обучения и

воспитания

человека


ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Возрастная динамика

развития личности и психики

человека от рождения до

старости

Понимание того, в каком

направлении развивается

психика ребенка


АНАТОМИЯ

ФИЗИОЛОГИЯ

ГИГИЕНА

Созревание и развитие НС и органов чувств Биологические особенности возраста


Факты, закономерности и механизмы психики

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ФИЛОСОФИЯ

Методологическая основа

 
 


Структура исследовательского процесса.

выводы и

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ОБРАБОТКА МАТЕРИАЛОВ j

МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

(конкретное воплощение метода в соответствии с целью исследования)

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

(способы получения фактов о проявлениях психики)

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

(требования к построению исследования)

МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ

(философия)

 
 


Понятие возраста и возрастной периодизации в

Психологии

Факторы психического развития ребенка

Одним из важнейших теоретических понятий, связанных с психологическим развитием, являются «факторы развития», которые способствуют или препятствуют, ускоряют или замедляют процесс развития человека.

В психологии создан ряд теорий, по-разному объясняющих психическое развитие ребенка.

Отечественная теория психического развития

Л. С. Выготского

В отечественной психологии психическое развитие рассматривается как усвоение общественно-исторического опыта, в процессе чего происходит очеловечивание психики ребенка.

У человека есть особый опыт, которого нет у животных, - это опыт общественно-исторический, который определяет в значительной мере развитие ребенка.

Как наследственные, так и врожденные особенности представляют собой лишь возможности будущего развития личности.

 

Человеческий мозг устроен так, что накопленный общественный опыт не может передаваться генетически. Главную, определяющую роль в психическом развитие ребенка играет социальный опыт, зафиксированный в форме предметов, знаковых систем. Его он не наследует, а присваивает. Психическое развитие ребенка протекает по образцу, существующему в обществе, определяясь той формой деятельности, которая характерна для данного уровня развития общества. Поэтому дети в разные исторические эпохи развиваются по-разному. Таким образом, формы и уровни психического развития заданы не биологически, а социально. А биологический фактор влияет на процесс развития не прямо, а опосредованно.

При таком понимании развития складывается и иное понимание социальной среды. Она выступает не как обстановка, не как условие развития, а как его источник, поскольку в ней заранее есть все, чем должен овладеть ребенок, как положительное, так и отрицательное. Причем социальная среда не складывается только из непосредственного окружения ребенка. Она представляет собой взаимосвязь трех компонентов:

• Макросреду составляет общество, как определенную социально-
экономическую, социально-политическую и идеологическую систему. В
ее рамках протекает вся жизнедеятельность личности.

• Мезосреда включает национально-культурные и социально-
демографические особенности региона, в котором проживает ребенок.

• Микросреда - это непосредственная среда его жизнедеятельности
(семья, соседи, группы сверстников, культурные, воспитательно-
образовательные учреждения, которые он посещает).

Л.С.Выготский выделил 2 уровня (зоны) психического развития:

1) Зона актуального развития - те знания, умения, навыки и действия,
которые есть в психике ребенка на сегодняшний день; то, что ребенок
может делать самостоятельно.

2) Зона ближайшего развития - задачи, которые сегодня ребенок может
выполнить при помощи взрослого, а завтра - самостоятельно.

Обучение должно опираться на зону ближайшего развития. Обучение, по Л.С. Выготскому, ведет за собой развитие "тянет" его за собой. Но оно не должно, в то же время, отрываться от развития ребенка. Значительный отрыв, искусственное забегание вперед без учета возможностей ребенка приведет в лучшем случае к натаскиванию, но не будет иметь развивающего эффекта.

Перинатальная психология

Перинатальная психология - новая увлекательная область сихологии, занимающаяся изучением условий становления психики ребенка в перинатальном периоде. Объектом изучения перинатальной психологии является диада «мать-дитя».

Медики - акушеры и неонатологи - определяют продолжительность перинатального периода от срока беременности, когда появившийся на свет малыш способен выжить (по традиционным взглядам с 28-й недели внутриутробной жизни, при современных медицинских технологиях- с 22 недели) по 7-е сутки жизни после рождения. Перинатальные психологи и психотерапевты расширяют границы перинатального периода, включая в него весь период от планирования ребенка до первых месяцев его жизни и вплоть до конца первого года его жизни. В это время психика ребенка развивается самыми быстрыми темпами, а условия ее развития обеспечиваются мамой. Поэтому становление материнской сферы женщины (онтогенез материнства) также входит в сферу интересов перинатальной психологии.

Начало психологическому изучению перинатального периода было положено во второй четверти XX века в рамках психоаналитического направления. В психической жизни ребенка наблюдаются следующие процессы.

 

 

СРОК БЕРЕМЕННОСТИ РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ ВЛИЯНИЕ МАТЕРИ
Первый триместр - появление сенсорных переживаний, положительных и отрицательных эмоций (комфорт и дискомфорт) Влияние матери только через функции организма. Непосредственное взаимодействие отсутствует.
Второй триместр - появляется активность ребенка (отвечает движением на тактильную и слуховую стимуляцию) Поступающие с кровью гормоны матери меняют эмоциональное состояние ребенка (удовольствие или неудовольствие).
Третий триместр - формируются индивидуальные особенности нервной системы (тип ВИД), психические особенности (способности). Под влиянием эмоциональной информации от матери формируется внутренняя реальность будущего ребенка (например, вина и страх напрямую угнетают развитие ребенка)

 

В перинатальной медицине и педагогике уже много известно о связи между эмоциональным содержанием ожидания ребенка и его последующим развитием и обучением.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ МАТЕРИ



СЕНСОРНЫЕ ФУНКЦИИ

САМОСОЗНАНИЕ РЕБЕНКА

 


 


ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ


ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ


       
   


Клиницисты и психологи подчеркивают важность перинатального воспитания как основы для будущего воспитания и обучения ребенка, для его полноценного и творческого включения в человеческую культуру. Перинатальное воздействие должно осуществляться через обращение к эмоционально-ценностному слою личности будущей матери.

Американский психолог Станислав Гроф, работая с измененным сознанием пациентов, обнаружил и описал травматические следы, оставляемые в психике человека родовым процессом. Им было введено понятие «сгущение опыта». С точки зрения С. Грофа, эти следы образуют одну из четырех «перинатальных матриц».

• В первой фазе, соответствующей началу родового процесса, пациенты
переживали всеобъемлющее чувство беспокойства и ощущение
опасности для жизни.

• Вторая фаза, совпадающая с первой клинической фазой родов, - это
время, когда «существование кажется лишенным смысла», происходит
концентрация на роли жертвы, на невозможности спасения и
безысходности.

• Третья перинатальная матрица, соотносящаяся со второй стадией
родов, воплощается в переживании борьбы, напряжения, возбуждения,
ярости, сопротивления.

• Четвертая матрица (третья клиническая стадия родов) переживается
как максимум боли, смерть и повторное рождение. Страдания и агония
доходят до переживания разрушения. Ребенок, получивший во время
рождения опыт избегания или сопротивления, будет действовать в
новых ситуациях аналогичным образом. Человек приходит в жизнь с
опытом рождения, а к рождению - с опытом внутриутробной жизни;
похожие ситуации оживляют, сгущают его опыт.

Связь между эмоциональным неблагополучием беременной и течением родового процесса подтверждается клиницистами.

 

Новорожденность.

Период новорожденности - это начало младенческого возраста. Процесс рождения - тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Недаром психологи говорят о кризисе новорожденности.

Рождение — это всегда резкий переход к новому. Адаптация ребенка в этот период связывается с резкими изменениями средовых факторов. 3. Фрейд сравнивал рождение ребенка со смертью, а крик новорожденного с криком отчаяния и нежеланием покинуть комфортный мир. Вот как драматично описывает момент рождения Е.В. Субботский:

«Тюрьма», доселе нежно обнимавшая ребенка, взбунтовалась. Она сжимает его все сильнее и сильнее, стремясь раздавить. Голова упирается в стенку. Неведомая сила сдавила так, что смерть кажется неминуемой... Страдание и боль достигают вершины.

И вдруг все взрывается. Вселенная залита светом. Нет больше «тюрьмы», нет неведомой страшной силы. Малыш родился. Он в ужасе: ничто более не касается его спины, его головы, ничто не поддерживает его...

«Посмотрите на новорожденного в первые минуты его жизни. Эта трагическая маска лица, закрытые глаза, кричащий рот. Эта запрокинутая голова, руки, охватившие ее, ноги, напряженные до предела. Это тело, напоминающее спазм, -разве все это не говорит, не кричит нам: «Не трогай меня, не трогай меня!» -ив то же время: «Не бросай меня, не бросай меня!»...Вы говорите, ада не существует? Но он есть, и не там, за порогом жизни, а в ее начале. Что если вас нагими поместить в холодильник вниз головой, заполнить пространство едким дымом, а затем ослепить прожекторами под громовые раскаты взрывов? «Такое и в страшном сне не приснится», - скажете вы. И, тем не менее, не то ли испытывает ребенок, впервые увидевший свет?»

Причины кризиса новорожденности:

Физиологические - рождаясь, ребенок физически отделяется от матери.
Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность,
воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость
смены типа питания (признак кризиса — потеря в весе в первые дни
после рождения);

Психологические — психика новорожденного ребенка представляет
собой набор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают
ребенку в первые часы его жизни.

 

Особенности развития новорожденного:

• Развитие сенсорных процессов опережает развитие моторики, в то
время как развитие детенышей животных имеет обратный порядок;

• Безграничные возможности усвоения нового опыта, приобретения
свойственных человеку форм поведения. Формируются потребности в
получении впечатлений, в движении, в общении со взрослым.

Комплекс оживления

К концу первого - началу второго месяца в психической и социальной жизни

ребенка наступает переломный момент. Его связывают со специфической

реакцией ребенка на человеческий голос. В ответ на обращения матери он

улыбается, внимательно смотрит на нее, оживленно двигает конечностями и

издает разнообразные звуки.

Картина радостного поведения младенца была названа учеными «комплекс

оживления». Этот термин был впервые введен в 20-е годы Н.М.

Щеловановым.

Комплекс оживления - позитивная эмоциональная реакция младенца,

выражаемая в мимике, в движениях, звуках, производимых ребенком.

Комплекс оживления включает 4 основных компонента:

I. Замирание и зрительное сосредоточение - долгий, пристальный взгляд

на взрослого;

П. Улыбка, выражающая радостные эмоции ребенка;

III. Двигательное оживление - движения головы, вскидывание ручек и
ножек, прогибание спинки и пр.

IV. Вокализации — вскрики, гуканье, гуление.

ФУНКЦИИ КОМПЛЕКСА ОЖИВЛЕНИЯ



 


 


РЕАКТИВНАЯ:

как реакция на радующий объект


АКТИВНАЯ:

направлена на акт общения


Таким образом, комплекс оживления служит границей критического периода новорожденности, а сроки его появления - основным критерием нормального психического развития ребенка.

 

Новорожденность - единственный период в жизни человека, когда можно наблюдать в чистом виде природные, инстинктивные формы поведения.

Врожденные безусловные рефлексы это автоматические, непроизвольные ответы на определенные внешние раздражители.

ВРОЖДЕННЫЕ БЕЗУСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ

 

         
        г
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ   АТАВИСТИЧЕСКИЕ
РЕФЛЕКСЫ:   РЕФЛЕКСЫ:
- защитные рефлексы на действия   - рефлекс Робинзона
раздражителей (зрачковый,   (цеплятельный рефлекс) на
мигательный рефлекс и др.)   прикосновение к ладошке ребенка
- сосательный рефлекс на   - переступательный рефлекс
прикосновение ко рту ребенка   - рефлекс ползанья на
- поисковый (ориентировочный)   прикосновение к подошве ног
рефлекс на прикосновение к щеке   - плавательный рефлекс
ребенка   и другие

I


I


 


Включаются в более сложные формы поведения ребенка


На их основе ничто человеческое не развивается, уже в первом полугодии они угасают


       
 
 
   


Ранний возраст.

После младенчества начинается новый этап развития человека -раннее детство (от 1 года до 3 лет).

Младенчество вооружило ребенка умением смотреть, слушать. Ребенок начинает овладевать телом, управлять движениями рук. В раннем возрасте ребенок уже не беспомощное существо, он чрезвычайно активен в своих действиях и стремлении к общению со взрослыми. Предыстория психического развития теперь уступила место его подлинной истории. Качественные преобразования, которые претерпевает ребенок за первые три года столь значительны, что некоторые психологи, размышляя о том, где же середина пути психического развития человека от момента рождения до зрелого возраста, относят ее к трем годам.

Ведущий тип деятельности

Ведущая деятельность в раннем детстве - предметная деятельность (иногда ее называют предметно-орудийная или предметно-

манипулятивная деятельность). Сущность ее заключается в присвоении ребенком общественно выработанных способов употребления всех окружающих его вещей.

По форме - это всегда совместная со взрослым деятельность, поскольку на орудии не написан способ его употребления и самостоятельно, без помощи взрослого, ребенок не может понять назначение предмета.

Таким образом, главное в овладении предметными действиями - это совместная деятельность ребенка со взрослым, в процессе которой взрослые постепенно передают ребенку общественно выработанные способы употребления предметов.

 

  ПРЕДМЕТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ  
       
         
ОРУДИЙНЫЕ ДЕЙСТВИЯ - это действия ребенка со специальными игрушками (складывание матрешки, нанизывание колец пирамидки, складывание кубиков, закрывание коробки крышкой).   СООТНОСЯЩИЕ ДЕЙСТВИЯ направлены на предметы быта, в которых способ действия зафиксирован практическим назначением предмета (ложкой едят, мылом моют руки, ключом открывают дверь).
           

По Д.Б. Эльконину, предметно-орудийная деятельность ребенка раннего возраста развивается в двух направлениях:



 


 


От неспецифических действий с предметами


От совместных со взрослым действий


 


к их специфическому использованию


к самостоятельным действиям


Психологи выделяют следующие этапы развития предметной деятельности:

I. 1-1,5 года - ребенок не знает функций предметов (любой предмет используется одинаково - ребенок постукивает им, размахивает, тащит в рот);

П. 2 - 2,5 года - жесткое закрепление функции за предметом (будет «укладывать спать» именно ту куклу и именно в том месте, где это делала мать; другая кукла его не устроит);

III. после 2,5 лет - отделение действия от предмета, ребенок осваивает функции предмета и начинает использовать одни предметы вместо других (использование предметов-заместителей), начинает переносить усвоенные способы действия на другие предметы (научившись пить из чашки, проделывает те же действия и с другой чашкой, и со стаканом, и с кружкой).

В рамках предметной деятельности зарождается игра (в конце раннего детства).

Основные новообразования возраста

Речь. Раннее детство - это сензитивный период для интенсивного развития речи, которое осуществляется в двух основных формах:



 


 


Импрессивная -процесс восприятия звучащей речи и понимания ее смысла.


Экспрессивная -процесс

воспроизведения устной речи.


Автономная речь ребенка (необычные и по звучанию, и по смыслу слова)

довольно быстро (обычно в течение полугода) трансформируется и исчезает,

заменяется словами "взрослой" речи.

К 1 году словарь ребенка -10 слов;

К 1г.8м. -100 слов;

К 2 г. - 300 слов и более;

КЗ г.-1000-1500 слов.

Предложения первоначально, примерно в 1,5 года, состоят из 2-3 слов. Это

чаще всего субъект и его действие ("мама идет"), действие и объект действия

("дай булку", "хочу конфету"), или действие и место действия ("книга там").

К трем годам усваиваются основные грамматические формы и основные

синтаксические конструкции родного языка. В речи ребенка встречаются

почти все части речи, разные типы предложений. Речь становиться

полноценным средством общения.

Восприятие. Л.С. Выготский рассматривал восприятие как ведущую

функцию в раннем возрасте. Оно на всем протяжении раннего возраста тесно

связано с выполняемыми предметными действиями.

Восприятие ребенка непроизвольно и избирательно. Он выделяет в предмете

отдельные, ярко выраженные, часто несущественные признаки.

Форма служит ребенку основанием для узнавания предмета.

Дети различают 5-6 форм (круг, овал, квадрат, прямоугольник,

треугольник, многоугольник), и 8 цветов (красный, оранжевый. Желтый,

зеленый, синий, фиолетовый, белый, черный). Но не всегда правильно их

называет.

Мышление. Решающую роль в этом процессе играет предметная деятельность (орудийные и соотносящие действия).

Переход от использования готовых связей, показанных взрослым, к их установлению - важная ступень в развитии детского мышления. На первых порах установление новых связей происходит путем практических проб и различных ориентировочных действий, носит название наглядно- действенного. В раннем возрасте формируются элементы наглядно-образного мышления, когда ребенок действует не с реальными предметами, а с их образами, представлениями о них.

Память. Память еще не действует как отдельный процесс, она включена в другие виды познания (восприятие, мышление, воображение). Память ребенка этого возраста носит непроизвольный характер. Ребенок не умеет запоминать, не владеет способами запоминания; ребенок не вспоминает, а «ему вспоминается».

Внимание. Непроизвольно. Сознательный контроль за выполнением действия отсутствует. Многое зависит от привлекательности предмета, действия с ним. Ребенок раннего возраста плохо переключает внимание, легко отвлекается.

Воображение. Воображение появляется в игре, когда возникает воображаемая ситуация и игровое переименование предметов (использование предметов-заместителей).

Воображение в раннем детстве носит воссоздающий характер (работает на воссоздание того, что предлагается в словесном описании или рисунке).

Личностные новообразования. В этот период деятельность ребенка обращается не только на внешний мир, но и на самого себя, начинается процесс самопознания. Ребенок начинает осознавать себя как субъекта (сначала называет себя по имени, а к концу 2-го года появляется местоимение «я»), осознавать свои желания и стремиться к самостоятельности. Ребенок сравнивает себя со взрослым и хочет быть похожим на него во всем, в результате ребенок противопоставляет свои желания желаниям и требованиям взрослого.

Таким образом, центральное личностное новообразование - это «система Я» (возникает на месте прежней социальной ситуации «Мы») и потребность действовать самому, которая выражается в настойчивом требовании «Я сам». Это становится характерным проявлением кризиса трех лет.

Кризис трех лет

Сущность кризиса трех лет, как и любого другого кризиса заключается во «взрыве» прежней социальной ситуации развития. Критическим этот период является потому, что на протяжении всего нескольких месяцев существенно меняются поведение ребенка и его отношения с окружающими людьми.

Симптомы кризиса трех лет описал Л.С. Выготский и назвал кризисом отношений.

1. Негативизм - поведение ребенка идет вразрез с тем, что предлагают
ему взрослые. Главный мотив действия - сделать наоборот, то есть
прямо противоположное тому, что ему сказали. Негативизм отличается
от обычного непослушания тем, что ребенок не желает делать что-либо
именно потому, что его попросили. Негативизм избирателен (ребенок
игнорирует одного, в то время как с другим послушен).

2. Упрямство - такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо
не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он требует,
чтобы с его мнением считались.

3. Строптивость - протест против норм воспитания, установленных для
ребенка, против навязанного ребенку образа жизни.

4. Своеволие, своенравие - гипертрофированное стремление к
самостоятельности, несоответствующее возможностям ребенка
(ребенок добивается самостоятельности там, где мало что умеет).

5. Проест - бунт, обесценивание, деспотизм - ребенок жестко и
агрессивно проявляет свою власть над окружающими, диктуя свои
требования (в противном случае взрослых ждут истерические
приступы с битьем головой об пол, слезы, крики и пр.).
Обесценивается то, что было привычно и дорого раньше (обзывает
взрослых, ломает любимую игрушку).

Ряд психологических наблюдений показывает, что далеко не всегда трехлетние дети обнаруживают столь острые негативные формы поведения или быстро их преодолевают.

Взрослый в этот период испытывает значительные трудности во взаимоотношениях с ребенком, сталкиваясь с его упрямством и негативизмом. Взрослому важно уметь руководить, не подавляя активную самостоятельность ребенка, умело направляя ее. Например, если ребенок капризничает во время одевания, то целесообразно спросит его: «А ты с какой ноги будешь надевать ботиночки, с правой или с левой?» Этот вопрос создает для ребенка ситуацию выбора, и таким образом легче снимается состояние каприза.

Взрослый не имеет права стоять стеной на пути детской самостоятельности. Ребенок растет, отстаивает свою самостоятельность, свое право на действия по собственным решениям. Иначе возникнет чувство вины, которое он пронесет через всю жизнь.

Нравственное воспитание начинается с усвоения ключевых слов: «надо» и «нельзя». Это развивает ориентировку ребенка в окружающем мире и обязывает его. Запретов должно быть мало, но высказывать их нужно твердо. Каждому «нельзя» противопоставляйте альтернативное «можно».

 

 

Возрастной психологии

Предмет, структура и место возрастной психологии в системе наук.

Современная психология представляет собой разветвленную систему научных дисциплин, среди которых особое место занимает возрастная психология как наука о фактах и закономерностях психического развития здорового человека.

Возрастная психология - это наука, изучающая возрастную динамику развития личности человека, его психических процессов и особенностей от рождения до окончания жизни.

Предметом в озрастной психологии являются возрастная динамика, закономерности и движущие силы развития психических процессов и свойств личности человека на разных этапах его жизненного пути.

Объектом изучения возрастной психологии является ребенок, подросток, юноша и т.д.

Возрастная психология как наука достаточно сложна, так как изучает внутренний мир человека (внешняя сторона - поведение, характер, темперамент; внутренняя сторона - сознание, самосознание, мотивы). В отличие от других разделов психологии она имеет свою специфику, ибо изучает психику в процессе развития.

К основным задачам возрастной психологии относят следующие:

• Раскрытие общих закономерностей психического развития в
онтогенезе;

• Установление возрастных периодов психического развития и причин
перехода от одного периода к другому;

• Определение возможностей развития и др.

Возрастная психология оформилась в качестве самостоятельной области знаний к концу XIX века. Возникнув как детская психология (А.Геззел -основоположник детской психологии как нормативной дисциплины), она долго ограничивалась изучением закономерностей психического развития ребенка. Но в дальнейшем, в связи с требованиями общества и новыми достижениями, границы ее исследований расширились в двух направлениях - в сторону, как младших, так и старших возрастов.

Таким образом, внутри возрастной психологии выделяются следующие разделы:

Психология подростка
Психология взрослого человека
Психология старости
Психология юношества

Воз растная психология

Детская психология

Психология

младшего

школьника

Возрастная психология в системе наук.


                       
         
   
 
 



ПЕДАГОГИКА

Закономерности

обучения и

воспитания

человека


ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Возрастная динамика

развития личности и психики

человека от рождения до

старости

Понимание того, в каком

направлении развивается

психика ребенка


АНАТОМИЯ

ФИЗИОЛОГИЯ

ГИГИЕНА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1007; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.114 (0.153 с.)